город Томск |
|
12 июля 2023 г. |
Дело N А67-10643/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Фертикова М.А., |
судей |
|
Киреевой О.Ю., |
|
|
Сорокиной Е.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филимоновой П.В., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства Томской области (07АП-4272/2023) на решение от 26.04.2023 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-10643/2022 по иску Департамента лесного хозяйства Томской области (634041, город Томск, проспект Кирова, 41, ИНН 7017317947, ОГРН 1127017029347) к акционерному обществу "Газпром добыча Томск" (634009, город Томск, улица Большая Подгорная, 73, ИНН 7019035722, ОГРН 1027000905140) об обязании выполнить работы по компенсационному лесовосстановлению.
при участии в судебном заседании:
от ответчика - Турецкая И.В., по доверенности от 16.11.2022,
от иных лиц - не явились (надлежаще извещены),
УСТАНОВИЛ:
Департамент лесного хозяйства Томской области (далее - Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Томской области с иском к акционерному обществу "Газпром добыча Томск" (далее - АО "Газпром добыча Томск", ответчик) об обязании выполнить работы по компенсационному лесовосстановлению на площади земельного участка 1,0514 га, в порядке, предусмотренном Правилами выполнения работ по лесовосстановлению и лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43-46 ЛК РФ, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 N 566 (далее - Правила N 566), в течение года с момента вступления решения в законную силу.
Департамент также обратился в Арбитражный суд Томской области с самостоятельными исками к АО "Газпром добыча Томск":
- об обязании выполнить работы по компенсационному лесовосстановлению на площади земельного участка 1,0800 га, равной площади вырубленных лесных насаждений на территории лесного участка, предоставленного по договору аренды от 07.11.2018 N 187/09/18 (дело N А67-10644/2022);
- об обязании выполнить работы по компенсационному лесовосстановлению на площади земельного участка 9,9706 га, равной площади вырубленных лесных насаждений на территории лесного участка, предоставленного по договору аренды от 02.08.2018 N
142/09/18 (дело N А67-10646/2022);
- об обязании выполнить работы по компенсационному лесовосстановлению на площади земельного участка 7,9539 га, равной площади вырубленных лесных насаждений на территории лесных участков, предоставленных по договору аренды от 17.08.2018 N
152/09/18 (дело N А67-10647/2022).
Определением Арбитражного суда Томской области от 27.12.2022 дела N N А67-
10643/2022, А67-10644/2022, А67-10646/2022, А67-10647/2022 объединены в одно производство; делу присвоен номер А67-10643/2022.
Решением от 26.04.2023 Арбитражного суда Томской области в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на то, что судом дана не верная оценка представленных доказательств, не правильно установлены обстоятельства имеющие значение при рассмотрении дела; указывает, что нарушение АО "Газпром добыча Томск" сроков и объёмов выполнения мероприятий по лесовосстановлению влечёт нарушение принципа рационального и неистощительного использования лесов, при этом неисполнение указанных требований лесного законодательства повлечёт несвоевременное возобновление леса как природного ресурса, причинения вреда интересам общества и государства в целом.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Решение считает законным и обоснованным.
Будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте проведения судебного заседания, истец своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не направил.
На основании пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей истца, по имеющимся материалам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, заслушав представителя ответчика, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд считает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене или изменению, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Департамент осуществляет на землях лесного фонда федеральный государственный лесной контроль (надзор), на основании подпункта "л" подпункта 8 пункта 9 Положения о Департаменте, утверждённого постановлением Губернатора Томской области от 18.10.2012 N 128.
АО "Газпром добыча Томск" выдана лицензия на пользование недрами, целевое назначение лицензии: геологическое изучение, включающее разведку и добычу полезных ископаемых в Парабельском районе Томской области.
Между Департаментом (арендодателем) и АО "Газпром добыча Томск" (арендатором) заключены договоры аренды лесных участков для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых от 02.08.2018 N 141/09/18, от 07.11.2018 N 187/09/18, от 02.08.2018 N 142/09/18, от 17.08.2018 N 152/09/18, по условиям которых арендодатель обязался на основании распоряжений Департамента от 02.08.2018 N 869, от 07.11.2018 N 1349, от 02.08.2018 N 870, от 17.08.2018 N 926 предоставить, а арендатор - принять во временное пользование лесные участки, находящиеся в государственной собственности, с указанными в пунктах 1.2 договоров характеристиками.
Согласно подпункту "л" пункта 3.4 договоров от 02.08.2018 N 141/09/18, от 07.11.2018 N 187/09/18, от 02.08.2018 N 142/09/18, от 17.08.2018 N 152/09/18 на арендатора возложена обязанность по осуществлению мероприятий по воспроизводству лесов на лесных участках в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов.
Как указал истец, на основании информации из лесных деклараций, из отчетов об использовании лесов 2019-2020 годов выявлен факт невыполнения ответчиком мероприятий по компенсационному лессовосстановлению на площади земельных участков 1,0514 га, 1,0800 га, 9,9706 га, 7,9539 га, равных площади вырубленных лесных насаждений на территории лесных участков, предоставленных по договорам аренды 02.08.2018 N 141/09/18, от 07.11.2018 N 187/09/18, от 02.08.2018 N 142/09/18, от 17.08.2018 N 152/09/18.
Считая, что на основании статьей 50.7, 61, 62, 96 Лесного кодекса Российской Федерации у ответчика имеется обязанность по проведению мероприятий по компенсационному лессовосстановлению на площади земельных участков равных площади вырубленных лесных насаждений на территории данных лесных участков, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Арбитражный суд, отказывая в удовлетворении исковых требований, принял по существу правильный судебный акт, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота и иными обычно предъявляемыми требованиями.
