г. Тюмень |
|
19 октября 2023 г. |
Дело N А70-27867/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Севастьяновой М.А.,
судей Зиновьевой Т.А.,
Полосина А.Л.,
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нерудстройсервис" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 14.04.2023 (судья Скачкова О.А.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2023 (судьи Шиндлер Н.А., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу N А70-27867/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нерудстройсервис" (625000, Тюменская область, город Тюмень, улица Республики, дом 249, квартира 401, ОГРН 1057200758713, ИНН 7203164656) к Департаменту недропользования и экологии Тюменской области (625004, Тюменская область, город Тюмень, улица Володарского, дом 45, ОГРН 1057200722061, ИНН 7202137635) о признании недействительным приказа от 07.10.2022 N 1242-ОД.
В судебном заседании приняли участие представители: общества с ограниченной ответственностью "Нерудстройсервис" - Горчаков А.О. по доверенности от 10.11.2022; департамента недропользования и экологии Тюменской области - Троегубова Ю.Ю. по доверенности от 09.01.2023, Коркодинова А.А. по доверенности от 08.02.2023.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Нерудстройсервис" (далее - общество, ООО "Нерудстройсервис" обратилось к Департаменту недропользования и экологии Тюменской области (далее - департамент) о признании недействительным приказа от 07.10.2022 N 1242-ОД об отказе в приеме заявки на получение права пользования недрами.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 14.04.2023, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением и постановлением, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на то, что, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды не учли установленный Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) правовой механизм возникновения (получения) права пользования участком недр местного значения без проведения аукциона, предусматривающий приоритетность получения права пользования участком без аукциона лицом, открывшим месторождение, и осуществлявшим геологическое изучение такого участка недр.
Помимо изложенного, общество полагает, что ни одно из предусмотренных статьей 14 Закона о недрах оснований не предполагает отказа в предоставлении права пользования участком недр по основанию учета оценки порядка оценки условий комплексного рационального использования и охраны недр местного значения, включая такое основание как подача заявки с нарушением установленных требований. По мнению заявителя, департамент использует необходимость выполнения своей обязанности, установленного Правительством Тюменской области, по учету порядка оценки условий комплексного рационального использования и охраны недр, как основание для отказа в предоставлении права пользования участком недр, тогда как такая обязанность Законом о недрах не предусмотрена. При этом то, каким должен быть этот учет и как он должен соотноситься с основаниями отказа в приеме заявки на предоставление права пользования участком недр, законодательством Тюменской области не установлено.
Также общество считает, что ссылка судов на то, что заявка ООО "Нерудстройсервис", поданная в отношении участка недр на землях лесного фонда, нарушает установленные законодательством требования в части обеспечения рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды, не учитывает, что в эксплуатационных лесах допускается осуществление всех видов использования лесов, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации.
Заявитель отмечает, что выдача обществу лицензии на геологическое изучение с целью поисков и оценки месторождения песка на участке недр местного значения "Доновский", зарегистрированной 28.11.2018, то есть в период действия Порядка предоставления в редакции постановления Правительства Тюменской области от 08.12.2017 N 605-п до включения в него положений о необходимости учета порядка оценки условий комплексного рационального использования и охраны недр местного значения, установленного Правительством Тюменской области, позволяла недропользователю при планировании своей предпринимательской деятельности рассчитывать на получение лицензии на разведку и добычу песка на указанном участке недр, однако введенные положения об оценке условий значительно ухудшили положение общества. Кроме того, в формуле расчета оценки условий содержится логическая ошибка.
Департамент в отзыве на кассационную жалобу просит решение и постановление оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, соответственно.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК) законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 28.11.2018 ООО "Нерудстройсервис" выдана лицензия серия ТЮМ N 86077 ТП на право пользования недрами с целевым назначением - геологическое изучение с целью поисков и оценки месторождения песка на участке недр "Доновский", расположенного в 6,2 км западнее с. Сажино, в квартале 299 (выд. 2) Равнецкого СП Ишимского сельского участкового лесничества Ишимского лесничества, в Ишимском районе Тюменской области.
22.07.2022 департаментом выдано свидетельство N 1 об установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых на участке недр "Доновский".
05.09.2022 ООО "Нерудстройсервис" обратилось в департамент с заявкой N 12155/22 на получение права пользования участком недр местного значения "Доновский" в целях разведки и добычи общераспространенные полезные ископаемые (далее - ОПИ) открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, осуществлявшим геологическое изучение такого участка недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, за исключением участка недр в случае осуществления геологического изучения недр такого участка в соответствии с государственным контрактом.
Приказом департамента от 07.10.2022 N 1242-ОД ООО "Нерудстройсервис" в приеме заявки на получение права пользования недрами отказано по мотивам того, что распределенный фонд Восточной Территориальной зоны добычи ОПИ обеспечивает потребность экономики зоны в песке на 30 лет. Заявка ООО "Нерудстройсервис" на получение права пользования участком недр "Доновский", который расположен на землях лесного фонда, нарушает установленные законодательством требования в части обеспечения рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды.
