г. Тюмень |
|
25 сентября 2023 г. |
Дело N А27-12361/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Хлебникова А.В.,
судей Мальцева С.Д.,
Туленковой Л.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Топольник" ОАО Запсибметкомбинат на постановление от 25.05.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Ваганова Р.А., Марченко Н.В., Подцепилова М.Ю.) по делу N А27-12361/2022 по иску общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (654027, Кемеровская область - Кузбасс, город Новокузнецк, проспект Коммунаров, дом 2, ОГРН 1104217005892, ИНН 4217127183) к садоводческому некоммерческому товариществу "Топольник" ОАО Запсибметкомбинат (654222, Кемеровская область - Кузбасс, Новокузнецкий район, поселок Терехино, ОГРН 1024202130732, ИНН 4238011373) о взыскании задолженности.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Павлов Олег Дмитриевич.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области к садоводческому некоммерческому товариществу "Топольник" ОАО Запсибметкомбинат (далее - ответчик, товарищество) с иском о взыскании 421 826,29 руб. долга по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с 01.07.2018 по 01.11.2021.
Решением от 06.12.2022 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Козина К.В.) иск удовлетворен частично: с товарищества в пользу общества взыскано 66 629,46 руб. основного долга, 1 806,53 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Постановлением от 25.05.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение отменено, иск удовлетворен.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, товарищество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит постановление отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.
В кассационной жалобе заявитель указал, что истец, являющийся региональным оператором, не подтвердил определение для ответчика места накопления ТКО, не раскрыл схему транспортного потока от ответчика в спорный период с 01.07.2018 по 01.11.2021 и не подтвердил ее соблюдение: указание на наличие площадки для сбора ТКО не может подтверждать ее наличие в спорный период; сведений о количестве членов и участков, зарегистрированных в реестре в спорный период, материалы дела не содержат;
на территории Кемеровской области норматив накопления ТКО установлен постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 27.04.2017 N 58 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" (далее - Постановление РЭК N 58): суд первой инстанции, проверив расчет истца, правомерно признал его неверным.
Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в отсутствие их представителей в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 АПК РФ.
Проверив в соответствии со статьями 286, 288 АПК РФ законность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество в соответствии с соглашением от 27.10.2017, заключенным с департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области, является региональным оператором по обращению с ТКО в зоне "Юг" Кемеровской области, осуществляющим свою деятельность в порядке положений Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
В подготовленном региональным оператором проекте договора от 14.12.2021 N 152966-2021/ТКО для товарищества определено место накопления ТКО и подъездные пути к нему, расположенное по следующему адресу: Кемеровская область - Кузбасс, Новокузнецкий район, поселок Терехино, улица Береговая, дом 22, что согласуется с территориальной схемой обращения с отходами производства и потребления.
Из представленного в материалы дела приложения А1 "Реестр источников образования твердых коммунальных отходов" к территориальной схеме обращения с отходами производства и потребления следует, что товарищество учтено в территориальной схеме в качестве собственника ТКО.
Поскольку условия договора об оказании услуг по обращению с ТКО сторонами не согласованы, определение количества отходов, образующихся в деятельности ответчика, произведено истцом исходя из норматива накопления отходов, однако установленного в 2021 году.
Постановлением РЭК N 58 установлены и введены в действие нормативы накопления ТКО по категориям потребителей и категориям объектов, на которых образуются отходы, на территории Кемеровской области с момента утверждения единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории Кемеровской области, включая норматив накопления ТКО для собственников помещений в многоквартирных домах, жилых домов (домовладений) и лиц, пользующихся указанными жилыми помещениями на ином законном основании, в размере 2,073 куб. м на 1 проживающего человека в год и 0,247027 тн на 1 проживающего человека в год.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 05.08.2021 N 265 "О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 27.04.2017 N 58 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" (далее - Постановление РЭК N 265) для садоводческих кооперативов, садово-огородных товариществ введен норматив накопления ТКО, равный 2,360 куб. м на 1 участника (члена) в год.
Общество в расчетах применило норматив накопления ТКО, равный 2,360 куб. м на 1 участника (члена товарищества) в год, учтя при этом предоставленную администрацией Новокузнецкого муниципального района информацию о количестве членов товарищества и участков (101).
