город Омск |
|
03 июля 2023 г. |
Дело N А46-646/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июля 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5037/2023) Министерства образования Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 29.03.2023 по делу N А46-646/2023 (судья Солодкевич И.М.), принятое по заявлению автономной некоммерческой общеобразовательной организации "Школа Гармония" (ОГРН 1165543080801, ИНН 5503166996, адрес: 644043, город Омск, набережная Тухачевского, дом 18, корпус 1) к Министерству образования Омской области (ОГРН 1045504009803, ИНН 5503079856, адрес: 644002, город Омск, улица Красный Путь, дом 5) о признании заключения комиссии по проведению отбора от 02.12.2022 N 22 в части отклонения заявки и распоряжения от 07.12.2022 N 4795 в части отказа в предоставлении субсидии незаконными,
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства образования Омской области - Камитов Арман Мухаметкалиевич по доверенности от 29.03.2022 N 22-МОБР-8054 сроком действия 3 года;
от автономной некоммерческой общеобразовательной организации "Школа Гармония" - Воронова Ирина Александровна по доверенности от 09.01.2023 N 65 сроком действия 3 года;
УСТАНОВИЛ:
автономная некоммерческая общеобразовательная организация "Школа Гармония" (далее - заявитель, АНОО "Школа Гармония") обратилась в Арбитражный Омской области с заявлением к Министерству образования Омской области (далее - Министерство образования Омской области) о признании заключения комиссии по проведению отбора от 02.12.2022 N 22 в части отклонения заявки и распоряжения от 07.12.2022 N 4795 в части отказа в предоставлении субсидии незаконными.
Решением Арбитражного суда Омской области от 29.03.2023 по делу N А46-646/2023 требования АНОО "Школа Гармония" удовлетворены, заключение комиссии по проведению отбора от 02.12.2022 N 22 в части отклонения заявки АНОО "Школа Гармония" и распоряжение Министерства образования Омской области от 07.12.2022 N 4795 в части отказа в предоставлении АНОО "Школа Гармония" субсидии признаны незаконными как не соответствующие Порядку определения размера и предоставления субсидии на финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам (далее - Порядок определения размера и предоставления субсидии), утверждённому постановлением Правительства Омской области от 29.01.2014 N 5-п (далее - Постановление N 5-п); на Министерство образования Омской области возложена обязанность в течение пяти рабочих дней с момента вступления решения в законную силу повторно рассмотреть заявку АНОО "Школа Гармония" от 31.10.2022 N 29965, принять по ней соответствующее законодательству решение; с Министерства образования Омской области в пользу АНОО "Школа Гармония" взыскано 3000 руб. судебных расходов; указано возвратить АНОО "Школа Гармония" из федерального бюджета 12 000 руб. государственной пошлины, уплаченной платёжным поручением от 19.01.2023 N 20 излишне.
Не согласившись с принятым решением, Министерство образования Омской области обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель указал, что постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2022 N 590 (далее - Постановление N 590) приостановлено действие Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее - Общие требования), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1492 (далее - Постановление N 1492), которые носят рекомендательный характер.
В то же время отношения между Министерством образования Омской области и АНОО "Школа Гармония" регулируются Порядком определения размера и предоставления субсидии, предусматривающим такое основание для отказа в предоставлении субсидии, как отсутствие у образовательных организаций просроченной задолженности по возврату в областной бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами Омской области, а также иной просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Омской областью, действие которого Постановлением N 590 не приостанавливалось.
Министерство образования Омской области отмечает, что требование, аналогичное требованию, установленному абзацем третьим подпункта "в" пункта 4 Общих требований, содержится в пункте 17 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
По мнению подателя жалобы, факт судебного разбирательства с участием заявителя и Министерства образования Омской области свидетельствует о наличии неурегулированной задолженности, что в соответствии с абзацем третьим подпункта 1 пункта 5.4 Порядка предоставления субсидии является самостоятельным основанием для отказа в предоставлении субсидии.
АНОО "Школа Гармония" представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства образования Омской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель АНОО "Школа Гармония" указал, что с доводами апелляционной жалобы не согласен, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Министерством образования Омской области 26.10.2022 было размещено объявление о проведении отбора в рамках Постановления N 5-п, которым утвержден Порядок определения размера и предоставления субсидии.
АНОО "Школа Гармония" 31.10.2022 обратилась в Министерство образования Омской области с заявкой о предоставлении субсидии в соответствии с Порядком определения размера и предоставления субсидии.
