г. Тюмень |
|
17 октября 2023 г. |
Дело N А45-37873/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Озерецкий сыродельный комбинат" на решение от 28.03.2023 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Морозова Л.Н.) и постановление от 22.06.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И. И., Иващенко А.П., Кривошеина С.В.) по делу N А45-37873/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Озерецкий сыродельный комбинат" (141895, Московская область, город Дмитров, село Озерецкое, дом 7 а, офис 2, ОГРН 1195007001760, ИНН 5007106887) к Новосибирской таможне (630015, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Королева, дом 40, ОГРН 1025400531584, ИНН 5406017276) об оспаривании решения и взыскании 121 151,72 руб.
В заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Озерецкий сыродельный комбинат" - Костылев А.И. по доверенности от 10.12.2022;
от Новосибирской таможни - Арганов В.И. по доверенности от 23.12.2022.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Озерецкий сыродельный комбинат" (далее -общество, ООО "ОСК") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным решения Новосибирской таможни (далее - таможня, таможенный орган) от 14.10.2022 N 10609000/141022/0077/34 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров и взыскании денежных средств в размере 121 151,72 руб.
Решением от 28.03.2023 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 22.06.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе и письменных пояснениях, поданных в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, в рассматриваемом случае приоритетным является не форма сертификата о происхождении товара, а возможность идентификации товаров для таможенных целей, при этом таможенному органу и суду представлены документы (отгрузочный инвойс, договор купли-продажи, упаковочные листы), содержащие полную информацию о товарах, в том числе и странах их происхождения; суды не учли, что возможность оперативно (двадцать календарных дней с момента получения запроса) представить документы по запросу таможни у общества отсутствовала; сертификат о происхождении товаров содержит все необходимые сведения; таможня не приняла необходимые меры для устранения сомнений относительно достоверности сведений, указанных в сертификате; суды необоснованно отклонили ссылку общества на решение Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47.
В отзыве на кассационную жалобу таможня просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе (с учетом письменных пояснений), отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между обществом, Россия (покупатель) и PRIMODAN A/S, Дания (продавец) заключен договор купли-продажи оборудования от 20.02.2020 N 19-0668D, согласно которому продавец обязуется передать покупателю производимый или запускаемый им товар (далее - оборудование), а также выполнить монтажные, пуско-наладочные работы и ввести оборудование в эксплуатацию для использования в предпринимательской деятельности на условиях DAP Инкотермс 2010 (пункты 1.1, 1.2 договора).
В соответствии со спецификацей от 20.02.2020 стороны согласовали поставку оборудования "PRIMODAN STERIPAK 2200 - установка фасовки, коагуляции и упаковки в контейнеры для сыра типа фета" и комплект запасных частей, а также монтажные работы и ввод в эксплантацию, распаковку и упаковку, транспортировку на условиях DAP Москва.
Во исполнение указанного договора таможенным представителем от имени общества на Новосибирском таможенном посту (Центр электронного декларирования) Новосибирской таможни под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления помещены товары: N 16 (шариковый подшипник качения производитель: SKF, товарный знак: SKF, марка: отсутствует, артикулы: 10000183, 10001371, 10000192, 10001365, 10001062, модель: отсутствует, страна происхождения: Япония), N 23 (конический роликовый подшипник качения 7305, производитель: SKF, товарный знак: SKF, марка: отсутствует, артикул: 10001908, модель: отсутствует, страна происхождения: Австрия), N 28 (линейный шарикоподшипник LBCD25, D2LS/HV6, производитель: SKF, товарный знак: SKF, марка: отсутствует, артикул: 10003807, модель: отсутствует, страна происхождения: Германия), N 30 (линейный шарикоподшипник LBBR12 производитель: EWELLIX, товарный знак: EWELLIX, марка: отсутствует, артикул: 10000943, модель: отсутствует, страна происхождения: Германия), N 31 (шарикоподшипник 6001, производитель: SKF, товарный знак: SKF, марка: отсутствует, артикул: 10001364, модель: отсутствует, страна происхождения: Япония) и задекларированы по таможенной декларации N 10609050/071220/0039492 (далее - ДТ, декларация); в целях подтверждения происхождения товаров NN 16, 23, 28, 30, 31 представлен сертификат о происхождении товара от 20.11.2020 N AY 102561, выданный Конфедерацией Датской промышленности (Дания), на основании которого выпуск товаров по ДТ N 10609050/071220/0039492 произведен без уплаты антидемпинговой пошлины.
В период с 24.08.20222 по 14.10.2022 таможенным органом проведена проверка таможенных, иных документов и сведений после выпуска товаров с целью контроля правильности определения происхождения товаров, по результатам которой составлен акт N 10609000/08-04/141022/А0034 и принято решение от 14.10.2022 N 10609000/141022/0077/34 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров.
