г. Тюмень |
|
20 декабря 2023 г. |
Дело N А70-9014/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Буровой А.А.
Шохиревой С.Т.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тюменьавтолайн" на решение от 18.06.2023 Арбитражного суда Тюменской области (судья Минеев О.А.) и постановление от 29.09.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Дубок О.В., Иванова Н.Е.) по делу N А70-9014/2023 по заявлению Департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени (625027, город Тюмень, улица Киевская, дом 60А, ИНН 7202074495, ОГРН 1037200568624) к обществу с ограниченной ответственностью "Тюменьавтолайн" (625026, город Тюмень, улица Республики, дом 143, корпус 4, помещение 40, ИНН 7204162524, ОГРН 1107232042367) о взыскании субсидии.
Другое лицо, участвующее в деле, - Департамент финансов и налоговой политики Администрации города Тюмени (625036, город Тюмень, улица Первомайская, 20, ИНН 7202034975, ОГРН 1037200559109).
В заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Тюменьавтолайн" - Суренкова А.В. по доверенности от 25.01.2023, Горетая А.Ю. по доверенности от 05.11.2023,
от Департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени - Раева Н.Н. по доверенности от 04.05.2023,
от Департамента финансов и налоговой политики Администрации города Тюмени - Новоселова И.А. по доверенности от 10.01.2023.
Суд установил:
Департамент дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени (далее - департамент транспорта) обратился в суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Тюменьавтолайн" (далее - общество, ООО "Тюменьавтолайн") в доход бюджета города Тюмени части субсидий в сумме 9 397 243, 41 руб. в связи с недостижением результатов их предоставления.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент финансов и налоговой политики Администрации города Тюмени (далее - департамент финансов).
Решением от 18.06.2023 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 29.09.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, требование департамента транспорта удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ООО "Тюменьавтолайн" просит отменить указанные судебные акты и отказать в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя жалобы, совокупность обстоятельств, необходимых для возврата субсидии, не доказана; судами не учтено, что применение к обществу такой меры ответственности как возврат субсидий за нарушение условий их предоставления является незаконным; не принято во внимание наличие арифметической ошибки при исчислении размера субсидий, подлежащих возврату в бюджет.
В отзыве на кассационную жалобу департамент транспорта просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 АПК РФ департаментом финансов не представлен.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, между департаментом транспорта и обществом (перевозчик) 23.12.2020 заключен муниципальный контракт N 04000.20.096 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам (далее - контракт).
В соответствии с условиями контракта перевозчик вправе получать субсидии в порядке и размере, определенном постановлением Администрации города Тюмени от 19.04.2016 N 100-пк "О льготном проезде отдельными категориями граждан на пассажирском транспорте общего пользования в границах муниципального образования городской округ город Тюмень по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок до садоводческих товариществ" (далее - Постановление N 100-пк), постановлением Администрации города Тюмени от 26.08.2013 N 112-пк "Об утверждении порядка предоставления субсидии путем возмещения расходов на оплату проезда льготных категорий граждан на автомобильном транспорте общего пользования" (далее - Постановление N 112-пк).
В рамках исполнения контракта и в соответствии с Постановлением N 100-пк между департаментом и ООО "Тюменьавтолайн" на период с 01.01.2022 по 31.12.2022 заключен договор о предоставлении субсидии от 27.01.2022 N 7ДС (далее - договор N 7ДС) в целях возмещения расходов в связи с оказанием льготных услуг по проезду на пассажирском транспорте общего пользования в границах муниципального образования городской округ город Тюмень по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок до садоводческих товариществ по регулируемым тарифам категориям граждан, имеющим льготы на проезд в соответствии с решением Тюменской городской Думы от 05.07.2007 N 618.
Кроме того, в рамках исполнения контракта и в соответствии с Постановлением N 112-пк, между департаментом и ООО "Тюменьавтолайн" на период с 01.01.2022 по 31.12.2022 заключен договор о предоставлении субсидий от 27.01.2022 N 7Д (далее - договор N 7Д) в целях возмещения затрат на оплату проезда льготных категорий граждан на автомобильном транспорте общего пользования на муниципальных маршрутах регулярных перевозок по регулируемым тарифам, межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок до садоводческих товариществ по регулируемым тарифам города Тюмени, имеющих право на льготный проезд в соответствии с законодательством Тюменской области,
Согласно пунктам 1.3 договоров N N 7ДС, 7Д результатом предоставления субсидии является доля фактически выполненных пассажирским транспортом общего пользования рейсов от общего числа рейсов, предусмотренных планом, по данным автоматизированной системы диспетчеризации (далее - АСД) на дату окончания срока действия договоров, значение которого составляет 90 %.
