г. Тюмень |
|
14 декабря 2023 г. |
Дело N А45-15797/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 14 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Туленковой Л.В.,
судей Крюковой Л.А.,
Мальцева С.Д.,
при протоколировании судебного заседания с использованием системы веб-конференции помощником судьи Емельяновой Е.В., рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района" на решение от 26.04.2023 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Кладова Л.А.) и постановление от 06.07.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Ходырева Л.Е., Назаров А.В., Чикашова О.Н.) по делу N А45-15797/2022 по иску общества с ограниченной ответственностью "Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района" (630078, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Ватутина, 12/1, ОГРН 1065404021990, ИНН 5404269334) к акционерному обществу "Сибирская энергетическая компания" (630099, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Чаплыгина, дом 57, ОГРН 1045401912401, ИНН 5405270340) об обязании снизить стоимость ресурса горячего водоснабжения.
Путём использования системы веб-конференции в судебном заседании участвовали представители акционерного общества "Сибирская энергетическая компания" Степанова Е.В. по доверенности от 27.12.2021, Ефремова Е.Е. по доверенности от 20.04.2023.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к акционерному обществу "Сибирская энергетическая компания" (далее - компания, ответчик) об обязании снизить стоимость горячего водоснабжения (далее - ГВС) путём исключения из начисленной сумы 36 598 рублей 61 копейки за период с июня по декабрь 2019 года, с мая по сентябрь 2020 года.
Решением от 26.04.2023 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 06.07.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении иска отказано.
Общество, не согласившись с принятыми по делу решением и постановлением, обратилось в суд с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, дело направить на новое рассмотрение.
В обоснование кассационной жалобы заявителем приведены следующие доводы: судами при рассмотрении спора не учтено, что истец, будучи потребителем, является экономически слабой стороной договора, защита прав которой в обязательстве не может исчерпываться нормативным уровнем правового регулирования, поэтому необходимо обеспечение её интересов судом; одним из способов защиты прав является экспертиза, о проведении которой неоднократно ходатайствовал истец по делу при его рассмотрении судами первой и апелляционной инстанций; не принято во внимание, что разница в расчётах заключается, в том числе в определении расчётного периода, участвующего в начислениях: истец за такой расчётный период принимает месяц (в соответствии с условиями договора, определяющего правоотношения сторон по делу, пунктом 37 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, далее - Правила N 354), в то время, как ответчик за такой расчётный период принимает день.
В отзыве компания возражает против доводов общества, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в отсутствие представителя истца в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ.
Представителем ответчика в судебном заседании поддержана правовая позиция, изложенная ранее в судах двух инстанций, отзыве на кассационную жалобу.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует и судами установлено, что между компанией (энергоснабжающая организация, ЭСО) и обществом (абонент) заключён договор на подачу тепловой энергии в горячей воде от 25.08.2009 N 1216 (далее - договор), согласно пункту 1.1 предметом которого является подача и оплата абонентом принятой им тепловой энергии на условиях, определённых договором.
В перечень объектов энергоснабжения абонента, получающих ГВС от водоподогревательных установок в центральных и индивидуальных тепловых пунктах открытого акционерного общества "Новосибирскгортеплоэнерго", включён, в том числе многоквартирный дом (далее - МКД) N 50, расположенный в микрорайоне Горский, находящийся в управлении общества на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД.
По пункту 2.1.2 договора ЭСО обязана обеспечить надёжность теплоснабжения, осуществлять качественное регулирование поставляемой тепловой энергии по отопительной нагрузке.
В соответствии с пунктом 2.1.4 договора ЭСО обязано обеспечивать параметры качества тепловой энергии, в частности, температуру воды на нужды ГВС на границе разграничения для систем централизованного ГВС, присоединённых к открытым системам теплоснабжения - не менее 65°С, к закрытым системам теплоснабжения - не менее 55°С, и для всех систем - не более 70°С.
В силу пункта 2.1.4.2 договора ЭСО обязана оплачивать предъявленную обществом неустойку при подаче тепловой энергии пониженного качества (отклонении от параметров сверх допустимых пределов).