Основанием для принятия данного решения послужил вывод таможни о том, что представленный обществом сертификат о происхождении товара от 20.11.2020 N AY 102561 (далее - сертификат от 20.11.2020) не может быть принят в качестве подтверждения происхождения товаров NN 16, 23, 28, 30, 31 по ДТ N 10609050/071220/0039492, в связи с чем подлежат уплате антидемпинговые пошлины.
Не согласившись с указанным решением таможенного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришли к выводам о соответствии оспариваемого ненормативного правового акта таможни действующему законодательству и отсутствии нарушений прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Согласно пункту 1 статьи 28 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) определение происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - Союз), осуществляется в целях и по правилам определения происхождения товаров, которые предусмотрены в соответствии с договором о Союзе.
Пунктом 1 статьи 29 ТК ЕАЭС установлено, что происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе (подписан в Астане 29.05.2014, далее - Договор) для защиты интересов производителей товаров в ЕАЭС применяются единые меры защиты внутреннего рынка по отношению к товарам из третьих стран. Они могут применяться в виде антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер.
В пункте 6 статьи 29 ТК ЕАЭС определено, что документом о происхождении товара является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара. Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении товара или сертификатом о происхождении товара в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.
Согласно статье 31 ТК ЕАЭС сертификат о происхождении товара - документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, - страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара. Требования к сертификату о происхождении товара, в том числе к порядку его оформления и (или) заполнения, устанавливаются правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров (пункт 1).
Сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара, если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к порядку его оформления и (или) заполнения, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров (пункт 4).
При совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено ТК ЕАЭС, в соответствии с Договором или международными договорами в рамках Союза, а в отношении применения законодательных актов государств-членов в сфере налогообложения также законодательством государств-членов (пункт 1 статьи 6 ТК ЕАЭС).
Пунктом 25 Правил определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальные правила определения происхождения товаров), утвержденных решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 N 49 (здесь и далее в редакции, действовавшей на дату регистрации декларации 07.12.2020, далее - Правила N 49), установлено, что в случае применения мер защиты внутреннего рынка, предусмотренных Договором, обусловленных происхождением товара, происхождение аналогичных товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу и общая таможенная стоимость которых превышает сумму, эквивалентную 150 долларам США, подтверждается сертификатом о происхождении товара (за исключением случая подтверждения соблюдения применения мер защиты внутреннего рынка).
Как следует из материалов дела и установлено судами, товары N N 16, 23, 28, 30, 31, задекларированные по ДТ N 10609050/071220/0039492, классифицированы в соответствии Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) по кодам: 8482 10 100 9, 8482 10 900 8, 8482 20 000 9, в отношении которых установлена антидемпинговая пошлина на основании решения коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.08.2018 N 139 "О продлении действия антидемпинговой меры в отношении подшипников качения (за исключением игольчатых), происходящих из Китайской Народной Республики и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза".
В соответствии со статьей 314 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля происхождения товаров проверяются документы о происхождении товаров, сведения о происхождении товаров, заявленные в таможенной декларации и (или) содержащиеся в представленных таможенным органам документах, в том числе достоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров, а также подлинность сертификатов о происхождении товаров, правильность их оформления и (или) заполнения (пункт 1).
Если в таможенной декларации заявлено о том, что происхождение товаров неизвестно либо происхождение товаров считается неподтвержденным антидемпинговая пошлина исчисляется исходя из наибольших ставок антидемпинговых пошлин, установленных в отношении товара того же кода в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС и (или) наименования, если иное не установлено в соответствии с Договором (подпункт 2 пункта 6 статьи 314 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 21 Правил N 49 сертификат происхождения товара оформляется в соответствии с требованиями согласно приложению к Правилам (далее - Требования).
Как следует из пункта 5 Требований, сертификат о происхождении товара должен содержать следующую информацию: 1) наименование страны происхождения; 2) номер сертификата, наименование уполномоченного лица, выдавшего сертификат;
3) наименование и адрес экспортера и (или) производителя; 4) наименование страны назначения или наименование и адрес грузополучателя; 5) описание товара, позволяющее произвести его идентификацию; 6) вес брутто и (или) другие количественные характеристики товара; 7) реквизиты документа о происхождении товара, выданного в стране происхождения товара (в случае если сертификат выдан страной вывоза товара);
8) информация об удостоверении сертификата (печать уполномоченного органа, выдавшего сертификат, подпись должностного лица этого уполномоченного органа, дата выдачи сертификата).
В силу подпункта 2 пункта 34 Правил N 49 сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара и происхождение товаров считается неподтвержденным в соответствии с ТК ЕАЭС, если по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не соответствует Требованиям.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 314 ТК ЕАЭС происхождение товара считается неподтвержденным, если по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара оформлен и (или) заполнен с нарушением требований к порядку его оформления и (или) заполнения.
