г. Тюмень |
|
21 сентября 2023 г. |
Дело N А46-8291/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 сентября 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Черноусовой О.Ю.
Шохиревой С.Т.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи (аудиозаписи) помощником судьи Крымовской А.М., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Омскэлектро" на решение от 16.02.2023 Арбитражного суда Омской области (судья Яркова С.В.) и постановление от 17.05.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Рыжиков О.Ю., Шиндлер Н.А.) по делу N А46-8291/2022 по заявлению акционерного общества "Омскэлектро" (644027, Омская область, город Омск, улица Лизы Чайкиной, дом 8, ОГРН 1135543015145, ИНН 5506225921) к Управлению Федерального казначейства по Омской области (644099, Омская область, город Омск, улица Красногвардейская, дом 9, ОГРН 1025500741530, ИНН 5503029414), Федеральному казначейству (101000, Московская область, город Москва, переулок Большой Златоустинский, дом 6, строение 1, ОГРН 1047797019830, ИНН 7710568760) об отмене постановления от 11.02.2022 N 52-16-20/5-2022 и решения от 20.04.2022 N 09-08-10/04.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Распутина Л.Н.) в заседании приняли участие:
от Федерального казначейства, Управления Федерального казначейства по Омской области - Зима Ю.Р. по доверенностям от 29.12.2021, от 10.01.2022;
от акционерного общества "Омскэлектро" - Гусева М.В. по доверенности от 26.01.2023.
Суд установил:
акционерное общество "Омскэлектро" (далее - общество, АО "Омскэлектро") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства Омской области (далее - административной орган, управление) о признании незаконным и отмене постановления от 11.02.2022 N 52-16-20/5-2022 о привлечении к административной ответственности по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 28 221 850,68 руб.; к Федеральному казначейству (далее - казначейство) - о признании недействительным решения от 20.04.2022 N 09-08-10/04.
Решением от 16.02.2023 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 17.05.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами необоснованно не применены положения части 3.2 статьи 4.1, статьи 4.1.1 КоАП РФ; общество не является субъектом вменяемого правонарушения.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, в соответствии с требованием Прокуратуры Омской области и на основании приказа от 05.10.2020 административным органом в период с 06.10.2020 по 25.12.2020 в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка.
По результатам рассмотрения акта проверки от 25.12.2020 управлением принято решение о необходимости назначения внеплановой выездной проверки (повторной проверки).
На основании поступившего из казначейства поручения от 15.03.2021 N 21-03-03/5134 и приказа от 25.03.2021 управлением в период с 20.04.2021 по 01.07.2021 в отношении АО "Омскэлектро" проведена внеплановая проверка, в ходе которой административным органом выявлен факт нецелевого использования обществом субсидии, предоставленной на финансовое обеспечение затрат на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, в которых на дату приватизации первого жилого помещения требовалось оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества, по соглашению от 23.12.2019 N 907-865/2019.
Указанное обстоятельство послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении от 12.10.2021 и вынесения постановления от 17.11.2021 N 52-16-20/40-2021 о привлечении общества к административной ответственности по статье 15.14 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 57 179 796, 45 руб.
В порядке досудебного урегулирования спора АО "Омскэлектро" обратилось в казначейство с жалобой на указанное постановление.
Решением от 17.01.2022 N 09-10-08/18 казначейства постановление от 17.11.2021 N 52-16-20/40-2021 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в административный орган.
По результатам повторного рассмотрения дела об административном правонарушении управлением вынесено постановление от 11.02.2022 N 52-16-20/5-2022 о привлечении общества к административной ответственности по статье 15.14 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 28 221 850,68 руб.
Решением от 20.04.2022 казначейства указанное постановление оставлено без изменения, жалоба общества - без удовлетворения.
