г. Тюмень |
|
25 декабря 2023 г. |
Дело N А81-2618/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Щанкиной А.В.,
судей Зиновьевой Т.А.,
Сириной В.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром Трансгаз Сургут" на решение от 05.06.2023 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Осипова Ю.Г.) и постановление от 04.09.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Сидоренко О.А., Еникеева Л.И., Краецкая Е.Б.) по делу N А81-2618/2022 по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром Трансгаз Сургут" (628412, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Университетская, д. 1,ИНН 8617002073, ОГРН 1028601679314) к индивидуальному предпринимателю Долгиеву Арсмаку Идрисовичу (ИНН 890500364728, ОГРНИП 309890532200027) об обязании устранить нарушения требований Правил охраны магистральных газопроводов путем переноса ограждения и объектов производственной базы, находящихся в охранной зоне.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром Трансгаз Сургут" (далее - истец, ООО "Газпром Трансгаз Сургут", общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Долгиеву Арсмаку Идрисовичу (далее - ответчик, ИП Долгиев А.И., предприниматель) об обязании устранить нарушения требований Правил охраны магистральных газопроводов путем переноса ограждения и объектов производственной базы, находящихся в охранной зоне АГРС-70 г. Ноябрьск КС-1 в соответствие с установленными ограничениями на расстояние более 100 метров в срок до 31.12.2023.
Решением от 05.06.2023 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 04.09.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении исковых требований отказано, с ООО "Газпром Трансгаз Сургут" в пользу ИП Долгиева А.И. взысканы расходы, понесенные на проведение судебной экспертизы в размере 163 161 руб.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы приведены следующие доводы: при строительстве объектов производственной базы, находящихся в охранной зоне АГРС-70, ИП Долгиевым А.И. и его предшественниками нарушены градостроительные и строительные нормы и правила, поскольку расстояние от ограждения АГРС-70 до ограждения производственной базы ИП Долгиева А.И. составляет 29,91 м; ответчиком нарушены Правила охраны магистральных газопроводов, что является угрозой нарушения права собственности общества на безопасную эксплуатацию АГРС, может повлечь неблагоприятные последствия в случае возникновения аварийной ситуации на опасном объекте, создает угрозу жизни и здоровью людей, а также их имуществу и имуществу юридических лиц; ИП Долгиев А.И. при разумной осмотрительности мог получить сведения о том, что часть объектов находится в охранной зоне; суд при принятии решения на основании заключения эксперта о расстоянии охранной зоны от внешних границ объекта АГРС-70 использовал данные таблицы N 7, графа 3, сделал неправильный вывод, что объекты "Здание диспетчерской", комплексный трансформаторный пункт 0,4 кВ, контейнер 19 т, 28 куб.м находятся за пределами охранной зоны; объекты "Бокс крытой стоянки", ограждения базы, площадка открытого хранения, принадлежащие ответчику, находятся в пределах зоны минимальных расстояний от оси газораспределительной станции.
Проверив судебные акты в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 19.12.2021 комиссия Вынгапуровского линейного производственного управления магистральных газопроводов ООО "Газпром трансгаз Сургут" (далее - Вынгапуровское ЛПУМГ) провела обследование территории Автоматической газораспределительной станции - 70 в г. Ноябрьск, КС-1 (далее АГРС-70) на предмет соблюдения законодательства об охранных зонах.
АГРС-70 является собственностью ПАО "Газпром", о чем в Едином государственном реестре права на недвижимость и сделок с ним 25.06.2005 произведена запись 89-72-36/008/2005-852.
АГРС-70 передана в аренду ООО "Газпром трансгаз Сургут" и эксплуатируется его филиалом - Вынгапуровским ЛПУМГ.
При регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов АГРС-70 присвоен II класс опасности.
Для обеспечения безопасности АГРС действующим законодательством Российской установлены охранные зоны, которые подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН).
04.02.2020 в ЕГРН внесены сведения об охранной зоне АГРС-70 под реестровым номером 89:12-6.868.
По пояснениям истца, в ходе обследования установлено, что в охранной зоне АГРС-70, в юго-западном направлении, на земельном участке с кадастровым номером 89:12:111001:1, собственником которого является Долгиев А.И., расположена принадлежащая предпринимателю производственная база, территория которой огорожена забором.
Согласно результатам геодезической съемки, проведенной специалистами инженерно-технического центра ООО "Газпром трансгаз Сургут", расстояние от ограждения АГРС-70 до ограждения производственной базы ИП Долгиева А.И. составляет 29,91 м. Часть земельного участка с кадастровым номером 89:12:111001:1, попадающая в охранную зону АГРС-70, обозначена на схемах (Приложение N 1, N 2, N 3).
