г. Тюмень |
|
21 февраля 2024 г. |
Дело N А45-5107/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ткаченко Э.В.,
судей Лукьяненко М.Ф.,
Чинилова А.С.,
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Первая Грузовая Компания" на постановление от 31.10.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Смеречинская Я.А., Аюшев Д.Н., Назаров А.В.) по делу N А45-5107/2023 по иску публичного акционерного общества "Первая Грузовая Компания" (105066, г. Москва, ул. Новорязанская, д. 24, ОГРН 1137746982856, ИНН 7725806898) к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (107174, Россия, г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Басманный, ул. Новая Басманная, д. 2/1, стр. 1, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) о взыскании неустойки по договору на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов в сумме 504 527 руб. 60 коп.
В заседании принял участие представитель публичного акционерного общества "Первая Грузовая Компания" - Гараев С.Г. по доверенности от 06.07.2023 (срок действия до 31.12.2025), паспорт, диплом.
Суд установил:
публичное акционерное общество "Первая Грузовая Компания" (далее - ПАО "ПГК", истец) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о взыскании пени в сумме 504 527 руб. 60 коп.
Исковые требования мотивированы нарушением ответчиком срока выполнения работ по ремонту 68 вагонов, установленных договором от 28.12.2021 N ТОР-ЦДИЦВ/205/ДД/В-1114/21.
Решением от 11.08.2023 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Серёдкина Е.Л.) исковые требования удовлетворены. С ОАО "РЖД" в пользу ПАО "ПГК" взысканы пени в сумме 504 527 руб. 60 коп., расходы по уплате государственной пошлины в сумме 13 091 руб. ПАО "ПГК" из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в сумме 2 732 руб.
Постановлением от 31.10.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение от 11.08.2023 Арбитражного суда Новосибирской области изменено в части взыскания неустойки и распределения судебных расходов, резолютивная часть решения в указанной части изложена в новой редакции. С ОАО "РЖД" в пользу ПАО "ПГК" взыскана неустойка в сумме 449 608 руб. 98 коп. расходы по уплате государственной пошлины по исковому заявлению в сумме 11 666 руб. 02 коп. В удовлетворении исковых требований в остальной части отказано. С ПАО "ПГК" в пользу ОАО "РЖД" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 326 руб. 55 коп. В результате зачета с ОАО "РЖД" в пользу ПАО "ПГК" взыскана неустойка в сумме 449 608 руб. 98 коп., расходы по уплате государственной пошлины по исковому заявлению в сумме 11 339 руб. 47 коп.
ПАО "ПГК" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит постановление апелляционного суда в части отказа во взыскании 54 918 руб. 62 коп. неустойки изменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований АО "ПГК" в полном объеме.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на то, что по условиям договора заказчик в направленных в адрес подрядчика уведомлениях по каждому вагону обязан указать, каким образом производить ремонт вагона, о том, что заказчиком будет произведена доставка деталей должно быть прямо указано в соответствующем уведомлении; по всем спорным вагонам ответчиком в материалы дела представлены запросы ОАО "РЖД" и письма АО "ПГК", в которых истец дал указание подрядчику использовать для ремонта спорных вагонов имеющиеся в наличии у подрядчика запасные части заказчика; истец дал распоряжение ОАО "РЖД" о том, что ремонт вагона N 62310420 организует ВЧДР Тайга АО "ВРК-1", следовательно, ответчик не имел права производить текущий отцепочный ремонт данного вагона; ответчик не может быть освобожден от оплаты пени на основании пункта 6.3 договора; ремонт вагонов выполнен ответчиком после получения указаний истца с нарушением установленных договором сроков на ремонт вагонов, при этом ответчик не запрашивал разъяснений у заказчика относительно способа ремонта вагонов, доказательств того, что имеющиеся детали не могут быть использованы для ремонта спорных вагонов в адрес истца не направлял; в материалы дела не представлены доказательства отсутствия необходимых деталей, между тем доказан факт наличия в депо оборотного запаса.
ОАО "РЖД" в отзыве на кассационную жалобу выразило несогласие с доводами заявителя, обжалуемый судебный акт считает законным и обоснованным, в удовлетворении кассационной жалобы просит отказать.
