• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 декабря 2023 г. N Ф04-5989/23 по делу N А46-9523/2022

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Определяя в последующем срок для совершения муниципалитетом действий, обусловленных принятием мер по сбору доказательств, подтверждающих, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался; согласованием в письменном виде с эксплуатирующими организациями необходимость признания на них права муниципальной собственности города Омска для решения вопросов местного значения; направлением обращения по постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей, содержащего информацию об ориентировочных границах пролегания инженерных коммуникаций и их протяженности или почтовом адресе и ориентировочной площади зданий, нежилых помещений и инженерных сооружений, с приложением необходимых документов, а также обращения об организации технического обслуживания и содержания бесхозяйных инженерных коммуникаций и сооружений на период до признания права муниципальной собственности на них, апелляционный суд скорректировал период взыскания с администрации убытков (в виде стоимости потерь тепловой энергии при ее транспортировке), сочтя разумным периодом, необходимым для совершения действий с учетом даты направления объединением заявления об отказе от права собственности 01.10.2020.

Между тем в рассматриваемом случае администрация в ходе рассмотрения дела последовательно ссылалась на совершение действий по соблюдению процедуры сбора документов при поступлении от застройщика заявления о передаче участка тепловой сети в муниципальную собственность, приводила доводы о несоответствии поведения застройщика той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась в целях имеющейся у него заинтересованности по передаче спорного участка сети в муниципальную собственность как бесхозяйного.

Так, например, муниципалитет указывал, что при поступлении от застройщика заявления, им проведены следующие мероприятия: направлены запросы в ТСО от 18.08.2022 N Исх-АСАО/12-1708, а также от 18.08.2022 N Исх-АСАО/12-1709 в ЕТО о предоставлении технических характеристик, схем расположения объектов, а также согласовании необходимости признания права муниципальной собственности на указанные тепловые сети; в адрес объединения направлен ответ от 18.08.2020 N АС АО/12-1707 о начале процедуры по сбору доказательств бесхозяйности тепловых сетей, подходящих к МКД; письмом от 18.09.2020 N Вх-АСАО/2510 обществом сообщено, что тепловые сети на техническом обслуживании и балансе ТСО не находятся, признание права муниципальной собственности на указанные сети целесообразно; ЕТО в письме от 14.09.2020 N Вх-АСАО/2471 предоставлены технические характеристики указанных тепловых сетей, схема их расположения, а также подтверждена готовность приемки тепловых сетей в муниципальную собственность с последующей передачей в хозяйственное ведение указанному предприятию; администрацией округа направлены запросы в органы, осуществляющие регистрацию права собственности: департамент от 30.09.2020 N Вн-АСАО/2875 (ответ от 16.10.2020 N Вн-ДИО/6002), министерство имущественных отношений Омской области от 01.10.2020 N Исх-АСАО/12-2089 (ответ от 26.10.2020 N Вх-АСАО/2790), территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области от 30.09.2020 N Исх-АСАО/12-2084 (ответ от 14.10.2020 N Вх-АСАО/2702), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии") от 30.09.2020 N Исх-АСАО/12-2083 (ответ от 12.10.2020 N Вх-АСАО/2679), повторный запрос от 03.11.2020 N Исх-АСАО/12-2330 (ответ от 16.11.2020 N Вх-АСАО/2679); после получения указанных сведений сформированный пакет документов, подтверждающих бесхозяйность указанных тепловых сетей, направлен в адрес департамента для дальнейшей работы по признанию права муниципальной собственности на данные объекты; в адрес застройщика направлен ответ от 07.12.2020 N Исх-АСАО/12-2583 о завершении процедуры по сбору доказательств бесхозяйности спорных тепловых сетей и передачи пакета документов в адрес департамента для дальнейшей работы по признанию права муниципальной собственности на данные сети.

При этом, апелляционная коллегия, указывая на включение в предмет оценки поведения участников рассматриваемого спора, уклонилась от дачи оценки поведению застройщика, возможности предоставления им соответствующих документов, разумных причин их отсутствия у субъекта, осуществившего процедуру технологического присоединения к централизованным сетям теплоснабжения, являющегося собственником спорных сетей.

Таким образом, рассматривая спор суды обеих инстанций ограничились лишь констатацией неправомерного бездействия администрации по оформлению права муниципальной собственности в отношении бесхозяйных объектов, не дали должной оценки тому обстоятельству, что предпосылками поступления спорных сетей в муниципальную собственность является намерение объединения снять с себя бремя содержания соответствующего имущества, не дали должной оценки его поведению, не привели конкретных оснований, исключающих применение в спорной ситуации положений абзаца второго статьи 236 ГК РФ.

...

В связи с обозначенным, судам надлежало включить в предмет исследования всю совокупность обстоятельств по передаче спорного участка инженерной сети в собственность муниципального образования как передаваемого иным лицом, в порядке, предусмотренном действующим законодательством и муниципальными нормативными правовыми актами города Омска, действующими в спорный период, определив нормативный либо иной срок таких действий, определенных с учетом характера спорного правоотношения, а также установленного в гражданском обороте стандарта добросовестного поведения всех его участников, определяемого по критерию ожидаемости действий субъекта оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации (пункты 3, 4 статьи 1, статья 10, пункт 3 статьи 307 ГК РФ, пункт 1 Постановления N 25)."