г. Тюмень |
|
7 ноября 2023 г. |
Дело N А46-646/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 ноября 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства образования Омской области на решение от 29.03.2023 Арбитражного суда Омской области (судья Солодкевич И.М.) и постановление от 03.07.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Лотов А.Н., Рыжиков О.Ю.) по делу N А46-646/2023 по заявлению автономной некоммерческой общеобразовательной организации "Школа Гармония" (644043, Омская область, город Омск, набережная Тухачевского, дом 18, корпус 1, ОГРН 1165543080801, ИНН 5503166996) к Министерству образования Омской области (644002, Омская область, город Омск, улица Красный Путь, дом 5, ОГРН 1045504009803, ИНН 5503079856) о признании незаконными заключения комиссии по проведению отбора от 02.12.2022 N 22 в части отклонения заявки и распоряжения от 07.12.2022 N 4795 в части отказа в предоставлении субсидии.
Суд установил:
автономная некоммерческая общеобразовательная организация "Школа Гармония" (далее - организация, АНОО "Школа Гармония") обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Министерству образования Омской области (далее - министерство) о признании незаконными заключения комиссии по проведению отбора от 02.12.2022 N 22 в части отклонения заявки и распоряжения от 07.12.2022 N 4795 в части отказа в предоставлении субсидии.
Решением от 29.03.2023 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 03.07.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, министерство просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя кассационной жалобы, на момент подачи заявки у организации имелась неурегулированная задолженность по возврату в областной бюджет субсидии; приостановление постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2022 N 590 "О внесении изменений в общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг и об особенностях предоставления указанных субсидий и субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в 2022 году" (далее - постановление N 590) действия абзаца третьего подпункта "в" пункта 4 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1492 (далее - Общие требования), не влечет за собой приостановление положений абзаца 3 подпункта 1 пункта 5.4 Порядка определения размера и предоставления субсидии на финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 29.01.2014 N 5-п (далее - Порядок); положения, аналогичные требованию, установленному абзацем третьим подпункта "в" пункта 4 Общих требований, содержатся в пункте 17 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), действие которого приостановлено не было.
В отзыве на кассационную жалобу организация просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, министерством в целях реализации государственной программы Омской области "Развитие системы образования Омской области", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 250-п, в ноябре 2022 года проведен конкурсный отбор на предоставление субсидии на финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную детальность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам.
АНОО "Школа Гармония" 31.10.2022 обратилось в министерство с заявкой на предоставление субсидии.
Заключением комиссии по проведению отбора от 02.12.2022 N 22 заявка организации отклонена.
Распоряжением от 07.12.2022 N 4795 министерства АНОО "Школа Гармония" отказано в предоставлении из областного бюджета субсидии.
Не согласившись с указанными актами министерства, организация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, пришли к выводу о несоответствии оспариваемых актов министерства действующему законодательству и нарушении прав и законных интересов учреждения в сфере экономической деятельности.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Статьей 78 БК РФ предусмотрено предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1); субсидии в числе прочего предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2); нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в частности, категории и (или) критерии отбора юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий (подпункт 1 пункта 3).
В силу пункта 2 статьи 78.1 БК РФ в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.
Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета, в том числе результаты их предоставления, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации или нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами) уполномоченных ими соответственно федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления. Указанные нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и содержать положения об осуществлении в отношении получателей субсидий и лиц, указанных в пункте 3 настоящей статьи, проверок главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидии, соблюдения ими порядка и условий предоставления субсидий, в том числе в части достижения результатов их предоставления, а также проверок органами государственного (муниципального) финансового контроля в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 БК РФ.
В силу пункта 2 Порядка целью предоставления субсидии является возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, установленными Законом Омской области "О регулировании отношений в сфере образования на территории Омской области", частным дошкольным образовательным организациям, частным общеобразовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам.
Согласно пункту 5.2 Порядка отбор проводится на основании запроса предложений (заявок), направленных образовательными организациями для участия в отборе, исходя из соответствия образовательных организаций категориям отбора, критериям отбора, установленным данным Порядком, и очередности поступления заявок.
