г. Тюмень |
|
25 декабря 2023 г. |
Дело N А03-19362/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чапаевой Г.В.
судей Алексеевой Н.А.
Буровой А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу краевого государственного бюджетного учреждения "Санаторий Обь" на решение от 02.05.2023 Арбитражного суда Алтайского края (судья Трибуналова О.В.) и постановление от 24.08.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Кривошеина С.В., Хайкина С.Н.) по делу N А03-19362/2022 по заявлению краевого государственного бюджетного учреждения "Санаторий Обь" (656045, г. Барнаул, Змеиногорский тракт, 77, ОГРН 1152225005855, ИНН 2225158255) к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Алтайского края (656049, г. Барнаул, Красноармейский пр-т, д. 72, ОГРН 1022200906903, ИНН 2221002257) о признании недействительным и отмене акта в части.
Суд установил:
краевое государственное бюджетное учреждение "Санаторий Обь" (далее - Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Алтайского края (далее - Фонд) о признании незаконным и отмене акта от 22.11.2022 N 80 в части требования возместить в бюджет Фонда средства в размере 6 744 186,38 руб. и уплатить штраф.
Решением от 02.05.2023 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 24.08.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, оспариваемый акт Фонда признан недействительным в части назначенного штрафа в размере 609 251,71 руб.; в остальной части в удовлетворении требования отказано.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить в части отказа в удовлетворении требования о признании недействительным акта относительно возврата в бюджет Фонда 6 744 186,38 руб.
Фонд возражает против удовлетворения кассационной жалобы согласно отзыву.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Судами установлено и материалами дела подтверждено следующее.
Фондом проведена выездная плановая комплексная проверка Учреждения на предмет использования средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС).
В ходе проверки Фондом установлено, что в период с 01.01.2021 по 30.09.2022 Учреждением было нарушено требование пункта 5 части 2 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), а также условия пункта 8.11 договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, об использовании средств ОМС, полученных за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с территориальной программой ОМС.
Использование не по целевому назначению Учреждением средств ОМС выразилось в расходовании средств на выплату заработной платы сотрудникам, оказывающим платные услуги, в размере 6 744 186,38 руб., оплату ГСМ для перевозки сотрудников к месту работы в размере 25 277 руб.
По результатам проверки Фондом составлен акт от 22.11.2022 N 80, который содержал требование к Учреждению возвратить в бюджет Фонда 6 769 463,38 руб., использованных не по целевому назначению, перечисленных по договорам на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, а также уплатить в бюджет Фонда штраф в размере 676 946,34 руб. (6 769 463,38 х 10%).
При этом в ходе проверки Учреждением было предоставлено документальное подтверждение перемещения денежных средств в размере 6 744 186,38 руб. с лицевого счета по операциям от приносящей доход деятельности (л/с 20176Э20240) на лицевой счет по операциям со средствами ОМС (л/с 22176Э20240): платежные поручения от 21.07.2022 N 150631, от 05.07.2022 N 814893, от 15.07.2022 N 92952, от 19.07.2022 N 118267, от 19.07.2022 N 118274, от 28.07.2022 N 226517, от 27.09.2022 N 139437, от 01.07.2022 N 776754, от 09.09.2022 N 820032, от 14.09.2022 N 880153, от 16.09.2022 N 3767, от 02.11.2022 N 681549, от 28.10.2022 N 621276, от 10.10.2022 N 340042.
Учреждение, не согласившись с актом проверки в части требования о возврате денежных средств в размере 6 744 186,38 руб., а также начисленного размера штрафа, обратилось в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, ссылаясь на положения статей 198, 200 АПК РФ, статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 38, 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статей 14, 20, 30, 39 Закона N 326-ФЗ, частично удовлетворили требование, придя к выводу о наличии оснований для снижения заявленной ко взысканию суммы штрафа, до 67 694,64 руб.;
в остальной части в удовлетворении требования было отказано.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Судами установлено и материалами дела подтверждено следующее.
Средства ОМС для Учреждения поступают на лицевой счет, открытый в Управлении Федерального казначейства по Алтайскому краю.