Одним из основных принципов лесного законодательства является воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов (статья 1 Лесного кодекса Российской Федерации).
Статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
В соответствие с частью 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по сохранению лесов, в том числе, работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ, и лицами, которые используют леса и (или) на которых ЛК РФ возложена обязанность по выполнению таких работ.
Статьей 45 Лесного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута).
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 61 Лесного кодекса Российской Федерации воспроизводство лесов включает в себя, в том числе лесовосстановление.
В силу положений ст. 62 Лесного кодекса Российской Федерации лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов.
Федеральным законом от 19.07.2018 N 212-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения" Лесной кодекс Российской Федерации дополнен ст. 63.1, положения которой вступили в силу с 01.01.2019.
Так, частью 1 данной статьи (в редакции, действовавшей до 01.09.2021) установлено, что за исключением случая, предусмотренного частью 3 6 указанной статьи, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
По смыслу указанных норм Лесного кодекса Российской Федерации работы по лесовосстановлению или лесоразведению после рубки лесных насаждений производятся именно лицами, использующими леса в целях, предусмотренных статьями 43 - 46 Лесного кодекса, и не на том участке, где осуществляется строительство линейного объекта, а на ином лесном участке на площади, равной площади вырубленной древесины.
Нормы Лесного кодекса, регламентирующие вопросы воспроизводства лесов, носят императивный и обязательный характер, подлежат исполнению вне зависимости от включения положений о воспроизводстве лесов в гражданско-правовые договоры и не могут быть изменены (исключены) сторонами условиями договора. Означенная правовая позиция отражена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 19.07.2022 N 304-ЭС22-3799 по делу N А70-10453/2021 и Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 23.08.2022 N 307-ЭС22-5959 по делу N А13-7551/2021.
В силу пункта 2 части 7 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации данная статья не распространяется на случаи осуществления рубок лесных насаждений при осуществлении геологического изучения недр.
Из условий договоров аренды лесных участков от 02.08.2018 N 141/09/18, от 07.11.2018 N 187/09/18, от 02.08.2018 N 142/09/18, от 17.08.2018 N 152/09/18, заключенных сторонами следует, что лесные участки предоставлены ответчику для геологического изучения недр.
Материалами дела подтверждается, что осуществление ответчиком рубки лесных насаждений для создания объектов в целях осуществления геологического изучения недр, отнесенных к таковым распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.04.2022 N 1084-р, подтверждается выданными ответчиком лицензиями, отчетами об использовании лесов в 2019-2020 годах, первичными документами, которыми оформлены решения о непродуктивности поисково-оценочных скважин; истец в ходе рассмотрения дела не оспаривал, что рубка лесных насаждений осуществлялась ответчиком при осуществлении геологического изучения недр. Проанализировав материалы дела, позиции сторон, суд первой инстанции установил, что спор между сторонами касается применения к правоотношениям сторон предусмотренного частью 7 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации исключения из общего правила об обязательности проведения компенсационного лесовосстановления, учитывая, что рубка лесных насаждений осуществлялась ответчиком до вступления в силу Федерального закона от 02.07.2021 N 303-ФЗ (далее - Закон N 303-ФЗ).
Законом N 303-ФЗ установлен порядок осуществления лесовосстановления и лесоразведения отдельными категориями лиц независимо от того, осуществлялась ли рубка лесных насаждений данными лицами до принятия этого Закона или после его вступления в силу. В рамках данного порядка предусмотрены не только случаи обязательного проведения лесовосстановления, но и изъятия из общего правового режима для отдельных случаев использования лесов.
Частью 4 статьи 4 Закона N 303-ФЗ предусмотрено, что положения частей 3 - 5, 7 и 8 статьи 63.1 Лесного кодекса (в редакции Закона N 303-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Закона N 303-ФЗ. В соответствии со статьей 63.1 ЛК РФ утверждены Правила от 07.05.2019 N 566.
Руководствуясь вышеизложенными нормами права суд установил, что предусмотренное частью 7 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации исключение из общего правового режима, предполагающего обязательное проведение лесовосстановления в случае осуществления рубок лесных насаждений при осуществлении геологического изучения недр, распространяется на спорные правоотношения, несмотря на осуществление ответчиком рубки до дня вступления в силу Закона N 303-ФЗ.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, относимость, допустимость, достоверность каждого из представленных в материалы дела доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь данных доказательств в их совокупности, установив, что рубка лесных насаждений осуществлялась ответчиком при проведении геологического изучения недр, что исключает обязанность ответчика осуществлять лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Оснований не согласиться с указанными выводами апелляционной суд не усматривает. Доводы апеллянта об обратном надлежащим образом не подтверждены.
Ссылки апеллянта на разъяснения Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза), изложенные в письме от 12.08.2021 N ИС-02-54/17680 "О направлении информации в связи со вступлением в силу Федерального закона от 02.07.2021 N 303-ФЗ", судом апелляционной инстанции признается несостоятельной, поскольку в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами. Таким образом, письмо Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза), на которое ссылается истец, носит рекомендательный характер, не содержит правовых норм, а содержащиеся в нем разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Доводы подателя жалобы о том, что судом первой инстанции не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, не нашли своего подтверждения.
Суд апелляционной инстанции считает, что все обстоятельства дела, собранные по делу доказательства, исследованы судом первой инстанции в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и получили надлежащую правовую оценку в судебном акте.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ее подателя.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 26.04.2023 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-10643/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства Томской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
М.А. Фертиков |
Судьи |
О.Ю. Киреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-10643/2022
Истец: Департамент лесного хозяйства Томской области
Ответчик: АО "Газпром Добыча Томск"