г. Тюмень |
|
17 октября 2023 г. |
Дело N А67-10643/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Зиновьевой Т.А.
Севастьяновой М.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента лесного хозяйства Томской области на решение от 26.04.2023 Арбитражного суда Томской области (судья Кузьмин А.В.) и постановление от 12.07.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Фертиков М.А., Киреева О.Ю., Сорокина Е.А.) по делу N А67-10643/2022 по иску Департамента лесного хозяйства Томской области (634041, город Томск, проспект Кирова, 41, ИНН 7017317947, ОГРН 1127017029347) к акционерному обществу "Газпром добыча Томск" (634009, город Томск, улица Большая Подгорная, 73, ИНН 7019035722, ОГРН 1027000905140) об обязании выполнить работы по компенсационному лесовосстановлению.
Суд установил:
департамент лесного хозяйства Томской области (далее - департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Томской области с иском к акционерному обществу "Газпром добыча Томск" (далее - АО "Газпром добыча Томск", общество, ответчик) об обязании выполнить работы по компенсационному лесовосстановлению на площади земельного участка 1,0514 га, в порядке, предусмотренном Правилами выполнения работ по лесовосстановлению и лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 N 566 (далее - Правила N 566), в течение года с момента вступления решения в законную силу.
Департамент также обратился в Арбитражный суд Томской области с самостоятельными исками к АО "Газпром добыча Томск":
- об обязании выполнить работы по компенсационному лесовосстановлению на площади земельного участка 1,0800 га, равной площади вырубленных лесных насаждений на территории лесного участка, предоставленного по договору аренды от 07.11.2018 N 187/09/18 (дело N А67-10644/2022);
- об обязании выполнить работы по компенсационному лесовосстановлению на площади земельного участка 9,9706 га, равной площади вырубленных лесных насаждений на территории лесного участка, предоставленного по договору аренды от 02.08.2018 N 142/09/18 (дело N А67-10646/2022);
- об обязании выполнить работы по компенсационному лесовосстановлению на площади земельного участка 7,9539 га, равной площади вырубленных лесных насаждений на территории лесных участков, предоставленных по договору аренды от 17.08.2018 N 152/09/18 (дело N А67-10647/2022).
Определением Арбитражного суда Томской области от 27.12.2022 дела N N А67-10643/2022, А67-10644/2022, А67-10646/2022, А67-10647/2022 объединены в одно производство; делу присвоен номер А67-10643/2022.
Решением от 26.04.2023 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 12.07.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении исковых требований отказано.
Департамент обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить указанные судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении требований полностью.
В обоснование жалобы департамент приводит доводы о том, что общество в соответствии с лесными декларациями осуществило рубку лесных насаждений, срок действия лесных деклараций - до 31.12.2019; наличие обязанностей по компенсационному лесовосстановлению относится к периоду до 01.01.2020, срок исполнения обязательства - с 01.01.2020 по 31.12.2020; общество использовало лесные участки как для изучения недр, так и в целях разведки и добычи полезных ископаемых (хотя и опосредованно), в связи с чем после размещения вертолетной площадки, трассы перетаскивания оборудования и строительства поисково-оценочной скважины должно провести требуемые истцом работы по лесовосстановлению.
В отзыве на жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
В судебном заседании представитель общества просил в удовлетворении жалобы отказать.
Учитывая надлежащее извещение департамента о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассмотрены в отсутствие его представителей в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Компетенция суда кассационной инстанции определена статьями 286, 287 АПК РФ, согласно которым суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено упомянутым Кодексом.
Учитывая изложенное, законность обжалуемых судебных актов проверена в пределах доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, департамент осуществляет на землях лесного фонда федеральный государственный лесной контроль (надзор), на основании подпункта "л" подпункта 8 пункта 9 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 18.10.2012 N 128.
АО "Газпром добыча Томск" выдана лицензия на пользование недрами, целевое назначение лицензии: геологическое изучение, включающее разведку и добычу полезных ископаемых в Парабельском районе Томской области.