Основаниями для отклонения заявок на стадии их рассмотрения являются: несоответствие образовательной организации требованиям, предусмотренным пунктом 5.4 Порядка; несоответствие заявки и документов требованиям, установленным в соответствии с пунктом 5.5 Порядка; недостоверность представленной образовательной организацией информации, в том числе информации о месте нахождения и адресе юридического лица; подача заявки после даты и (или) времени, определенных для подачи заявок (пункт 5.13 Порядка).
Как следует из оспариваемого заключения заявка АНОО "Школа Гармония" отклонена на основании подпункта 1 пункта 5.13 Порядка (несоответствие образовательной организации требованиям, предусмотренным пунктом 5.4 Порядка).
В силу абзаца 3 подпункта 1 пункта 5.4 Порядка у образовательных организаций должна отсутствовать просроченная задолженность по возврату в областной бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами Омской области, а также иная просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед Омской областью.
По мнению министерства, на момент проведения отбора у АНОО "Школа Гармония" имелась просроченная задолженность по возврату в областной бюджет полученной в 2021 году субсидии в размере 3 463 227 руб. (уведомления о возврате средств субсидии от 15.06.2022, 26.07.2022 не исполнены).
Между тем судами первой и апелляционной инстанций установлено, что вступившими в законную силу судебными актами по делу N А46-13733/2022 министерству отказано в удовлетворении требования о взыскании с организации средств указанной субсидии, в действиях организации не установлено недобросовестности в ее получении.
Вопреки позиции министерства существование на момент проведения отбора неурегулированной задолженности не явилось следствием действий АНОО "Школа Гармония", в связи с чем на него неправомерно возложены связанные с этим негативные последствия в виде невозможности получения субсидии.
Кроме того, суды отметили, что требования абзаца 3 подпункта 1 пункта 5.4 Порядка соответствуют положениям абзаца третьего подпункта "в" пункта 4 Общих требований, действие которого было приостановлено до 01.01.2023 на основании пункта 3 постановления N 590.
С учетом изложенного, принимая во внимание положения пункта 7 статьи 78, пункта 2 статьи 78.1 БК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу об отсутствии у министерства оснований для применения в спорный период нормы, предусмотренной абзацем 3 подпункта 1 пункта 5.4 Порядка, и отклонения заявки учреждения по причине наличия у него просроченной задолженности по возврату в областной бюджет субсидий, в связи с чем обоснованно удовлетворили заявленные учреждением требования, признав незаконными заключение заседания комиссии от 02.12.2022 N 22 и распоряжение от 07.12.2022 N 4795 министерства в оспариваемой части.
Доводы подателя кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Иное толкование министерством положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм права.
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.03.2023 Арбитражного суда Омской области и постановление от 03.07.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-646/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Ф. Дружинина |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вопреки позиции министерства существование на момент проведения отбора неурегулированной задолженности не явилось следствием действий АНОО "Школа Гармония", в связи с чем на него неправомерно возложены связанные с этим негативные последствия в виде невозможности получения субсидии.
Кроме того, суды отметили, что требования абзаца 3 подпункта 1 пункта 5.4 Порядка соответствуют положениям абзаца третьего подпункта "в" пункта 4 Общих требований, действие которого было приостановлено до 01.01.2023 на основании пункта 3 постановления N 590.
С учетом изложенного, принимая во внимание положения пункта 7 статьи 78, пункта 2 статьи 78.1 БК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу об отсутствии у министерства оснований для применения в спорный период нормы, предусмотренной абзацем 3 подпункта 1 пункта 5.4 Порядка, и отклонения заявки учреждения по причине наличия у него просроченной задолженности по возврату в областной бюджет субсидий, в связи с чем обоснованно удовлетворили заявленные учреждением требования, признав незаконными заключение заседания комиссии от 02.12.2022 N 22 и распоряжение от 07.12.2022 N 4795 министерства в оспариваемой части."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 ноября 2023 г. N Ф04-5340/23 по делу N А46-646/2023