Пунктом 3.2.7 договоров N N 7ДС, 7Д установлена обязанность получателя субсидии по предоставлению в уполномоченный орган отчета о достижении результата предоставления субсидии в установленные сроки и по форме, установленной Приложением N 2 к поименованным договорам.
Согласно пункту 4.2 договоров N 7Д, N 7ДС в случае недостижения результата предоставления субсидии, получателем субсидии осуществляется возврат субсидии в бюджет. Размер субсидии, подлежащий возврату в случае недостижения результата предоставления субсидии, определяется в соответствии с пунктом 5.3 приложения 2 Постановления N 100-пк, пунктом 5.3 Постановления N 112-пк соответственно.
В связи с непредставлением ООО "Тюменьавтолайн" отчета о достижении результата предоставления субсидии, в соответствии с письменным поручением Главы города Тюмени к информации департамента от 23.01.2023 N 45-54-119/23, приказом департамента от 09.02.2023 N 45-06-164/23, подпунктом "б" пункта 4.13 Порядка осуществления главными распорядителями бюджетных средств, предоставившими субсидии, проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления, утвержденного постановлением Администрации города Тюмени от 13.12.2007 N 44-пк, департаментом проведена внеплановая камеральная проверка ООО "Тюменьавтолайн" за период с 01.01.2022 по 31.12.2022. Предметом проверки является использование субсидий на возмещение расходов в соответствии с Постановлением N 100-пк по договору N 7ДС, Постановлением N 112-пк по договору N 7Д.
По результатам проверки департаментом установлено, что согласно письму МКУ "Тюменьгортранс" от 01.03.2023 N 60-54-593/23 доля фактически выполненных пассажирским транспортом общего пользования ООО "Тюменьавтолайн" рейсов от общего числа рейсов, предусмотренных планом, по данным АСД за 2022 год составляет 82,58 %, что менее установленного договорами N 7Д и N 7ДС значения результата предоставления субсидий (90%), и свидетельствует о недостижении результата предоставления субсидий.
Согласно расчету, который определен с учетом положений пунктов 4.2 договоров N 7ДС и N 7Д, пунктов 3.19, 5.3 Постановления N 110-пк, пунктов 3.19, 5.3 Постановления N 112-пк размер субсидий, подлежащих возврату ООО "Тюменьавтолайн" в бюджет, составил 4 816 666, 10 руб. и 4 580 577, 31 руб. соответственно.
Департаментом 10.03.2023 в адрес ООО "Тюменьавтолайн" направлены требования о возврате субсидий N 45-08-790/23, N 45-08-791/23, на которые последним представлены возражения о несогласии с требованиями департамента ввиду наступления обстоятельств непреодолимой силы.
Неисполнение обществом данных требований в добровольном порядке послужило основанием для обращения департамента в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковое требование, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о несоблюдении ООО "Тюменьавтолайн" условий предоставления субсидии в части достижения показателей результативности и наличии правовых оснований для ее частичного возврата.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Порядок и условия предоставления субсидий за счет бюджетных средств, в том числе и коммерческим организациям, регламентирован статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Согласно части 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; из местного бюджета (часть 2 статьи 78 БК РФ).
Пунктом 3 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); 5) положения об осуществлении в отношении получателей субсидий и лиц, указанных в пункте 5 настоящей статьи, проверок главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидии, соблюдения ими порядка и условий предоставления субсидий, в том числе в части достижения результатов их предоставления, а также проверок органами государственного (муниципального) финансового контроля в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 настоящего Кодекса.
На основании пункта 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно пункту 1.4 приложения 2 Постановления N 100-пк и Постановления N 112-пк субсидия предоставляется в целях реализации муниципальной программы в сфере развития дорожно-транспортной сети города Тюмени путем возмещения расходов в связи с оказанием льготных услуг по проезду на пассажирском транспорте общего пользования в границах муниципального образования городской округ город Тюмень по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок до садоводческих товариществ по регулируемым тарифам льготным категориям граждан, указанным в пункте 1.2 приложения 1 к настоящему постановлению.
