город Тюмень |
|
18 декабря 2023 г. |
Дело N А75-19173/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Крюковой Л.А.,
судей Мальцева С.Д.,
Туленковой Л.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Россети Тюмень" на решение от 06.06.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Бухарова С.В.) и постановление от 29.08.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Тетерина Н.В., Рожков Д.Г., Солодкевич Ю.М.) по делу N А75-19173/2022 по иску акционерного общества "Россети Тюмень" (628408, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Сургут, улица Университетская, дом 4, ОГРН 1028600587399, ИНН 8602060185) к акционерному обществу "Газпром энергосбыт Тюмень" (628426, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Сургут, проспект Мира, дом 43, ОГРН 1058602102415, ИНН 8602067215) о взыскании задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Заречье" Исетского муниципального района (ОГРН 1137232045026, ИНН 7207012950).
В судебном заседании приняли участие представители: акционерного общества "Россети Тюмень" - Долганов Н.П. по доверенности от 04.04.2023, диплом; акционерного общества "Газпром энергосбыт Тюмень" - Бурдин В.С. по доверенности от 27.09.2022.
Суд установил:
акционерное общество "Россети Тюмень" (далее - компания, истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к акционерному обществу "Газпром энергосбыт Тюмень" (далее - общество, ответчик) о взыскании 120 000 руб. задолженности за оказанные в июне 2022 года услуги по введению ограничения и возобновлению режима потребления электроэнергии потребителем, 9 141,70 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 29.07.2022 по 30.05.2023 за несвоевременную оплату
с продолжением их начисления по день фактического исполнения обязательства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Заречье" Исетского муниципального района (далее - предприятие).
Решением от 06.06.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 29.08.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением и постановлением, компания обратилась в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на неправильное применение судами пункта 20 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила N 442), с учетом которого предъявленный размер исковых требований не превышает предельной величины расходов инициатора введения ограничения режима потребления ресурса; включение затрат на введение ограничения и возобновление режима потребления электроэнергии на объектах предприятия в расходы сетевой организации при утверждении тарифа на услуги по передаче электрической энергии повлечет нарушение прав всех потребителей, которым компания оказывает соответствующие услуги.
В приобщенном судом округа к материалам дела отзыве общество возражает против доводов кассационной жалобы, просит судебные акты оставить без изменения.
Представители сторон в судебном заседании поддержали свои правовые позиции по спору.
Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в отсутствие представителя третьего лица в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 АПК РФ.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов, заявленных в кассационной жалобе (определение Верховного Суда Российской Федерации от 05.12.2016 N 302-ЭС15-17338), суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены либо изменения.
Судами установлено, что между открытым акционерным обществом "Тюменьэнерго" (правопредшественник компании, исполнитель) и открытым акционерным обществом "Тюменская энергосбытовая компания" (правопредшественник общества, заказчик) заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.11.2012 N 11/01-У (далее - договор) в редакции дополнительных соглашений от 21.08.2017 N 41, от 07.07.2020 N 62, по условиям пункта 2.1 которого исполнитель обязался оказать заказчику услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу ресурса через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или ином установленном федеральным законом основании, а заказчик - оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном договором.
Порядок взаимодействия сторон при вводе ограничения режима потребления электрической энергии потребителям заказчика определен в Регламенте взаимодействия при ограничении режима потребления электроэнергии и возобновлении их электроснабжения (пункт 7.1 договора, приложение N 7 к договору, далее - Регламент).
В соответствии с пунктами 30, 31 Регламента компания обязалась оказывать обществу по его заявке услуги по введению полного или частичного ограничения режима потребления электроэнергии потребителям и по возобновлению их электроснабжения; расчетным периодом для оплаты услуг является один календарный месяц.
На основании выставленных компанией счетов-фактур общество в срок до 28 числа месяца, следующего за расчетным, оплачивает оказанные услуги по введению ограничения и возобновлению режима потребления электроэнергии путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя (пункт 34 Регламента).