В судебном заседании представитель АО "ПГК" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Компетенция суда кассационной инстанции определена статьями 286, 287 АПК РФ, согласно которым суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено упомянутым Кодексом.
Учитывая изложенное, законность обжалуемого судебного акта проверена в пределах доводов кассационной жалобы - в части отказа в удовлетворении исковых требований.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между ОАО "РЖД" (подрядчик) и ПАО "ТГК" (заказчик) заключен договор от 28.12.2021 N ТОР-ЦДИЦВ/205/ДД/В-1114/21 (далее - договор), предмет которого включал обязательства подрядчика по поручению заказчика производить текущий отцепочный ремонт (ТР-2) грузовых вагонов, принадлежащих заказчику на праве собственности, аренды, а также в отношении грузовых вагонов третьих лиц, право на проведении ТР-2 которых имеется у заказчика на ином законном основании и на которые заказчик предоставит свое согласие об их ремонте в рамках настоящего договора, в вагонных депо дирекций инфраструктуры - структурных подразделений центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД", указанных в перечне эксплуатационных вагонных депо подрядчика (приложение N 1), а также обеспечивать ответственное хранение предоставленных заказчиком для проведения ТР-2 и забракованных запасных частей, демонтированных с грузовых вагонов в процессе производства ТР-2 грузовых вагонов, на территории ВЧДЭ подрядчика с оказанием услуг по погрузке/выгрузке, и обязательства заказчика поручать и оплачивать текущий отцепочный ремонт (пункт 1.1 договора).
Подрядчик производит ТР-2 грузовых вагонов с использованием запасных частей собственности подрядчика (за исключением колесных пар, боковых рам, надрессорных балок, поглощающих аппаратов, автосцепок, тяговых хомутов, которые используются при их наличии и по согласованию сторон) (пункт 1.2.1 договора); с использованием предоставленных заказчиком исправных запасных частей, в том числе запасных частей новой конструкции и из числа немассовых (эластомерных поглощающих аппаратов, колесных пар, оборудованных подшипниками кассетного типа, которые заказчик обязан предоставить при отсутствии их у подрядчика, а также с использованием исправных запасных частей, снятых с другого грузового вагона заказчика (вагона-донора) (пункт 1.2.2 договора); путем ремонта снятых с забракованных грузовых вагонов запасных частей с последующей их установкой на грузовые вагоны заказчика (пункт 1.2.3 договора).
Основанием для отцепки грузового вагона в ТР-2 являются требования, установленные Инструкцией по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов), утвержденной на пятидесятом заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (протокол от 21 - 22 мая 2009 года N 50) (пункт 1.4 договора).
Заказчик оплачивает стоимость нахождения грузового вагона на железнодорожных путях общего пользования по ставкам платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования грузовых вагонов (приложение N 8) в пятикратном размере в случае отсутствия более 24 (двадцати четырех) часов с даты получения акта браковки запасных частей грузового вагона формы ВУ-101 ЭТД (далее - акт формы ВУ-101 ЭТД), составленного согласно приложению N 9 к договору, решения заказчика об использовании запасных частей из технологического запаса подрядчика при наличии, либо предоставлении запасных частей заказчиком, либо ремонте демонтированных с грузового вагона заказчика запасных частей с установкой под тот же грузовой вагон, либо использовании исправных запасных частей, снятых с другого грузового вагона заказчика (вагона-донора); не предоставления заказчиком более 5 (пяти) суток с даты получения акта формы ВУ-101 ЭТД запасных частей для замены неисправных (в том числе запасных частей из числа немассовых, указанных в подпункте 1.2.2 договора) (пункт 2.5 договора). Отсчет времени нахождения грузового вагона на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от подрядчика, начинается с 00 часов 00 минут суток, следующих за сутками, в течение которых: заказчик должен был сообщить путем направления подрядчику уведомления о предоставлении запасных частей подрядчику, либо направить уведомление о согласии на проведение ремонта демонтированных с грузового вагона заказчика запасных частей либо направить уведомление о согласии использования запасных частей из технологического запаса подрядчика (при их наличии). Начисление штрафа в адрес заказчика производится до того момента как получено уведомление от заказчика о предоставлении запасных частей подрядчику, либо получено уведомление о согласии на проведение ремонта демонтированных с грузового вагона заказчика запасных частей, либо получено уведомление о согласии использования запасных частей из технологического запаса подрядчика; получены на участок ремонта исправные запасные части для замены неисправных.
