г. Томск |
|
25 мая 2023 г. |
Дело N А27-12361/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вагановой Р.А.,
судей Марченко Н.В.,
Подцепиловой М.Ю.
при ведении протокола судебного заседания без использования средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Филимоновой П.В. в судебном заседании рассмотрел апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (N 07АП-595/2023) на решение от 06.12.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-12361/2022 (судья Козина К.В.)
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии", г. Новокузнецк, ОГРН: 1104217005892, ИНН: 4217127183 к садоводческому некоммерческому товариществу "Топольник" ОАО Запсибметкомбинат, Новокузнецкий район, п. Терехино, ОГРН: 1024202130732, ИНН: 4238011373, о взыскании 421 826,29 руб. долга,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Павлов Олег Дмитриевич, г. Новокузнецк.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (далее - истец, ООО "ЭкоТек", апеллянт) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области к садоводческому некоммерческому товариществу "Топольник" ОАО Запсибметкомбинат (далее - ответчик, СНТ "Топольник") с иском о взыскании 421 826,29 руб. долга по оплате услуг по обращению с ТКО за период с 01.07.2018 по 01.11.2021.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 06.12.2022 исковые требования удовлетворены частично, с СНТ "Топольник" в пользу ООО "ЭкоТек" взысканы задолженность в размере 66 629,46 руб., а также 1 806,53 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с судебным актом, ООО "ЭкоТек" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы ее податель утверждает, что для расчета суммы задолженности суду первой инстанции следовало применить норматив, установленный для категории потребителей "Садоводческие кооперативы, садово-огородные товарищества" на основании Постановления Региональной энергетической комиссии от 05.08.2021 N 265 "О внесении изменений в Постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 27.04.2017 N 58 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" - 2,360 м3 /1 участник (член) в год.
Ответчик в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Судебное разбирательство по настоящему делу неоднократно откладывалось апелляционным судом в целях истребования у Министерства жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса о предоставлении документа, на основании которого СНТ "Топольник" ОАО Запсибметкомбинат включено в территориальную схему обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Кемеровской области - Кузбасса; у региональной энергетической комиссии Кузбасса - сведений об использованных данных для установления норматива потребления для СНТ, в том числе периодах замеров и полученных величинах для определения норматива накопления ТКО, установленного постановлением РЭК от 05.08.2021 N 265.
Во исполнение определений арбитражного суда Региональной энергетической комиссией Кузбасса в материалы дела представлена информация о результатах замеров ТКО по Кемеровской области в 2019-2020 годах; от Министерства жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса в ответ на запрос суда - выписка из таблицы А.1 Реестр источников ТКО.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечили.
В порядке части 1 статьи 266, частей 1, 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя истца, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции полагает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "ЭкоТек" осуществляет свою деятельность на территории зоны "Юг" Кемеровской области как региональный оператор на основании Соглашения от 27.10.2017 с Департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области с 01 июля 2018 года (далее - Соглашение).
В соответствии с пунктами 1.3.,1.4. Соглашения региональный оператор обеспечивает осуществление деятельности по обращению с ТКО (сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение) в соответствии с территориальной схемой, комплексной региональной программой "Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Кемеровской области" на 2017-2026 годы", утвержденной Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 09.08.2017 N 419, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Кемеровской области и настоящим соглашением по регулируемым тарифам, которые устанавливает Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области.
Согласно пункту 9 Территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Кемеровской области, утвержденной Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.09.2016 N 367 к территориальной зоне "Юг" Кемеровской области относится, в том числе Новокузнецкий муниципальный район.
Таким образом, ООО "ЭкоТек" является региональным оператором по обращению с отходами на территории зоны "Юг" Кемеровской области, с которым собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в случае образования твердых коммунальных отходов на территории муниципальных образований включенных в зону "Юг".