Полагая приказ незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили из правомерности приказа, учитывая, что на момент принятия соответствующего решения в Восточной Территориальной зоне отсутствует потребность в общераспространенном полезном ископаемом (далее - ОПИ) - песке, и при таком обстоятельстве, принимая во внимание месторасположение испрашиваемого заявителем участка недр "Доновский" - на землях лесного фонда, осуществление добычи песка приведет к нарушению установленных законодательством требований в части обеспечения рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды.
Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и применимому к спорным правоотношениям законодательству.
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, регулирует Закон о недрах.
Согласно преамбуле Закона о недрах, названный Закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр и направлен на обеспечение защиты интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.
Статьей 1 Закона о недрах предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9 Конституции Российской Федерации).
Статьей 1.2 Закона о недрах указано, что недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории Российской Федерации в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов Российской Федерации осуществляются совместно Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации (статья 2 Закона о недрах).
На основании пункта 9 статьи 4 Закона о недрах к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования отнесено установление порядка пользования участками недр местного значения.
В пунктах 2, 3 статьи 6 Закона о недрах предусмотрено, что недра могут быть предоставлены в пользование для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, размещения в пластах горных пород вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей.
Пользователями недр могут быть юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, индивидуальные предприниматели, являющиеся гражданами Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами (статья 9 Закона о недрах).
Согласно части 1 статьи 8 Закона о недрах пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено, в том числе, в целях рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды.
В силу положений пункта 7 статьи 10.1 Закона о недрах основанием предоставления права пользования участками недр является, в том числе принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участком недр местного значения, содержащим месторождение ОПИ и включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, осуществлявшим геологическое изучение такого участка недр в целях поисков и оценки месторождений ОПИ, за исключением участка недр в случае осуществления геологического изучения недр такого участка в соответствии с государственным контрактом.
По правилу, приведенному в абзаце первом статьи 12.1 Закона о недрах, оформление лицензии на пользование недрами осуществляется при предоставлении права пользования участком недр по основаниям, предусмотренным частью первой статьи 10.1 настоящего Закона, в соответствии с требованиями к содержанию лицензии на пользование недрами, установленными статьей 12 настоящего Закона.
Статьей 14 Закона о недрах предусмотрен перечень случаев отказа в приеме заявки на участие в конкурсе или аукционе либо заявки на получение права пользования недрами без проведения конкурса ли аукциона, в том числе, если заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований (подпункт 1).
В Тюменской области отношения недропользования регулируются, в том числе Законом Тюменской области от 06.10.2005 N 402 "О недропользовании в Тюменской области" (далее - Закон N 402).
Частью 2 статьи 3 Закона N 402 установлено, что участки недр местного значения, содержащие ОПИ, предоставляются в пользование с учетом комплексного, рационального использования и охраны недр в порядке, установленном Правительством Тюменской области.
Постановлением Правительства Тюменской области 18.03.2016 N 93-п утвержден Порядок предоставления права пользования участком недр местного значения по основаниям, предусмотренным пунктом 7 части 1 статьи 10.1 Закона о недрах (далее - Порядок N 93-п), который устанавливает порядок предоставления участков недр местного значения без проведения аукциона (пункт 1.1).
Указанное постановление определяет уполномоченный орган по предоставлению в пользование участков недр местного значения Тюменской области, которым является Департамент недропользования и экологии Тюменской области.
В соответствии с положением пункта 1.7 Порядка N 93-п (в редакции, действовавшей в период возникших правоотношений) решение о предоставлении права пользования участком недр местного значения принимается с учетом порядка оценки условий комплексного рационального использования и охраны недр, установленного Правительством Тюменской области.
Постановлением Правительства Тюменской области от 01.07.2022 N 474-п в целях реализации государственной политики и осуществления полномочий в области охраны окружающей среды, лицензирования пользования недрами, рационального использования и охраны участков недр местного значения, соблюдения социальных, экономических, экологических интересов населения, проживающих на соответствующей территории, обеспечения сбалансированного решения социально-экономических задач, сохранения природных ресурсов, утвержден Порядок оценки условий комплексного рационального использования и охраны участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, в Тюменской области (Приложение к указанному постановлению) (далее - Порядок N 474-п), который устанавливает условия комплексного рационального использования и охраны участков недр местного значения, содержащих ОПИ (песок, глина, суглинок, супесь) в Тюменской области.
Пунктом 4 Порядка N 474-п предусмотрено, что обязательным условием комплексного рационального использования и охраны участков недр местного значения, содержащих ОПИ, расположенных на землях лесного фонда, в целях предоставления в пользование является наличие потребности в ОПИ, не обеспеченной объемом распределенного фонда недр на трехлетний период, в разрезе территориальных зон добычи ОПИ в Тюменской области.
На основании пунктов 10, 11 Порядка N 474-п расчет и утверждение показателей потребности в ОПИ в территориальной зоне добычи ОПИ осуществляется департаментом в отношении каждой территориальной зоны добычи ОПИ один раз в год; департамент размещает информацию об утверждении показателей потребности в ОПИ в территориальной зоне добычи ОПИ на официальном портале органов государственной власти Тюменской области.
