г. Тюмень |
|
1 февраля 2024 г. |
Дело N А45-14904/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Дружининой Ю.Ф.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Гарант" на постановление от 23.10.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Павлюк Т.В., Хайкина С.Н.) по делу N А45-14904/2023 Арбитражного суда Новосибирской области по заявлению общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Гарант" (630029, город Новосибирск, улица 2-я Шоссейная, здание делового назначения 1, офис 8, ОГРН 1215400017392, ИНН 5404205884) к Мэрии города Новосибирска (630099, город Новосибирск, проспект Красный, дом 34, ОГРН 1045402490100, ИНН 5406285846) об оспаривании ненормативного правового акта.
Другое лицо, участвующее в деле, - Департамент строительства и архитектуры Мэрии города Новосибирска (630091, город Новосибирск, проспект Красный, дом 50, ОГРН 1075406048112, ИНН 5406418091), Прокуратура Новосибирской области (630099, город Новосибирск, улица Каменская, дом 20А, ОГРН 1035402479936, ИНН 5406010055).
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Гарант" (далее - общество, ООО СЗ "Гарант") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным решения Мэрии города Новосибирска (далее - мэрия), оформленного уведомлением от 23.03.2023 N 11/1/11.1-04/00844, об отказе в выдаче разрешения на строительство.
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска (далее - департамент).
Решением 20.07.2023 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Наумова Т.А.) заявленное требование удовлетворено; на мэрию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
На стадии апелляционного производства в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в дело вступила Прокуратура Новосибирской области (далее - прокуратура).
Постановлением от 23.10.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленного обществом требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ООО СЗ "Гарант" просит постановление апелляционного суда отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о соответствии представленной обществом проектной документации требованиям градостроительного законодательства; выводы суда апелляционной инстанции о невозможности обеспечения планируемого к строительству объекта капитального строительства объектами социальной инфраструктуры к моменту завершения строительства не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В отзыве на кассационную жалобу мэрия просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд округа не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО СЗ "Гарант" 20.03.2023 обратилось в мэрию с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Многоквартирный многоэтажный жилой дом по улице Костычева в Кировском районе города Новосибирска" (далее - многоквартирный дом, спорный объект) на земельном участке с кадастровым номером 54:35:0051625:1244.
Уведомлением от 23.03.2023 N 11/1/11.1-04/00844 мэрия сообщила обществу об отказе в выдаче разрешения на строительство по мотиву несоответствия представленных документов требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка от 18.02.2022 N РФ54-2-03-0-00-2022-0154; согласно информации, указанной в градостроительном плане земельного участка от 18.02.2022 N РФ-54-2-03-0-00-2022-0154, строительство жилья необходимо осуществлять поэтапно с одновременным нормативным обеспечением объектами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования в соответствии с приложением N 3 к Проекту планировку территории, ограниченной полосой отвода Западно-Сибирской железной дороги, площадью имени профессора Лыщинского, улицей Немировича-Данченко, улицей Ватутина, руслом реки Тулы, улицей Станиславского, в Кировском и Ленинском районах, утвержденного постановлением мэрии от 30.07.2021 N 2588 (далее - Проект планировки).
В соответствии с письмом департамента от 12.07.2022 N 30/05.2/14096 для обслуживания данной территории Проектом планировки предусмотрено размещение детского сада на 200 мест в планировочном квартале 310.04.03.01 и общеобразовательной школы на 1100 мест в планировочном квартале 310.04.03.02 в срок до 2030 года. Точные сроки реализации мероприятий по строительству данных объектов не определены Генеральным планом города Новосибирска, утвержденным решением Совета депутатов города Новосибирска от 26.12.2007 N 824, а также перечнем мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры города Новосибирска, утвержденным решением Совета депутатов города Новосибирска от 21.12.2016 N 329 "О Программе комплексного развития социальной инфраструктуры города Новосибирска на 2017-2030 годы". Строительство многоквартирного многоэтажного жилого дома невозможно без осуществления мероприятий по строительству вышеуказанных объектов в целях обеспечения местами в образовательных учреждениях населения планируемой территории.
Не согласившись с данным отказом, ООО СЗ "Гарант" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Признавая оспариваемый отказ не соответствующим положениям части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и обязывая мэрию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества, суд первой инстанции исходил из того, что градостроительное законодательство не предусматривает такого основания для отказа в выдаче разрешения на строительство как необеспечение территории планировочного квартала социальными объектами в соответствии с Проектом планировки.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленного требования, апелляционный суд пришел к выводу о наличии у мэрии правовых оснований для отказа в выдаче обществу разрешения на строительство ввиду несоответствия представленной им проектной документации требованиям Проекта планировки, поскольку необеспеченность многоквартирного дома объектами социальной инфраструктуры на момент его предполагаемого ввода в эксплуатацию является препятствием к выдаче такого разрешения.
Суд округа, оставляя без изменения постановление суда апелляционной инстанции, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
В соответствии с частью 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 данной статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с данным Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
В целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченный орган заявление о выдаче разрешения на строительство с приложением документов, перечень которых определен в части 7 статьи 51 ГрК РФ.