Тарифы на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором установлены Постановлениями РЭК Кемеровской области:
- на период с 01.07.2018 по 31.12.2018 тариф составляет 416,68 руб./м3 (с НДС (18%) 491,68 руб./м3),
- на период с 01.01.2019 по 30.06.2019 тариф составляет 411,37 руб./м3 (с НДС (20%) 493,64 руб./м3),
- на период с 01.07.2019 по 31.12.2019 тариф составляет 415,37 руб./м3 (с НДС (20%) 498,44 руб./м3),
- на период с 01.01.2020 тариф составляет 498,44 руб./м3 (НДС не облагается),
- на период с 01.07.2020 тариф составляет 542,61 руб./м3,
- на период с 01.01.2021 - 542,61 руб./м3,
- на период с 01.07.2021 - 566,37 руб./м3.
В соответствии с информацией, предоставленной Администрацией Новокузнецкого муниципального района, количество членов и участков СНТ "Топольник" составляет 101.
Претензией Исх. N 102662 от 20.12.2021 истец потребовал от ответчика оплаты услуг по обращению с ТКО, оказанных в период с июля 2018 по 01.11.2021.
Отказ от удовлетворения заявленных требований послужил основанием для обращения ООО "ЭкоТек" в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассмотрев повторно дело, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданского кодекса Российской Федерации) гражданские права и обязанности могут возникать, в частности, из договоров и иных сделок.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В силу статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в Кодексе.
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (пункт 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (статья 781 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Общие положения о подряде (статьи 702 - 729) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг (статья 783 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из содержания пункта 1 статьи 711 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов.
Согласно статье 720 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику. Заказчик, обнаруживший недостатки в работе при ее приемке, вправе ссылаться на них в случаях, если в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку, были оговорены эти недостатки либо возможность последующего предъявления требования об их устранении.
По смыслу приведенных выше законоположений основанием для оплаты услуг является факт их оказания вне зависимости от наличия или отсутствия договора заключенного сторонами в форме единого документа, а равно от подписания акта приемки услуг любой из сторон. Отсутствие акта приемки услуг не исключает предъявление требования об их оплате стороной, фактически оказавшей соответствующие услуги. Изложенное согласуется с правовым подходом, сформированным в пунктах 8, 12 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда".
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления).
Согласно статье 1 Закона об отходах производства и потребления региональный оператор по обращению с ТКО представляет собой юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Накопление, сбор, транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляется в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации (статья 24.6 Закона об отходах производства и потребления).
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 24.7 Закона об отходах производства и потребления региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона об отходах производства и потребления).
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона об отходах производства и потребления).
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО установлен Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), согласно пункту 8(1) которых региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 8(15) Правил N 1156 в случае, если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
Согласно пункту 1 типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В пункте 22 типового договора установлено, что стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2015 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов".
Согласно пункту 1 статьи 24.10 Закона об отходах производства и потребления определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО. Нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (пункт 2 статьи 24.10 Закона об отходах производства и потребления).
В соответствии с пунктом 4 Правил N 1156 обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) названных Правил (пункт 5 Правил N 1156).
Одним из существенных условий договора об оказании услуг по обращению с ТКО является способ коммерческого учета количества ТКО (пункт 25 Постановления N 1156).
Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505) и устанавливают порядок коммерческого учета объема и (или) массы ТКО с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО.
В пункте 6 Правил N 505 предусмотрено, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 данных Правил.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.
Из системного анализа вышеназванных нормативных положений следует, что нормативы накопления отходов, установленные в региональном законодательстве, следует применять при отсутствии согласования между региональным оператором и потребителем количества и объема отдельных контейнеров для накопления ТКО, установленных потребителем в месте накопления ТКО, периодичности их вывоза, путем подписания соответствующего приложения к договору на оказание услуг по обращению с ТКО или в иной форме.
Согласно статье 4 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 217-ФЗ) собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, вправе создать лишь одно садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество для управления имуществом общего пользования, расположенным в границах данной территории садоводства или огородничества. Садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости (пункты 2, 3 статьи 4).
