город Омск |
|
29 сентября 2023 г. |
Дело N А70-9014/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Дубок О.В., Ивановой Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8177/2023) общества с ограниченной ответственностью "Тюменьавтолайн" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 18.06.2023 по делу N А70-9014/2023 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению Департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени (ИНН 7202074495, ОГРН 1037200568624, адрес: 625027, город Тюмень, улица Киевская, дом 60А) к обществу с ограниченной ответственностью "Тюменьавтолайн" (ИНН 7204162524, ОГРН 1107232042367, адрес: 625026, город Тюмень, улица Республики, дом 143, корпус 4, помещение 40), при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента финансов и налоговой политики Администрации города Тюмени (ИНН 7202034975, ОГРН 1037200559109, адрес: 625036, город Тюмень, улица Первомайская, 20), о взыскании в доход бюджета города Тюмени части субсидии в связи с недостижением результатов предоставления субсидии в размере 4 816 666,10 рублей по договору N 7ДС и в размере 4 580 577,31 рублей по договору N 7Д,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Тюменьавтолайн" - Матейкович Е.И. (по доверенности от 18.09.2023 сроком действия до 3 года);
от Департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени - Раева Н.Н. (по доверенности от 04.05.2023 N 50, сроком действия по 31.12.2025),
УСТАНОВИЛ:
департамент дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени (далее - истец, департамент, департамент дорожной инфраструктуры и транспорта) обратился в суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Тюменьавтолайн" (далее - ответчик, общество, ООО "Тюменьавтолайн") о взыскании в доход бюджета города Тюмени части субсидии в связи с недостижением результатов предоставления субсидии в размере 4 816 666 руб. 10 коп. по договору N 7ДС и в размере 4 580 577 руб. 31 коп. по договору N 7Д.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент финансов и налоговой политики Администрации города Тюмени (далее - третье лицо, департамент финансов и налоговой политики)
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 18.06.2023 по делу N А70-9014/2023 исковые требования удовлетворены, взыскана с ООО "Тюменьавтолайн" в пользу департамента дорожной инфраструктуры и транспорта для зачисления в доход бюджета города Тюмени сумма субсидии в размере 9 397 234 руб. 41 коп., в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 69 986 руб.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Тюменьавтолайн" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов своей апелляционной жалобы ее податель указывает, что исковые требования уточнены истцом непосредственно в судебном заседании суда первой инстанции 15.06.2023, в силу чего ответчик не смог заявить возражения относительно скорректированных исковых требований, поскольку не мог своевременно с ними ознакомиться; обществом в 2022 году выполнены работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров, багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам и в рамках заключенных договоров; истцом ежемесячно производилась оплата ответчику за фактический объем перевезенных пассажиров; количество перевезенных пассажиров является натуральным показателем, в силу чего при заключении договора о предоставлении субсидии не может учитываться весь объем пассажиропотока, поскольку договор заключается на будущий период; ООО "Тюменьавтолайн" в материалы дела представлена выписка из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, согласно которой ответчик с 01.08.2016 является "малым предприятием", в силу чего возврат заявленной истцом суммы будет являться ущербом для общества. Кроме того, податель апелляционной жалобы полагает, что в настоящем случае имеются основания для снижения суммы взыскиваемой неустойки, согласно положениям статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Департамент дорожной инфраструктуры и транспорта в отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с доводами общества, полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, в силу чего не подлежащим отмене или изменению.
Департамент финансов и налоговой политики также представил в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в которой просит оставить оспариваемое решение суда первой инстанции без изменения.
ООО "Тюменьавтолайн" в материалы дела представлены дополнения к апелляционной жалобе, в которых общество не соглашается с доводами отзывов, указывает на незаконность взыскания спорных сумм, ввиду того, что это приведет к установлению двойной меры ответственности, тогда как понесенные ответчиком затраты в настоящем случае подпадают под условия предоставления субсидии, полностью направлены на соответствующие цели.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Тюменьавтолайн" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель департамента дорожной инфраструктуры и транспорта поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Департамент финансов и налоговой политики, надлежащим образом извещенный в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечил, заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено, на основании статей 156, 266 АПК апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя департамента финансов и налоговой политики, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы с учетом дополнений, отзывов на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует материалов дела, между департаментом и обществом (перевозчик) 23.12.2020 заключен муниципальный контракт N 04000.20.096 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам (далее - контракт).