На снятые при ТР-2 грузовых вагонов неисправные номерные запасные части оформляется акт о приеме-передаче товарно-материальных ценностей на хранение/ в переработку формы N МХ-1 согласно приложению N 12 к договору с пометкой "в переработку", при этом дата акта формы N МХ-1 составляется фактической датой снятия запасной части. Акт формы N МХ-1 с пометкой "в переработку" подрядчик составляет и передает для подписания заказчику отдельным пакетом документов посредством ЭДО СПС в течение 24 часов начиная с 00 часов 00 минут суток, следующих за сутками согласования заказчиком способа ремонта (пункт 2.8.1 договора).
В ходе определения ремонтопригодности (методом неразрушающего контроля, визуального осмотра, измерения) снятых с грузовых вагонов при ТР-2 запасных частей в вагоноремонтной организации составляется акт освидетельствования запасных частей, на основании которого формируются на признанные неремонтопригодными запасные части, а также колесные пары, требующие ремонта со сменой элементов - акт о возврате товарно-материальных ценностей, сданных на хранение / принятых в переработку формы N МХ-3, составленный по форме приложения N 14 к договору, и одновременно с ним составляется акт формы N МХ-1 с пометкой "на хранение" для передачи на хранение запасных частей как неремонтопригодных. При этом дата акта формы N МХ-1 должна совпадать с датой поступления запасных частей в ВЧДЭ из вагоноремонтной организации (пункт 2.8.3 договора).
Ремонтопригодные запасные части, не приобретаемые подрядчиком, а также неремонтопригодные надрессорные балки, боковые рамы и другие запасные части передаются подрядчиком заказчику по акту формы N МХ-3 с указанием конкретного наименования и количества указанных запасных частей (пункт 2.11 договора).
Отцепка грузовых вагонов в ТР-2 оформляется подрядчиком уведомлением формы ВУ-23 ЭТД. Выпуск грузовых вагонов из ТР-2 оформляется уведомлением по форме ВУ-36 ЭТД, в котором указывается факт произведенного ТР-2, место, время, дата постановки на ТР-2 и выпуска из ТР-2 грузового вагона (пункт 3.1 договора).
При проведении замены на грузовом вагоне дорогостоящих запасных частей (колесных пар, боковых рам, надрессорных балок, поглощающих аппаратов, автосцепок, тяговых хомутов) составляется акт формы ВУ-101 ЭТД, где указываются номера и год изготовления снятых деталей, а для колесных пар - дополнительно указываются толщина обода, дата, вид ремонта и организация, выполнившая последний ремонт (пункт 3.4 договора).
Продолжительность нахождения одного грузового вагона в ТР-2 не должна превышать 78 (семьдесят восемь) часов. Отсчет времени на проведение ТР-2 грузовых вагонов начинается с 00 часов 00 минут суток, следующих за сутками прибытия грузового вагона на железнодорожную станцию, примыкающую к ВЧДЭ производящего ТР-2 грузовых вагонов. При этом в продолжительность нахождения одного грузового вагона в ТР-2 не включается, в том числе, период времени доставки подрядчику давальческих запасных частей заказчиком, в том числе из числа немассовых, указанных в подпункте 1.2.2 договора, предоставляемых заказчиком по акту приема-передачи ТМЦ составленного по форме приложения N 23 к договору, (с момента уведомления подрядчиком заказчика об отсутствии необходимых запасных частей до момента передачи запасных частей подрядчику по акту приема-передачи ТМЦ); период времени проведения ремонта запасной части в вагоноремонтной организации до момента ее возврата на участок проведения ТР-2 в случае, когда запасная часть, снятая при проведении ТР-2 грузового вагона, направлена (по требованию заказчика) в вагоноремонтную организацию для проведения ремонта с последующим возвратом под тот же ремонтируемый грузовой вагон (с момента получения подрядчиком уведомления заказчика о необходимости проведения ремонта запасной части до момента прибытия отремонтированной запасной части из ремонта на участок проведения ТР-2), но не более сроков, указанных в приложении N 13 договора (пункт 3.5 договора).