В силу части 1 статьи 16 Закона N 217-ФЗ высшим органом товарищества является общее собрание членов товарищества.
К исключительной компетенции членов общего собрания относится: определение размера и срока внесения взносов, порядка расходования целевых взносов, а также размера и срока внесения платы, предусмотренной частью 3 статьи 5 Федерального закона, которой установлено, что члены товарищества, обязаны вносить плату за приобретение, создание, содержание имущества общего пользования, текущий и капитальный ремонт объектов капитального строительства, относящихся к имуществу общего пользования и расположенных в границах территории садоводства или огородничества, за услуги и работы товарищества по управлению таким имуществом в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для уплаты взносов членами товарищества (подпункт 21 части 1 статьи 17 Закона N 217-ФЗ).
Согласно подпункту 6 части 7 статьи 18 Закона N 217-ФЗ к полномочиям правления товарищества относятся принятие решений о заключении договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в свою очередь членские взносы могут быть использованы исключительно на расходы, связанные, в том числе, с осуществлением расчетов с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании договоров, заключенных товариществом с этими организациями (подпункт 3 части 5 статьи 14 Закона N 217-ФЗ).
Из анализа вышеуказанных норм Закона N 217-ФЗ во взаимосвязи с положениями статьи 24.7 Закона об отходах производства и потребления следует, что товарищество обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в интересах его членов. В отсутствие подписанного договора за спорный период оказание услуг осуществляется на основании типового договора, а расчет стоимости услуг производится исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема (подпункт "а" пункта 5 Правил N 505).
В рассматриваемом случае условия договора об оказании услуг по обращению с ТКО сторонами не согласованы, следовательно, суд первой инстанции обоснованно указал в обжалуемом решении на определение количества отходов, образующихся в деятельности ответчика, исходя из установленного норматива накопления отходов.
Постановлением РЭК Кемеровской области от 27.04.2017 N 58 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" установлены и введены в действие нормативы накопления ТКО по категориям потребителей и категориям объектов, на которых образуются отходы, на территории Кемеровской области с момента утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Кемеровской области, включая норматив накопления ТКО для собственников помещений в многоквартирных домах, жилых домов (домовладений) и лиц, пользующихся указанными жилыми помещениями на ином законном основании, в размере 2,073 куб. м./1 проживающего человека в год и 0,247027 тонн/1 проживающего человека в год.
Постановлением РЭК Кузбасса от 05.08.2021 N 265 "О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 27.04.2017 N 58 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов", для садоводческих кооперативов, садово-огородных товариществ введен норматив накопления ТКО, равный 2,360 м. куб. на 1 участника (члена) в год.
В представленном региональным оператором проекте договора от 14.12.2021 N 152966-2021/ТКО для СНТ "Топольник" определено место накопления ТКО и подъездных путей к ним: Кемеровская обл., Новокузнецкий район, поселок Терехино, ул. Береговая, д. 22, что согласуется с территориальной схемой обращения с отходами производства и потребления.
При этом апелляционный суд руководствуется представленным в материалы дела приложением А1 "Реестр источников образования твердых коммунальных отходов" к территориальной схеме обращения с отходами производства и потребления, в соответствии с которым ответчик учтен в территориальной схеме в качестве собственника ТКО.
Обращаясь за судебной защитой, истец настаивал на применении в отношениях с ответчиком норматива накопления ТКО, равного 2,360 куб. м. на 1 участника (члена товарищества) в год.
Удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия в спорный период установленного норматива накопления ТКО для категории потребителей, к которой отнесен ответчик (садоводческое товарищество), отсутствия оснований распространять норматив, установленный с 05.08.2021 для этой категории потребителей услуг, на предшествующие отношения сторон, что создает условия для применения норматива, установленного в разделе 2.4. "Нормативы накопления ТКО и расчет массы образуемых ТКО" территориальной схемы в таблице N 12 "Нормативы накопления ТКО в Кемеровской области" по категории объекта "Садоводческие и прочие некоммерческие объединения домовладения сезонного проживания, дачные и садоводческие участки, огородные участки", равного 0,144 из расчетной единицы "1 участок".
