г. Тюмень |
|
14 ноября 2023 г. |
Дело N А27-15210/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 ноября 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Дружининой Ю.Ф.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем веб-конференции, аудиозаписи помощником судьи Полукаровой С.А. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" на решение от 28.04.2023 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Власов В.В.) и постановление от 28.06.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Кривошеина С.В., Павлюк Т.В.) по делу N А27-15210/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (654027, город Новокузнецк, проезд Коммунаров, дом 2, ИНН 4217127183, ОГРН 1104217005892) к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области (650000, город Кемерово, улица Николая Островского, дом 17, ИНН 4207013532, ОГРН 1034205008276) об оспаривании отказа.
Другое лицо, участвующее в деле, - Прокуратура Кемеровской области - Кузбасса (650992, город Кемерово, улица Красная, дом 24, ИНН 4207012433, ОГРН 1024200685178).
В заседании приняли участие (в режиме веб-конференции) представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" - Телегин Н.В. по доверенности от 09.01.2023;
от Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области - Антонов И.В. по доверенности от 07.11.2023;
от Прокуратуры Кемеровской области - Кузбасса - Головина Е.Ю. по доверенности от 24.08.2023.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (далее -общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным изложенного в письме Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области (далее - управление) от 29.07.2022 N З/225408896202 отказа в предоставлении информации о количестве зарегистрированных граждан в жилых помещениях.
К участию в деле привлечена Прокуратура Кемеровской области - Кузбасса (далее - прокуратура).
Решением от 28.04.2023 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 28.06.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и удовлетворить заявленное требование.
По мнению подателя кассационной жалобы, наличие у исполнителя коммунальной услуги возможности получения сведений о потребителях услуги от третьих лиц (собственники жилых помещений, управляющие организации) не освобождает управление, ненадлежащим образом выполняющее обязанность по внесению информации о количестве зарегистрированных граждан в жилых помещениях в государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ), от предоставления такой информации по запросу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).
В отзыве на кассационную жалобу прокуратура просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Управление отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представило.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО от 27.10.2017, заключенных между Департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области и обществом, последнее выполняет функции регионального оператора по обращению с ТКО на территории зоны "Юг" Кемеровской области.
Общество 15.07.2022 направило в управление запрос N 41122 о предоставлении информации о количестве зарегистрированных граждан в жилых помещениях по состоянию на текущую дату по адресам согласно приложенным к запросу перечням N 1-9 (Калтанский, Киселевский, Краснобродский, Междуреченский, Прокопьевский, Мысковский, Новокузнецкий, Осинниковский, Таштагольский городские округа и муниципальные районы).
Письмом от 29.07.2022 управление отказало в предоставлении испрашиваемых сведений, указав на внесение необходимой информации в прикладное программное обеспечение для дальнейшей выгрузки в Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) во исполнение пункта 8 части 1 статьи 6, пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 2107.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 209-ФЗ).
Не согласившись с данным отказом управления, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришли к выводам об отсутствии у управления правовых оснований для предоставления обществу запрашиваемой информации и наличии у последнего иного способа получения сведений, необходимых для начисления платы за коммунальную услугу.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
В силу положений статьи 198 АПК РФ, статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц может быть удовлетворено арбитражным судом при одновременном наличии двух условий: несоответствия закону оспариваемых актов, действий (бездействия) и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Исходя из положений пунктов 1, 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Услуга по обращению с ТКО относится к коммунальным услугам (пункт 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, далее - Правила N 354).
В соответствии с положениями пункта 148(30) Правил N 354 расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формулам 9(1), 9(2): в зависимости от количества проживающих лиц (либо от площади жилого помещения) на основании нормативов накопления ТКО.
Статьей 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон N 5242-1) предусмотрено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (часть первая).
Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел ведет базовый государственный информационный ресурс регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, содержащий в себе информацию, полученную от граждан, федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных полномочных органов, органов местного самоуправления, а также учреждений, осуществляющих в соответствии со статьей 5 названного Закона регистрацию и снятие граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания (часть восьмая).
В целях предоставления информации о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел организует и ведет адресно-справочную работу (часть тринадцатая).
Адресно-справочная информация предоставляется физическим и юридическим лицам по их запросам территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел при наличии согласия лица, в отношении которого такая информация запрашивается (часть четырнадцатая).
Информация, содержащаяся в базе данных, также предоставляется органам государственной власти, органам местного самоуправления и Пенсионному фонду Российской Федерации в случаях, когда это необходимо для осуществления ими своих полномочий, в том числе для предоставления государственных и муниципальных услуг (часть пятнадцатая).
Правила формирования, ведения и использования базового государственного информационного ресурса регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2015 N 4 (далее - Правила N 4).
В силу подпункта 32 пункта 13 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 N 699, управление - территориальный орган МВД России осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, регистрацию иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства, учет иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания; адресно-справочную работу.
Приказом МВД России от 16.09.2021 N 680 (действовавшим в спорный период) утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению адресно-справочной информации (далее - Административный регламент).