Согласование заказчиком выполнения ТР-2 грузовых вагонов производится в следующем порядке. Подрядчик в течение 24 часов от даты прибытия грузового вагона на железнодорожную станцию примыкания к ВЧДЭ, передает заказчику уведомления формы ВУ-23 ЭТД и акт формы ВУ-101 ЭТД, где указываются наименование, номер, год изготовления и неисправность запасной части (для колесных пар дополнительно указывается толщина обода), посредством ЭДО СПС с использованием ЭП, для подтверждения заказчиком выполнения работ по договору. Заказчик в течение 24 часов с момента получения от подрядчика уведомления формы ВУ-23 ЭТД и акта формы ВУ-101 ЭТД, посредством ЭДО СПС, согласовывает выполнение работ по договору, либо направляет мотивированный отказ. Заказчик также уведомляет подрядчика о принятом решении (использование запасных частей из технологического запаса подрядчика, доставка заказчиком исправных запасных частей, ремонт неисправных ремонтопригодных запасных частей в вагоноремонтной организации, использование исправных запасных частей заказчика, находящихся на ответственном хранении у подрядчика, снятие исправных запасных частей с другого грузового вагона заказчика (вагона-донора)) (пункт 3.6 договора).
В случае принятия заказчиком решения о доставке исправных запасных частей, необходимых для проведения ТР-2 грузовых вагонов, подрядчик приступает к выполнению работ после передачи заказчиком указанных запасных частей на основании акта приема-передачи ТМЦ, в котором указывается конкретное наименование и количество запасных частей. На основании акта приема-передачи ТМЦ подрядчиком оформляется акт формы N МХ-1 в срок не позднее 24 часов с момента получения ТМЦ от заказчика и направляется в адрес заказчика посредством ЭДО СПС с приложением акта приема-передачи ТМЦ и/или пересылочной ведомости. заказчик обязан подписать ЭП акт формы МХ-1 и направить в адрес подрядчика посредством ЭДО СПС не позднее 24 часов с момента получения от подрядчика. Доставка запасных частей в ВЧДЭ производится заказчиком в течение 5 (пяти) суток с даты получения акта формы ВУ-101 ЭТД.
При просрочке доставки необходимых для проведения ТР-2 запасных частей, а также предоставлении заказчиком некачественных запасных частей заказчик оплачивает простой неисправного грузового вагона на железнодорожных путях общего пользования в соответствии с пунктом 2.5 договора (пункт 3.7 договора).
Стороны ежемесячно, в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, подписывают акт сверки остатков товарно-материальных ценностей, переданных (принятых) в переработку на сторону, на ответственное хранение (далее - акт формы N ФМУ-97), оформленный подрядчиком по форме приложения N 28 к договору, направленный в адрес заказчика не позднее 5 (пятого) числа месяца, следующего за отчетным месяцем (пункт 3.17.3 договора).
Подрядчик обязуется принять на ответственное хранение запасные части, предоставленные заказчиком для проведения ТР-2 грузовых вагонов, ремонтопригодные, не приобретаемые подрядчиком, и неремонтопригодные запасные части, образовавшиеся в процессе ТР-2 грузовых вагонов, с оформлением документов, указанных в пункте 3.17 договора, с указанием номеров дорогостоящих запасных частей (для колесных пар, боковых рам, надрессорных балок, автосцепок, поглощающих аппаратов и тяговых хомутов); датой передачи ремонтопригодных, неремонтопригодных запасных частей, образовавшихся в процессе ТР-2 грузовых вагонов, а также датой передачи запасных частей заказчиком для проведения ТР-2 грузовых вагонов на ответственное хранение, является дата акта формы N МХ-1 (пункт 4.1.5 договора); передать заказчику или осуществить по разнарядке заказчика отгрузку ремонтопригодных запасных частей, не приобретаемых подрядчиком, а также неремонтопригодных запасных частей в адрес третьих лиц с подписанием сторонами акта формы N МХ-3, в котором указываются номера запасных частей (для колесных пар, боковых рам, надрессорных балок, автосцепок, поглощающих аппаратов и тяговых хомутов) (пункт 4.1.6 договора).
