г. Тюмень |
|
21 февраля 2024 г. |
Дело N А45-9649/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Дружининой Ю.Ф.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Полукаровой С.А. с использованием систем веб-конференции, аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищного хозяйства Октябрьского района" на решение от 06.08.2023 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Пахомова Ю.А.) и постановление от 24.10.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Зайцева О.О., Хайкина С.Н.) по делу N А45-9649/2023 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищного хозяйства Октябрьского района" (630102, город Новосибирск, улица Садовая, дом 30, ИНН 5405322397, ОГРН 1065405124102) к Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (630011, город Новосибирск, проспект Красный, дом 18, ИНН 5406308363, ОГРН 1055406102223) об оспаривании приказа.
Другое лицо, участвующее в деле, - общество с ограниченной ответственностью управляющая компания "Держава" (630025, город Новосибирск, улица 1- я Механическая, дом 10, ИНН 5403067487, ОГРН 1225400000451; 630106, город Новосибирск, улица Петухова, дом 104, квартира 6).
В заседании приняли участие (в режиме веб-конференции) представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищного хозяйства Октябрьского района" - Сатурова О.М. по доверенности от 01.02.2024;
от Государственной жилищной инспекции Новосибирской области - Журавлёва Л.П. по доверенности от 28.12.2023;
от общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Держава" - Панова В.А. по доверенности от 16.08.2023.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищного хозяйства Октябрьского района" (далее - общество, ООО "УКЖХ Октябрьского района") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным приказа Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (далее - инспекция) от 03.04.2023 N 8512/10.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью управляющая компания "Держава" (далее - ООО УК "Держава").
Решением от 06.08.2023 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 24.10.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ООО "УКЖХ Октябрьского района" просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и удовлетворить заявленное требование.
По мнению подателя кассационной жалобы, инспекция не вправе на основании определения суда о принятии обеспечительных мер вносить изменения в реестр лицензий.
В отзывах на кассационную жалобу инспекция и ООО УК "Держава" просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзывах на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО УК "Держава" осуществляло деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: город Новосибирск, улица Лескова, N 252 (далее - многоквартирный дом), на основании лицензии от 15.02.2022 N 054-000508.
В соответствии с протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 07.02.2023 N Л252-07.02 собственниками приняты решения о расторжении заключенного с ООО УК "Держава" договора управления многоквартирным домом (вопрос 2 повестки дня), о выборе управляющей организации ООО "УКЖХ Октябрьского района" (лицензия от 29.04.2015 N 054-000085) и заключении с ней договора управления многоквартирным домом (вопросы 4, 5 повестки дня).
По результатам рассмотрения поступившего от общества заявления от 13.02.2023 инспекцией вынесен приказ от 15.03.2023 N 8454/10 о внесении изменений в реестр лицензий путем исключения 31.03.2023 сведений об управлении ООО УК "Держава" спорным многоквартирным домом и включения с 01.04.2023 сведений о многоквартирном доме в реестр домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО "УКЖХ Октябрьского района".
Впоследствии инспекцией принят приказ от 03.04.2023 N 8512/10 об отмене вышеназванного приказа о внесении изменений в реестр лицензий.
Не согласившись с приказом инспекции от 03.04.2023, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришли к выводам о наличии у инспекции правовых оснований для вынесения оспариваемого приказа и отсутствия нарушений прав и законных интересов заявителя.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией (часть 2).
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3).
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9).
В силу положений части 1 статьи 192, пункта 1 части 1, части 2 статьи 195 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, сведения об адресе многоквартирного дома, деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2).
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 названной статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 названной статьи сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом (часть 3).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что в период рассмотрения заявления ООО "УКЖХ Октябрьского района" о внесении изменений в реестр лицензий (с 13.02.2023 по 15.03.2023) в инспекцию поступило несколько решений собственников помещений в многоквартирном доме о выборе различных управляющих организаций; последним волеизъявлением собственников многоквартирного дома являлось решение, оформленное протоколом от 15.03.2023 N Л252-150323, о расторжении договора управления с ООО УК "Держава", выборе в качестве управляющей организации ООО "УКЖХ Октябрьского района" и заключении с ней договора управления; в связи с чем по результатам рассмотрения заявления общества инспекцией принят приказ от 15.03.2023 о внесении изменений в реестр лицензий путем исключения сведений об управлении ООО УК "Держава" спорным многоквартирным домом и включения с 01.04.2023 сведений о многоквартирном доме в реестр домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО "УКЖХ Октябрьского района".
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"", пересмотр решений органов публичной власти, их должностных лиц, подтверждающих права, предоставляющих гражданам, организациям новые права либо отменяющих возложенные на них обязанности, а также иным образом улучшающих их положение, должен быть законным, обоснованным, исключающим произвольность их изменения, отмены или приостановления их действия. Судам следует исходить из того, что недопустимость произвольного изменения, отмены или приостановления действия таких решений означает обязанность наделенных публичными полномочиями органа или лица обосновать необходимость изменения, отмены или приостановления действия решения, указав на несоответствие ранее принятого решения нормам права, законной цели, фактическим обстоятельствам.
В рассматриваемом случае судами установлено, что основанием для отмены решения о внесении изменений в реестр лицензий послужил факт представления в инспекцию определения от 24.03.2022 Октябрьского районного суда города Новосибирска по делу N М-1713/2023 о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, оформленного протоколом от 15.03.2023 N Л252-150323.
Определение суда об обеспечении иска приводится в исполнение немедленно (часть 1 статьи 142 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного, принимая во внимание, что на момент поступления указанного судебного акта (31.03.2023) инспекцией не были совершены фактические действия по исполнению данного решения собственников о смене управляющей организации (не внесены соответствующие изменения в реестр лицензий), суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии нарушений прав и законных интересов ООО "УКЖХ Октябрьского района" в результате отмены инспекцией ранее принятого приказа от 15.03.2023.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного обществом требования о признании недействительным приказа инспекции от 03.04.2023.
Доводы подателя кассационной жалобы повторяют его позицию по спору, являлись предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и не опровергают их выводы, сделанные на основании правильного применения норм права к установленным обстоятельствам дела.
Кроме того, как верно отмечено инспекцией и ООО УК "Держава", предъявление требования в арбитражный суд должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица (часть 1 статьи 4 АПК РФ). В данной ситуации признание недействительным оспариваемого приказа не повлечет за собой внесение сведений о многоквартирном доме в реестр домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО "УКЖХ Октябрьского района", поскольку в инспекции имеются решения собственников о выборе иной управляющей организации.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 06.08.2023 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 24.10.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-9649/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 февраля 2024 г. N Ф04-7965/24 по делу N А45-9649/2023