г. Тюмень |
|
5 декабря 2023 г. |
Дело N А70-4500/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Демидовой Е.Ю.,
судей Севастьяновой М.А.,
Щанкиной А.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кононова Александра Игоревича на решение от 05.06.2023 Арбитражного суда Тюменской области (судья Сидорова О.В.) и постановление от 29.08.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.) по делу N А70-4500/2023 по заявлению индивидуального предпринимателя Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кононова Александра Игоревича (ОГРНИП 319723200064884, ИНН 720302178592) к администрации Абатского муниципального района (627540, Тюменская область, Абатский район, село Абатское, улица Ленина, дом 10, ОГРН 1027201486180, ИНН 7208000250) о признании незаконным решения об отказе в передаче в собственность (с выкупом) земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения, о возложении обязанности в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу направить договор купли-продажи земельного участка.
Суд установил:
индивидуальный предприниматель Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Кононов Александр Игоревич (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к администрации Абатского муниципального района (далее - администрация) об оспаривании решения об отказе в передаче в собственность (с выкупом) земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 72:01:0403001:158 от 16.02.2023, о возложении обязанности в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу направить в адрес заявителя договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 72:01:0403001:158.
Решением 05.06.2023 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 29.08.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данными судебными актами, предприниматель обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя, оспариваемый отказ администрации нарушает права предпринимателя на приобретение земельного участка, на котором расположен принадлежащий ему объект недвижимого имущества в собственность без проведения торгов. Заявитель отмечает, что положения статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а также пункта 4 статьи 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" предусматривают возможность возведения жилого дома на землях сельскохозяйственного назначения, участок подлежит использованию в соответствии с его назначением, а не для личных нужд, в связи с чем вывод судов о том, что предоставление заявителю спорного земельного участка повлечет его исключение из сельскохозяйственного оборота безоснователен. Предприниматель ссылается на необоснованное указание судов о том, что площадь испрашиваемого земельного участка должна соответствовать площади жилого здания, отмечая, что площадь застройки дома составляет 0, 041 % от площади земельного участка, таким образом, считает, что законодательно предусмотренные условия, необходимые для представления земельного участка, им соблюдены.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу возражает против изложенных доводов, просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты.
Учитывая надлежащее участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы с учетом отзыва на нее, проверив в порядке, предусмотренном статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между управлением имущественных отношений администрации Абатского муниципального района (арендодатель) и предпринимателем (арендатор) был заключен договор от 05.11.2019 N 33 аренды земельного участка общей площадью 284 602 кв.м, расположенного по адресу: Тюменская область, Абатский район, Ощепковское сельское поселение, с восточной стороны озера Марухи, кадастровый номер 72:01:0403001:22. Земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения.
Из земельного участка с кадастровым номером 72:01:0403001:22 площадью 284 602 кв.м образован земельный участок с кадастровым номером 72:01:0403001:158 площадью 24 000 кв.м +/-108. Предприниматель возвел на участке с кадастровым номером 72:01:0403001:158 жилой дом.
Право собственности на жилой дом, кадастровый номер 72:01:0403001:155, площадь 145,7 кв.м, по адресу: Тюменская область, Абатский муниципальный район, Ощепковское сельское поселение, территория бывшей деревни Марухи, д. 1 зарегистрировано за предпринимателем 16.06.2022.
Предприниматель обратился в администрацию с заявлением о предоставлении ему в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 72:01:0403001:158 на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
Протоколом от 16.02.2023 N 6 заседания совместной комиссии администрации по выработке решения о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам в Абатском муниципальном районе предпринимателю отказано в предоставлении в собственность за плату испрашиваемого земельного участка.
В качестве основания для отказа указано на Правила землепользования и застройки Ощепковского сельского поселения Абатского муниципального района, утвержденные решением Думы Абатского муниципального района от 02.02.2018 N 12, согласно которым расположение жилых домов в зоне, занятой объектами сельскохозяйственного назначения (Сх2), не допускается, в связи с чем предоставление земельного участка общей площадью 24 000 кв.м, с кадастровым номером 72:01:0403001:158 фактически под индивидуальный жилой дом не соответствует действующим документам территориального планирования Ощепковского сельского поселения.