Заказчик обязуется предоставлять подрядчику по его запросу запасные части в соответствии с подпунктом 1.2.2 и пунктом 3.6 договора, в сроки, установленные пунктом 3.7 договора (пункт 4.3.7 договора); оплачивать подрядчику плату за нахождение грузовых вагонов на железнодорожных путях в ожидании ремонта по причинам, указанным в пунктах 2.5 и 3.7 договора (пункт 4.3.13 договора); следить за наличием и своевременно пополнять собственный запас годных к использованию запасных частей (пункт 4.3.14 договора).
За нарушение подрядчиком сроков проведения ТР-2 грузовых вагонов, предусмотренных пунктом 3.5 договора, заказчик взыскивает с подрядчика пени в пятикратном размере по ставкам платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования грузовых вагонов (приложение N 8) за каждый день просрочки.
Подрядчик освобождается от ответственности за нарушение срока проведения ТР-2 грузовых вагонов и от оплаты штрафных санкций, пеней при выполнении ТР-2 грузовых вагонов в случаях, в том числе, отсутствия у подрядчика запасных частей - на период времени доставки подрядчику давальческих запасных частей заказчиком по акту формы N МХ-1 (с момента уведомления подрядчиком заказчика об отсутствии необходимых запасных частей до момента передачи запасных частей подрядчику по МХ-1); необходимости проведения ремонта запасных частей - на период времени проведения ремонта запасной части до момента ее возврата на участок проведения ТР-2, в случае, когда запасная часть, снятая при проведении ТР-2 грузового вагона направлена (по требованию заказчика) в вагоноремонтную организацию для проведения ремонта с последующим возвратом под ремонтируемый грузовой вагон (с момента получения подрядчиком уведомления заказчика о необходимости проведения ремонта запасной части до момента прибытия отремонтированной запасной части из ремонта на участок проведения ТР-2), но не более сроков, указанных в приложении N 13 к договору (пункт 6.3 договора).
Согласно приложению N 10 к договору "Порядок расчета времени на выполнение операций при проведении ТР-2 грузовых вагонов" при отсутствии у подрядчика запасных частей период времени доставки подрядчику давальческих запасных частей заказчику по акту формы МХ-1 (акт приема-передачи ТМЦ) (с момента уведомления подрядчиком заказчика об отсутствии необходимых запасных частей до момента передачи запасных частей подрядчику по МХ-1) определяется с даты и времени уведомительного пакета N 2 до 00 часов суток, следующих за датой МХ-1 (или акта приема-передачи ТМЦ) на давальческие запасные части (пункт 3 приложения N 10).
Утверждая о нарушении ответчиком в феврале 2022 года срока выполнения текущего отцепочного ремонта вагонов принадлежности истца, ПАО "ПГК" направило в адрес ОАО "РЖД" претензии от 24.08.2022 N ИД/ПР/ФНвб-1622/22 (3179/08), от 24.08.2022 N ИД/ПР/ФНвб-1621/22 (3180/08), от 24.08.2022 N ИД/ПР/ФНвб-1624/22 (3181/08), от 24.08.2022 N ИД/ПР/ФНвб-1623/22 (3182/08), от 24.08.2022 N ИД/ПР/ФНвб-1625/22 (3183/08), от 24.08.2022 N ИД/ПР/ФНвб1620/22 (3184/08). Штраф, начисленный за нарушение срока ремонта вагонов NN 52207909, 52315603, 53049474, 54103411, 55394324, 55394837, 55827323, 56764772, 56973316, 29256898, 52106986, 52454188, 54611538, заявлен в претензии от 24.08.2022 N 3181/08 за исходящим номером ИД/ПР/ФНвб-1624/22. Штраф, начисленный за нарушение срока ремонта вагона N 62310420, заявлен в претензии от 24.08.2022 N 3183/08 за исходящим номером ИД/ПР/ФНвб-1625/22.
Неисполнение ответчиком претензионных требований послужило основанием для обращения ПАО "ПГК" в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования в полном объеме, исходил из недоказанности передислокации грузовых вагонов, станция отцепки которых в уведомлении формы ВУ-23 совпадает со станцией ремонта согласно уведомлению формы ВУ-36; недоказанности направления ответчиком истцу уведомлений о необходимости проведения ремонта запасных частей либо подкатки под конкретный вагон конкретной колесной пары; отсутствия документального подтверждения оснований для продления сроков нахождения спорных вагонов в ремонте в связи с отсутствием оборотного запаса; наличия достаточного оборотного запаса запасных частей, регулярно пополняемого истцом и отраженного в актах сверки остатков товарно-материальных ценностей; отсутствия оснований для уменьшения неустойки.
