г. Тюмень |
|
6 февраля 2024 г. |
Дело N А46-23096/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Ким А.А. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Левобережье" на решение от 17.03.2023 Арбитражного суда Омской области (судья Третинник М.А.) и постановление от 03.10.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Аристова Е.В., Лотов А.Н.) по делу N А46-23096/2022 по заявлению закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Левобережье" (644043, Омская область, город Омск, улица Певцова, дом 13, ИНН 5503245214, ОГРН 1135543040742) к Государственной жилищной инспекции Омской области (644099, Омская область, город Омск, улица Некрасова, дом 3, ИНН 5503242245, ОГРН 1135543018511) об оспаривании решения.
Другое лицо, участвующее в деле, - общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Евро-1" (644053, Омская область, город Омск, улица 50 лет Профсоюзов, дом 114, офис 33, ИНН 5501171687, ОГРН 1165543073035).
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Губина М.А.) в заседании участвовала представитель закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Левобережье" - Ясько О.Н. по доверенности от 09.01.2024.
Суд установил:
закрытое акционерное общество "Управляющая компания "Левобережье" (далее - общество, ЗАО "УК "Левобережье") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Омской области (далее - инспекция) об оспаривании решения от 26.12.2022 N Исх-22/ГЖИ20272 о внесении изменений в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в Омской области (далее - реестр лицензий).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "УК Евро-1" (далее - ООО "УК Евро-1").
Решением от 17.03.2023 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 03.10.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней, поданных в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и удовлетворить заявленное требование.
По мнению подателя кассационной жалобы, незаконные действия инспекции привели к тому, что действительная воля собственников помещений многоквартирного дома по выбору управляющей организации не установлена, поскольку протокол от 25.12.2022 не был принят во внимание; оспариваемое решение вынесено инспекцией в период приостановления рассмотрения заявления ООО "УК Евро-1".
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
ООО "УК Евро-1" отзыв в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представило.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего в заседании представителя общества, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ЗАО "УК "Левобережье" осуществляло управление многоквартирным домом N 26А по улице Мамина-Сибиряка в городе Омске (далее - многоквартирный дом) на основании лицензии от 10.06.2015 N Л045-01338-55/00650589 и договора управления.
ООО "УК Евро-1" 15.11.2022 обратилось в инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий и включении сведений об управлении многоквартирным домом с приложением протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 14.11.2022, на котором приняты решения о расторжении договора управления с ЗАО "УК "Левобережье", о выборе в качестве управляющей организации ООО "УК Евро-1" и заключении договора управления от 14.11.2022 N 78-УМКД/Е1/2022.
Решением инспекции от 24.11.2022 рассмотрение заявления приостановлено на основании подпункта "в" пункта 10 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр); в адрес ЗАО "УК "Левобережье" и ООО "УК Евро-1" направлены соответствующие уведомления.
В рамках рассмотрения заявления от 15.11.2022 в адрес инспекции поступили:
- 12.12.2022 - протокол от 07.12.2022 внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о расторжении договора управления, заключенного с ООО "УК Евро-1", о выборе в качестве управляющей организации ЗАО "УК Левобережье", а также о заключении с последним договора управления многоквартирным домом;
- 23.12.2022 - протокол внеочередного общего собрания собственников помещений от 22.12.2022 о расторжении договора управления многоквартирным домом с ЗАО "УК "Левобережье", выборе в качестве управляющей организации ООО "УК Евро-1" и заключении договора управления;
- 26.12.2022 - протокол общего собрания собственников помещений от 25.12.2022 о расторжении договора управления с управляющей организацией ООО "УК Евро-1", выборе в качестве управляющей организации ЗАО "УК Левобережье" и заключении договора управления многоквартирным домом.
По результатам рассмотрения поступивших документов и заявления инспекцией принято решение от 26.12.2022 N Исх-22/ГЖИ 20272 об исключении из реестра лицензий сведений об управлении обществом спорным многоквартирным домом и включении с 01.10.2023 сведений о многоквартирном доме, к деятельности по управлению которым с указанной даты приступит ООО "УК Евро-1".
Не согласившись с указанным решением инспекции, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия правовых оснований для признания незаконным оспариваемого решения инспекции.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационных жалоб и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В силу положений части 1 статьи 192, пункта 1 части 1, части 2 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, сведения об адресе многоквартирного дома, деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2).
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 названной статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 названной статьи сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом (часть 3).
Согласно пунктам 2-4 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся по решению органа государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации в течение десяти рабочих дней с даты поступления соответствующих сведений.
В силу подпункта "в" пункта 10, подпункта "в" пункта 15 Порядка N 938/пр орган государственного жилищного надзора приостанавливает рассмотрение заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя и проводит проверку полученного заявления и документов, указанных в пункте 3 данного Порядка.
По результатам рассмотрения материалов, указанных в пункте 15 названного Порядка, орган государственного жилищного надзора принимает в отношении каждого заявителя решение о внесении изменений в реестр или об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов (подпункты "а" и "б" пункта 7, пункт 17 Порядка N 938/пр).
При этом в силу пункта 9 Порядка N 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 названного Порядка; б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 названного Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 названного Порядка.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что инспекцией проведена проверка заявления ООО "УК Евро-1" и документов на предмет соблюдения пункта 5 Порядка N 938/пр; сведения, содержащиеся в заявлении ООО "УК Евро-1" и документах, указанных в пункте 3 Порядка N 938/пр, достоверны; признаки ничтожности решений внеочередных общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме, оформленных протоколами от 14.11.2022, от 22.12.2022 отсутствуют; ООО "УК Евро-1" выполнены требования, установленные частью 2 статьи 198 ЖК РФ; вступившим в законную силу решением Советского районного суда города Омска по делу N 2-1100/2023 решения общего собрания собственников, оформленные протоколом от 25.12.2022, признаны недействительными, в связи с чем пришли к правильному выводу, что последним волеизъявлением собственников помещений многоквартирного дома является решение о выборе в качестве управляющей организации ООО "УК Евро-1".
Доводы общества о наличии кворума при принятии собственниками решений, оформленных протоколом от 07.12.2022, о нарушении инспекцией сроков принятия оспариваемого решения были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и мотивированно отклонены, поскольку не имеют правового значения с учетом установленных судами обстоятельств.
Поскольку у инспекции отсутствовали основания для отказа во внесении изменений в реестр лицензий по заявлению ООО "УК Евро-1", суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного ЗАО "УК Левобережье" требования о признании недействительным решения от 26.12.2022.
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу сводятся к переоценке установленных судами фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств, что в силу положений статей 286, 287 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Судом округа не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.03.2023 Арбитражного суда Омской области и постановление от 03.10.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-23096/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что инспекцией проведена проверка заявления ООО "УК Евро-1" и документов на предмет соблюдения пункта 5 Порядка N 938/пр; сведения, содержащиеся в заявлении ООО "УК Евро-1" и документах, указанных в пункте 3 Порядка N 938/пр, достоверны; признаки ничтожности решений внеочередных общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме, оформленных протоколами от 14.11.2022, от 22.12.2022 отсутствуют; ООО "УК Евро-1" выполнены требования, установленные частью 2 статьи 198 ЖК РФ; вступившим в законную силу решением Советского районного суда города Омска по делу N 2-1100/2023 решения общего собрания собственников, оформленные протоколом от 25.12.2022, признаны недействительными, в связи с чем пришли к правильному выводу, что последним волеизъявлением собственников помещений многоквартирного дома является решение о выборе в качестве управляющей организации ООО "УК Евро-1"."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 февраля 2024 г. N Ф04-7386/23 по делу N А46-23096/2022