Поскольку направленная товариществу претензия от 20.12.2021 N 102662 об оплате услуг по обращению с ТКО, оказанных с июля 2018 года по 01.11.2021, оставлена без удовлетворения, общество обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Рассматривая спор, суд первой инстанции руководствовался статьей 24.7 Закона N 89-ФЗ, статьями 5, 16-18 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 217-ФЗ), пунктом 8(18) Правил N 1156, исходил из несогласования сторонами условий об оказании услуг по обращению с ТКО, а также отсутствия в спорный период установленного норматива накопления ТКО для категории потребителей, к которой отнесен ответчик (садоводческое товарищество), неправомерности ретроспективного применения норматива, установленного с 05.08.2021, для этой категории потребителей услуг, наличии оснований для применения норматива, установленного в разделе 2.4 "Нормативы накопления ТКО и расчет массы образуемых ТКО" территориальной схемы в таблице N 12 "Нормативы накопления ТКО в Кемеровской области" по категории объекта "Садоводческие и прочие некоммерческие объединения домовладения сезонного проживания, дачные и садоводческие участки, огородные участки", равного 0,144 тн/год из расчетной единицы "1 участок", произведя собственный расчет, удовлетворил иск частично, признав подлежащей взысканию задолженность в размере 66 629,46 руб.
Повторно рассмотрев спор, апелляционный суд руководствовался статьями 8, 307, 309, 310, 711, 720, 779, 781, 783 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 1, 24.6, 24.7, 24.10 Закона 89-ФЗ, статьями 4, 16 - 18 Закона N 217-ФЗ, пунктами 4, 5, 8(10), 8(14), 8(15), 25 Правил N 1156, пунктами 5, 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), пунктами 8, 12 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда", исходил из того, что примененный судом первой инстанции расчетный показатель 0,144 тн/год сформирован как показатель массы (в тоннах на человека), в связи с чем пришел к выводу о невозможности его применения в расчете платы по тарифу, установленному как стоимость единицы услуги исходя из объема (в куб. м на одного человека), определив возможность применения расчета истца, основанного на объеме ежемесячного накопления ТКО, равного 2,360 куб. м на 1 участника (члена) в год, с учетом соблюдения пределов рассмотрения исковых требований, а также приняв во внимание представленную регулирующим органом информацию по результатам замеров ТКО по Кемеровской области за 2019 - 2020 годы по садоводческим некоммерческим товариществам на территории Новокузнецкого муниципального района Кемеровской области, из которой следовала необходимость применения норматива накопления по аналогии 4,2632 куб. м на 1 участника (члена) в год (то есть в размере, превышающем использованный в расчете истца), на основании чего отменил решение суда первой инстанции, удовлетворив иск в полном объеме.
Суд округа не находит оснований для отмены или изменения постановления апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 24.6 Закона N 89-ФЗ обращение с ТКО обеспечивается региональными операторами.
Из пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ следует, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Пункт 1 статьи 123.12 ГК РФ определяет товарищество собственников недвижимости (далее - СНТ, товарищество) как добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, садовых домов, садовых или огородных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.
Члены товарищества обязаны своевременно уплачивать взносы, предусмотренные названным законом. При этом членские взносы могут быть использованы исключительно на расходы, связанные в том числе с осуществлением расчетов с оператором по обращению с ТКО, региональным оператором по обращению с ТКО на основании договоров, заключенных товариществом с этими организациями (пункт 2 части 6 статьи 11, пункт 3 части 5 статьи 14 Закона N 217-ФЗ).
Принятие решений о заключении договоров с оператором по обращению с ТКО, региональным оператором по обращению с ТКО относится к полномочиям правления товарищества как постоянно действующего коллегиального исполнительного органа (пункт 6 части 7 статьи 18 Закона N 217-ФЗ).
С учетом действующего правового регулирования садовое или огородническое некоммерческое товарищество является уполномоченным лицом, действующим от своего имени и в интересах членов товарищества (собственников домовладений), которое заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО с соответствующим региональным оператором по обращению с ТКО (апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 21.10.20213 N АПЛ21-364).