В соответствии с условиями контракта перевозчик вправе получать субсидии в порядке и размере, определенном следующими нормативными правовыми актами: постановлением Администрации города Тюмени от 19.04.2016 N 100-пк "О льготном проезде отдельными категориями граждан на пассажирском транспорте общего пользования в границах муниципального образования городской округ город Тюмень по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок до садоводческих товариществ" (далее - Постановление N 100-пк); постановлением Администрации города Тюмени от 26.08.2013 N 112-пк "Об утверждении порядка предоставления субсидии путем возмещения расходов на оплату проезда льготных категорий граждан на автомобильном транспорте общего пользования" (далее - Постановление N 112-пк, Порядок N 112-пк).
В рамках исполнения контракта и в соответствии с Постановлением N 100-пк, между департаментом и ООО "Тюменьавтолайн" на период с 01.01.2022 по 31.12.2022 заключен договор о предоставлении субсидии на возмещение расходов в связи с оказанием льготных услуг по проезду на пассажирском транспорте общего пользования в границах муниципального образования городской округ город Тюмень по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам от 27.01.2022 N 7ДС (далее - Договор N 7ДС) в целях возмещения расходов в связи с оказанием льготных услуг по проезду на пассажирском транспорте общего пользования в границах муниципального образования городской округ город Тюмень по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок до садоводческих товариществ по регулируемым тарифам категориям граждан, имеющим льготы на проезд в соответствии с решением Тюменской городской Думы от 05.07.2007 N 618.
Кроме того, в рамках исполнения контракта и в соответствии с Постановлением N 112-пк, между департаментом и ООО "Тюменьавтолайн" на период с 01.01.2022 по 31.12.2022 в целях возмещения расходов на оплату проезда льготных категорий граждан на автомобильном транспорте общего пользования на муниципальных маршрутах регулярных перевозок по регулируемым тарифам, межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок до садоводческих товариществ по регулируемым тарифам города Тюмени, имеющих право на льготный проезд в соответствии с законодательством Тюменской области, заключен договор о предоставлении субсидий на оплату проезда льготных категорий граждан на автомобильном транспорте общего пользования на муниципальных маршрутах регулярных перевозок по регулируемым тарифам, межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок до садоводческих товариществ по регулируемым тарифам города Тюмени от 27.01.2022 N 7Д (далее - Договор N 7Д).
Согласно пунктам 1.3 Договоров N 7ДС, 7Д, результатом предоставления субсидии является доля фактически выполненных пассажирским транспортом общего пользования рейсов от общего числа рейсов, предусмотренных планом, по данным автоматизированной системы диспетчеризации (далее - АСД), на дату окончания срока действия договоров, значение которого составляет 90%.
Пунктом 3.2.7 Договоров N 7ДС, 7Д установлена обязанность получателя субсидии по предоставлению в уполномоченный орган отчета о достижении результата предоставления субсидии в установленные сроки и по форме, установленной Приложением N 2 к поименованным договорам.
Согласно пункту 4.2 Договоров N 7ДС, 7Д в случае недостижения результата предоставления субсидии, получателем субсидии осуществляется возврат субсидии в бюджет.
Размер субсидии, подлежащий возврату в случае недостижения результата предоставления субсидии, определяется в соответствии с пунктом 5.3 приложения 2 Постановления N 100-пк, пунктом 5.3 Постановления N 112-пк соответственно.