Заключением комиссии по проведению отбора от 02.12.2022 N 22 заявка АНОО "Школа Гармония" отклонена в связи с ее несоответствием требованиям абзаца третьего подпункта 1 пункта 5.4 Порядка определения размера и предоставления субсидии по причине наличия просроченной задолженности по возврату в областной бюджет субсидий, а именно в связи с неисполнением уведомления о возврате средств субсидии, полученной с нарушением условий ее предоставления в 2021 году.
Распоряжением Министерства образования Омской области от 07.12.2022 N 4795 в предоставлении субсидии АНОО "Школа Гармония" отказано.
Письмом от 09.12.2022 N ИСХ-22/МОБР-35761 Министерство образования Омской области уведомило заявителя об отказе в предоставлении субсидии.
Несогласие заявителя с заключением комиссии по проведению отбора от 02.12.2022 N 22 в части отклонения заявки АНОО "Школа Гармония" и распоряжением Министерства образования Омской области от 07.12.2022 N 4795 в части отказа АНОО "Школа Гармония" в предоставлении субсидии обусловило его обращение в Арбитражный суд Омской области с соответствующим заявлением.
29.03.2023 Арбитражным судом Омской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования.
Проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В силу пункта 1 статьи 1 БК РФ отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.
В соответствии со статьей 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно абзацу 5 статьи 69 БК РФ предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
По правилам пункта 2статьи 78.1 БК РФ в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.
Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета, в том числе результаты их предоставления, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации или нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами) уполномоченных ими соответственно федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления. Указанные нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам осуществляется из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Из материалов настоящего дела следует, что в соответствии с пунктом 2 статьи 78.1 БК РФ, пунктом 6 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Постановлением N 5-п утвержден Порядок определения размера и предоставления субсидии на финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам.
В силу пункта 2 Порядка определения размера и предоставления субсидии целью предоставления субсидии является возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) (далее - затраты), в соответствии с нормативами обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, установленными Законом Омской области "О регулировании отношений в сфере образования на территории Омской области", частным дошкольным образовательным организациям, частным общеобразовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам.
Согласно пункту 5.2 Порядка определения размера и предоставления субсидии отбор проводится на основании запроса предложений (заявок), направленных образовательными организациями для участия в отборе (далее - заявка), исходя из соответствия образовательных организаций категориям отбора, критериям отбора, установленным настоящим Порядком, и очередности поступления заявок.
Абзацем третьим подпункта 1 пункта 5.4 Порядка определения размера и предоставления субсидии закреплено следующее требование к образовательным организациям - отсутствие у образовательных организаций просроченной задолженности по возврату в областной бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами Омской области, а также иной просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Омской областью.
Основаниями для отклонения заявок на стадии их рассмотрения являются 1) несоответствие образовательной организации требованиям, предусмотренным пунктом 5.4 настоящего Порядка; 2) несоответствие заявки и документов требованиям, установленным в соответствии с пунктом 5.5 настоящего Порядка; 3) недостоверность представленной образовательной организацией информации, в том числе информации о месте нахождения и адресе юридического лица; 4) подача заявки после даты и (или) времени, определенных для подачи заявок (пункт 5.13 Порядка определения размера и предоставления субсидии).
Из материалов дела следует, что заявка АНОО "Школа Гармония" отклонена Министерством образования Омской области на основании подпункта 1 пункта 5.13 Порядка определения размера и предоставления субсидии по причине несоответствия требованию подпункта 1 пункта 5.4 Порядка.
В основу такого решения положена констатация наличия у АНОО "Школа Гармония" задолженности в связи с неосуществлением возврата субсидии в сумме 3 463 227 руб., полученной в 2021 году.
Так, Министерством образования Омской области 15.06.2022, 26.07.2022 АНОО "Школа Гармония" направлены уведомления о возврате субсидий на сумму 3 463 227 руб., полученных в 2021 году, поскольку в рамках внутреннего финансового аудита органом исполнительной власти установлено, что у АНОО "Школа Гармония" имелась неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов (акт проверки от 09.06.2022).
В то же время, как указано выше, в соответствии с пунктом 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Постановлением N 1492 утверждены Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Абзацем третьим подпункта "в" пункта 3 Общих требований закреплено, что в целях установления порядка проведения отбора (в случае, если субсидия предоставляется по результатам отбора) в правовом акте указываются требования к участникам отбора, которым должен соответствовать участник отбора на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется проведение отбора, или иную дату, определенную правовым актом, в том числе требование о том, что у участника отбора должна отсутствовать просроченная задолженность по возврату в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом, субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, а также иная просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, из бюджета которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом (за исключением субсидий, предоставляемых государственным (муниципальным) учреждениям, субсидий в целях возмещения недополученных доходов, субсидий в целях финансового обеспечения или возмещения затрат, связанных с поставкой товаров (выполнением работ, оказанием услуг) получателями субсидий физическим лицам) (в случае, если такие требования предусмотрены правовым актом).