По результатам обследования составлен Акт осмотра земельного участка от 19.11.2021 с фотофиксацией расположенных на нем строений, сооружений и других объектов, оформлены приложения геодезической съемки по определению охранной зоны АГРС-70.
30.11.2021 на совещании с участием начальника Вынгапуровского ЛПУМГ ИП Долгиев А.И. отказался освободить территорию производственной базы от строений, находящихся в охранной зоне.
ИП Долгиеву А.И. 22.12.2021 направлено письмо с требованием в срок до 14.01.2022 в письменной форме сообщить о намерениях приведения территории производственной базы в соответствие с законодательством об охранных зонах.
11.01.2022 от предпринимателя поступило письмо об отказе от устранения нарушений законодательства об охранных зонах.
Поскольку ответчик не принял меры, направленные на устранение выявленных нарушений, ООО "Газпром трансгаз Сургут" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском об обязании устранить нарушения требований Правил охраны магистральных газопроводов путем переноса ограждения и объектов производственной базы, находящихся в охранной зоне АГРС-70 г. Ноябрьск КС-1 в соответствие с установленными ограничениями на расстояние более 100 метров в срок до 31.12.2023.
По ходатайству ответчика определением суда от 15.11.2022 назначена судебная комплексная строительно-техническая и землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Экспертное бюро Ямала".
На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:
1) схематически отобразить и указать перечень объектов (здания, строения, сооружения, ограждения, многолетние насаждения и т.п.), расположенных по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, Юго-Восточный промузел, на земельном участке с кадастровым номером 89:12:111001:1 и их функциональное назначение;
2) схематически отобразить и указать какое расстояние от газораспределительной станции до объектов, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 89:12:111001:1;
3) дать характеристику объектов, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 89:12:111001:1, связаны ли объекты прочно с землей и возможно ли их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению (являются ли строения капитальными)?
4) схематически отобразить границы земельного участка с кадастровым номером 89:12:111001:1, отобразить расположенные на нем объекты, обозначить охранную зону и зоны минимальных расстояний в соответствии с действующими Правилами охраны магистральных газопроводов с указанием данных о расстоянии между объектами газоснабжения, земельным участком и расположенными на нем объектами;
5) в случае расположения выявленных строений в охранной зоне объектов газоснабжения, несет ли сохранение данных строений угрозу жизни и здоровью граждан, в чем она заключается?
По результатам проведенного исследования в материалы дела поступило заключение от 09.02.2023 N 14.
В ходе проведения экспертизы выполнена фотосъемка объектов, расположенных на земельном участке; экспертом схематически отображены границы объектов, расположенных на земельном участке, границы автоматической газораспределительной станции; измерены и отражены на схемах расстояния от объектов до АГРС, а также определены характеристики объектов, расположенных на земельном участке.
Так согласно результатам экспертизы, объекты, расположенные на спорном земельном участке, находятся в отношении автоматической газораспределительной станции на расстоянии:
N п/п |
Наименование |
От внешних границ объектов |
От границ земельного участка |
1 |
Не завершенный строительством объект "Здание диспетчерской" |
105,64 |
80,2 |
2 |
Не завершенный строительством объект "Бокс крытой стоянки" |
83,74 |
55,0 |
3 |
Комплектный трансформаторный пункт, 0,4 кВ |
125,99 |
93,9 |
4 |
Ограждение базы |
63,36 |
29,9 |
5 |
Вагон-дом "Кедр" |
81,63 |
55,0 |
6 |
Контейнер, 10 т, 38 м3 |
102,64 |
77,84 |
7 |
Площадка открытого хранения |
90,0 |
83,0 |
Согласно выводам эксперта, не завершенные строительством объекты "Здание диспетчерской" и "Бокс крытой стоянки" (свайное поле) имеют признаки недвижимого имущества: прочная связь с землей, заглубленный фундамент, невозможность переместить без нанесения несоразмерного ущерба назначению.
Остальные объекты: комплектный трансформаторный пункт, 0,4 кВ (КТП); ограждение базы; вагон-дом "Кедр"; контейнер 10 т, 38 куб. м; площадка открытого хранения являются некапитальными и относятся к движимому имуществу.
