город Омск |
|
05 июля 2023 г. |
Дело N А70-27867/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июля 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.,
судей Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5723/2023) общества с ограниченной ответственностью "Нерудстройсервис" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 14.04.2023 по делу N А70-27867/2022 (судья Скачкова О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нерудстройсервис" (ОГРН 1057200758713, ИНН 7203164656, 25.08.2005, адрес: 625000, Тюменская область, город Тюмень, улица Республики, 249-401) к Департаменту недропользования и экологии Тюменской области (ОГРН 1057200722061, ИНН 7202137635, адрес: 625004, Тюменская область, город Тюмень, улица Володарского, дом 45) о признании недействительным приказа от 07.10.2022 N 1242-ОД,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Нерудстройсервис" - Пауль Елена Николаевна по доверенности от 29.06.2023 сроком действия 1 год;
от Департамента недропользования и экологии Тюменской области - Чупров Вадим Евгеньевич по доверенности от 08.02.2023 сроком действия 1 год, диплом, паспорт; Троегубова Юлия Юрьевна по доверенности от 09.09.2023 N 6 сроком действия 1 год, диплом, паспорт;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Нерудстройсервис" (далее - заявитель, Общество, ООО "Нерудстройсервис") обратилось к Департаменту недропользования и экологии Тюменской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Департамент) о признании недействительным приказа от 07.10.2022 N 1242-ОД.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 14.04.2023 по делу N А70-27867/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не соглашаясь с принятым по делу решением, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что все действия Общества, как коммерческой организации, по разведке месторождений и постановке разведанных запасов на государственный учет были направлены на получение в установленном порядке лицензии на добычу полезных ископаемых. ООО "Нерудстройсервис" утверждает о том, что оспариваемый приказ лишил заявителя возможности добывать полезные ископаемые на открытом им же месторождении, заявитель понес значительные расходы по разведке месторождения, которые стали убытком организации. ООО "Нерудстройсервис" является микропредприятием, полагает, что приказ от 07.10.2022 N 1242-ОД препятствует экономической деятельности Общества.
Оспаривая правильность расчета показателей потребности в общераспространенных полезных ископаемых (далее - ОПИ), Общество ссылается на то, что расчет произведен без учета потребностей муниципальных образований и проектов контролируемых Главным управлением строительства, в силу чего расчет выполнен с нарушением требований пункта 6 Постановления Правительства Тюменской области от 01.07.2022 N 474-п "Об утверждении порядка оценки условий комплексного рационального использования и охраны участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, в Тюменской области" (далее - Постановление N 474-п, Порядок N 474-п).
Кроме того, Общество ссылается на то, что в нарушение части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) резолютивная часть обжалуемого решения не содержит сведений о наименовании органа принявшего оспариваемый акт, а так же название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которому проверен оспариваемый акт.
Административный орган представил отзыв на жалобу.
В судебном заседании апелляционной инстанции, проводимом посредством видеоконференц-связи и веб-конференции, представитель ООО "Нерудстройсервис" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Департамента поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителей Общества и Департамента, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
28.11.2018 ООО "Нерудстройсервис" была выдана лицензия серия ТЮМ N 86077 ТП на право пользования недрами с целевым назначением - геологическое изучение с целью поисков и оценки месторождения песка на участке недр "Доновский", расположенного в 6,2 км западнее с. Сажино, в квартале 299 (выд. 2) Равнецкого СП Ишимского сельского участкового лесничества Ишимского лесничества, в Ишимском районе Тюменской области.
22.07.2022 Департаментом ООО "Нерудстройсервис" выдано свидетельство N 1 об установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых на участке недр "Доновский".
05.09.2022 ООО "Нерудстройсервис" обратилось в Департамент с заявкой (N 12155/22) на получение права пользования участком недр местного значения "Доновский" в целях разведки и добычи ОПИ открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, осуществлявшим геологическое изучение такого участка недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, за исключением участка недр в случае осуществления геологического изучения недр такого участка в соответствии с государственным контрактом.