Суд апелляционной инстанции, изменяя решение суда первой инстанций, исходил из наличия оснований для исключения из расчета срока ремонта вагонов периода вынужденного простоя; произведя расчет неустойки, признал подлежащей взысканию с ответчика неустойку, предусмотренную пунктом 6.3 договора, в сумме 449 608 руб. 98 коп., не усмотрев оснований для применения положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Суд кассационной инстанции считает выводы суда апелляционной инстанции соответствующими представленным доказательствам, установленным фактическим обстоятельствам спора, нормам материального и процессуального права.
Согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Согласно пункту 1 статьи 718 ГК РФ заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы. В случаях, когда исполнение работы по договору подряда стало невозможным вследствие действий или упущений заказчика, подрядчик сохраняет право на уплату ему указанной в договоре цены с учетом выполненной части работы (пункт 2 статьи 718 ГК РФ). Подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328) (пункт 1 статьи 719 ГК РФ).
Согласно положениям статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
На основании части 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств (части 2, 3 статьи 401 ГК РФ).
Должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора. Кредитор считается просрочившим, если он отказался принять предложенное должником надлежащее исполнение или не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства (часть 3 статьи 405, часть 1 статьи 406 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении", если иное не установлено законом, в случае, когда должник не может исполнить своего обязательства до того, как кредитор совершит действия, предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающие из обычаев или существа обязательства, применению подлежат положения статей 405, 406 ГК РФ. Правила статьи 328 ГК РФ в таком случае применению не подлежат.
Исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором (пункт 1 статьи 329 ГК РФ).
Неустойкой (штрафом, пеней), в силу статьи 330 ГК РФ, признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
В соответствии со статьей 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Согласно разъяснениям пункта 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", при толковании условий договора в силу абзаца первого статьи 431 ГК РФ судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений (буквальное толкование). Такое значение определяется с учетом их общепринятого употребления любым участником гражданского оборота, действующим разумно и добросовестно (пункт 5 статьи 10, пункт 3 статьи 307 ГК РФ), если иное значение не следует из деловой практики сторон и иных обстоятельств дела.
Условия договора подлежат толкованию таким образом, чтобы не позволить какой-либо стороне договора извлекать преимущество из ее незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ). Толкование договора не должно приводить к такому пониманию условия договора, которое стороны с очевидностью не могли иметь в виду.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав условия пунктов 1.1, 1.2, 2.2, 2.5, 2.8, 2.11, 2.18, 3.1, 3.4, 3.5, 3.6, 3.7, 3.17, 4.1, 4.3 договора, установил, что при вступлении в договорные отношения сторонами достигнуто соглашение о порядке взаимодействия в связи с ремонтом принадлежащих заказчику вагонов, включающее возложение на подрядчика обязанности выполнять ремонт вагонов при наличии поручения заказчика (пункт 1.1 договора) и согласования заказчиком выполнения работ по договору (пункт 3.6 договора) с использованием собственных или предоставленных заказчику запасных частей (пункт 1.2 договора). На заказчика возложены встречные обязанности по предоставлению подрядчику поручения и согласия на выполнение ремонта соответствующего вагона (пункты 1.1, 3.6 договора), предоставлять необходимые для ремонта запасные части по запросу подрядчика (пункты 1.2, 4.3.7 договора). Сторонами согласовано ведение строго регулярного учета дорогостоящих запасных частей, включая колесные пары, с составлением акта формы ВУ-101ЭТД, принятием подрядчиком запасных частей на ответственное хранение, составлением актов по формам МХ-1 и МХ-3 при передаче запасных частей одной стороной другой стороне, ежемесячным проведением сверки остатков переданных подрядчику товарно-материальных ценностей (пункты 2.8, 2.11, 2.18, 3.4, 3.17.3, 4.1.5, 4.1.6, 4.3.7, 4.3.14 договора).