Руководствуясь статьями 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 105-107 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьями 2, 8 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ), Постановлением Государственного строительного комитета СССР от 30.03.1985 N 30, Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Министерством топлива и энергетики России 29.04.1992 и Госгортехнадзором России 22.04.1992, пунктом 3 Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N 1083, пунктом 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), установив в соответствии с графическим материалом кадастрового инженера (выполненного по поручению суда в ходе судебной экспертизы) объекты: "Здание диспетчерской", комплексный трансформаторный пункт 0, 4 кВ, контейнер 10 т, 38 куб. м, расположены за пределами 100-метровой охранной зоны газораспределительной станции, необходимой для безопасной ее эксплуатации, ближайшее расстояние до объектов ответчика от АГРС-70 составляет 102,64 м; объекты: "Бокс крытой стоянки", представляющий собой свайное поле, ограждение базы, площадка открытого хранения, принадлежащие ответчику, представляют собой движимое имущество, находятся в пределах зоны минимальных расстояний от газораспределительной станции, вместе с тем, их нахождение в указанной зоне само по себе не угрожает безопасности АГРС-70 и не несет угрозу жизни и здоровью граждан, в связи с чем суды первой и апелляционной инстанции признали требования не подлежащими удовлетворению.
Кассационная инстанция, проверив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, считает выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствующими фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального и процессуального права.
Согласно пункту 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В силу статьи 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Статьей 304 ГК РФ предусмотрено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22) разъяснено, что в силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Согласно пункту 47 Постановления N 10/22, удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца.
Из анализа приведенных правовых положений усматривается, что условием удовлетворения требования об устранении препятствий в пользовании имуществом является совокупность доказанных юридических фактов: наличия права собственности (иного вещного права) у истца; наличие препятствий в осуществлении прав собственности или владения; обстоятельства, подтверждающие то, что именно ответчиком чинятся препятствия в использовании собственником имущества, не соединенные с лишением владения. Ответчик при этом должен доказать правомерность своего поведения.
Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Земельный кодекс Российской Федерации (далее - ЗК РФ) дополнен главой XIX "Зоны с особыми условиями использования территорий" (статьи 104 - 107 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 6 и пунктом 25 статьи 105 ЗК РФ к зонам с особыми условиями использования территорий относятся охранная зона трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) и зона минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).
Согласно пункту 24 статьи 106 ЗК РФ зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН).
В соответствии с пунктом 1 статьи 107 ЗК РФ со дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, использование зданий, сооружений, разрешенное использование (назначение) которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренных решением об установлении, изменении зоны с особыми условиями использования территории, а также иное использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 4 настоящей статьи.
Статья 2 Закона N 69-ФЗ определяет охранную зону объектов системы газоснабжения как территорию с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
Согласно статье 8 Закона N 69-ФЗ Правительство Российской Федерации в области газоснабжения осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным законом "О Правительстве Российской Федерации", в том числе, утверждает правила поставок газа, правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению, положение об охранных зонах трубопроводов, положение о зонах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, порядок доступа независимых организаций к газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок использования газа в качестве топлива, правила ограничения подачи (поставки) и отбора газа, перечень потребителей, в том числе организаций, которые имеют преимущественное право пользования газом в качестве топлива и поставки газа которым не подлежат ограничению или прекращению (далее - неотключаемые потребители).
Положение о зонах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов нормативными актами Правительства Российской Федерации до настоящего времени не утверждено. Понятие "зона минимальных расстояний" регламентировано СП 136.13330.2012 "Свод правил. Магистральные трубопроводы", согласно положениям которого зона минимальных расстояний газопроводов - это расстояние от оси подземных магистральных газопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений. Зоны минимальных расстояний составляют от 100 до 350 метров в зависимости от диаметра газопровода, степени ответственности объектов, указанных на знаках закрепления газопроводов, и служат для обеспечения безопасности этих объектов.
Соответственно, охранная зона необходима для исключения возможных случаев повреждения газопроводов газораспределительных станции от воздействия населения. Зона минимальных расстояний необходима для обеспечения безопасности населения, то есть для защиты от воздействия особо опасного объекта на население в случае возникновения аварии.
Утвержденными Министерством топлива и энергетики России 29.04.1992 и Госгортехнадзором России 22.04.1992 Правилами охраны магистральных трубопроводов такие трубопроводы отнесены к объектам повышенного риска, опасность которых определяется совокупностью опасных производственных факторов процесса перекачки и опасных свойств перекачиваемой среды (пункт 2.1). Правилами охраны магистральных газопроводов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N 1083, в охранных зонах запрещено размещение каких-либо зданий, строений, сооружений, не относящихся к объектам, входящим в состав магистрального газопровода (подпункт "л" пункта 4).
Постановлением Государственного строительного комитета СССР от 30.03.1985 N 30 утверждены Строительные нормы и правила СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы" (далее - СНиП 2.05.06-85*). Правительство Российской Федерации распоряжением от 21.06.2010 N 1047-р включило части СНиП 2.05.06-85* в перечень сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Закона N 384-ФЗ. Приказом Госстроя от 25.12.2012 N 108/ГС утвержден и введен в действие с 01.07.2013 свод правил "СНиП 2.05.06-85*. Магистральные трубопроводы".