В связи с непредставлением ООО "Тюменьавтолайн" отчета о достижении результата предоставления субсидии, в соответствии с письменным поручением Главы города Тюмени к информации департамента от 23.01.2023 N 45-54-119/23, приказом департамента от 09.02.2023 N 45-06-164/23 "О проведении внеплановой камеральной проверки ООО "Тюменьавтолайн", подпунктом "б" пункта 4.13 Порядка осуществления главными распорядителями бюджетных средств, предоставившими субсидии, проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления, утвержденного постановлением Администрации города Тюмени от 13.12.2007 N 44-пк, департаментом проведена внеплановая камеральная проверка ООО "Тюменьавтолайн" за период с 01.01.2022 по 31.12.2022. Предметом проверки является использование субсидий на возмещение расходов в соответствии с Постановлением N 100-пк по Договору N 7ДС, Постановлением N 112-пк по Договору N 7Д.
По результатам проверки департаментом установлено, что согласно письму МКУ "Тюменьгортранс" от 01.03.2023 N 60-54-593/23 доля фактически выполненных пассажирским транспортом общего пользования ООО "Тюменьавтолайн" рейсов от общего числа рейсов, предусмотренных планом, по данным АСД за 2022 год составляет 82,58%, что менее установленного Договором N 7Д и Договору N 7ДС значения результата предоставления субсидии (90%) и свидетельствует о недостижении результата предоставления субсидии.
Руководствуясь пунктом 4.2 Договора N 7ДС департаментом осуществлен расчет размера субсидии, подлежащие возврату в бюджет. Согласно расчету, который определен с учетом положений пункта 4.2 Договора N 7ДС, пунктов 3.19, 5.3 Постановления N 110-пк, размер субсидии, подлежащей возврату ООО "Тюменьавтолайн" в бюджет, составил 4 816 666 руб. 10 коп.
Руководствуясь пунктом 4.2 Договора N 7Д, пунктом 3.19, 5.3 Постановления N 112-пк Департаментом осуществлен расчет размера субсидии, подлежащий возврату в бюджет. Согласно расчету размер субсидии, подлежащей возврату ООО "Тюменьавтолайн" в бюджет, составляет 4 580 577 руб. 31 коп.
Департаментом 10.03.2023 в адрес ООО "Тюменьавтолайн" направлены требования о возврате субсидий исх. N 45-08-790/23, N 45-08-791/23, на которые ответчиком представлены возражения о несогласии с требованиями департамента ввиду наступления обстоятельств непреодолимой силы.
На указанные возражения письмом департамента исх. N 45-08-1336/23 от 19.04.2023 дан ответ, в котором департамент считает приведенные доводы ООО "Тюменьавтолайн" необоснованными.
С учетом указанных обстоятельств, департамент обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принятое Арбитражным судом Тюменской области решение от 18.06.2023 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Порядок и условия предоставления субсидий за счет бюджетных средств, в том числе и коммерческим организациям, регламентирован статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Статьей 34 БК РФ установлен принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Согласно части 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, сахаросодержащих напитков, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; из местного бюджета (часть 2 статьи 78 БК РФ).
На основании части 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также результаты их предоставления;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);
5) положения об осуществлении в отношении получателей субсидий и лиц, указанных в пункте 5 настоящей статьи, проверок главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидии, соблюдения ими порядка и условий предоставления субсидий, в том числе в части достижения результатов их предоставления, а также проверок органами государственного (муниципального) финансового контроля в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 настоящего Кодекса.
В силу части 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена обязанность получателя субсидии по ее возврату в случае нарушения условий ее предоставления.
В настоящем случае, как следует из материалов дела и было указано выше по тексту настоящего постановления, Договор N 7ДС заключен в соответствии с Постановлением N 100-пк, Договор N 7Д заключен в соответствии с Постановлением N 112-пк.
В соответствии с пунктом 1.4 приложения 2 Постановления N 100-пк субсидия предоставляется в целях реализации муниципальной программы в сфере развития дорожно-транспортной сети города Тюмени путем возмещения расходов в связи с оказанием льготных услуг по проезду на пассажирском транспорте общего пользования в границах муниципального образования городской округ город Тюмень по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок до садоводческих товариществ по регулируемым тарифам льготным категориям граждан, указанным в пункте 1.2 приложения 1 к настоящему постановлению.