Не согласившись с данным отказом, считая его не соответствующим положениям законодательства, допускающего возведение жилого дома на землях сельскохозяйственного назначения, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 2, 3, 7, 39.3, 39.16, 39.20, 42, 77, 78 ЗК РФ, статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), статьи 11 Закона N 74-ФЗ, правовой позицией, выраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13535/10, определении Конституционного Суда Российской Федерации от 23.04.2020 N 935-О и исходил из отсутствия совокупности условий, предусмотренной статьей 198 АПК РФ необходимой для признания незаконным отказа администрации от 16.02.2023: несмотря на то, что администрация необоснованно отказала в предоставлении предпринимателю в собственность испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 72:01:0403001:158 со ссылкой на то, что расположение жилых домов в зоне, занятой объектами сельскохозяйственного назначения, не допускается, оспариваемый отказ не нарушает права и законные интересы предпринимателя, поскольку указанных им в заявлении оснований для передачи ему данного земельного участка в собственность (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ) не имелось.
.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, Восьмой арбитражный апелляционный суд отметил, что в рассматриваемом случае предоставление всего земельного участка с кадастровым номером 72:01:0403001:158 площадью 24 000 кв.м, либо иного образованного для эксплуатации жилого дома земельного участка для размещения жилого дома тем самым исключит данный земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения, что в силу пункта 4 статьи 11 Закона N 74-ФЗ недопустимо.
Суд округа находит выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими установленным по делу обстоятельствам и применимому к спорным правоотношениям законодательству.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2, 3 статьи 201 АПК РФ, пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления без удовлетворения.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Испрашиваемый предпринимателем земельный участок отнесен к землям сельскохозяйственного назначения.
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1 статьи 77 ЗК РФ).
Земли сельскохозяйственного назначения используются в соответствии с установленным для них целевым назначением (пункт 2 статьи 7, статья 42 ЗК РФ, пункт 3 статьи 1 Закона N 101-ФЗ).
Согласно статье 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в том числе крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
В соответствии с пунктом 2 статьи 77 ЗК РФ на землях сельскохозяйственного назначения допускается размещение жилых домов, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 11 Закона N 74-ФЗ на земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения, в том числе занятом сельскохозяйственными угодьями, используемом крестьянским (фермерским) хозяйством для осуществления своей деятельности, допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация одного жилого дома с количеством этажей не более трех, общая площадь которого составляет не более пятисот квадратных метров и площадь застройки под которым составляет не более 0,25 процента от площади земельного участка. Образование земельного участка (земельных участков) из земельного участка, на котором расположен такой жилой дом, в случаях, если это приводит к уменьшению площади исходного земельного участка, не допускается, за исключением случаев, связанных с изъятием земельного участка (земельных участков) для государственных и муниципальных нужд.
Образование земельного участка (земельных участков) из земельного участка, на котором расположен такой жилой дом, в случаях, если это приводит к уменьшению площади исходного земельного участка, не допускается, за исключением случаев, связанных с изъятием земельного участка (земельных участков) для государственных и муниципальных нужд.
Строительство иных объектов на землях сельскохозяйственного назначения не разрешается. Кроме того, законами субъектов РФ могут быть определены муниципальные образования, на территориях которых не допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация жилых домов на земельных участках из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности (пункт 5 статьи 11 Закона N 74-ФЗ).
Таким образом, строительство жилого дома на земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в общем порядке с учетом ограничений, установленных пунктом 4 статьи 11 Закона N 74-ФЗ, направленных на обеспечение принципа сохранности земель сельскохозяйственного назначения.
