г. Тюмень |
|
30 января 2024 г. |
Дело N А45-11286/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного онлайн-заседания с использованием средств веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" и аудиозаписи помощником судьи Ким А.А. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спасатель на акватории" на постановление от 02.10.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Павлюк Т.В., Хайкина С.Н.) по делу N А45-11286/2023 Арбитражного суда Новосибирской области по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Спасатель на акватории" (630001, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Жуковского, здание 102, офис 711, ОГРН 1225400036872, ИНН 5402074763) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новосибирской области (630099, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Октябрьская, дом 80, ОГРН 1045402534143, ИНН 5406297094) о признании незаконным отказа.
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Спасатель на акватории" - Лялин А.А. по доверенности от 15.11.2023.
В онлайн-режиме посредством использования системы веб-конференции в судебном заседании приняла участие представитель Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новосибирской области - Круглыхина О.С. по доверенности от 18.12.2023.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Спасатель на акватории" (далее - общество, ООО "Спасатель на акватории") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным уведомления Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новосибирской области (далее - управление, ГУ МЧС России по Новосибирской области) от 06.02.2023 N 1276 об отказе в регистрации профессионального аварийно-спасательного формирования (далее - ПАСФ).
Решением от 04.07.2023 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Наумова Т.А.) заявленное требование удовлетворено, суд обязал ГУ МЧС России по Новосибирской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем повторного рассмотрения заявления от 13.01.2023 N ГУ-351.
Постановлением от 02.10.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить постановление апелляционного суда, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, и оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению подателя кассационной жалобы, суд апелляционной инстанции необоснованно применил положения Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) предоставления государственной услуги по согласованию создания профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, утвержденного приказом МЧС России от 12.03.2018 N 100 (далее - Регламент N 100), так как общество не оспаривало отказ в согласовании создания ПАСФ; суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности отказа управления в регистрации ПАСФ на основании пункта 26 Административного регламента МЧС России предоставления государственной услуги по регистрации аттестованных профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, утвержденного приказом МЧС России от 12.05.2020 N 306 (далее - Регламент N 306), поскольку паспорт аттестованного ПАСФ был заполнен (в том числе в части даты создания ПАСФ) в строгом соответствии с разъяснениями МЧС России, изложенными в письме от 27.05.2019 N 43-2628-17; приказу генерального директора общества о создании ПАСФ апелляционным судом не дана оценка.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, кассационную жалобу общества - без удовлетворения.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции считает, что постановление суда апелляционной инстанции не подлежит отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 12.01.2023 ООО "Спасатель на акватории" обратилось в управление с заявлением о регистрации аттестованного ПАСФ (создано приказом генерального директора общества от 30.09.2022 года N 02/АС).
Уведомлением от 06.02.2023 N 1276 управление отказало обществу в регистрации ПАСФ в реестре аттестованных профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований на основании пункта 26 Административного регламента N 306 в связи с наличием в представленных документах неполных или недостоверных сведений (в паспорте указана недостоверная дата создания ПАСФ общества - 30.09.2022).
Не согласившись с данным отказом, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из несоответствия мотивов отказа в предоставлении государственной услуги по регистрации аттестованного ПАСФ действующему законодательству и нарушении прав и законных интересов общества.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 2, 7, 10, 12 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (далее - Закон N 151-ФЗ), Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ), пунктами 2, 20, 26 Регламента N 306, пунктами 2, 58.1, 58.2, 59 Регламента N 100, Порядка регистрации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, утвержденного приказом МЧС России от 12.03.2018 N 99 (далее - Порядок N 99), пришел к выводу о законности оспариваемого отказа, поскольку профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования создаются руководителями организаций по согласованию с территориальными органами МЧС России и считаются созданными после присвоения регистрационного номера письму указанного органа, следовательно, обществом при обращении в управление с заявлением о регистрации аттестованного ПАСФ указана недостоверная дата его создания.
Суд округа, оставляя без изменения постановление апелляционного суда, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В силу статьи 10 Закона N 116-ФЗ в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана в том числе заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.
Общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности общественными объединениями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации регулирует Закон N 151-ФЗ.
Как указано в статье 7 Закона N 151-ФЗ, в соответствии законодательством Российской Федерации аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут создаваться:
на постоянной штатной основе - профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования (далее - ПАСС(Ф));
на нештатной основе - нештатные аварийно-спасательные формирования;
на общественных началах - общественные аварийно-спасательные формирования (пункт 1);
ПАСС(Ф), за исключением ПАСС(Ф), выполняющих горноспасательные работы, создаются:
в федеральных органах исполнительной власти - решениями Правительства Российской Федерации по представлениям соответствующих федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;
в субъектах Российской Федерации - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в органах местного самоуправления - по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, - руководством организаций по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (пункт 2).