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что органами МВД России осуществляется учет и хранение сведений о гражданах Российской Федерации, а не о местах их пребывания или жительства (ведется личностный, а не адресный учет) картотека адресно-справочной работы управления сформирована по фамилии, имени, отчеству граждан в алфавитном порядке (иной порядок систематизации, учета и предоставления информации действующим законодательством не определен); общество не относится к субъектам, имеющим право на получение содержащихся в базе данных сведений на основании части пятнадцатой статьи 3 Закона N 5242-1; запрос общества о предоставлении адресно-справочной информации не отвечал требованиям части четырнадцатой статьи 3 Закона N 5242-1, Правил N 4, Административного регламента.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 2107.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 209-ФЗ) предусмотрено размещение в ГИС ЖКХ информации о количестве зарегистрированных в жилых помещениях по месту пребывания и по месту жительства граждан.
Приказом Минкомсвязи России и Минстроя России от 28.01.2016 N 18/34/пр утвержден состава, порядок, способы, сроки и периодичность размещения в ГИС ЖКХ информации о количестве зарегистрированных в жилых помещениях по месту пребывания и по месту жительства граждан (далее - Приказ N 18/34/пр).
В соответствии с пунктом 1 Приказа N 18/34/пр федеральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере миграции и осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, и его территориальные органы (далее - поставщик информации) размещают в ГИС ЖКХ информацию о количестве зарегистрированных в жилых помещениях по месту пребывания и по месту жительства граждан.
Информация формируется поставщиком информации на основе обработки сведений, содержащихся в базовом государственном информационном ресурсе регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и государственной информационной системе миграционного учета и размещается в системе посредством Единой системы межведомственного электронного взаимодействия в соответствии с приказом Минкомсвязи России и Минстроя России от 23.03.2015 N 89/204/пр (пункт 3 Приказа N18/34/пр)
Поставщик информации размещает в системе информацию, содержащуюся в информационных системах поставщика информации, в срок не позднее 10 дней со дня размещения оператором системы в единой системе межведомственного электронного взаимодействия сервиса, позволяющего поставщику информации размещать информацию в системе (пункт 4 Приказа N 18/34/пр).
Оператором информационной системы ГИС ЖКХ является акционерное общество "Оператор информационной системы" (далее - АО "ОИС") (статья 7 Закона N 209-ФЗ, пункт 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 20.01.2022 N 34-р).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных названным Законом и другими федеральными законами.
Как следует из материалов дела, решением от 10.03.2022 Центрального районного суда города Кемерово, оставленным без изменения апелляционным определением от 01.06.2022 судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда и кассационным определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 28.09.2022 по делу N 2а-1318/2022, обществу было отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия управления и возложении на него обязанности по размещению информации по количеству зарегистрированных граждан в местах проживания и по месту пребывания в системе ГИС ЖКХ.
Суды общей юрисдикции установили отсутствие у управления технической возможности для размещения в системе ГИС ЖКХ информации, предусмотренной Законом N 209-ФЗ, и принятие МВД России в спорный период (май 2021 года) мер для обеспечения информационной и технологической совместимости информационных систем МВД России и системы ГИС ЖКХ; а также факт размещения необходимой информации на момент рассмотрения дела.
Кроме того, суды указали на наличие у общества иного способа получения информации, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 6, 148(1), 148(1-1) Правил N 354 обязанность по предоставлению региональному оператору сведений, необходимых для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, возложена на управляющую организацию, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив.
В ходе рассмотрения настоящего дела арбитражными судами первой и апелляционной инстанций установлено, что управление вносит сведения о регистрационном и миграционном учете с использованием имеющихся у него информационных систем, передавая в автоматическом режиме информацию в МВД России, которое с 14.09.2021 осуществляет размещение в ГИС ЖКХ информации о количестве зарегистрированных в жилых помещения по месту пребывания и по месту жительства граждан (письмо начальника Главного управления по вопросам миграции МВД России от 27.10.2021); оператором системы организовано получение от МВД России необходимой информации, плановый срок передачи от МВД России всего массива сведений - до 20.07.2023 (письмо АО "ОИС" от 05.04.2023).
Доказательств реализации обществом предусмотренного пунктом 6 Правил N 354 механизма получения сведений, необходимых для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, не представлено.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали в удовлетворении заявленного обществом требования, не усмотрев наличия установленной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, являющейся основанием для признания незаконным оспариваемого отказа управления.
Доводы подателя кассационной жалобы повторяют его позицию по спору, являлись предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и не опровергают их выводы, сделанные на основании правильного применения норм права к установленным обстоятельствам дела.
Судом округа не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.04.2023 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 28.06.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-15210/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды общей юрисдикции установили отсутствие у управления технической возможности для размещения в системе ГИС ЖКХ информации, предусмотренной Законом N 209-ФЗ, и принятие МВД России в спорный период (май 2021 года) мер для обеспечения информационной и технологической совместимости информационных систем МВД России и системы ГИС ЖКХ; а также факт размещения необходимой информации на момент рассмотрения дела.
Кроме того, суды указали на наличие у общества иного способа получения информации, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 6, 148(1), 148(1-1) Правил N 354 обязанность по предоставлению региональному оператору сведений, необходимых для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, возложена на управляющую организацию, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив.
...
Доказательств реализации обществом предусмотренного пунктом 6 Правил N 354 механизма получения сведений, необходимых для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, не представлено."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 ноября 2023 г. N Ф04-4296/23 по делу N А27-15210/2022