Между департаментом (арендодателем) и АО "Газпром добыча Томск" (арендатором) заключены договоры аренды лесных участков для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых от 02.08.2018 N 141/09/18, от 07.11.2018 N 187/09/18, от 02.08.2018 N 142/09/18, от 17.08.2018 N 152/09/18, по условиям которых арендодатель обязался на основании распоряжений департамента от 02.08.2018 N 869, от 07.11.2018 N 1349, от 02.08.2018 N 870, от 17.08.2018 N 926 предоставить, а арендатор - принять во временное пользование лесные участки, находящиеся в государственной собственности, с указанными в пунктах 1.2 договоров характеристиками.
Согласно подпункту "л" пункта 3.4 договоров от 02.08.2018 N 141/09/18, от 07.11.2018 N 187/09/18, от 02.08.2018 N 142/09/18, от 17.08.2018 N 152/09/18 на арендатора возложена обязанность по осуществлению мероприятий по воспроизводству лесов на лесных участках в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов.
Как указал истец, на основании информации из лесных деклараций, из отчетов об использовании лесов 2019-2020 годов выявлен факт невыполнения ответчиком мероприятий по компенсационному лессовосстановлению на площади земельных участков 1,0514 га, 1,0800 га, 9,9706 га, 7,9539 га, равных площади вырубленных лесных насаждений на территории лесных участков, предоставленных по договорам аренды 02.08.2018 N 141/09/18, от 07.11.2018 N 187/09/18, от 02.08.2018 N 142/09/18, от 17.08.2018 N 152/09/18.
Считая, что на основании статьей 50.7, 61, 62, 96 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) у ответчика имеется обязанность по проведению мероприятий по компенсационному лессовосстановлению на площади земельных участков равных площади вырубленных лесных насаждений на территории данных лесных участков, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 8, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 12, частью 1 статьи 19, статье 45, пунктом 2 части 2 статьи 61, статьями 62, 63.1 ЛК РФ, установив, что спорные участки были предоставлены для геологического изучения недр, суды в удовлетворении требований отказали, посчитав, что имеются основания для применения пункта 2 части 7 статьи 63.1 ЛК РФ к правоотношениям сторон.
Спор по существу разрешен верно.
В силу части 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом, если иное не установлено Лесным кодексом, другими федеральными законами.
Право аренды лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом, если иное не установлено Лесным кодексом, другими федеральными законами (часть 1 статьи 9 ЛК РФ).
Частью 1 статьи 71 ЛК РФ предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на основании соответствующего договора аренды.
Как следует из части 4 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом.
Таким образом, нормы лесного законодательства являются специальными, имеют приоритет перед нормами Гражданского кодекса и Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 12 ЛК РФ определено, что освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (часть 1); при освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов (часть 5).
В соответствии со статьей 25 ЛК РФ к видам использования лесов относятся строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов, осуществление геологического изучения недр.
Исходя из части 1 статьи 45 ЛК РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.
Согласно части 1 статьи 21 ЛК РФ строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ввод в эксплуатацию и вывод из эксплуатации объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются при использовании лесов в том числе в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых; строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов.
В силу части 1 статьи 61 ЛК РФ вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 61 ЛК РФ воспроизводство лесов включает в себя лесовосстановление.
Воспроизводство лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, на которых Лесным кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению (часть 3 статьи 61 ЛК РФ).
В соответствии со статьей 62 ЛК РФ, в редакции, действовавшей до внесения в него изменений Законом от 19.07.2018 N 212-ФЗ (до 01.01.2019) лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов (часть 1); на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков.
Таким образом, до 01.01.2019 ЛК РФ обязанность по лесовосстановлению возлагалась на арендаторов, осуществлявших на основании договора аренды вид деятельности по заготовке древесины.
Аналогичное правило было закреплено в Правилах лесовосстановления, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 183 (подпункт "а" пункта 4), и в Правилах лесовосстановления, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.06.2016 N 375 (подпункт "а" пункта 4).
Законом от 19.07.2018 N 212-ФЗ, вступившим в силу в соответствии со статьей 4 с 01.01.2019, в ЛК РФ были внесены в том числе следующие изменения.
Согласно части 2 статьи 62 ЛК РФ, в редакции Закона от 19.07.2018 N 212-ФЗ, лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с ЛК РФ, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 данного Кодекса.