В проверяемом периоде Учреждением за счет средств ОМС были произведены выплаты заработной платы сотрудникам, участвующим в оказании платных медицинских услуг, подлежащих оплате за счет средств от приносящей доход деятельности, в размере 6 744 186,38 руб. Данные затраты заявителя, связанные с оказанием платных медицинских услуг, не относятся к оказанию медицинской помощи, предусмотренной территориальной программой ОМС, и не могут быть оплачены за счет средств ОМС.
Заявитель не оспаривал, что допустил нецелевое расходование средств ОМС на оплату спорных расходов, подлежащих оплате за счет иного источника.
Вместе с тем Учреждение настаивало на том, что фактическое восстановление на лицевом счете по операциям со средствами ОМС использованных не по целевому назначению средств (за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности) и последующее их расходование по целевому назначению исключают необходимость перечисления заявителем спорных средств в бюджет Фонда согласно требованию, изложенному в оспариваемом акте.
Суды, признав факт восстановления денежных средств, ранее использованных не по целевому назначению, в то же время отклонили соответствующие доводы Учреждения, указав, что требование части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ о возврате средств, использованных не по целевому назначению, в бюджет Территориального фонда ОМС, а не на счет медицинской организации, предназначенный для средств ОМС, является обязательным как для медицинской организации, так и для Фонда, и иной порядок возврата данных средств Законом N 326-ФЗ не предусмотрен. Принятие предложенного заявителем способа восстановления денежных средств ОМС, израсходованных не по целевому назначению, повлечет бесконтрольное, по мнению судов, использование строго целевых средств ОМС.
Суд округа полагает, что судами не учтено следующее.
В соответствии со статьей 10 БК РФ бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов относятся к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
В силу положений статьи 38 БК РФ, устанавливающей принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, а также части 1 статьи 147 БК РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Нецелевым использованием бюджетных средств согласно части 1 статьи 306.4 БК РФ признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Законом N 326-ФЗ регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, которым определено, что обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств ОМС в пределах территориальной программы ОМС и в установленных Законом N 326-ФЗ случаях в пределах базовой программы ОМС.
Медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ).
Согласно пункту 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Судами установлено и из материалов дела следует, что спорные денежные средства в общем размере 6 744 186,38 руб. в течение 2022 года были восстановлены Учреждением на лицевой счет ОМС в той же сумме, что и ранее (в январе-марте 2022 года) были списаны, что подтверждается приказами Учреждения, соответствующими платежными поручениями и не оспаривается Фондом (л.д. 16, 27-60 том 1).
Суд округа полагает верным довод Учреждения, что при данных обстоятельствах требование Фонда о перечислении в его бюджет спорной суммы фактически будет означать не ее возврат в порядке пункта 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ, а повторное изъятие денежных средств, принадлежащих Учреждению, то есть фактически применение к нему дополнительных штрафных санкций, не предусмотренных законодательством.
При этом доводы Фонда о том, что допущенное заявителем нарушение не носило вынужденного характера, что в данном случае имеет правовое значение не только факт восстановления денежных средств на соответствующем лицевом счете, но и должно быть добросовестное поведение нарушителя, суд округа отклоняет, поскольку факт восстановления ранее неправомерно списанных средств, то есть их возврат для целей использования в ОМС, подтвержден материалами дела, признан самим Фондом (лицом, осуществляющим управление средствами ОМС на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ ОМС) и отказ в удовлетворении требования Учреждения в данной части повлечет фактическое получение системой ОМС спорных денежных средств в двойном размере.
Кроме того, из судебных актов и доводов Фонда не усматривается, какие публичные интересы подлежат защите при установленных судом обстоятельствах самостоятельного восстановления медицинской организацией израсходованных спорных денежных средств путем перемещения с одного на другой лицевой счет и дальнейшего использования в соответствии с целевым назначением.
Аналогичный правовой подход изложен в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 19.05.2016 N 306-КГ16-4659 по делу N А55-10292/2015, от 14.08.2018 N 307-ЭС18-11075 по делу N А21-5073/2017, от 04.06.2019 N 304-ЭС19-7389 по делу N А27-6240/2018, от 20.04.2020 N 304-ЭС20-4520 по делу N А27-15144/2018, от 08.05.2020 N 304-ЭС19-26462 по делу N А27-17324/2018.