Услуга регионального оператора по обращению с ТКО относится к регулируемым видам деятельности (пункты 1, 4 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ).
Исходя из статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, пунктов 5, 8(4), 8(11), 8(17), 9, 7 Правил N 1156, учитывая, что образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978), потребитель лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению, он должен утилизировать отходы посредством услуг, оказываемых региональным оператором.
Согласно пункту 5 Правил N 505 коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, исходя из представленных доказательств; каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статьи 64, 65, 67, 68, 71 и 168 АПК РФ).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, а также доводы и возражения участвующих в деле лиц, установив отсутствие правовых оснований для использования в расчете при определении количества оказанных услуг примененного судом первой инстанции норматива, приняв во внимание положения Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.07.2016 N 524/пр (далее - Методические рекомендации N 524/пр), а также информацию регулятора по результатам замеров ТКО по Кемеровской области за 2019 - 2020 годы по СНТ на территории Новокузнецкого муниципального района Кемеровской области, для которых годовой норматив накопления отходов, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу (одного участника (члена) составил 4,203 куб. м и 10,743 куб. м в год, соответственно, самостоятельно произведя расчет годового норматива, основанного на сумме каждого из сезонных среднесуточных показателей по двум объектам накопления, разделенной на количество объектов, по которым производились замеры (2), а также на количество сезонов (4), умноженной на количество дней в году, получив искомую величину 4,2632, однако, учтя, что такой норматив существенно превышает норматив накопления ТКО, установленный Постановлением РЭК N 265 (2,360 куб. м на 1 участника (члена) в год), который применен истцом в расчете исковых требований, апелляционный суд счел возможным удовлетворить иск в полном объеме, исходя из расчета истца (в пределах заявленных требований).
Суд округа в целом поддерживает выводы апелляционной инстанции по существу иска и не может принять в качестве обоснованных аргументы кассационной жалобы относительно подлежащего применению норматива накопления по нижеследующим мотивам.
Норматив накопления ТКО для категории потребителей садоводческие кооперативы, садово-огородные товарищества введен нормативным актом РЭК Кузбасса, опубликованным 05.08.2021 и вступившим в силу с указанного времени.
Действительно, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (пункт 1 статьи 4 ГК РФ). По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 Кодекса (пункт 2 статьи 4 ГК РФ).
Постановление РЭК N 265 не содержит условий, распространяющих действие установленного норматива накопления для товарищества на отношения, возникшие до принятия нормативного правового акта.
Однако необходимо учитывать и особенности установления норматива накопления как количественного показателя образуемых в деятельности человека отходов, изложенные в Методических рекомендациях N 524/пр, из которых следует, что нормативы накопления ТКО устанавливаются по результатам замеров фактического накопления ТКО зимой (в декабре и январе), весной (в апреле), летом (в июне и июле) и осенью (в сентябре и октябре).
Порядок определения нормативов накопления ТКО предусматривает необходимость сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений, замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов (пункты 1, 11, 15(1) - 18 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 269). Методические рекомендации N 524/пр также предлагают суммирование полученных по результатам замеров данных о массе и объеме отходов каждого объекта каждой категории по дням недели и занесение в сводные сезонную и годовую ведомости накопления, примерные формы которых представлены в приложениях 4 и 5 к рекомендациям.
Таким образом, нормативы накопления ТКО не зависят от размера затрат регулируемой организации (регионального оператора) на осуществление хозяйственной деятельности или доходов от нее, а обусловлены лишь непрерывно длящимся процессом потребления, неизбежно влекущим образование условно-постоянного и поддающегося измерению количества отходов. При расчетном способе учета ТКО по нормативу накопления предполагается, что по общему правилу в составе такого норматива уже учтено влияние колебаний интенсивности функционирования потребителя в зависимости от времен года (сезонов) путем проведения круглогодичных замеров. Результаты каждого из таких замеров в отдельности будут отличаться, но в своей совокупности их итоговая сумма будет равномерно распределена уполномоченным органом по всем месяцам (расчетным периодам), входящим в календарный год, следствием чего и является усредненный норматив накопления ТКО.