Приказом Департамента от 07.10.2022 N 1242-ОД ООО "Нерудстройсервис" в приеме заявки на получение права пользования недрами отказано по мотивам того, что распределенный фонд Восточной Территориальной зоны добычи ОПИ обеспечивает потребность экономики зоны в песке на 30 лет. Заявка ООО "Нерудстройсервис" на получение права пользования участком недр "Доновский", который расположен на землях лесного фонда, нарушает установленные законодательством требования в части обеспечения рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды.
Не согласившись с указанным приказом, полагая, что он является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
14.04.2023 Арбитражный суд Тюменской области принял обжалуемое в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает основания для его отмены или изменения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ, частью 4 статьи 200 АПК РФ условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон РФ N 2395-1, Закон о недрах), согласно его преамбуле, регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с нефтью, газом и газовым конденсатом (далее - углеводородное сырье), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.
Закон о недрах содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.
Согласно статье 1.2 Закона о недрах недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории Российской Федерации в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов Российской Федерации осуществляются совместно Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации (часть 2 статьи 2 Закона о недрах).
Статьей 4 Закона о недрах к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования отнесено установление порядка пользования участками недр местного значения (пункт 9).
Пункт 2 статьи 6 Закона о недрах предусматривает, что недра могут быть предоставлены в пользование для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, размещения в пластах горных пород вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей (пункт 3).
На основании статьи 9 Закона о недрах пользователями недр могут быть юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, индивидуальные предприниматели, являющиеся гражданами Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.
Пункт 7 статьи 10.1 Закона о недрах предусматривает, что основанием предоставления права пользования участками недр, в частности, является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участком недр местного значения, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых и включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, осуществлявшим геологическое изучение такого участка недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, за исключением участка недр в случае осуществления геологического изучения недр такого участка в соответствии с государственным контрактом.
Оформление лицензии на пользование недрами осуществляется при предоставлении права пользования участком недр по основаниям, предусмотренным частью первой статьи 10.1 настоящего Закона, в соответствии с требованиями к содержанию лицензии на пользование недрами, установленными статьей 12 настоящего Закона (абзац первый статьи 12.1 Закона о недрах).
Статьей 14 Закона о недрах предусмотрен перечень случаев, в которых может последовать отказ в приеме заявки на участие в конкурсе или аукционе либо заявки на получение права пользования недрами без проведения конкурса ли аукциона, в том числе, если заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований (подпункт 1).
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Тюменской области 18.03.2016 N 93-П "Об утверждении порядков предоставления в пользование участков недр местного значения в Тюменской области" уполномоченным органом по предоставлению в пользование участков недр местного значения Тюменской области является Департамент недропользования и экологии Тюменской области.
Как следует из материалов настоящего дела, и было выше сказано, оспариваемым приказом ООО "Нерудстройсервис" было отказано в приеме заявки на получение права пользования недрами по мотивам того, что распределенный фонд Восточной Территориальной зоны добычи ОПИ обеспечивает потребность экономики зоны в песке на 30 лет. Департамент счел, что заявка ООО "Нерудстройсервис" на получение права пользования участком недр "Доновский", который расположен на землях лесного фонда, нарушает установленные законодательством требования в части обеспечения рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды.
Поддерживая выводы Арбитражного суда Тюменской области о законности приказа Департамента, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В Тюменской области отношения недропользования регулируются, в том числе Законом Тюменской области от 06.10.2005 N 402 "О недропользовании в Тюменской области" (далее - Закон N 402).
Частью 2 статьи 3 Закона N 402 установлено, что участки недр местного значения, содержащие ОПИ, предоставляются в пользование с учетом комплексного, рационального использования и охраны недр в порядке, установленном Правительством Тюменской области.
Постановлением Правительства Тюменской области 18.03.2016 N 93-п утвержден Порядок предоставления права пользования участком недр местного значения по основаниям, предусмотренным пунктом 7 части 1 статьи 10.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Порядок N 93-п), который устанавливает порядок предоставления участков недр местного значения без проведения аукциона (пункт 1.1).