Общество ссылается на то, что в ведомостях суточных параметров теплопотребления за период с июня по декабрь 2019 года, с мая по сентябрь 2020 года средняя температура ГВС на вводе в спорный МКД составляла ниже 60°С, в связи с чем его качество не соответствует пункту 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20 (далее - СанПиН 2.1.4.2496-09, утратили силу с 01.03.2021), Правилам N 354.
Из отчёта о начислениях коммунальной услуги ГВС по МКД за спорный период следует, что компанией произведён перерасчёт в размере 36 598 рублей 61 копейки за снижение качества ГВС, обязанность оплаты за которую впоследствии вменяется истцу.
Общество, полагая, что затраты на непоставку качественного ГВС представляют собой неэффективные расходы ЭСО, являющиеся технологическими потерями в организации производства ГВС, затратами самой компании, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая спор, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 8, 10, 15, 307, 309, 310, 539, 541, 542, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьёй 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьями 2, 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), статьями 1, 2, 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", (далее - Закон N 416-ФЗ), статьёй 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ), пунктами 20 - 24 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), пунктами 3, 31, 37, 38, 98 - 113, приложениями N 1, N 2 Правил N 354, пунктами 1.2, 1.3, 2.2 СанПиН 2.1.4.2496-09, правовыми подходами, изложенными в решениях Верховного Суда Российской Федерации от 31.05.2013 N АКПИ13-394, от 20.05.2020 N АКПИ20-84, определениях Верховного Суда Российской Федерации от 29.06.2016 N 305-ЭС16-2863, от 19.10.2016 N 305-ЭС16-8324, от 27.12.2016 N 310-ЭС16-12554, от 13.01.2020 N 304-ЭС19-24620.
Исходя из наличия у ответчика обязанности произвести перерасчёт стоимости услуги, оказанной с нарушением требований, предъявляемых к температурному режиму поставляемого в МКД ресурса, установив на основе представленных компанией в материалы дела доказательств правильность произведённого ЭСО перерасчёта ГВС, признав его не опровергнутым абонентом, суды двух инстанций сочли отсутствующими основания для удовлетворения иска.
Рассмотрев кассационную жалобу в пределах её доводов, которыми ограничивается рассмотрение дела судом кассационной инстанции (часть 1 статьи 286 АПК РФ, определение Верховного Суда Российской Федерации от 05.12.2016 N 302-ЭС15-17338), суд округа считает, что судами первой и апелляционной инстанций приняты по существу правильные судебные акты.
В соответствии со статьёй 539 ГК РФ по договору энергоснабжения ЭСО обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения (пункт 1 статьи 542 ГК РФ).
Из содержания приведённых законоположений в их взаимной связи следует, что правоотношения по снабжению энергоресурсами через присоединённую сеть строятся на принципах возмездности и эквивалентности обмена материальными благами (определение Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2018 N 306-ЭС17-2241).
Реализация этих принципов возможна посредством учёта объёма и качества потреблённых энергоресурсов. При этом качество ресурса при разрешении спора о взыскании его стоимости, безусловно, является юридически значимым обстоятельством, поскольку от него зависит объём встречного предоставления (размер денежного обязательства потребителя ресурса).
В силу пункта 2 статьи 2 Закона N 190-ФЗ под качеством теплоснабжения следует понимать совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) договором теплоснабжения характеристик теплоснабжения, в том числе термодинамических параметров теплоносителя.
Частью 3 статьи 1, пунктом 10 статьи 2 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем ГВС, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (ГВС), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании. Качество и безопасность воды - это совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические, органолептические и другие свойства воды, в том числе её температуру.
В пункте 2 статьи 19 Закона N 52-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие ГВС, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем ГВС, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Если подача абоненту через присоединённую сеть электроэнергии, холодной, горячей воды, тепловой энергии на отопление осуществляется в целях оказания соответствующих коммунальных услуг собственникам помещений в МКД, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 ЖК РФ).
В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ.