В рассматриваемом случае при принятии оспариваемого решения таможенный орган исходил из невыполнения условий, установленных подпунктами 5, 7 пункта 5 Требований.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды установили, что при проведении проверки таможней выявлено расхождения весовых характеристик товара, заявленных в графах 35 и 38 декларации (по товарам N N 16, 23, 28, 30, 31), весовым характеристикам, указанным в сертификате о происхождении товара от 20.11.2020, что не позволило таможенному органу произвести идентификацию товара (нарушение подпункта 5 пункта 5 Требований); сертификат происхождения товара от 20.11.2020 выдан организаций страны вывоза товаров - Конфедерацией Датской промышленности (Дания); в графе 3 "страна происхождения" сертификата от 20.11.2020 поименованы страны Япония, Австрия, Германия, однако, реквизиты документа о происхождении товара, выданного в странах происхождения товара - Япония, Австрия, Германия, в сертификате отсутствуют (нарушение подпункта 7 пункта 5 Требований), в связи с чем указанный сертификат не может рассматриваться в качестве документа о происхождении товара, и происхождение товара считается неподтвержденным.
При таких обстоятельствах в силу подпункта 3 пункта 5, подпункта 2 пункта 6 статьи 314 ТК ЕАЭС сведения о происхождении товаров и об исчислении таможенных платежей в ДТ N 10609050/071220/0039492 заявлены неверно.
Довод подателя жалобы о невозможности представления им документов по запросу таможенного органа в связи со значительным ограничением сроков его исполнения обоснованно отклонен судами, поскольку обществом не представлены ни таможенному органу, ни суду документы, подтверждающие направление соответствующего запроса в адрес PRIMODAN A/S.
Ссылка общества на пункт 9 Требований, согласно которому наличие ошибок (опечаток), допущенных при заполнении сертификата, не влияющих на достоверность сведений, содержащихся в таком сертификате, и не ставящих под сомнение происхождение товара, не является основанием для не рассмотрения такого сертификата в качестве документа о происхождении товара, правомерно не принята судами, поскольку в рассматриваемом случае допущено нарушение требований к порядку оформления/заполнения сертификата (отсутствует информация о реквизитах документов о происхождении товара, выданных в странах происхождения товаров - Япония, Австрия, Германия), что влечет неподтвержденность происхождения товара (подпункт 3 пункта 5 статьи 314 ТК ЕАЭС, подпункт 2 пункта 34 Правил N 49).
Доводы подателя жалобы о том, что сертификат выдан уполномоченным органом, содержит всю необходимую информацию, о подтверждении происхождения товаров товаросопроводительными документами направлены на иную оценку доказательств и установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств, в связи с чем подлежат отклонению судом кассационной инстанции исходя из предусмотренных статьей 286 АПК РФ пределов его компетенции.
Суды обоснованно не приняли ссылку общества на решение Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47, поскольку на момент таможенного декларирования (07.12.2020) Правила N 49 в действующей на тот момент редакции подлежали исполнению всеми участниками таможенных правоотношений в соответствии с пунктом 1 статьи 6 ТК ЕАЭС.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований, поскольку оспариваемое решение таможенного органа соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Иное толкование подателем кассационной жалобы норм действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
В целом доводы подателя кассационной жалобы повторяют его позицию по спору, являлись предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и не опровергают их выводы, сделанные на основании правильного применения норм права к установленным обстоятельствам дела.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебных актов, арбитражными судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.03.2023 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 22.06.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-37873/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка общества на пункт 9 Требований, согласно которому наличие ошибок (опечаток), допущенных при заполнении сертификата, не влияющих на достоверность сведений, содержащихся в таком сертификате, и не ставящих под сомнение происхождение товара, не является основанием для не рассмотрения такого сертификата в качестве документа о происхождении товара, правомерно не принята судами, поскольку в рассматриваемом случае допущено нарушение требований к порядку оформления/заполнения сертификата (отсутствует информация о реквизитах документов о происхождении товара, выданных в странах происхождения товаров - Япония, Австрия, Германия), что влечет неподтвержденность происхождения товара (подпункт 3 пункта 5 статьи 314 ТК ЕАЭС, подпункт 2 пункта 34 Правил N 49).
...
Суды обоснованно не приняли ссылку общества на решение Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47, поскольку на момент таможенного декларирования (07.12.2020) Правила N 49 в действующей на тот момент редакции подлежали исполнению всеми участниками таможенных правоотношений в соответствии с пунктом 1 статьи 6 ТК ЕАЭС."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 октября 2023 г. N Ф04-5056/23 по делу N А45-37873/2022