На основании пункта 1.7 Порядка N 93-п (в редакции, действовавшей в период возникших правоотношений) решение о предоставлении права пользования участком недр местного значения принимается с учетом порядка оценки условий комплексного рационального использования и охраны недр, установленного Правительством Тюменской области.
Постановлением Правительства Тюменской области от 01.07.2022 N 474-п в целях реализации государственной политики и осуществления полномочий в области охраны окружающей среды, лицензирования пользования недрами, рационального использования и охраны участков недр местного значения, соблюдения социальных, экономических, экологических интересов населения, проживающих на соответствующей территории, обеспечения сбалансированного решения социально-экономических задач, сохранения природных ресурсов, утвержден порядок оценки условий комплексного рационального использования и охраны участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, в Тюменской области (Приложение к указанному постановлению), который устанавливает условия комплексного рационального использования и охраны участков недр местного значения, содержащих ОПИ (песок, глина, суглинок, супесь) в Тюменской области.
Пунктом 4 Порядка N 474-п предусмотрено, что обязательным условием комплексного рационального использования и охраны участков недр местного значения, содержащих ОПИ, расположенных на землях лесного фонда, в целях предоставления в пользование является наличие потребности в ОПИ, не обеспеченной объемом распределенного фонда недр на трехлетний период, в разрезе территориальных зон добычи ОПИ в Тюменской области.
В силу пунктов 10, 11 Порядка N 474-п расчет и утверждение показателей потребности в ОПИ в территориальной зоне добычи ОПИ осуществляется Департаментом в отношении каждой территориальной зоны добычи ОПИ один раз в год; Департамент размещает информацию об утверждении показателей потребности в ОПИ в территориальной зоне добычи ОПИ на Официальном портале органов государственной власти Тюменской области.
Исходя из данных, содержащихся в Расчете показателей потребности в общераспространенных полезных ископаемых в Восточной Территориальной зоне добычи общераспространенных полезных ископаемых (на прогнозный период 2023-2025), утвержденного Директором Департамента недропользования и экологии Тюменской области, и размещенного на официальном портале Правительства Тюменской области, указанная территориальная зона добычи ОПИ, в течение расчетного периода обеспечена объемом распределенного фонда недр (песка) на 30,3 лет.
Отклоняя доводы ООО "Нерудстройсервис" о том, что расчет показателей потребности в ОПИ произведен без учета потребностей муниципальных образований и проектов, контролируемых Главным управлением строительства, что, по мнению заявителя, является нарушением пункта 6 Порядка N 474-п, суд исходит из следующего.
Согласно требованиям Порядка N 474-п расчет показателей потребности в общераспространенных полезных ископаемых в территориальной зоне добычи общераспространенных полезных ископаемых осуществлен в соответствии с Приложением N 3 к Порядку N 474-п.
Так, расчет показателей потребности в общераспространенных полезных ископаемых в целях проведения оценки условий комплексного рационального использования и охраны недр в Территориальной зоне добычи общераспространенных полезных ископаемых осуществляется по следующей формуле:
Vзап. р/ф / Vср. = OТерриториальной зоны добычи ОПИ,
где:
Vср = V / 3
Vзап. р/ф - объем запасов распределенного фонда недр в границах Территориальной зоны добычи ОПИ (тыс. м3) согласно данным сводного территориального баланса запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых Тюменской области;
Vср. - среднегодовой объем добычи ОПИ в границах Территориальной зоны добычи ОПИ (тыс. м3);
OТерриториальной зоны добычи ОПИ - обеспеченность (показатель потребности) Территориальной зоны добычи ОПИ в общераспространенных полезных ископаемых (в течение расчетного периода);
V - суммарный объем добычи ОПИ предприятиями, осуществляющими деятельность в границах Территориальной зоны добычи ОПИ, за три года (тыс. м3);
3 - расчетный период (год).
Из расчета показателей потребности в ОПИ в Восточной Территориальной ОПИ (на прогнозный период 2023-2025 годы) следует, что расчет выполнен по ОПИ: песок, супесь, суглинок, глина.