Таким образом, по общему правилу обязанность по лесовосстановлению распространена на всех лиц (за исключением перечисленных в законе случаев), осуществляющих рубки лесных насаждений на основании проекта освоения лесов вне зависимости от гражданско-правового основания предоставления лесного участка и целей использования лесов.
Также Законом от 19.07.2018 N 212-ФЗ ЛК РФ дополнен статьей 63.1, согласно части 1 которой за исключением случая, предусмотренного частью 3 данной статьи, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 63.1 Лесного кодекса (в редакции Закона от 19.07.2018 N 212-ФЗ) предусмотренная частью 1 данной статьи обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению или лесоразведению не распространяется на лиц, использующих леса для эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, при осуществлении ими рубок лесных насаждений в соответствии с частью 3.1 статьи 43, частью 4 статьи 45 данного Кодекса в границах созданных охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых.
Таким образом, статьей 63.1 ЛК РФ установлены особенности осуществления лесовосстановления для лиц, использующих леса для целей геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых (статья 43), строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создания и расширения территорий морских и речных портов, строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений (статья 44), строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (статья 45), создания и эксплуатации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры (статья 46); для данных категорий лесопользователей установлена обязанность проведения лесовосстановления не на арендованном лесном участке, а в границах соответствующего субъекта Российской Федерации (компенсационное лесовосстановление) в установленный срок после рубки лесных насаждений.
Нормы аналогичного содержания были предусмотрены в Правилах лесовосстановления, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.03.2019 N 188.
Федеральным законом от 02.07.2021 N 303-ФЗ (далее - Закон N 303-ФЗ) в ЛК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации внесены изменения, согласно которым в новой редакции изложены статьи 62 - 63.1, 89.2 Лесного кодекса.
При этом как в соответствии с частью 2 статьи 62 ЛК РФ в редакции, действовавшей с 01.01.2019, так и в соответствии с частями 5, 6 статьи 62 ЛК РФ в редакции, действующей с 01.09.2021, лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с Лесным кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 данного Кодекса.
В силу части 1 статьи 63.1 Лесного кодекса (в редакции Закона N 303-ФЗ), если иное не предусмотрено данной статьей, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, предусмотренных статьей 21 данного Кодекса.
Законом N 303-ФЗ статья 63.1 ЛК РФ дополнена частью 7, согласно которой данная статья не распространяется на следующие случаи: 1) использование лесов в соответствии с частью 5 статьи 43 и частью 4 статьи 45 Лесного кодекса; 2) осуществление рубок лесных насаждений при осуществлении геологического изучения недр; 3) перевод земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов в целях создания особо охраняемых природных территорий федерального значения или в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона N 303-ФЗ Закон вступает в силу с 01.09.2021, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.
Частью 4 статьи 4 Закона N 303-ФЗ предусмотрено, что положения частей 3 - 5, 7 и 8 статьи 63.1 Лесного кодекса (в редакции Закона N 303-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Закона N 303-ФЗ.
В соответствии со статьей 63.1 ЛК РФ утверждены Правила от 07.05.2019 N 566.
Согласно пункту 2 Правил от 07.05.2019 N 566 работы по лесовосстановлению или лесоразведению осуществляются в соответствии с Лесным кодексом, данными Правилами, правилами лесовосстановления, установленными в соответствии с частью 3 статьи 62 Лесного кодекса, или правилами лесоразведения, установленными в соответствии с частью 2 статьи 63 Лесного кодекса, согласно проекту лесовосстановления или проекту лесоразведения, которые составлены в порядке, предусмотренном статьями 89.1 и 89.2 Лесного кодекса соответственно.
Пункт 5 Правил от 07.05.2019 N 566 содержит указание на то, что лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на землях, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной статьей 26 Лесного кодекса, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений.
Учитывая, что частью 2 статьи 62 ЛК РФ, в редакции, действовавшей с 01.01.2019, обязанность по лесовосстановлению и лесоразведению возложена на лиц, осуществляющих рубки лесных насаждений в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, то следовательно у лиц, использующих леса для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и осуществивших рубки после 01.01.2019, возникает обязанность по компенсационному лесовосстановлению или лесоразведению вне зависимости от даты заключения договора аренды лесного участка.