Однако, норматив накопления ТКО для категории потребителей садоводческие кооперативы, садово-огородные товарищества введен нормативным актом РЭК Кузбасса, опубликованным 05.08.2021 и вступившим в силу с указанного времени.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 Кодекса (пункт 2 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поскольку постановление РЭК Кузбасса от 05.08.2021 N 265 не содержит условий, распространяющих его действия на отношения, возникшие до введения его в действие, суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы истца о необходимости применения установленного в 2021 году норматива накопления ТКО ко всему периоду оказания услуг.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
Согласно статье 1 Закона об отходах производства и потребления норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Норматив накопления твердых коммунальных отходов - среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени.
Порядок определения нормативов накопления ТКО установлен Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 (далее - Правила N 269), согласно пункту 2 которых нормативы устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Исполнительным органом государственной власти Кемеровской области-Кузбасса, уполномоченным на установлением нормативов ТКО на территории Кемеровской области, является РЭК Кузбасса (пункт 5 статьи 7 Закона Кемеровской области от 05.05.2016 N 28-ОЗ "О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области - Кузбасса в области обращения с отходами производства и потребления").
Согласно пункту 4 Правил N 269 нормативы могут устанавливаться дифференцированно в зависимости от различных критериев, в том числе категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц.
В целях определения нормативов проводятся замеры отходов. Для этого выбираются участки поселений и городских округов, на территории которых обеспечена определенная численность проживающих (пункт 7 Правил N 269).
Норматив определяется исходя из данных о массе и объеме отходов и выражается соответственно в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу (пункт 13 Правил N 269).
Из формул, приведенных в пунктах 15-18 Правил N 269, следует, что сезонные нормативы рассчитываются с применением в расчетной формуле количества расчетных единиц в сутки для каждого объекта каждой категории на определенной территории.
Годовой норматив определяется по формуле, учитывающей фактическое количество дней в году, то есть охватывающей все сезоны (пункты 19-20 Правил N 269).
Таким образом, норматив, определенный в годовом выражении для конкретной территории, в данном случае - для территории Кемеровской области-Кузбасса, учитывает как различную интенсивность образования отходов в зависимости от заселенности территории, так и сезонный характер образования отходов в пределах данной территории.
Согласно приложению А1 "Реестр источников образования твердых коммунальных отходов" к территориальной схеме обращения с отходами производства и потребления деятельность СНТ "Топольник" является источником образования отходов в количестве 14,5 тонн.
Согласно пункту 2.1 территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Кемеровской области, утвержденной постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.09.2016 N 367 (далее - Территориальная схема), используемые в схеме показатели определены расчетным путем на основании инструментальных исследований по замеру количества и морфологическому составу твердых коммунальных отходов. Норматив для расчета количества образования твердых коммунальных отходов применялся только в случаях, когда отсутствовали фактические данные об образованных отходах.
В таблице 4 Территориальной схемы указанный показатель для садоводческих и прочих некоммерческих объединений домовладений сезонного проживания определен в графе "Норматив" как расчетное среднее значение на основе полученных данных, что видно из графы 4 этой таблицы.
Данный показатель, равный 0,144 тонн/год определен расчетным путем на основании данных, приведенных в таблицах 1 и 5 Территориальной схемы для соответствующей территории, как частное от деления общего количества образующихся отходов на количество источников образования ТКО. Соответственно, показатель 0,144 тонны в год определен расчетным путем для целей прогнозирования количества образования ТКО по годам реализации Территориальной схемы, обоснованного определения мест их размещения, схемы потоков и перспективной схемы их транспортирования (пункт 2.1, разделы 4, 8 Территориальной схемы).