Исполнителем в адрес заказчика направлены реестры отключенных/подключенных по его заявкам потребителей и отчеты об оказанных услугах по введению полного или частичного ограничения/возобновлению режима потребления электроэнергии за июнь 2022 года, которые подписаны обществом с разногласиями, касающимися объектов предприятия, количество точек поставки данного потребителя, в отношении которых сетевой организацией введены ограничения с последующим возобновлением режима потребления электроэнергии, уменьшено с 16 до 4 (по количеству заключенных с потребителем договоров), произведен расчет с компанией в сумме 40 000 руб.
Полагая, что обязательства общества исполнены ненадлежащим образом, компания направила в его адрес претензию, после чего обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании 120 000 руб. (по 10 000 руб. за каждую исключенную точку поставки, в отношении которой введен режим ограничения потребления электрической энергии).
Рассматривая спор, суд первой инстанции руководствовался статьями 6, 21 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), пунктами 2, 20, 24 Правил N 442, правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 09.08.2021 N 308-ЭС20-23360, учтя правовую природу сложившихся между профессиональными участниками и потребителями на соответствующем рынке правоотношений, приняв во внимание положения законодательства, устанавливающие предельный размер компенсации стоимости услуг компании по введению ограничения и возобновлению режима потребления электрической энергии, исходил из правомерности калькуляции расходов исполнителя за фактически произведенные действия на объектах ответчика в комплексе, и, с учетом фактической оплаты таких услуг в размере 40 000 руб., отказал в удовлетворении иска.
Апелляционная коллегия, дополнительно руководствуясь статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 26 Закона об электроэнергетике, пунктом 48 Правил N 442, правовыми позициями, отраженными в решении Верховного Суда Российской Федерации от 31.01.2018 N АКПИ17-1013, согласилась с выводами суда первой инстанции, оставив решение без изменения.
Учитывая, что пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции (часть 1 статьи 286 АПК РФ) устанавливаются по доводам кассационной жалобы (определение Верховного Суда Российской Федерации от 05.12.2016 N 302-ЭС15-17338), суд округа проверяет законность судебных актов только в границах приведенных в кассационной жалобе аргументов и не находит оснований для отмены или изменения судебных актов.
Позицию сетевой организации, полагающей, что верхний предел суммы компенсации, содержащийся в пункте 20 Правил N 442, касается затрат, понесенных инициатором ограничения в отношении каждой точки поставки, а не в отношении потребителя в целом, кассационный суд находит ошибочной, основанной на неверном понимании норм материального права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 546 ГК РФ прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
В силу абзаца третьего пункта 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, в установленном порядке обязаны осуществлять по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии такими энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики.
Пунктом 48 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, предусмотрено право гарантирующего поставщика в связи с наступлением обстоятельств, указанных в Правилах N 442, инициировать в установленном порядке введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии по договору.
Абзацами вторым и третьим подпункта "б" пункта 2 Правил N 442 установлено, что ограничение режима потребления электрической энергии вводится в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, возникновения у потребителя услуг по передаче электрической энергии задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии.
Раздел II Правил N 442 определяет порядок ограничения режима потребления по обстоятельствам, не связанным с необходимостью проведения ремонтных работ на объектах электроэнергетики или с возникновением (угрозой возникновения) аварийных электроэнергетических режимов, и в пункте 20 предусматривает право инициатора введения ограничения (гарантирующего поставщика, энергосбытовой (энергоснабжающей) организации или производителя электрической энергии на розничном рынке, сетевой организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии) предъявлять потребителю требования о компенсации понесенных им расходов.
С целью упорядочить правоотношения субъектов розничного рынка по вопросам размера компенсации, а также исключить неосновательное обогащение при калькуляции таких расходов, Правительство Российской Федерации постановлением от 24.05.2017 N 624 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, а также применения печатей хозяйственных обществ" внесло изменения в Правила N 442, тем самым с 29.09.2017 ограничило верхний предел затрат, компенсируемых инициатору установления режима полного или частичного ограничения и возобновления электропотребления.
Размер компенсации понесенных инициатором введения ограничения расходов в соответствии с абзацем четвертым пункта 20 Правил N 442 не может превышать 10 000 руб. для юридических лиц, для граждан - потребителей электрической энергии - 1 000 руб.