В апелляционном определении Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 18.08.2015 N АПЛ15-320 приведена правовая позиция об отсутствии нормативного правового акта, прекращающего действие предписаний СНиП 2.05.06-85*. Актуализированные своды правил также не отменяют их действие. СНиП 2.05.06-85* распространяются на проектирование новых и реконструируемых магистральных трубопроводов и ответвлений от них, закрепляют обязательные конкретные минимальные требования технического характера. СНиП 2.05.06-85* не противоречат положениям Закона N 69-ФЗ об особенностях обеспечения промышленной безопасности объектов систем газоснабжения и последствиях возведения каких-либо объектов ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения.
Графическое описание местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории и перечень координат их характерных точек являются обязательным приложением к решению об установлении этой зоны (пункт 10 статьи 106 ЗК РФ). Сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории должны быть доведены до органа местного самоуправления, применительно к территории которого такая зона установлена (пункт 20 статьи 106 ЗК РФ). Правообладатели земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, находящихся в границах зоны с особыми условиями использования территории, должны быть уведомлены органом регистрации прав о внесении сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости, а границы этой зоны должны быть обозначены на местности специальными знаками (пункт 21 статьи 106 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 3 Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N 1083, охранные зоны объектов магистральных газопроводов (далее - охранные зоны) устанавливаются: а) вдоль линейной части магистрального газопровода - в виде территории, ограниченной условными параллельными плоскостями, проходящими на расстоянии 25 метров от оси магистрального газопровода с каждой стороны; б) вдоль линейной части многониточного магистрального газопровода - в виде территории, ограниченной условными параллельными плоскостями, проходящими на расстоянии 25 метров от осей крайних ниток магистрального газопровода; в) вдоль подводных переходов магистральных газопроводов через водные преграды - в виде части водного объекта от поверхности до дна, ограниченной условными параллельными плоскостями, отстоящими от оси магистрального газопровода на 100 метров с каждой стороны; г) вдоль газопроводов, соединяющих объекты подземных хранилищ газа, - в виде территории, ограниченной условными параллельными плоскостями, проходящими на расстоянии 25 метров от осей газопроводов с каждой стороны; д) вокруг компрессорных станций, газоизмерительных станций, газораспределительных станций, узлов и пунктов редуцирования газа, станций охлаждения газа - в виде территории, ограниченной условной замкнутой линией, отстоящей от внешней границы указанных объектов на 100 метров с каждой стороны; е) вокруг наземных сооружений подземных хранилищ газа - в виде территории, ограниченной условной замкнутой линией, отстоящей от внешней границы указанных объектов на 100 метров с каждой стороны.
Согласно статье 28 Закона N 69-ФЗ на земельных участках, прилегающих к объектам систем газоснабжения, в целях безопасной эксплуатации таких объектов устанавливаются охранные зоны газопроводов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
В силу пункта 3 части 33 статьи 26 Закона N 342-ФЗ, согласно которым в границах зон с особыми условиями использования территорий, установленных, в том числе в силу закона, до 1 января 2025 года (за исключением зон с особыми условиями использования территорий, указанных в части 27 настоящей статьи), независимо от ограничений использования земельных участков, установленных в границах таких зон, допускается использование зданий, сооружений, права на которые возникли у граждан или юридических лиц до 1 января 2025 года или которые построены, реконструированы в соответствии с пунктом 2 настоящей части и в соответствии с их видом разрешенного использования (назначения) (пункт 3).
Оценив все представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 АПК РФ, учитывая результаты проведённой по делу судебной экспертизы, судами верно установлено, что охранная зона газопровода, эксплуатируемого истцом, установлена применительно к подпункту "д" пункта 3 Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N 1083 - вокруг компрессорных станций, газоизмерительных станций, газораспределительных станций, узлов и пунктов редуцирования газа, станций охлаждения газа - в виде территории, ограниченной условной замкнутой линией, отстоящей от внешней границы указанных объектов на 100 метров с каждой стороны.
Указанное обстоятельство сторонами при рассмотрении дела не опровергалось и не оспаривалось.