В силу положений пункта 3.5 приложения 2 Постановления N 100-пк и Постановления N 112-пк получатель субсидии обязан соблюдать обязательные условия предоставления субсидии, предусмотренные БК РФ. Указанные условия также подлежат включению в договор.
Результатом предоставления субсидии является доля фактически выполненных пассажирским транспортом общего пользования рейсов от общего числа рейсов, предусмотренных планом, по данным автоматизированной системы диспетчеризации, на дату окончания срока действия договора. При недостижении результата предоставления осуществляется возврат субсидии (пункт 3.19 приложения 2 Постановления N 100-пк и Постановления N 112-пк).
В соответствии с пунктом 4.1 приложения 2 Постановления N 100-пк и Постановления N 112-пк получатель субсидии ежемесячно, в течение первых 5 рабочих дней месяца, следующего за истекшим, передает отчет в уполномоченный орган в целях подтверждения фактически произведенных затрат по перевозке льготных категорий граждан. Отчет за последний месяц текущего года (декабрь) получателем субсидии предоставляется за период с 1 по 15 число последнего месяца текущего года включительно, не позднее 3 рабочих дней со дня окончания указанного периода. Отчет за последний месяц текущего года (декабрь) получателем субсидии предоставляется за период с 16 по 31 число последнего месяца текущего года включительно, в течение первых 5 рабочих дней месяца, следующего за истекшим.
На основании пункта 4.1 приложения 2 Постановления N 100-пк и Постановления N 112-пк получатель субсидии одновременно с предоставлением отчета за последний отчетный месяц (период месяца) предоставляет в уполномоченный орган отчет о достижении значений результата предоставления субсидии.
Согласно пункту 5.1 приложения N 2 Постановления N 100-пк и Постановления N 112-пк уполномоченный орган осуществляет проверки за соблюдением получателями субсидии порядка и условий предоставления субсидии, в том числе в части достижения результата предоставления субсидии, в соответствии с действующим законодательством, муниципальными правовыми актами города Тюмени, договором. Органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют проверки в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 БК РФ. В случае самостоятельного выявления получателем субсидии нарушений порядка и условий предоставления субсидии, получатель субсидии обеспечивает возврат субсидии в бюджет города Тюмени.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций установили, что согласно условиям договоров N 7ДС и N 7Д срок предоставления ООО "Тюменьавтолайн" в департамент отчета о достижении результата предоставления субсидии за 2022 год определен не позднее 13.01.2023; обществом отчет в департамент не представлен, в связи с чем последним была проведена внеплановая камеральная проверка, предметом которой являлось использование субсидий на возмещение расходов в соответствии с Постановлениями N 100-пк и N 112-пк по договорам N 7ДС и N 7Д за 2022 год; согласно письму МКУ "Тюменьгортранс" от 01.03.2023 N 60-54-593/23 доля фактически выполненных пассажирским транспортом общего пользования ООО "Тюменьавтолайн" рейсов от общего числа рейсов, предусмотренных планом, по данным АСД за 2022 год составляет 82,58%, что менее установленного договорами N 7ДС и N 7Д значения результата предоставления субсидии (90%) и свидетельствует о недостижении результата предоставления субсидии; департаментом осуществлен расчет размера субсидий, подлежащих возврату в бюджет.
Данные расчеты проверены судами первой и апелляционной инстанции и признаны арифметически верными, соответствующим положениям заключенных договоров N 7Д, N 7ДС, Постановления N 100-пк, Постановления N 112-пк.
Доказательств достижения результата предоставления субсидий (выполнения пассажирским транспортом общего пользования 90 и более % рейсов от общего числа рейсов, предусмотренных планом (муниципальным контрактом), ООО "Тюменьавтолайн" не представлено.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили требование департамента.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении нижестоящими судами норм права.
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18.06.2023 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 29.09.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-9014/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
А.А. Бурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пункта 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
...
Согласно пункту 5.1 приложения N 2 Постановления N 100-пк и Постановления N 112-пк уполномоченный орган осуществляет проверки за соблюдением получателями субсидии порядка и условий предоставления субсидии, в том числе в части достижения результата предоставления субсидии, в соответствии с действующим законодательством, муниципальными правовыми актами города Тюмени, договором. Органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют проверки в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 БК РФ. В случае самостоятельного выявления получателем субсидии нарушений порядка и условий предоставления субсидии, получатель субсидии обеспечивает возврат субсидии в бюджет города Тюмени."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 декабря 2023 г. N Ф04-6596/23 по делу N А70-9014/2023