Такой порядок установлен Регламентом N 100.
Заявителями на предоставление государственной услуги по согласованию создания ПАСС(Ф) являются организации, занимающиеся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных ПАСС(Ф), либо их уполномоченные заявители (пункт 2 Регламента N 100).
Согласно пункту 58.1 Регламента N 100 согласование создания ПАСС(Ф) в организации оформляется в виде письма; в случае согласования создания ПАСС(Ф) в организации заявителю направляется один экземпляр приказа о создании ПАСС(Ф) в организации, заверенный штампом, с указанием наименования управления, даты и номера письма, второй экземпляр приказа о создании ПАСС(Ф) в организации хранится в управлении, письмо подписывается начальником управления и заверяется печатью (пункт 58.2 Регламента N 100).
ПАСС(Ф) в организации считается созданной после присвоения регистрационного номера письму о согласовании создания ПАСС(Ф) в организации (пункт 59 Регламента N 100).
Как следует из материалов дела, 13.09.2022 года в едином государственном реестре юридических лиц зарегистрировано ООО "Спасатель на акватории" (код ОКВЭД 84.25.9: Деятельность по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях прочая).
Приказом генерального директора общества от 30.09.2022 N 02/АС создано ПАСФ ООО "Спасатель на акватории", утверждено Положение о ПАСФ общества, согласно которому ПАСФ является профессиональным аварийным спасательным формированием, созданным в структуре ООО "Спасатель на акватории".
Общество 02.12.2022 в соответствии с требованиями Регламента N 100 обратилось в управление с заявлением N ГУ-19158 о согласовании создания ПАСФ в обществе.
Уведомлением от 21.12.2022 N 1145 управление отказало в согласовании создания ПАСФ на основании пункта 25 Регламента N 100 в связи с поступлением заявления от организации, не относящейся к кругу лиц, указанных в пункте 2 данного Регламента.
Как установлено судами, при подаче заявления о согласовании создания ПАСФ обществом представлен перечень опасных производственных объектов, подлежащих обслуживанию: сеть газораспределения общества с ограниченной ответственностью "Фуд-Мастер-Фабрика" и сеть газопотребления общества с ограниченной ответственностью "Кларус"; согласно свидетельству о регистрации эксплуатирующей организацией данных опасных производственных объектов является общество с ограниченной ответственностью "ЭнергоСистемы".
В соответствии с требованиями статей 10, 12 Закона N 151-ФЗ все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат обязательной регистрации и аттестации.
Судами установлено и не оспаривается участвующими в деле лицами, что впоследствии (26.12.2022) отраслевой комиссией Минэнерго России по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей топливно-энергетического комплекса обществу выдано свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ N 13752 (регистрационный номер N 16/2-1/847), вид работ: поисково-спасательные работы.
Получив свидетельство об аттестации, ООО "Спасатель на акватории" 12.01.2023 обратилось в управление с заявлением N ГУ-351 о регистрации аттестованного ПАСФ.
Порядок N 99 устанавливает, что регистрация аттестованных ПАСС(Ф) осуществляется МЧС России (пункт 2); регистрация аттестованных общественных аварийно-спасательных формирований осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в соответствии со своими полномочиями (пункт 3); регистрация аттестованных нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется органами местного самоуправления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в соответствии со своими полномочиями (пункт 4).
МЧС России осуществляет регистрацию аттестованных ПАСС(Ф) в соответствии с Регламентом N 306, согласно которому заявителями на предоставление государственной услуги являются юридические лица, учредившие ПАСС(Ф), либо их уполномоченные представители, обратившиеся в МЧС России с заявлением о регистрации аттестованной ПАСС(Ф) (пункт 2).