Исходя из данных, содержащихся в расчете показателей потребности в ОПИ в Восточной Территориальной зоне добычи ОПИ (на прогнозный период 2023-2025г.г.), утвержденном директором департамента недропользования и экологии Тюменской области, и размещенном на официальном портале Правительства Тюменской области, указанная территориальная зона добычи ОПИ в течение расчетного периода обеспечена объемом распределенного фонда недр (песка) на 30,3 лет.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статей 67, 68, 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о правомерности обжалуемого обществом приказа департамента, поскольку потребность в ОПИ - песке в Восточной Территориальной зоне добычи общераспространенных полезных ископаемых отсутствует.
Более того, участок недр "Доновский" расположен на землях лесного фонда. Учитывая указанное обстоятельство, суды обеих инстанций отметили обоснованность его учета департаментом, поскольку разработка месторождения и добыча песка будет сопряжена с вырубкой лесных насаждений, что не рассматривается в качестве рационального использования природных компонентов при условии отсутствия потребности в Восточной Территориальной зоне в добыче песка и наличии иных месторождений.
Применительно к указанному арбитражный суд правомерно учитывал нормы, закрепленные в статьях 1, 10 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", определяющих недра как компонент природной среды, то есть природный ресурс, использование которого является по своей сути природопользованием и определяется как деятельность, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов обеих инстанций, а сводятся лишь к несогласию с ними, что не может являться основанием для отмены законных и обоснованных судебных актов.
Все доводы, приведенные в кассационной жалобе, повторяют правовую позицию, изложенную обществом в заявленном в суд требовании, а также доводы апелляционной жалобы.
Между тем такие доводы получили полную и всестороннюю оценку судов, отклонив их суд привели мотивированное обоснование своих выводов.
Как отметили суды, свидетельство об установлении факта открытия месторождения не влечет за собой безусловного права выдачи лицензии для разведки и добычи песка, поскольку Закон о недрах, равно как и законодательства субъекта Российской Федерации предусматривает предоставление недр в пользование с учетом рационального использования, то есть, в том числе с учетом расчета необходимости добычи ОПИ.
То обстоятельство, что на дату выдачи обществу лицензии на геологическое изучение недр не был установлен порядок оценки потребностей в ОПИ, не имеет правового и фактического значения для рассмотрения заявления общества о получении права на добычу ОПИ, в период подачи которого соответствующие нормативные положения утверждены.
Кроме того, как правильно отмечено судами, учитывая, что расчеты показателей потребностей ОПИ размещены на официальном портале Правительства Тюменской области, общество не было лишено возможности запросить сведения у департамента, планируя разведку спорного месторождения.
Судом апелляционной инстанции с подробным обоснованием отклонен довод апелляционной жалобы ООО "Нерудстройсервис" о том, что расчет показателей потребности в ОПИ произведен без учета потребностей муниципальных образований и проектов, контролируемых Главным управлением строительства, что, по мнению заявителя, является нарушением пункта 6 Порядка N 474-п и представляется нелогичным. Так, согласно требованиям Порядка N 474-п расчет показателей потребности в ОПИ осуществляется по территориальной зоне добычи ОПИ, в том числе исходя из экономической ценности каждого конкретного вида ОПИ. Произведенный департаментом расчет выполнен в соответствии с Приложением N 3 к Порядку N 474-п. При этом положения названного нормативного акта не признаны в установленном законом порядке недействующими.
Доводы кассационной жалобы, оспаривающие выводы судов, не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего спора и по существу направлены на иную оценку доказательств и установление фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции. Оценка имеющейся по делу доказательственной базы и установление на ее основании фактических обстоятельств дела - прерогатива судов первой и апелляционной инстанций. В рамках настоящего дела суды выполнили данные процессуальные действия в соответствии с нормами действующего процессуального законодательства и с учетом представленных сторонами доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по кассационной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на ее заявителя.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 14.04.2023 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2023 по делу N А70-27867/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Севастьянова |
Судьи |
Т.А. Зиновьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 14 Закона о недрах предусмотрен перечень случаев отказа в приеме заявки на участие в конкурсе или аукционе либо заявки на получение права пользования недрами без проведения конкурса ли аукциона, в том числе, если заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований (подпункт 1).
...
Постановлением Правительства Тюменской области 18.03.2016 N 93-п утвержден Порядок предоставления права пользования участком недр местного значения по основаниям, предусмотренным пунктом 7 части 1 статьи 10.1 Закона о недрах (далее - Порядок N 93-п), который устанавливает порядок предоставления участков недр местного значения без проведения аукциона (пункт 1.1).
...
Применительно к указанному арбитражный суд правомерно учитывал нормы, закрепленные в статьях 1, 10 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", определяющих недра как компонент природной среды, то есть природный ресурс, использование которого является по своей сути природопользованием и определяется как деятельность, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 октября 2023 г. N Ф04-5312/23 по делу N А70-27867/2022