Введение ограничения следует расценивать как направленное на обеспечение баланса интересов потребителей и гарантирующих поставщиков посредством установления разумного предела компенсации потребителем соответствующих расходов инициатора ограничения режима потребления электрической энергии, основанных на соглашении последнего с сетевой организацией (пункт 1 статьи 6 Закона об электроэнергетике), имея в виду, что договор, заключаемый гарантирующим поставщиком с потребителем электрической энергии, в силу пункта 5 статьи 38 Закона об электроэнергетике является публичным (решение Верховного Суда Российской Федерации от 31.01.2018 N АКПИ17-1013, определение Верховного Суда Российской Федерации от 09.08.2021 N 308-ЭС20-23360).
Вопреки мнению заявителя, ни грамматическое, ни системное, ни тем более телеологическое толкование пункта 20 Правил N 442 не позволяют прийти к выводу, что установленный в нем максимальный размер относимых на потребителя расходов по введению ограничения режима потребления электрической энергии применим к каждой точке поставки. Напротив, подобное понимание нормы права приведет к ее недопустимому обходу и нарушению баланса интересов потребителя и субъектов электроэнергетики, поскольку по ее смыслу и цели в системной взаимосвязи с иными положениями Правил N 442 такой баланс достигается правовой определенностью и предсказуемой ограниченностью негативных имущественных последствий для потребителя как слабой стороны правоотношения по электроснабжению вне зависимости от количества точек поставки.
В связи с изложенным аналогичным ограничением пользуется и сам гарантирующий поставщик при предъявлении ему подобных расходов сетевой организацией, поскольку последняя в состоянии учесть их в полном объеме в составе тарифа на услуги по передаче электрической энергии (абзац пятый пункта 20 Правил N 442, определение Верховного Суда Российской Федерации от 09.08.2021 N 308-ЭС20-23360). При таких условиях стремление сетевой организации возложить на гарантирующего поставщика расходы в большем размере не соответствует добросовестному поведению участников гражданского оборота, а лежащий в его основе интерес не подлежит судебной защите (пункт 4 статьи 1, пункт 2 статьи 10, пункт 3 статьи 307 ГК РФ, пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Таким образом, поскольку суд округа не усмотрел нарушения судами норм материального и (или) процессуального права, а также несоответствия выводов, изложенных в судебных актах, фактическим обстоятельствам дела, кассационная жалоба признается необоснованной, а решение и постановление по настоящему делу подлежат оставлению без изменения (пункт 1 части 1 статьи 287 АПК РФ).
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на ее заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 06.06.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 29.08.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-19173/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Крюкова |
Судьи |
С.Д. Мальцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вопреки мнению заявителя, ни грамматическое, ни системное, ни тем более телеологическое толкование пункта 20 Правил N 442 не позволяют прийти к выводу, что установленный в нем максимальный размер относимых на потребителя расходов по введению ограничения режима потребления электрической энергии применим к каждой точке поставки. Напротив, подобное понимание нормы права приведет к ее недопустимому обходу и нарушению баланса интересов потребителя и субъектов электроэнергетики, поскольку по ее смыслу и цели в системной взаимосвязи с иными положениями Правил N 442 такой баланс достигается правовой определенностью и предсказуемой ограниченностью негативных имущественных последствий для потребителя как слабой стороны правоотношения по электроснабжению вне зависимости от количества точек поставки.
В связи с изложенным аналогичным ограничением пользуется и сам гарантирующий поставщик при предъявлении ему подобных расходов сетевой организацией, поскольку последняя в состоянии учесть их в полном объеме в составе тарифа на услуги по передаче электрической энергии (абзац пятый пункта 20 Правил N 442, определение Верховного Суда Российской Федерации от 09.08.2021 N 308-ЭС20-23360). При таких условиях стремление сетевой организации возложить на гарантирующего поставщика расходы в большем размере не соответствует добросовестному поведению участников гражданского оборота, а лежащий в его основе интерес не подлежит судебной защите (пункт 4 статьи 1, пункт 2 статьи 10, пункт 3 статьи 307 ГК РФ, пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации")."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 декабря 2023 г. N Ф04-6610/23 по делу N А75-19173/2022