В соответствии с пунктом 20 Регламента N 306 для предоставления государственной услуги заявитель представляет в главное управление МЧС России:
заявление, подписанное руководителем организации и заверенное печатью (при наличии) организации, создавшей ПАСС(Ф), или руководителем ПАСС(Ф), если она (оно) является юридическим лицом, с указанием полного и сокращенного (при наличии) наименования ПАСС(Ф), места дислокации (адреса) и телефона ПАСС(Ф), номера бланка свидетельства об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ и даты аттестации;
копию свидетельства об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, выданного в соответствии с пунктом 18 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 22.12.2011 N 1091, заверенную подписью руководителя организации и печатью (при наличии) организации;
паспорт аттестованной ПАСС(Ф), содержащий информацию о наименовании ПАСС(Ф); зоне ответственности ПАСС(Ф); месте дислокации (адресе) и номере телефона ПАСС(Ф); количестве личного состава, в том числе аттестованных спасателей, в ПАСС(Ф); дате последней аттестации ПАСС(Ф); возможностях ПАСС(Ф) по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в соответствии со свидетельством об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ; готовности к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ; оснащенности ПАСС(Ф), в том числе о количестве и видах транспортных средств, на которых установлены (подлежат установке) устройства для подачи специальных световых и звуковых сигналов.
Рекомендуемый образец паспорта аттестованных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований приведен в приложении N 2 к Порядку N 99, в соответствии с которым в паспорте указывается дата создания аттестованной аварийно-спасательной службы, аварийно-спасательного формирования; наименование, дата и номер документа о создании аварийно-спасательной службы, аварийно-спасательного формирования.
Согласно пункту 26 Регламента N 306 одним из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги по регистрации аттестованной ПАСС(Ф) является наличие в представленных документах неполных или недостоверных сведений.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции установил, что к заявлению о регистрации аттестованной ПАСФ общество приложило паспорт ПАСФ ООО "Спасатель на акватории" от 26.12.2022, указав в качестве даты его создания 30.09.2022, а в качестве документа о создании - приказ генерального директора общества от 30.09.2022 N 02/АС; управление отказало обществу в регистрации аттестованной ПАСФ в связи с наличием в представленных документах недостоверных сведений, поскольку ранее обществу управлением было отказано в согласовании создания ПАСФ ООО "Спасатель на акватории" (уведомление от 21.12.2022 N 1145), отказ в установленном законом порядке обществом не оспорен.
Правильно применив к сложившимся правоотношениям вышеуказанные нормы права, принимая во внимание, что ПАСС(Ф) в организации считается созданной после присвоения регистрационного номера письму территориального органа МЧС России о согласовании создания ПАСС(Ф), суд апелляционной инстанции обоснованно поддержал позицию ГУ МЧС России по Новосибирской области о недостоверности сведений, указанных в паспорте аттестованной ПАСФ ООО "Спасатель на акватории" (в части даты создания и документа о создании), представленном в управление с заявлением о регистрации.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о наличии у управления правовых оснований для вынесения оспариваемого отказа от 06.02.2023 N 1276 в соответствии с пунктом 26 Регламента N 306, в связи с чем отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении заявленного обществом требования.
Вопреки доводам подателя жалобы выводы апелляционного суда не противоречат разъяснениям, изложенным МЧС России в письме от 27.05.2019 N 43-2628-17 "О заполнении паспортов аттестованных аварийно-спасательных формирований", поскольку в качестве примера документа о создании указано, в том числе "Письмо Главного Управления МЧС России по Иркутской области от 15.09.2018 N 26-5-3-7".
Доводы подателя кассационной жалобы об отсутствии правовых оснований для вынесения оспариваемого отказа управлением основаны на неправильном толковании норм материального права и существа сложившихся отношений.
Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 02.10.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-11286/2023 Арбитражного суда Новосибирской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правильно применив к сложившимся правоотношениям вышеуказанные нормы права, принимая во внимание, что ПАСС(Ф) в организации считается созданной после присвоения регистрационного номера письму территориального органа МЧС России о согласовании создания ПАСС(Ф), суд апелляционной инстанции обоснованно поддержал позицию ГУ МЧС России по Новосибирской области о недостоверности сведений, указанных в паспорте аттестованной ПАСФ ООО "Спасатель на акватории" (в части даты создания и документа о создании), представленном в управление с заявлением о регистрации.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о наличии у управления правовых оснований для вынесения оспариваемого отказа от 06.02.2023 N 1276 в соответствии с пунктом 26 Регламента N 306, в связи с чем отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении заявленного обществом требования.
Вопреки доводам подателя жалобы выводы апелляционного суда не противоречат разъяснениям, изложенным МЧС России в письме от 27.05.2019 N 43-2628-17 "О заполнении паспортов аттестованных аварийно-спасательных формирований", поскольку в качестве примера документа о создании указано, в том числе "Письмо Главного Управления МЧС России по Иркутской области от 15.09.2018 N 26-5-3-7"."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 января 2024 г. N Ф04-7274/23 по делу N А45-11286/2023