Вывод судов, что принятие использованного заявителем способа возврата денежных средств ОМС, ранее израсходованных не по целевому назначению, путем их восстановления на соответствующем лицевом счете Учреждения, открытом для средств ОМС, повлечет бесконтрольное использование строго целевых средств ОМС, нельзя признать обоснованным с учетом как возврата денежных средств на соответствующий счет для использования их в целях территориальной программы ОМС, так и привлечения заявителя к ответственности за нецелевое использование средств ОМС.
Таким образом, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что требование Учреждения к Фонду по данному эпизоду заявлено правомерно.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций верно установлены фактические обстоятельства дела, однако неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции на основании пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ отменяет принятые по делу судебные акты в части отказа в признании недействительным акта выездной плановой комплексной проверки Фонда от 22.11.2022 N 80 относительно требования о возврате в бюджет Фонда денежных средств в сумме 6 744 186,38 руб. и принимает новый судебный акт об удовлетворении соответствующего требования без направления дела на новое рассмотрение.
В остальной части принятые по настоящему делу судебные акты подлежат оставлению без изменения.
В связи с удовлетворением исковых требований с Фонда подлежат взысканию в пользу Учреждения судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций в общей сумме 6 000 руб.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 02.05.2023 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 24.08.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-19362/2022 отменить в части отказа в признании недействительным акта выездной плановой комплексной проверки от 22.11.2022 N 80 Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края относительно требования о возврате в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края денежных средств в сумме 6 744 186,38 руб.
В указанной части принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требования.
В остальной части принятые по настоящему делу судебные акты оставить без изменения.
Взыскать с Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края в пользу Краевого государственного бюджетного учреждения "Санаторий "Обь" судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций в общей сумме 6 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Чапаева |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд округа полагает верным довод Учреждения, что при данных обстоятельствах требование Фонда о перечислении в его бюджет спорной суммы фактически будет означать не ее возврат в порядке пункта 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ, а повторное изъятие денежных средств, принадлежащих Учреждению, то есть фактически применение к нему дополнительных штрафных санкций, не предусмотренных законодательством.
При этом доводы Фонда о том, что допущенное заявителем нарушение не носило вынужденного характера, что в данном случае имеет правовое значение не только факт восстановления денежных средств на соответствующем лицевом счете, но и должно быть добросовестное поведение нарушителя, суд округа отклоняет, поскольку факт восстановления ранее неправомерно списанных средств, то есть их возврат для целей использования в ОМС, подтвержден материалами дела, признан самим Фондом (лицом, осуществляющим управление средствами ОМС на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ ОМС) и отказ в удовлетворении требования Учреждения в данной части повлечет фактическое получение системой ОМС спорных денежных средств в двойном размере.
Кроме того, из судебных актов и доводов Фонда не усматривается, какие публичные интересы подлежат защите при установленных судом обстоятельствах самостоятельного восстановления медицинской организацией израсходованных спорных денежных средств путем перемещения с одного на другой лицевой счет и дальнейшего использования в соответствии с целевым назначением.
Аналогичный правовой подход изложен в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 19.05.2016 N 306-КГ16-4659 по делу N А55-10292/2015, от 14.08.2018 N 307-ЭС18-11075 по делу N А21-5073/2017, от 04.06.2019 N 304-ЭС19-7389 по делу N А27-6240/2018, от 20.04.2020 N 304-ЭС20-4520 по делу N А27-15144/2018, от 08.05.2020 N 304-ЭС19-26462 по делу N А27-17324/2018.
...
решение от 02.05.2023 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 24.08.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-19362/2022 отменить в части отказа в признании недействительным акта выездной плановой комплексной проверки от 22.11.2022 N 80 Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края относительно требования о возврате в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края денежных средств в сумме 6 744 186,38 руб."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 декабря 2023 г. N Ф04-6518/23 по делу N А03-19362/2022