г. Тюмень |
|
11 декабря 2023 г. |
Дело N А75-8257/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Алексеевой Н.А.
судей Буровой А.А.
Чапаевой Г.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение от 20.06.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Голубева Е.А.) и постановление от 14.09.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.) по делу N А75-8257/2023 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Везерфорд" (125047, город Москва, переулок 4-й Лесной, дом 4, этаж 13, ОГРН 5077746870460, ИНН 7708639661) к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 34, ОГРН 1028600517054, ИНН 8601002078) о признании недействительными решений.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Везерфорд" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - отделение фонда) о признании недействительными решений филиала N 1 государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (правопредшественник отделения фонда; далее - фонд) от 22.12.2022 N 860122400003704 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, N 860122400003705 о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения, N 860122400003706 об отмене решения о назначении и выплате страхового обеспечения (далее - решения фонда).
Решением от 20.06.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 14.09.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, отделение фонда просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм права, несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, суды необоснованно признали уважительными причины пропуска обществом срока на обращение в суд для обжалования решений фонда; не подлежат применению положения Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденных постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 07.04.2008 N 81; страхователем были переданы фонду недостоверные и неполные сведения и документы, необходимые для назначения выплаты пособий; на работодателе лежит обязанность по заполнению листка временной нетрудоспособности, он должен проводить с работниками необходимую работу и предпринимать все меры для недопущения нецелевого использования средств социального страхования;
в материалах дела отсутствуют доказательства того, что за ребенком ухаживал отец, а у матери отсутствовала возможность ухаживать за ребенком; суды не приняли во внимание, что отец работал вахтовым методом и ему не требовалось освобождение от работы в межвахтовый период.
Общество в отзыве на кассационную жалобу ссылается на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
От отделения фонда и общества поступили ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие их представителей. Ходатайства подлежат удовлетворению.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, по результатам проведенной в отношении общества камеральной проверки полноты и достоверности представляемых страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, за период с 01.08.2022 по 31.08.2022 фондом составлен акт камеральной проверки от 15.11.2022 N 860122400003702, которым предложено обществу возместить расходы, излишне понесенные фондом в связи с представлением страхователем недостоверных сведений и (или) документов либо сокрытием сведений и документов, влияющих на получение застрахованным лицом страхового обеспечения, на исчисление размера страхового обеспечения в размере 15 435,60 руб.
По результатам рассмотрения акта проверки фондом вынесены решения от 22.12.2022 N 860122400003704 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, N 860122400003705 о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения, N 860122400003706 об отмене решения о назначении и выплате страхового обеспечения.
Основанием для принятия оспариваемых решений послужил вывод фонда о назначении и выплате застрахованному лицу пособия по временной нетрудоспособности в размере 15 435,60 руб. в нарушение пункта 49 Условий и порядка формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа и выдачи листков нетрудоспособности в форме документа на бумажном носителе в случаях, установленных законодательством Российской Федерации (утверждены приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.11.2021 N 1089н; далее - Порядок N 1089н), листок нетрудоспособности по уходу не должен формироваться в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности за больным членом семьи (ребенком в возрасте до трех лет) необходимо представление сведений от застрахованного лица о том, что лицо, фактически осуществляющее уход за ребенком, не находится в отпуске по уходу за ребенком.
Решением от 02.02.2023 N МР-86-01/3002 отделение фонда оставило жалобу общества на решение от 22.12.2022 N 860122400003705 без удовлетворения.
Не согласившись с решениями фонда, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Признавая недействительными оспариваемые решения фонда, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о непредставлении отделением фонда доказательств, свидетельствующих об отсутствии оснований для выплаты страхового обеспечения в спорной сумме.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Конституцией Российской Федерации предусмотрено, что в Российской Федерации как социальном государстве устанавливаются гарантии социальной защиты, гарантируется социальное обеспечение в случаях, предусмотренных законом (статьи 7, 39).
Согласно статье 3 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обеспечение по обязательному социальному страхованию (страховое обеспечение) - это исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, также и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу пункта 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Страховыми случаями признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1.1 статьи 7 Закона N 165-ФЗ).
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Закона N 165-ФЗ).
Право на пособия по временной нетрудоспособности имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности (застрахованные лица), при соблюдении условий, предусмотренных Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) и иными федеральными законами (части 1, 2 и 4 статьи 2 Закона N 255-ФЗ).
Основанием для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, сформированный медицинской организацией и размещенный в информационной системе страховщика в форме электронного документа, подписанный с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией, если иное не установлено названным Законом (часть 6 статьи 13 Закона N 255-ФЗ).