Не согласившись с постановлением от 11.02.2022 и решением от 20.04.2022, АО "Омскэлектро" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о наличии в деянии общества состава вменяемого правонарушения, а также об отсутствии нарушений порядка привлечения к административной ответственности и оснований для применения положений статей 2.9, 4.1.1, пункта 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств настоящего дела.
Статьей 15.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, означающий, что ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 БК РФ направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, признаются нецелевым использованием бюджетных средств.
Как установлено судами, по результатам отбора получателей субсидии, проведенного на основании приказа Департамента городского хозяйства Администрации города Омска от 17.12.2019 N 219 "О проведении отбора получателей субсидии при проведении мероприятия по капитальному ремонту многоквартирных домов, по которым требовался ремонт на дату приватизации, проведение которого осуществляется в рамках государственных программ Омской области" в целях реализации постановления Администрации города Омска от 19.01.2018 N 40-п "О предоставлении из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов", между Департаментом городского хозяйства Администрации города Омска и АО "Омскэлектро" заключено соглашение от 23.12.2019 N 907-865/2019 о предоставлении из бюджета города Омска в 2019 году субсидии на финансовое обеспечение затрат на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, в которых на дату приватизации первого жилого помещения требовалось оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества, проведение которого осуществляется в рамках государственных программ Омской области, в размере 997 611 030,59 руб. (далее - соглашение).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 11 соглашения получатель субсидии обязуется направлять субсидию на финансовое обеспечение затрат, определённых в разделе I данного соглашения, и использовать субсидию по целевому назначению.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды установили, что в нарушение пункта 2, подпункта 3 пункта 11 соглашения обществом за счет субсидии произведена оплата текущих платежей в общей сумме 571 797 964,48 руб., что не соответствовало целям использования средств субсидии.
Поскольку АО "Омскэлектро" не представлены доказательства, подтверждающие принятие всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, и с учетом того, что выводы, указанные в оспариваемом постановлении, основаны на материалах проверки, по результатам которой вынесено представление от 27.08.2021 N 52-19-11/5652, законность которого была предметом рассмотрения в рамках дела N А46-21559/2021, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ.
Вопреки доводам общества субъектом ответственности по статье 15.14 КоАП РФ может быть любое лицо при установлении факта получения им средств из бюджета и использования данных денежных средств не по нецелевому назначению.
Порядок привлечения к административной ответственности не нарушен.
Административное наказание назначено в виде административного штрафа в пределах санкции статьи 15.14 КоАП РФ с учетом того, что в пределах срока давности привлечения к административной ответственности нецелевое расходование бюджетных средств составило 282 218 506,75 руб.
Оснований для применения положений статей 2.9, 4.1.1, частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ судами не установлено.
Доводы подателя кассационной жалобы о необоснованном неприменении судами в настоящем случае положений части 3.2 статьи 4.1, статьи 4.1.1 КоАП РФ подлежат отклонению, поскольку направлены на установление иных фактических обстоятельств дела, связанных с оценкой обоснованности назначенного административного наказания, что не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции исходя из положений статей 286, 287 АПК РФ, пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
С учетом изложенного арбитражные суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом требований.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16.02.2023 Арбитражного суда Омской области и постановление от 17.05.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-8291/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Ф. Дружинина |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Административное наказание назначено в виде административного штрафа в пределах санкции статьи 15.14 КоАП РФ с учетом того, что в пределах срока давности привлечения к административной ответственности нецелевое расходование бюджетных средств составило 282 218 506,75 руб.
Оснований для применения положений статей 2.9, 4.1.1, частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ судами не установлено.
Доводы подателя кассационной жалобы о необоснованном неприменении судами в настоящем случае положений части 3.2 статьи 4.1, статьи 4.1.1 КоАП РФ подлежат отклонению, поскольку направлены на установление иных фактических обстоятельств дела, связанных с оценкой обоснованности назначенного административного наказания, что не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции исходя из положений статей 286, 287 АПК РФ, пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях"."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 сентября 2023 г. N Ф04-4267/23 по делу N А46-8291/2022