Получатели субсидии определяются по результатам отбора, проводимого способом запроса предложений на основании заявок об участии в отборе, направленных участниками отбора для участия в отборе, исходя из их соответствия критерию отбора, указанному в пункте 1.6 настоящего Порядка, требованиям, указанным в пункте 2.2 настоящего Порядка, и очередности поступления заявок об участии в отборе (далее - отбор).
Критерием отбора в соответствии с настоящим Порядком является наличие заключенного между перевозчиком и уполномоченным органом муниципального контракта (муниципальных контрактов), указанного (-ых) в подпункте "а" пункта 1.2 настоящего Порядка (пункты 1.5, 1.6 приложения 2 Постановления N 100-пк).
Субсидия предоставляется получателям субсидии, включенным по результатам проведенного отбора в реестр получателей субсидии, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете города Тюмени на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до уполномоченного органа на цель, установленную настоящим Порядком (пункт 3.1 приложения 2 Постановления N 100-пк).
В силу положений пункта 3.5 приложения 2 Постановления N 100-пк получатель субсидии обязан соблюдать обязательные условия предоставления субсидии, предусмотренные БК РФ. Указанные условия также подлежат включению в договор.
Результатом предоставления субсидии является доля фактически выполненных пассажирским транспортом общего пользования рейсов от общего числа рейсов, предусмотренных планом, по данным автоматизированной системы диспетчеризации, на дату окончания срока действия договора. При недостижении результата предоставления субсидии возврат субсидии осуществляется в соответствии с главой 5 настоящего Порядка (пункт 3.19 приложения 2 Постановления N 100-пк).
В соответствии с пунктом 4.1 приложения 2 Постановления N 100-пк получатель субсидии ежемесячно, в течение первых 5 рабочих дней месяца, следующего за истекшим, передает отчет в уполномоченный орган в целях подтверждения фактически произведенных затрат по перевозке льготных категорий граждан. Отчет за последний месяц текущего года (декабрь) получателем субсидии предоставляется за период с 1 по 15 число последнего месяца текущего года включительно, не позднее 3 рабочих дней со дня окончания указанного периода. Отчет за последний месяц текущего года (декабрь) получателем субсидии предоставляется за период с 16 по 31 число последнего месяца текущего года включительно, в течение первых 5 рабочих дней месяца, следующего за истекшим.
Согласно пункту 4.1 приложения 2 Постановления N 100-пк получатель субсидии одновременно с предоставлением отчета за последний отчетный месяц (период месяца), указанного в пункте 4.1 настоящего Порядка, предоставляет в уполномоченный орган отчет о достижении значений результата предоставления субсидии.
В соответствии с пунктом 3.2.7 Договора N 7ДС, получатель субсидии принял на себя обязательство представлять в уполномоченный орган отчет о достижении результата предоставления субсидии в сроки, установленные Порядком и по форме, установленной приложением N 1 к договору.
Согласно пункту 5.1 приложения N 2 Постановления N 100-пк уполномоченный орган осуществляет проверки за соблюдением Получателями субсидии порядка и условий предоставления субсидии, в том числе в части достижения результата предоставления субсидии, в соответствии с действующим законодательством, муниципальными правовыми актами города Тюмени, настоящим Порядком, договором. Органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют проверки в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 БК РФ. В случае самостоятельного выявления получателем субсидии нарушений порядка и условий предоставления субсидии, получатель субсидии обеспечивает возврат субсидии в бюджет города Тюмени.
Аналогичные положения содержит Договор N 7ДС.
Пунктом 1.3 Договора N 7ДС установлено, что результатом предоставления субсидии является доля фактически выполненных пассажирским транспортом общего пользования рейсов от общего числа рейсов, предусмотренных планом, по данным автоматизированной системы диспетчеризации (АСД), на дату окончания срока действия Договора.