Условия и порядок формирования листков нетрудоспособности установлены Порядком N 1089н.
В случае ухода за больным членом семьи формируется листок нетрудоспособности медицинским работником одному из членов семьи, иному родственнику, опекуну или попечителю, фактически осуществляющему уход (пункт 43 Порядка N 1089н).
Листок нетрудоспособности по уходу не формируется, в частности, в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, за исключением случаев выполнения работы в указанный период на условиях неполного рабочего времени или на дому (пункт 49 Порядка N 1089н).
В случаях, когда один из членов семьи, иной родственник находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и другому члену семьи, иному родственнику требуется освобождение от работы по уходу за другим больным ребенком, листок нетрудоспособности по уходу за больным ребенком формируется в соответствии с главой V и с пунктами 12, 14, 20, 21, 26 Порядка N 1089н (пункт 51 Порядка N 1089н).
Исходя из названных норм права суды первой и апелляционной инстанций верно указали, что листок нетрудоспособности по уходу за больным ребенком может быть сформирован другому члену семьи, либо родственнику, фактически осуществляющему уход за больным ребенком, в случае если мать ребенка не имеет возможности осуществлять уход за больным ребенком.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили факт осуществления ухода за больным ребенком его отцом, которому в установленном порядке выдан листок нетрудоспособности по уходу за ребенком в возрасте до трех лет и назначен соответствующий вид страхового обеспечения в связи с наступлением страхового случая.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу, что выплата спорной суммы не противоречит Порядку N 1089н и согласуется с конституционными правами граждан в сфере социального обеспечения.
На основании положений статей 6, 9 Закона N 255-ФЗ суды признали несостоятельным довод фонда о том, что не подлежит выплате пособие по временной нетрудоспособности на основании листка нетрудоспособности, выданного лицу в период междувахтового отдыха.
Отклоняя доводы отделения фонда о не подтверждении обществом невозможности осуществления матерью ухода за ребенком, суды верно указали, что общество (страхователь) в отличие от страховщика правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листка нетрудоспособности медицинской организацией не наделен и рассматривает его как основание для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 10605/12).
Судами также учтено, что пунктом 6 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ предоставлено право страховщикам предъявлять иски непосредственно к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
Рассмотрев ходатайство общества о восстановлении срока на обжалование решений фонда, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии уважительных причин пропуска срока на обжалование и с учетом положений пункта 2 статьи 2, статей 4, 117 АПК РФ удовлетворил заявленное ходатайство.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что предварительное обжалование решений (актов) государственных органов во внесудебном (административном) порядке в вышестоящем государственном органе не должно блокировать перспективы их судебного оспаривания, поскольку иное будет вступать в противоречие с конституционными гарантиями государственной, прежде всего судебной, защиты прав и свобод (постановления от 24.03.2020 N 12-П и от 31.01.2023 N 5-П).
Исходя из правовых позиций, изложенных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 31.01.2023 N 5-П, пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", довод кассационной жалобы о необоснованном восстановлении судом первой инстанции срока на обжалование решений фонда является несостоятельным.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали недействительным оспариваемые решения фонда.
Доводы кассационной жалобы сводятся к изложению обстоятельств дела, которые получили надлежащую правовую оценку судов первой и апелляционной инстанций, не подтверждают нарушений судами норм материального и (или) процессуального права, фактически направлены на переоценку выводов судов.
Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела не входит в компетенцию суда кассационной инстанции(статья 286 АПК РФ, абзац 2 пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов (часть 4 статьи 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены (изменения) обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.06.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 14.09.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-8257/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А. Алексеева |
Судьи |
А.А. Бурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что предварительное обжалование решений (актов) государственных органов во внесудебном (административном) порядке в вышестоящем государственном органе не должно блокировать перспективы их судебного оспаривания, поскольку иное будет вступать в противоречие с конституционными гарантиями государственной, прежде всего судебной, защиты прав и свобод (постановления от 24.03.2020 N 12-П и от 31.01.2023 N 5-П).
Исходя из правовых позиций, изложенных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 31.01.2023 N 5-П, пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", довод кассационной жалобы о необоснованном восстановлении судом первой инстанции срока на обжалование решений фонда является несостоятельным.
...
Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела не входит в компетенцию суда кассационной инстанции(статья 286 АПК РФ, абзац 2 пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 декабря 2023 г. N Ф04-6473/23 по делу N А75-8257/2023