Поскольку в соответствии с графическим материалом кадастрового инженера, выполненного по поручению суда в ходе судебной экспертизы, производственные объекты - "Здание диспетчерской" (признаки объекта недвижимости), комплексный трансформаторный пункт 0, 4 кВ, контейнер 10 т, 38 куб. м - расположены за пределами 100-метровой охранной зоны газораспределительной станции, необходимой для безопасной ее эксплуатации, при этом ближайшее расстояние до объектов ответчика от АГРС-70 составляет 102,64 м, законны и обоснованы выводы судов в данной части о том, что нахождение указанных объектов вне охранной зоны не угрожает безопасности АГРС-70 и не несет угрозу жизни и здоровью граждан.
Поскольку производственные объекты - "Бокс крытой стоянки", представляющий собой разрозненное свайное поле, ограждение базы, площадка открытого хранения, принадлежащие ответчику, не обладают признаками капитальности строений, то есть являются объектами движимого имущества, при этом действие нормы пункта 3 части 33 статьи 26 Закона N 342-ФЗ, исходя из ее смысла и буквального толкования на объекты движимого имущества не распространяется, а надлежащих доказательств несения таким расположением угрозы безопасности как самому объекту, так жизни и здоровью неопределённого округа лиц истец в материалы дела не предоставил, обоснованы выводы судов о том, что нахождение таких объектов движимого имущества в указанной зоне само по себе не угрожает безопасности АГРС-70 и не несет угрозу жизни и здоровью граждан.
Иного из материалов настоящего дела не следует и кассатором не доказано.
Доводы кассатора о том, что в заключении эксперта (таблица N 7, графа 4) расстояние охранной зоны от границы земельного участка АГРС до объектов, находящихся в охранной зоне, составляет менее 100 м, отклоняются судом округа как противоречащие выводам судебной экспертизы, не опровергнутой истцом иными надлежащими доказательствами (измерениями, таблицами, схемами).
Доводы кассатора о том, что определяя расстояние охранной зоны от внешней границы АГРС, эксперт сослался на письмо управления нормативно-правового регулирования в сферах регистрации недвижимости, геодезии и картографии Росреестра от 13.04.2020 N 3214-АБ/20 "Об определении контуров объектов недвижимости" (далее-Письмо), при этом, по мнению истца, в указанном письме речь идет о внутренней части границ, непосредственно примыкающих к границе здания, строения, сооружения, когда под ними не образован земельный участок, при этом под объектом АГРС и объектами, находящими в охранной зоне АГРС, земельные участки образованы, что подтверждается соответствующими документами, подлежат отклонению судом округа, поскольку объектом судебной экспертизы и как следствие исследований являлся вопрос об определении расстояния от охранной зоны газораспределительной станции как от внешней границы АГРС-70 до спорных объектов, так и от границы образованного земельного участка с кадастровым номером 89:12:111001:1 (таблица N 3 экспертизы).
Между тем при определении местоположения внешних границ АГРС экспертом правомерно учтено, что граница спорного объекта должна определяться по физическим границам (конструктивным элементам) объекта на основании сведений о фактических координатах границ внешних контуров зданий. Иного обоснованного метода измерения границ объектов (в том числе от границ земельных участков) кассатором не доказано (статьи 9, 65 АПК РФ).
На основании изложенного выводы судов соответствуют предоставленным в материалы дела доказательствам и применённым нормам материального права, в связи с чем оснований для иных выводов у суда округа не имеется.
С учетом установленных обстоятельств суды законно и обоснованно отказали в удовлетворении исковых требований.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств и исследованных доказательств, что не входит в компетенцию суда округа (статьи 286 288 АПК РФ, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 N 274-О).
Несогласие заявителя с выводами судов не свидетельствует о неправильном применении ими норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела, а потому не может служить основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке (статьи 286, 287 АПК РФ).
Основания для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ отсутствуют. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 05.06.2023 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 04.09.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-2618/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Щанкина |
Судьи |
Т.А. Зиновьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку производственные объекты - "Бокс крытой стоянки", представляющий собой разрозненное свайное поле, ограждение базы, площадка открытого хранения, принадлежащие ответчику, не обладают признаками капитальности строений, то есть являются объектами движимого имущества, при этом действие нормы пункта 3 части 33 статьи 26 Закона N 342-ФЗ, исходя из ее смысла и буквального толкования на объекты движимого имущества не распространяется, а надлежащих доказательств несения таким расположением угрозы безопасности как самому объекту, так жизни и здоровью неопределённого округа лиц истец в материалы дела не предоставил, обоснованы выводы судов о том, что нахождение таких объектов движимого имущества в указанной зоне само по себе не угрожает безопасности АГРС-70 и не несет угрозу жизни и здоровью граждан.
...
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств и исследованных доказательств, что не входит в компетенцию суда округа (статьи 286 288 АПК РФ, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 N 274-О)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 декабря 2023 г. N Ф04-6763/23 по делу N А81-2618/2022