В соответствии с пунктом 4.2 Договора N 7ДС размер субсидии, подлежащей возврату в случае недостижения результата предоставления субсидии, определяется в соответствии с пунктом 5.2 Порядка.
Согласно условиям Договора N 7ДС срок предоставления ООО "Тюменьавтолайн" в департамент отчета о достижении результата предоставления субсидии за 2022 год определён не позднее 13.01.2023.
Однако ООО "Тюменьавтолайн" в нарушение условий и порядка предоставления субсидии отчет о достижении результата предоставления субсидии в департамент не представлен.
В связи с непредставлением ООО "Тюменьавтолайн" отчета о достижении результата предоставления субсидии, департаментом проведена внеплановая камеральная проверка ООО "Тюменьавтолайн" за период с 01.01.2022 по 31.12.2022. Предметом проверки является использование субсидий на возмещение расходов в соответствии с Постановлением N 100-пк по Договору N 7ДС.
Департаментом в МКУ "Тюменьгортранс", уполномоченное на осуществление диспетчерского сопровождение регулярных перевозок, письмом от 28.02.2023 N 45-54-420/23 направлен запрос о фактическом выполнении ООО "Тюменьавтолайн" рейсов от общего числа рейсов, предусмотренных планом, за 2022 год.
Согласно письму МКУ "Тюменьгортранс" от 01.03.2023 N 60-54-593/23 доля фактически выполненных пассажирским транспортом общего пользования ООО "Тюменьавтолайн" рейсов от общего числа рейсов, предусмотренных планом, по данным АСД за 2022 год составляет 82,58%, что менее установленного Договором N 7ДС значения результата предоставления субсидии (90%) и свидетельствует о недостижении результата предоставления субсидии.
Руководствуясь пунктом 4.2 Договора N 7ДС, департаментом осуществлен расчет размера субсидии, подлежащий возврату в бюджет.
Как следует из пункта 5.3 приложения N 2 Постановления N 100-пк, размер субсидии, подлежащий возврату в случае недостижения результата предоставления субсидий, рассчитывается по следующей формуле:
Р возр = Р суб - (Р суб x (Пр факт / Пр)), где:
Р возр - размер субсидии, подлежащий возврату в случае недостижения результата;
Р суб - размер субсидии, рассчитанный в порядке, установленном пунктом 3.2 настоящего Порядка, за отчетный финансовый год (период действия договора в финансовом году);
Пр факт - фактическое значение результата предоставления субсидии;
Пр - плановое значение результата предоставления субсидии.
Согласно расчету, который определен с учетом положений пункта 4.2 Договора N 7ДС, пунктов 3.19, 5.3 Порядка N 110-пк, размер субсидии, подлежащей возврату ООО "Тюменьавтолайн" в бюджет, составил 4 816 666 руб. 10 коп.
Относительно Договора N 7Д, заключенного в соответствии с Постановлением N 112-пк суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 1.4 приложения 2 Постановления N 112-пк субсидия предоставляется в целях реализации муниципальной программы в сфере развития дорожно-транспортной сети города Тюмени путем возмещения расходов на оплату проезда льготных категорий граждан на автомобильном транспорте общего пользования на муниципальных маршрутах регулярных перевозок по регулируемым тарифам, межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок до садоводческих товариществ по регулируемым тарифам города Тюмени.
Получатели субсидии определяются по результатам отбора, проводимого способом запроса предложений на основании заявок об участии в отборе, направленных участниками отбора для участия в отборе, исходя из их соответствия критерию отбора, указанному в пункте 1.6 настоящего Порядка, требованиям, указанным в пункте 2.2 настоящего Порядка, и очередности поступления заявок об участии в отборе (далее - отбор). Критерием отбора в соответствии с настоящим Порядком является наличие заключенного между перевозчиком и уполномоченным органом муниципального контракта (муниципальных контрактов), указанного (-ых) в подпункте "а" пункта 1.2 настоящего Порядка (пункты 1.5, 1.6 приложения 2 Постановления N 112-пк).