Учитывая изложенное верен вывод судов о том, что администрация необоснованно отказала в предоставлении предпринимателю в собственность испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 72:01:0403001:158 со ссылкой на то, что расположение жилых домов в зоне, занятой объектами сельскохозяйственного назначения, не допускается.
Вместе с тем, как установлено судами предприниматель, обращаясь с заявлением о предоставлении спорного земельного участка без торгов в качестве основания такого предоставления указал подпункт 6 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим Федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Таким образом, необходимыми условиями для выкупа земельного участка без проведения торгов на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3, статьи 39.20 ЗК РФ являются: нахождение на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего на праве собственности заявителю; соответствие объекта недвижимости целям использования земельного участка и его площади.
Предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята недвижимостью, так и часть, необходимая для ее использования.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса.
Статьей 39.16 ЗК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В частности, на основании пункта 1 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13535/10 выражена правовая позиция, согласно которой собственник объекта недвижимости, требующий предоставления земельного участка под объектом в собственность, должен представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации приобретенных объектов недвижимого имущества, в том числе в заявленных целях.
В силу части 1 статьи 64, статей 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется правилами статей 67 и 68 АПК РФ об относимости и допустимости доказательств.
Руководствуясь вышеприведенными правовыми положениями, произведя исследование и оценку представленных в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, установив, что предпринимателем при обращении в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения, в собственность, не приведено обоснования необходимости предоставления земельного участка площадью 24 000+/108 кв.м под размещение жилого здания площадью 145, 7 кв. м с учетом целевого назначения земельного участка, верно указывая на недопустимость уменьшения площади земель сельскохозяйственного назначения, в отсутствие в заявлении на предоставление без торгов земельного участка иных оснований кроме подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, суды первой и апелляционной инстанции установив отсутствие, предусмотренной статьями 198, 200, 201 АПК РФ совокупности условий для признания оспариваемого отказа незаконным, правомерно отказали предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.
Установление подобного рода обстоятельств является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций, которые в силу присущих им дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешают дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств.
Довод предпринимателя о том, что он вправе определять площадь земельного участка, необходимую ему для пользования жилым зданием на нем, самостоятельно, не основан на положениях действующего законодательства.
Аргументы заявителя о том, что оспариваемый отказ нарушает его правомочия собственника объекта недвижимого имущества не могут быть приняты судом округа, поскольку предприниматель не лишен права пользования земельным участком, необходимым для эксплуатации принадлежащей ему недвижимости.
Вопреки позиции заявителя, сами по себе обстоятельства соответствия возведенного строения требованиям пункта 4 статьи 11 Закона N 74-ФЗ не свидетельствуют о наличии оснований для предоставления земельного участка в собственность по указанным в заявлении основаниям в порядке подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
В целом, приведенные заявителем жалобы доводы повторяют его позицию по делу, основаны на иной интерпретации положений законодательства, регулирующих спорные отношения, что не может служить причиной для вывода о допущенной судебной ошибке.
Доводы не содержат обстоятельств, которые не были проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и влияли бы на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов, не свидетельствуют о нарушении норм права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ могут быть основанием для отмены или изменения судебных актов. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения и постановления в порядке статьи 288 АПК РФ, окружным судом не установлено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 05.06.2023 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 29.08.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-4500/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Ю. Демидова |
Судьи |
М.А. Севастьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 39.16 ЗК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В частности, на основании пункта 1 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13535/10 выражена правовая позиция, согласно которой собственник объекта недвижимости, требующий предоставления земельного участка под объектом в собственность, должен представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации приобретенных объектов недвижимого имущества, в том числе в заявленных целях.
...
Вопреки позиции заявителя, сами по себе обстоятельства соответствия возведенного строения требованиям пункта 4 статьи 11 Закона N 74-ФЗ не свидетельствуют о наличии оснований для предоставления земельного участка в собственность по указанным в заявлении основаниям в порядке подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 декабря 2023 г. N Ф04-6429/23 по делу N А70-4500/2023