Из содержания подпункта "д" пункта 3 Правил N 354 и пунктов 2, 6 приложения N 1 к данным Правилам следует, что качество предоставляемых коммунальных услуг, в частности состав и свойства холодной и горячей воды должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C (пункт 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09).
По пункту 1.2 СанПиН 2.1.4.2496-09 настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного ГВС.
Согласно пункту 9.5.8 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утверждённых приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115, при эксплуатации системы ГВС необходимо обеспечить качество горячей воды, подаваемой на хозяйственно-питьевые нужды, в соответствии с установленными требованиями государственного стандарта; поддерживать температуру горячей воды в местах водоразбора для систем централизованного ГВС: не ниже +60 °C - в открытых системах теплоснабжения, не ниже +50 °C - в закрытых системах теплоснабжения и не выше +75 °C - для обеих систем.
Исходя из положений пункта 1 статьи 24 Закона N 416-ФЗ организация, осуществляющая ГВС с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем ГВС, обязана подавать абонентам горячую воду, соответствующую установленным требованиям, с учётом особенностей, предусмотренных данной статьёй и частью 7 статьи 8 названного Закона.
Таким образом, обязанность компании по поставке потребителям в спорный МКД коммунальной услуги ГВС надлежащего качества установлена требованиями названных нормативных актов.
Из содержания приложения N 1 к Правилам N 354 следует, что одним из требований к качеству коммунальной услуги ГВС является постоянное соответствие состава и свойств горячей воды санитарным нормам и правилам.
В силу пункта 5 приложения N 1 к Правилам N 354 допустимым является отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании: в ночное время (с 0:00 до 5:00 часов) - не более чем на 5°C; в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) - не более чем на 3°C. За каждые 3°C отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчётный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1% размера платы, определённого за такой расчётный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам N 354, за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчётного периода с учётом положений раздела IX Правил. За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40°C, суммарно в течение расчётного периода оплата потреблённой воды производится по тарифу за холодную воду.
Учитывая, что объём обязательств исполнителя коммунальных услуг в отношении с гражданами не может отличаться от объёма обязательств ресурсоснабжающей организации (далее - РСО) в случае, если бы у неё были заключены прямые договоры энергоснабжения с гражданами, установленная Правилами N 354 обязанность по перерасчёту платы за энергоресурс при его ненадлежащем качестве в обязательном порядке распространяется на РСО.
При предоставлении в расчётном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определённый за расчётный период в соответствии с приложением N 2 к данным Правилам N 354, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением N 1 к данным Правилам. Размер платы, исчисленный суммарно за каждый период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, определяется как произведение размера платы за коммунальную услугу, определённого за расчётный период в соответствии с приложением N 2 к данным Правилам, и отношения продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчётном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчётном периоде (пункт 101 Правил N 354).
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, исходя из представленных доказательств; каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 64, 65 и 168 АПК РФ).
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, установив поставку ресурса с отклонением по температурным показателям, наличием в связи с этим оснований для снижения истцом платы за ГВС, проверив правильность представленных сторонами расчётов, проанализировав используемые сторонами методики расчёта снижения стоимости некачественного ресурса, суды первой и апелляционной инстанций аргументированно признали произведённый компанией перерасчёт отпущенного ресурса (ГВС), соответствующим требованиям действующего законодательства в сфере энергоснабжения, в связи с чем пришли к обоснованному выводу о недоказанности заявленных исковых требований и правомерно отказали в иске.
Установление подобного рода обстоятельств является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций, которые в силу присущих им дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешают дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств.
Принимая во внимание верное применение судами обеих инстанций норм материального права, приведённые в кассационной жалобе общества доводы о необоснованном применении обществом и судами часовой методики исчисления снижения размера платы за ГВС, судом округа отклоняются.
Поддерживая указанные выводы судов, окружной суд полагает, что снижение платы применительно к стоимости коммунального ресурса ненадлежащего качества соответствует положениям статьи 542 ГК РФ и Правил N 354, регламентирующих порядок проведения перерасчёта.