Субсидия предоставляется получателям субсидии, включенным по результатам проведенного отбора в реестр получателей субсидии, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете города Тюмени на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до уполномоченного органа на цель, установленную настоящим Порядком (пункт 3.1 приложения 2 Постановления N 112-пк).
В силу положений пункта 3.5 приложения 2 Постановления N 112-пк получатель субсидии обязан соблюдать обязательные условия предоставления субсидии, предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации. Указанные условия также подлежат включению в договор.
Результатом предоставления субсидии является доля фактически выполненных пассажирским транспортом общего пользования рейсов от общего числа рейсов, предусмотренных планом, по данным АСД, на дату окончания срока действия договора. При недостижении результата предоставления субсидии возврат субсидии осуществляется в соответствии с главой 5 настоящего Порядка (пункт 3.17 приложения 2 Постановления N 112-пк).
В соответствии с пунктом 4.1 приложения 2 Постановления N 112-пк Получатель субсидии ежемесячно, в течение первых 5 рабочих дней месяца, следующего за истекшим, предоставляет отчет в уполномоченный орган в целях подтверждения фактически произведенных затрат по перевозке льготных категорий граждан и фактически выполненных рейсах по маршрутам. Отчет за последний месяц текущего года (декабрь) получателем субсидии предоставляется за период с 1 по 15 число последнего месяца текущего года включительно, не позднее 3 рабочих дней со дня окончания указанного периода. Отчет за последний месяц текущего года (декабрь) получателем субсидии предоставляется за период с 16 по 31 число последнего месяца текущего года включительно, в течение первых 5 рабочих дней месяца, следующего за истекшим.
Согласно пункту 4.2 приложения 2 Постановления N 112-пк получатель субсидии одновременно с предоставлением отчета за последний отчетный месяц (период месяца), указанного в пункте 4.1 настоящего Порядка, предоставляет в уполномоченный орган отчет о достижении значений результата предоставления субсидии.
В соответствии с пунктом 3.2.7 Договора N 7Д, получатель субсидии принял на себя обязательство представлять в уполномоченный орган отчет о достижении результата предоставления субсидии в сроки, установленные Порядком и по форме, установленной приложением N 2 к договору.
Согласно пункту 5.1 приложения N 2 Постановления N 112-пк уполномоченный орган осуществляет проверки за соблюдением Получателями субсидии порядка и условий предоставления Субсидии, в том числе в части достижения результата предоставления Субсидии, в соответствии с действующим законодательством, муниципальными правовыми актами города Тюмени, настоящим Порядком, договором. Органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют проверки в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В случае самостоятельного выявления получателем субсидии нарушений порядка и условий предоставления субсидии, получатель субсидии обеспечивает возврат субсидии в бюджет города Тюмени.
Аналогичные положения содержит Договор N 7Д.
Пунктом 1.3 Договора N 7Д установлено, что результатом предоставления субсидии является доля фактически выполненных пассажирским транспортом общего пользования рейсов от общего числа рейсов, предусмотренных планом, по данным автоматизированной системы диспетчеризации (АСД), на дату окончания срока действия Договора.
В соответствии с пунктом 4.2 Договора N 7Д размер субсидии, подлежащей возврату в случае недостижения результата предоставления субсидии, определяется в соответствии с пунктом 5.2 Порядка.
Согласно условиям Договора N 7Д срок предоставления ООО "Тюменьавтолайн" в департамент отчета о достижении результата предоставления субсидии за 2022 год определён не позднее 13.01.2023.
Вместе с тем, ООО "Тюменьавтолайн" в нарушение условий и порядка предоставления субсидии отчет о достижении результата предоставления субсидии в департамент не представлен.
В связи с непредставлением ООО "Тюменьавтолайн" отчета о достижении результата предоставления субсидии, департаментом проведена внеплановая камеральная проверка ООО "Тюменьавтолайн" за период с 01.01.2022 по 31.12.2022. Предметом проверки является использование субсидий на возмещение расходов в соответствии с Постановлением N 112-пк по Договору N 7Д.