Однако Законом N 303-ФЗ статья 63.1 ЛК РФ дополнена частью 7, согласно пункта 2 которой данная статья не распространяется на осуществление рубок лесных насаждений при осуществлении геологического изучения недр. В силу части 4 статьи 4 Закона N 303-ФЗ положения части 7 распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Закона N 303-ФЗ.
Из совокупного толкования приведенных выше норм права, учитывая основные принципы лесного законодательства (статья 2 ЛК РФ), в том числе принципы использования лесов с учетом их глобального экологического значения, длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; сохранения лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения, лесное законодательство является комплексной отраслью права, включающей нормы как частного, так и публичного права. При этом нормы ЛК РФ, регламентирующие вопросы воспроизводства лесов, являются нормами публичного права и подлежат применению вне зависимости от включения положений о воспроизводстве лесов в гражданско-правовые договоры.
Суды первой и апелляционной инстанции верно применили указанные нормы права, в соответствии с подходом, изложенным в Определениях Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 19.07.2022 N 304-ЭС22-3799 по делу N А70-10453/2021 и Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 23.08.2022 N 307-ЭС22-5959 по делу N А13-7551/2021.
Судами исследованы фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения данного дела, в частности для какой цели был заключен спорные договоры.
Из условий договоров аренды лесных участков от 02.08.2018 N 141/09/18, от 07.11.2018 N 187/09/18, от 02.08.2018 N 142/09/18, от 17.08.2018 N 152/09/18, заключенных сторонами, следует, что лесные участки предоставлены ответчику для геологического изучения недр.
Материалами дела подтверждается, что осуществление ответчиком рубки лесных насаждений для создания объектов в целях осуществления геологического изучения недр, отнесенных к таковым распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.04.2022 N 1084-р, подтверждается выданными ответчиком лицензиями, отчетами об использовании лесов в 2019-2020 годах, первичными документами, которыми оформлены решения о непродуктивности поисково-оценочных скважин.
При этом истец в ходе рассмотрения дела не оспаривал, что рубка лесных насаждений осуществлялась ответчиком при осуществлении геологического изучения недр.
Судебная коллегия, отклоняя доводы жалобы, отмечает, что приведенные в жалобе виды объектов могут быть отнесены к объектам, предусмотренным в абзацах двадцать втором - тридцать девятом подпункта "а" пункта 1 Перечня некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденного распоряжение Правительства РФ от 23.04.2022 N 999-р, что также свидетельствует об использовании лесных участков для геологического изучения недр.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами первой и апелляционной инстанций установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями части 7 статьи 71 АПК РФ.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих отмену судебных актов в порядке статьи 288 АПК РФ, судами не допущено. Судебные акты отмене не подлежат, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.04.2023 Арбитражного суда Томской области и постановление от 12.07.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-10643/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Сирина |
Судьи |
Т.А. Зиновьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды первой и апелляционной инстанции верно применили указанные нормы права, в соответствии с подходом, изложенным в Определениях Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 19.07.2022 N 304-ЭС22-3799 по делу N А70-10453/2021 и Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 23.08.2022 N 307-ЭС22-5959 по делу N А13-7551/2021.
...
Материалами дела подтверждается, что осуществление ответчиком рубки лесных насаждений для создания объектов в целях осуществления геологического изучения недр, отнесенных к таковым распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.04.2022 N 1084-р, подтверждается выданными ответчиком лицензиями, отчетами об использовании лесов в 2019-2020 годах, первичными документами, которыми оформлены решения о непродуктивности поисково-оценочных скважин.
...
Судебная коллегия, отклоняя доводы жалобы, отмечает, что приведенные в жалобе виды объектов могут быть отнесены к объектам, предусмотренным в абзацах двадцать втором - тридцать девятом подпункта "а" пункта 1 Перечня некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденного распоряжение Правительства РФ от 23.04.2022 N 999-р, что также свидетельствует об использовании лесных участков для геологического изучения недр."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 октября 2023 г. N Ф04-5339/23 по делу N А67-10643/2022