При расчете использовались критерии (в частности, по песку):
- объем запасов распределенного фонда недр в границах Территориальной зоны добычи на 01.01.2022 (тыс.м3) (Узап.р/ф) - 2 936;
- суммарный объем добычи полезных ископаемых предприятиями осуществляющими деятельность в границах Территориальной зоны добычи за 2019- 2021 гг. (тыс.м3) (V) - 290;
- среднегодовой объем добычи полезных ископаемых в границах Территориальной зоны добычи (тыс.м3) (Vcp.) - 96,6;
- информация о потребности в полезных ископаемых по данным МО на прогнозный период (тыс.м3) - 430,7;
- информация о потребности в полезных ископаемых по данным ГУС ТО на прогнозный период (тыс.м3) - 7526,006;
- обеспеченность (О) (показатель потребности) Территориальной зоны добычи общераспространен ных полезных ископаемых в течение расчетного периода* (годы) - 30,3.
Из указанного расчета следует, что таковой соответствует требования Приложения N 3 к Порядку N 474-п.
Утверждение Общества о том, что оценка условий комплексного рационального использования и охраны недр осуществлялась без учета информации, предоставленной Главным управлением строительства Тюменской области и органами местного самоуправления Тюменской области, является недоказанным.
Общество не приводит каких-либо конкретных сведений о недостоверности вышеуказанных показаний, отраженных в расчете, в силу чего расчет признается судом обоснованным.
Довод Общества о том, что действия ООО "Нерудстройсервис" по разведке месторождений и постановке разведанных запасов на государственный учет были направлены на получение в установленном порядке лицензии на добычу полезных ископаемых и преследовали своей целью получение прибыли в результате добычи ОПИ, Департамент не препятствовал в проведении мероприятий по разведке месторождений, а затем отказал в выдаче лицензии на добычу, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Как было выше сказано, расчеты показателей потребностей ОПИ представлены на официальном портале Правительства Тюменской области, в силу чего Общество не было лишено возможности ознакомления с ними и оценить предпринимательские риски своей деятельности.
Общество также не было лишено возможности запросить указанные сведения у Департамента, планируя разведку спорного месторождения.
Как было обоснованно указано судом первой инстанции, само по себе свидетельство об установлении факта открытия месторождения не влечет за собой безусловное право получения лицензии для разведки и добычи песка.
Закон о недрах, равно как и законодательства субъекта Российской Федерации (Тюменской области) предусматривает предоставление недр в пользование с учетом рационального использования, то есть, в том числе с учетом расчета необходимости добычи ОПИ.
Более того, из материалов дела следует и лицам, участвующими в деле, не оспаривается, что участок недр "Доновский" расположен на землях лесного фонда.
Соответственно, разработка месторождения и добыча песка будет сопряжена с вырубкой лесных насаждений, что не рассматривается в качестве рационального использования природных компонентов при условии отсутствия потребности в Восточной Территориальной зоне в добыче песка и наличии иных месторождений.
Ссылки ООО "Нерудстройсервис" на то, что приказ от 07.10.2022 N 1242-ОД препятствует экономической деятельности Общества, судом отклоняются, так как соблюдение требований порядка предоставления прав пользования участками недр местного значения, не может рассматриваться в качестве ограничения прав хозяйствующего субъекта с учетом того, что недра являются федеральной собственностью и их использование должно осуществляться исключительно в порядке, установленном действующим федеральным и региональным законодательством.
При таких обстоятельствах приказ от 07.10.2022 N 1242-ОД является законным и обоснованным.
Довод Общества о том, что в нарушение части 4 статьи 201 АПК РФ резолютивная часть обжалуемого решения не содержит сведений о наименовании органа принявшего оспариваемый акт, а так же название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которому проверен оспариваемый акт, судом апелляционной инстанции отклоняется с учетом того, что указанное не является основанием для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с требованиями статьи 270 АПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, положенных в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нерудстройсервис" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 14.04.2023 по делу N А70-27867/2022 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-27867/2022
Истец: ООО "НЕРУДСТРОЙСЕРВИС"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ И ЭКОЛОГИИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: 8ААС, Прокуратура Тюменской области