На основании части 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений орган власти в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В силу части 13 статьи 51 ГрК РФ основаниями для отказа в выдаче разрешения на строительство являются: отсутствие документов, предусмотренных частью 7 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Таким образом, несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 16.10.2020 N 42-П указал, что регулирование отношений по использованию земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, тесно связано с решениями, принимаемыми органами публичной власти в градостроительной сфере и призванными обеспечить комфортную окружающую среду в населенных пунктах, благоприятные условия жизни, транспортную доступность и удобство расположения образовательных, медицинских учреждений, организаций торговли, культуры, физкультурно-спортивных и других организаций.
С этой целью в статье 2 ГрК РФ закреплены основные принципы законодательства о градостроительной деятельности, включая обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (пункт 1), осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории (пункт 4).
Как следует из материалов дела, строительство спорного объекта планируется осуществлять на земельном участке, расположенном в границах территории, в отношении которой утвержден проект планировки территории "Центр Левобережья" (планировочный квартал N 310.04.04.01), действовавший на дату выдачи градостроительного плана земельного участка, представленного обществом для получения разрешения на строительство в соответствии с положениями статьи 51 ГрК РФ.
Согласно части 1 статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Частью 2 статьи 42 ГрК РФ установлено, что проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
Основная часть проекта планировки территории включает в себя положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом), о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры и необходимых для развития территории в границах элемента планировочной структуры (пункт 2 части 3 статьи 42 ГрК РФ).
В силу пункта 7 части 4 статьи 42 ГрК РФ материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат обоснование соответствия планируемых параметров, местоположения и назначения объектов регионального значения, объектов местного значения нормативам градостроительного проектирования и требованиям градостроительных регламентов, а также применительно к территории, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, установленным правилами землепользования и застройки расчетным показателям минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетным показателям максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения.
Решением Совета депутатов города Новосибирска от 02.12.2015 N 96 утверждены Местные нормативы градостроительного проектирования города Новосибирска (далее - Местные нормативы), разработанные в соответствии с ГрК РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", региональными нормативами градостроительного проектирования Новосибирской области, утвержденными постановлением Правительства Новосибирской области от 12.08.2015 N 303-п.
В силу пункта 2.5 Местных нормативов нормативные показатели максимальной территориальной доступности общеобразовательных учреждений составляет 500 метров.
Из материалов дела следует, что для обслуживания территории, в границах которой предполагается строительство многоквартирного дома, Проектом планировки предусмотрено размещение детского сада на 200 мест в планировочном квартале 310.04.03.01 и общеобразовательной школы на 1 100 мест в планировочном квартале 310.04.03.02 в срок до 2030 года; в соответствии с разделом 6 "Проекта организации строительства" шифр 1801/22-ПОС-ТЧ продолжительность строительства данного дома составляет 20 месяцев; согласно письму Департамента образования мэрии города Новосибирска от 10.11.2022 N 14/16/18919 все общеобразовательные учреждения вблизи спорного объекта переполнены; в радиусе 500 метров вокруг многоквартирного дома общеобразовательные и дошкольные учреждения, предусмотренные Проектом планировки, отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о законности оспариваемого отказа мэрии в выдаче обществу разрешения на строительство многоквартирного дома ввиду несоответствия представленной им проектной документации положениям Проекта планировки, поскольку территория планировочного квартала 310.04.04.01, в границах которого предполагается строительство многоквартирного дома, на момент его ввода в эксплуатацию не будет обеспечена социальными объектами в соответствии с Проектом планировки; в случае выдачи разрешения на строительство спорного объекта не будет соблюден допустимый уровень обеспеченности населения объектами образования, установленный Местными нормативами, что является препятствием к выдаче разрешения на его строительство.
Кроме того, по верному замечанию апелляционного суда, необеспеченность многоквартирного дома объектами социальной инфраструктуры на момент его предполагаемого ввода в эксплуатацию повлечет нарушение прав неопределенного круга лиц. Намерение общества по строительству спорного объекта на отдельно выбранном земельном участке без учета перспектив последующего проживания граждан, нуждаемости их в определенных социальных объектах не является достаточным условием для выдачи разрешения на строительство.
С учетом изложенного апелляционный суд обосновано отменил решение суда первой инстанции и отказал ООО СЗ "Гарант" в удовлетворении заявленного требования.
Иное толкование подателем кассационной жалобы норм действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении апелляционным судом норм права.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 23.10.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-14904/2023 Арбитражного суда Новосибирской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 7 части 4 статьи 42 ГрК РФ материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат обоснование соответствия планируемых параметров, местоположения и назначения объектов регионального значения, объектов местного значения нормативам градостроительного проектирования и требованиям градостроительных регламентов, а также применительно к территории, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, установленным правилами землепользования и застройки расчетным показателям минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетным показателям максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения.
Решением Совета депутатов города Новосибирска от 02.12.2015 N 96 утверждены Местные нормативы градостроительного проектирования города Новосибирска (далее - Местные нормативы), разработанные в соответствии с ГрК РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", региональными нормативами градостроительного проектирования Новосибирской области, утвержденными постановлением Правительства Новосибирской области от 12.08.2015 N 303-п."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 февраля 2024 г. N Ф04-7539/23 по делу N А45-14904/2023