Департаментом в МКУ "Тюменьгортранс", уполномоченное на осуществление диспетчерского сопровождение регулярных перевозок, письмом от 28.02.2023 N 45-54-420/23 направлен запрос о фактическом выполнении ООО "Тюменьавтолайн" рейсов от общего числа рейсов, предусмотренных планом, за 2022 год.
Согласно письму МКУ "Тюменьгортранс" от 01.03.2023 N 60-54-593/23 доля фактически выполненных пассажирским транспортом общего пользования ООО "Тюменьавтолайн" рейсов от общего числа рейсов, предусмотренных планом, по данным АСД за 2022 год составляет 82,58%, что менее установленного Договором N 7Д значения результата предоставления субсидии (90%) и свидетельствует о недостижении результата предоставления субсидии.
Руководствуясь пунктом 4.2 Договора N 7Д, департаментом осуществлен расчет размера субсидии, подлежащий возврату в бюджет.
Как следует из пункта 5.3 Постановления N 112-пк, размер субсидии, подлежащий возврату в случае недостижения результата предоставления субсидий, рассчитывается по следующей формуле:
Р возр = Р суб - (Р суб x (Пр факт / Пр)), где:
Р возр - размер субсидии, подлежащий возврату в случае недостижения результата;
Р суб - размер субсидии, рассчитанный в порядке, установленном пунктом 3.2 настоящего Порядка, за отчетный финансовый год (период действия договора в финансовом году);
Пр факт - фактическое значение результата предоставления субсидии;
Пр - плановое значение результата предоставления субсидии.
Согласно расчету, который определен с учетом положений пункта 4.2 Договора N 7Д, пунктов 3.17, 5.3 Порядка N 112-пк, размер субсидии, подлежащей возврату ООО "Тюменьавтолайн" в бюджет, составил 4 580 577 руб. 31 коп.
Осуществленные расчеты проверены судом апелляционной инстанции и признаны арифметически верными, соответствующим положениям заключенных Договоров N 7Д, N 7ДС, Постановления N 100-пк, Постановления N 112-пк.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, учитывая наличие в деле доказательств, подтверждающих получение обществом субсидий, а также несоблюдение им установленных соглашениями условий в части достижения показателей результативности, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о взыскании с общества в пользу департамента дорожной инфраструктуры и транспорта для зачисления в доход бюджета города Тюмени суммы субсидий в размере 9 397 234 руб. 41 коп.
Положения статьи 333 ГК РФ, вопреки позиции ответчика, при разрешении настоящего спора применению не подлежат.
Доводы подателя жалобы, со ссылкой на то, что истцом изменены правовые основания заявленных требований, также не свидетельствуют о необоснованности принятия судом первой инстанции заявления об уточнении исковых требований, поскольку в соответствии с абзацем седьмым пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2021 N 46 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции" изменение правовой квалификации требования (например, со взыскания убытков на взыскание неосновательного обогащения) или правового обоснования требования (например, взыскания на основании норм о поставке на взыскание на основании норм об обязательствах вследствие причинения вреда) не является изменением предмета или основания иска, за исключением случаев, когда истец при изменении правовой квалификации изменяет также требование (предмет иска) и ссылается на иные фактические обстоятельства (основание иска).
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции обоснованно и правомерно принято заявление истца об уточнении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции считает, что обществом в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Возражения ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, апелляционным судом проверены в полном объеме, однако не могут быть приняты во внимание, поскольку не влекут иных выводов апелляционного суда, чем тех, которые суд изложил в настоящем судебном акте.
При таких обстоятельствах нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы согласно статье 110 АПК РФ относятся на ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тюменьавтолайн" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 18.06.2023 по делу N А70-9014/2023 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
О.В. Дубок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-9014/2023
Истец: Департамент дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени
Ответчик: ООО "ТЮМЕНЬАВТОЛАЙН"
Третье лицо: Департамент Финансов и Налоговой Политики Администрации Города Тюмени