г. Тюмень |
|
05 декабря 2023 г. |
Дело N А70-3167/2023 |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе судьи Чапаевой Г.В. рассмотрел без вызова сторон кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области на решение от 28.04.2023 Арбитражного суда Тюменской области (судья Коряковцева О.В.) и постановление от 09.08.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судья Иванова Н.Е.) по делу N А70-3167/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области (ОГРН 1037200569493, ИНН 7202105344, 625048, город Тюмень, улица Республики, дом 83А) к обществу с ограниченной ответственностью "Западно-Сибирский холдинг" (ОГРН 1098906000038, ИНН 8906008660, 625048, город Тюмень, улица Харьковская, дом 59, офис 23(1) о взыскании финансовой санкции.
Суд установил:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Западно-Сибирский холдинг" (далее - Общество) о взыскании финансовых санкций в общей сумме 38 500 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 28.04.2023 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 09.08.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Фонд обратился с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить решение и постановление судов в части отказа в удовлетворении требований о взыскании финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), по форме СЗВ-М за апрель и июль 2020 года в общей сумме 1 000 руб. и принять по делу новое решение.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Судами установлено и материалами дела подтверждено следующее.
Общество в установленный законом срок представило в Фонд сведения по форме СЗВ-М "исходная" за апрель 2020 года на 138 застрахованных лиц, за июль 2020 года - на 117 застрахованных лиц.
В представленной отчетности Фондом обнаружены расхождения: в отчетах за апрель 2020 года в отношении застрахованного лица Тутуева М.А., а именно, не отражен факт его работы; в отчетах за июль 2020 года - в отношении застрахованного лица Шарова Н.А., а именно, не отражен факт его работы.
12.01.2022 Фондом по телекоммуникационным каналам связи сформировано и направлено Обществу уведомление об устранении несоответствий между представленными страхователем и имеющимися в Фонде сведениями, которое получено 17.01.2022.
Сведения по форме СЗВ-М "дополняющая" за апрель 2020 года в отношении застрахованного лица Тутуева М.А., за июль 2020 года - в отношении застрахованного лица Шарова Н.А. страхователем представлены 05.03.2022, то есть по истечении пятидневного срока.
Поскольку откорректированные сведения по уведомлению от 12.01.2022 в установленный срок представлены страхователем не были, Фондом составлены акты и 20.07.2022 вынесены решения о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, за непредставление в соответствии с направленным Фондом 12.01.2022 уведомлением сведений по форме СЗВ-М "дополняющая" за период апрель и июль 2020 года на 1 застрахованное лицо в виде штрафа в размере 500 руб. за каждый период (месяц). Общая сумма штрафа составила 1 000 руб.
Обществу выставлены требования от 22.08.2022 об уплате финансовых санкций в срок до 16.09.2022, которые добровольно исполнены не были, в связи чем Фонд обратился в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), статей 8, 11, 17 Закона N 27-ФЗ, Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н, во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами и установленными фактическими обстоятельствами пришли к выводу о том, что факт нарушения Обществом требований законодательства, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, подтвержден материалами дела и у Фонда имелись основания для привлечения страхователя к ответственности.
В то же время, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями статьи 17 Закона N 27-ФЗ, статей 6.1, 101.4, 46, 47 НК РФ, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", суды пришли к выводам, что срок для обращения в арбитражный суд с требованием о взыскании финансовых санкций Фондом по настоящему эпизоду пропущен; ходатайство о восстановлении пропущенного срока Фондом не заявлено.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 АПК РФ, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Статья 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" относит положения Закона N 27-ФЗ к составной части законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и в качестве общего правила устанавливает, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Кассационная инстанция поддерживает выводы судов, что срок взыскания финансовых санкций включает в себя сроки на обнаружение и проведение мероприятий налогового контроля: истечение срока для представления отчетности (применительно к пункту 2 статьи 88 НК РФ) + 10 дней на составление акта проверки (статья 101.4 НК РФ) + 5 дней на вручение (направление) акта проверки + 15 дней на представление возражений на акт проверки проверенным лицом + 10 дней на рассмотрение материалов проверки и вынесение решения + 5 дней на вручение (направление) решения по результатам проверки + 10 дней на вступление в силу решения по результатам проверки + 10 дней на вручение (направление) требования об уплате финансовых санкций + 10 календарных дней на исполнение требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании + 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на взыскание в судебном порядке финансовых санкций.
Судами полно и всесторонне исследованы обстоятельства, связанные с соблюдением Фондом указанных сроков и установлено, что в рассматриваемом случае 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на взыскание в судебном порядке финансовых санкций истекли 24.12.2022 (с учетом законодательно установленных сроков).
Вместе с тем в настоящем случае Фонд обратился в суд с заявлением о взыскании с Общества финансовых санкций 16.02.2023, то есть за пределами установленного срока.
Довод Фонда о том, что предельный срок для обращения в суд с настоящими требованиями истекал 03.03.2023 отклоняется, поскольку кассатор не учитывает вышеуказанные законодательно установленные сроки.
Поскольку Фондом не представлено доказательств, объективно препятствующих ему обратиться в арбитражный суд в пределах установленного пунктом 3 статьи 46 НК РФ шестимесячного срока, а установленные судами обстоятельства не опровергнуты в кассационной жалобе, суды правомерно отказали в удовлетворении заявления по обжалуемому эпизоду.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда основаны на правильном применении норм материального права применительно к установленным по делу обстоятельствам, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 288 и частью 3 статьи 288.2 АПК РФ.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 АПК РФ посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.04.2023 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 09.08.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-3167/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в силу части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Г.В. Чапаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Кассационная инстанция поддерживает выводы судов, что срок взыскания финансовых санкций включает в себя сроки на обнаружение и проведение мероприятий налогового контроля: истечение срока для представления отчетности (применительно к пункту 2 статьи 88 НК РФ) + 10 дней на составление акта проверки (статья 101.4 НК РФ) + 5 дней на вручение (направление) акта проверки + 15 дней на представление возражений на акт проверки проверенным лицом + 10 дней на рассмотрение материалов проверки и вынесение решения + 5 дней на вручение (направление) решения по результатам проверки + 10 дней на вступление в силу решения по результатам проверки + 10 дней на вручение (направление) требования об уплате финансовых санкций + 10 календарных дней на исполнение требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании + 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на взыскание в судебном порядке финансовых санкций.
...
Поскольку Фондом не представлено доказательств, объективно препятствующих ему обратиться в арбитражный суд в пределах установленного пунктом 3 статьи 46 НК РФ шестимесячного срока, а установленные судами обстоятельства не опровергнуты в кассационной жалобе, суды правомерно отказали в удовлетворении заявления по обжалуемому эпизоду."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 декабря 2023 г. N Ф04-6031/23 по делу N А70-3167/2023