Данный расчетный показатель сформирован как показатель массы (в тоннах на человека), что исключает его применение в расчете платы по тарифу, установленному как стоимость единицы услуги исходя из объема (в куб. метрах на одного человека).
Применение указанного расчетного значения без учета коэффициентов плотности отходов приводит к занижению платы за оказанные услуги регионального оператора, что не отвечает принципам научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов общества и использования методов экономического регулирования деятельности в области обращения с ТКО (часть 1 статьи 3 Закона об отходах производства и потребления).
При таких обстоятельствах апелляционный суд не усматривает оснований для применения в расчете платы за услугу по обращению с ТКО расчетных показателей, не отвечающих признакам и целям нормирования накопления отходов и не являющихся нормативом накопления ТКО, введенным в установленном порядке.
Особенности установления норматива как количественного показателя образуемых в деятельности человека отходов изложены в Методических рекомендациях по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.07.2016 N 524/пр, из которых следует, что нормативы накопления ТКО устанавливаются по результатам замеров фактического накопления ТКО зимой (в декабре и январе), весной (в апреле), летом (в июне и июле) и осенью (в сентябре и октябре).
Поскольку объем продуцируемых человеком отходов постоянен в последовательные годовые периоды, при определении количественного показателя накопления ТКО возможно применение результатов замеров, произведенных по заданию органа тарифного регулирования для целей определения норматива накопления ТКО для соответствующих категорий потребителей.
Как видно из представленной РЭК Кузбасса информации по результатам замеров ТКО по Кемеровской области за 2019-2020 годы по садоводческим некоммерческим товариществам, на территории Новокузнецкого муниципального района Кемеровской области замеры проводились в отношении источников образования отходов СНТ "Радист" в д. Митино и СНТ "Виктория" в п. Сметанино, для которых годовой норматив накопления отходов, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу (одного участника (члена) составил 4,203 куб. м. и 10,743 куб. м. в год соответственно.
В то же время, в приведенных Региональной энергетической комиссией Кузбасса расчетах сезонный характер деятельности СНТ учтен для Кемеровской области в целом, тогда как в расчет по Новокузнецкому району были взяты лишь те сезоны, в ходе которых наблюдалось образование ТКО.
Тем не менее, по расчету суда годовой норматив, основанный на сумме каждого из сезонных среднесуточных показателей по двум объектам накопления, разделенной на количество объектов, по которым производились замеры (2), а также на количество сезонов равное четырем, умноженной на количество дней в году, равняется 4,2632.
Приведенные выше нормативы и показатели заметно превышают норматив накопления ТКО, введенный постановлением РЭК Кузбасса от 05.08.2021 N 265 для садоводческих кооперативов, садово-огородных товариществ (2,360 м. куб. на 1 участника (члена) в год), и тем более, превышают норматив, которым руководствовался суд первой инстанции при вынесении решения.
В свете изложенного, апелляционный суд, принимая во внимание запрет на выход за пределы исковых требований, приходит к выводу о применении расчета истца, основанного на объеме ежемесячного накопления ТКО, равного 2,360 м. куб. на 1 участника (члена) в год.
Арбитражный суд апелляционной инстанции признает обжалуемое решение не соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим отмене, а апелляционную жалобу - подлежащей удовлетворению.
В соответствии с требованиями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 06.12.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-12361/2022 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с садоводческого некоммерческого товарищества "Топольник" ОАО Запсибметкомбинат (ИНН 4238011373) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (ИНН 4217127183) 421 826 руб. 29 коп. основного долга, 11 437 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, а всего 433 263 руб. 29 коп.
Взыскать с садоводческого некоммерческого товарищества "Топольник" ОАО Запсибметкомбинат (ИНН 4238011373) в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
Р.А. Ваганова |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-12361/2022
Истец: ООО "Экологические технологии"
Ответчик: ОАО САДОВОДЧЕСКОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО "ТОПОЛЬНИК" ЗАПСИБМЕТКОМБИНАТ
Третье лицо: Павлов Олег Дмитриевич