Пунктом 3 Постановления N 590 действие абзаца третьего подпункта "в" пункта 4 Общих требований приостановлено до 01.01.2023 (с 06.04.2022).
Учитывая действие положений более высокого по юридической силе нормативного акта в однородной сфере общественных отношений по отношению Порядку определения размера и предоставления субсидии, первые обладают приоритетом применения.
Установление привилегированных условий предоставления субсидии в 2022 году, выразившееся, в частности, в приостановлении действия абзаца третьего подпункта "в" пункта 3 Общих требований, обусловлено введением санкций и (или) мер ограничительного характера (пункт 2 Постановления N 590).
Доводы подателя жалобы о том, что Общие требования, утвержденные Постановлением N 1492, носят рекомендательный характер, в то время как отношения между Министерством образования Омской области и АНОО "Школа Гармония" регулируются Порядком определения размера и предоставления субсидии, действие которого Постановлением N 590 не приостанавливалось, отклоняются апелляционным судом.
Так, в Постановлении N 5-п, которым утвержден данный Порядок, указано, что оно принято в соответствии с пунктом 2 статьи 78.1 БК РФ.
Как указывалось выше, согласно абзацу 2 статьи 78.1 БК РФ порядок определения объема и предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации. Указанный нормативный правовой акт должен соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, то есть вышеназванным Общим требованиям, утвержденным Постановлением N 1492.
Следовательно, факт приостановления Постановлением N 590 действия абзаца третьего подпункта "в" пункта 4 Общих требований означает, что абзац третий подпункта 1 пункта 5.4 Порядка определения размера и предоставления субсидии, который в силу приведенной нормы права должен соответствовать Общим требованиям, на период приостановления действия последних применению также не подлежит, в связи с чем у Министерства образования Омской области не имелось оснований для отказа в предоставлении АНОО "Школа Гармония" субсидии в связи с указанными в абзаце третьем подпункта 1 пункта 5.4 Порядка определения размера и предоставления субсидии обстоятельствами (по причине наличия у него просроченной задолженности по возврату в областной бюджет субсидий).
Кроме этого, решением Арбитражного суда Омской области от 05.12.2022, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2023 по делу N А46-13733/2022, в удовлетворении требования Министерства образования Омской области к АНОО "Школа Гармония" о взыскании 3 463 227 руб. (задолженность, наличие которой послужило основанием к отклонению заявки АНОО "Школа Гармония") отказано.
В данных судебных актах содержится вывод об отсутствии в действиях получателя субсидии недобросовестности, ими установлено, что полученная АНОО "Школа Гармония" в 2021 году субсидия израсходована по целевому назначению.
Министерством образования Омской области сочтено, что сам факт наличия судебного разбирательства между ним и заявителем свидетельствует о наличии неурегулированной задолженности, что в соответствии с абзацем третьим подпункта 1 пункта 5.4 Порядка определения размера и предоставления субсидии является самостоятельным основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Между тем существование на момент проведения отбора в 2022 году (02.12.2022) неурегулированной задолженности не явилось следствием действий АНОО "Школа Гармония", в связи с чем заявитель не может претерпевать связанные с этим негативные последствия в виде невозможности получения субсидии. Тем более, что впоследствии судами констатировано отсутствие таковой.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал заключение комиссии по проведению отбора от 02.12.2022 N 22 в части отклонения заявки АНОО "Школа Гармония" и распоряжение Министерства образования Омской области от 07.12.2022 N 4795 в части отказа в предоставлении АНОО "Школа Гармония" субсидии незаконными как не соответствующие Порядку определения размера и предоставления субсидии.
В целях восстановления нарушенных прав АНО "Школа Гармония" суд первой инстанции верно возложил на Министерство образования Омской области обязанность в течение пяти рабочих дней с момента вступления решения в законную силу повторно рассмотреть заявку АНОО "Школа Гармония" от 31.10.2022 N 29965, принять по ней соответствующее законодательству решение.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ не распределяются в связи с освобождением подателя жалобы от уплаты таковой.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 29.03.2023 по делу N А46-646/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленными квалифицированными электронными подписями судей, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-646/2023
Истец: АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ШКОЛА ГАРМОНИЯ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