Иными словами, являясь расчетной величиной, норматив накопления ТКО образует презумпцию объема услуг за определенный период, и фактор сезонности функционирования потребителя не подлежит дополнительному учету при определении размера его обязательств перед региональным оператором.
Согласно Методическим рекомендациям N 524/пр нормативы накопления ТКО устанавливаются по результатам замеров их фактического накопления, в связи с чем по общему правилу утвержденный норматив действует на будущее время.
Вместе с тем, отсутствие надлежащим образом установленных нормативов накопления ТКО уполномоченным органом не освобождает потребителей от обязанности оплатить фактически потребленные услуги (ресурсы). При этом, применительно к разъяснениям, приведенным в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.05.2015 N 301-ЭС15-2423, в расчетах могут быть применены результаты замеров, произведенных при установлении актуального норматива, исходя из того, что объем продуцируемых человеком отходов условно постоянен в смежные временные периоды (год от года).
Иными словами, поскольку объем продуцируемых человеком отходов постоянен в последовательные годовые периоды, то при определении количественного показателя накопления ТКО возможно применение результатов замеров, произведенных по заданию органа тарифного регулирования в целях определения норматива накопления ТКО для соответствующих категорий потребителей.
В отсутствие документального обоснования изменения механизма продуцирования ТКО в 2021 году (сформированный в показателе 2,360 куб. м) в сравнении с предыдущими периодами (входящими в исковой), учитывая, что утвержденный в 2021 году норматив основан на результатах измерений количества ТКО в спорный период (предшествующий 2021 году), применение количественного показателя, установленного Постановлением РЭК N 265, является допустимым, что также согласуется с правовой позицией, сформулированной в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена".
Изложенные в кассационной жалобе суждения относительно отсутствия в исковом периоде контейнерной площадки, предназначенной для складирования продуцируемых ответчиком отходов, не принимаются судом округа, поскольку противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам; в проекте договора для товарищества определено место накопления ТКО, это место согласуется с территориальной схемой обращения с отходами производства и потребления, приложением А1 "Реестр источников образования твердых коммунальных отходов" к территориальной схеме (ответчик учтен в территориальной схеме).
Ссылки ответчика на отсутствие в материалах дела сведений о количестве участников товарищества не принимаются судом округа по аналогичным основаниям в силу того, что определенное судом количество членов и участков товарищества (101 участник) корреспондирует информации, предоставленной администрацией Новокузнецкого муниципального района, в то время как доказательств, опровергающих названные обстоятельства дела, ответчиком в ходе судебного спора не представлено.
По существу, доводы, изложенные в кассационной жалобе, сводятся к несогласию с выводами суда относительно фактов, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установление новых обстоятельств, отличных от установленных судом. Между тем полномочия суда округа по пересмотру дела должны осуществляться в целях исправления судебных ошибок в виде неправильного применения норм материального и процессуального права при отправлении правосудия, а не для пересмотра дела по существу (статья 286 АПК РФ, пункты 1, 28, 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Нарушений судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, не установлено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 25.05.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-12361/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Хлебников |
Судьи |
С.Д. Мальцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В отсутствие документального обоснования изменения механизма продуцирования ТКО в 2021 году (сформированный в показателе 2,360 куб. м) в сравнении с предыдущими периодами (входящими в исковой), учитывая, что утвержденный в 2021 году норматив основан на результатах измерений количества ТКО в спорный период (предшествующий 2021 году), применение количественного показателя, установленного Постановлением РЭК N 265, является допустимым, что также согласуется с правовой позицией, сформулированной в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена".
...
По существу, доводы, изложенные в кассационной жалобе, сводятся к несогласию с выводами суда относительно фактов, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установление новых обстоятельств, отличных от установленных судом. Между тем полномочия суда округа по пересмотру дела должны осуществляться в целях исправления судебных ошибок в виде неправильного применения норм материального и процессуального права при отправлении правосудия, а не для пересмотра дела по существу (статья 286 АПК РФ, пункты 1, 28, 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 сентября 2023 г. N Ф04-4544/23 по делу N А27-12361/2022