Пункт 37 Правил N 354 и подпункт "е" пункта 17 Правил N 124 определяют календарный месяц как расчётный период для оплаты коммунальных услуг, но не для исчисления размера снижения платы за некачественный ресурс.
Содержание пункта 5 приложения N 1 к Правилам N 354 об обратном не свидетельствует. Описанный в нем расчёт предполагает снижение платы за каждый час оказания услуги и последующее суммирование полученных величин при расчёте платы за ресурс, переданный в расчётный месяц.
Следовательно, сопоставимой величиной с периодом, за который исчисляется понижающий коэффициент (час), является стоимость ресурса, исчисленная за тот же период. Это позволяет максимально точно учитывать некачественность ресурса в расчётах, не снижая стоимость качественного ресурса, переданного в другие часы расчётного месяца.
Применение такой методики, как верно указал апелляционный суд, согласуется с решениями Верховного Суда Российской Федерации от 31.05.2013 N АКПИ13-394, от 20.05.2020 N АКПИ20-84, принятыми в порядке прямого (абстрактного) нормоконтроля в отношении пункта 5 приложения N 1 и пункта 101 Правил N 354.
В указанных судебных актах Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации констатировала, что указанными нормами предусмотрены различные порядки изменения размера платы за коммунальную услугу ГВС при предоставлении данной услуги ненадлежащего качества. В то же время она пришла к выводу о том, что пункт 101 Правил N 354 является отсылочной нормой, а пункт 5 приложения N 1 к Правилам N 354 имеет по отношению к пункту 101 специальный характер.
Поскольку уменьшение размера платы за поставленную коммунальную услугу ненадлежащего качества производится за каждый час, суд первой инстанции и апелляционный суд правильно сочли, что надлежащим доказательством данного обстоятельства являются сведения о почасовой температуре, которые позволили ответчику максимально точно учесть объём некачественного ресурса в расчётах и избежать снижения платы за поставленную в другие часы расчётного периода горячую воду надлежащего качества.
Таким образом, использованная ответчиком и судами нижестоящих инстанций часовая методика, исходя из имеющейся доказательственной базы, не противоречит Правилам N 354, в целом является справедливой и обеспечивает баланс интересов сторон.
В целом доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают их выводов, равно как и не содержат конкретных аргументов, указывающих на некорректность применённой судами методики снижения платы за некачественный коммунальный ресурс.
Материалы дела судами исследованы полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 288 АПК РФ, отсутствуют.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба не подлежат удовлетворению.
В соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.04.2023 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 06.07.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-15797/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Туленкова |
Судьи |
Л.А. Крюкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Применение такой методики, как верно указал апелляционный суд, согласуется с решениями Верховного Суда Российской Федерации от 31.05.2013 N АКПИ13-394, от 20.05.2020 N АКПИ20-84, принятыми в порядке прямого (абстрактного) нормоконтроля в отношении пункта 5 приложения N 1 и пункта 101 Правил N 354.
В указанных судебных актах Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации констатировала, что указанными нормами предусмотрены различные порядки изменения размера платы за коммунальную услугу ГВС при предоставлении данной услуги ненадлежащего качества. В то же время она пришла к выводу о том, что пункт 101 Правил N 354 является отсылочной нормой, а пункт 5 приложения N 1 к Правилам N 354 имеет по отношению к пункту 101 специальный характер.
Поскольку уменьшение размера платы за поставленную коммунальную услугу ненадлежащего качества производится за каждый час, суд первой инстанции и апелляционный суд правильно сочли, что надлежащим доказательством данного обстоятельства являются сведения о почасовой температуре, которые позволили ответчику максимально точно учесть объём некачественного ресурса в расчётах и избежать снижения платы за поставленную в другие часы расчётного периода горячую воду надлежащего качества.
Таким образом, использованная ответчиком и судами нижестоящих инстанций часовая методика, исходя из имеющейся доказательственной базы, не противоречит Правилам N 354, в целом является справедливой и обеспечивает баланс интересов сторон."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 декабря 2023 г. N Ф04-5621/23 по делу N А45-15797/2022