Передача заказчиком подрядчику ремонтопригодных и исправных запасных частей в связи с формированием оборотного запаса запасных частей и выполнением текущего отцепочного ремонта вагонов осуществляется на основании принятого заказчиком решения в отношении принадлежащих ему запасных частей и подписанных им актов формы МХ-1 (пункты 3.7, 3.17, 4.1.5, 4.3.7 договора). Передача заказчику либо отгрузка запасных частей, находящихся на хранении у подрядчика, осуществляется последним на основании разнарядки заказчика с составлением акта формы МХ-3 (пункт 4.1.6 договора).
Ремонт вагонов осуществляется подрядчиком в срок, не превышающий 78 часов и исчисляемый с 00 часов 00 минут суток, следующих за сутками прибытия грузового вагона на железнодорожную станцию, примыкающую к ВЧДЭ, производящего ремонт грузовых вагонов. Из продолжительности ремонта исключено время ожидания подрядчиком исполнения заказчиком обязанности по предоставлению запасных частей по запросу (уведомлению) подрядчика независимо от соблюдения заказчиком пятидневного срока доставки запасных частей, в связи с чем подрядчику предоставлено право приступить к выполнению работ после передачи заказчиком указанных запасных частей на основании акта приема-передачи и акта формы МХ-1 (пункты 1.2, 2.5, 3.5, 3.7 договора).
Порядок определения периода времени, исключаемого из срока выполнения подрядчиком ремонтных работ до исполнения заказчиком обязанности по передаче запасных частей по запросу подрядчика, определен в пункте 3 приложения N 10 к договору с момента направления подрядчиком заказчику уведомительных документов об отсутствии у подрядчика требуемых для ремонта запасных частей до момента 00 часов суток, следующих за датой составления акта формы МХ-1 или акта приема-передачи товарно-материальных ценностей, требуемых для ремонта, что согласуется с условиями пунктов 2.5, 2.8, 3.5, 3.6, 4.1.5, 4.1.6 договора.
Таким образом, истолковав условия договора по правилам статьи 431 ГК РФ, апелляционный суд сделал вывод о том, что для выполнения ремонта вагона по поручению заказчика при отсутствии у подрядчика необходимых для ремонта запасных частей подрядчику требуется согласие заказчика на выполнение ремонта с использованием принадлежащих ему запасных частей, разнарядка (указание) заказчика о выдаче запасных частей подрядчику в ремонт из оборотного запаса заказчика, принятие заказчиком запасных частей с ответственного хранения подрядчиком с составлением акта формы МХ-3, фактическая передача запасных частей подрядчику в месте ремонта с составлением акта формы МХ-1 или акта приема-передачи ТМЦ.
Доводы заявителя жалобы об отсутствии оснований для освобождения ответчика от оплаты неустойки подлежат отклонению.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные по делу доказательства, исследовав акты о приеме-передаче товарно-материальных ценностей по форме МХ-1, уведомления об отсутствии необходимых для ремонта исправных запасных частей, пересылочные ведомости, уведомления о приемке грузовых вагонов из ремонта по форме ВУ-36ЭТД, расчетно-дефектные ведомости по форме ВУ-102ЭТД, акты о возврате товарно-материальных ценностей, сданных на хранение по форме МХ-3, акты о выполненных работах по форме ФПУ-26, уведомления на ремонт вагонов по форме ВУ-23-М ЭТД, акты браковки запасных частей грузовых вагонов, истолковав в порядке статьи 431 ГК РФ условия договора, из которых следует, что из продолжительности ремонта подлежит исключению время ожидания подрядчиком исполнения заказчиком обязанности по предоставлению запасных частей по запросу (уведомлению) подрядчика, которое исчисляется с момента направления указанных уведомительных документов об отсутствии у подрядчика требуемых для ремонта запасных частей до момента 00 часов суток, следующих за датой составления акта формы МХ-1 или акта приема-передачи товарно-материальных ценностей, требуемых для ремонта, установив факт наличия потребности подрядчика в запасных частях, направление подрядчиком уведомлений заказчику об отсутствии необходимых для ремонта вагона запасных частей, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу, что период вынужденного простоя подлежит исключению из расчета срока ремонта вагонов, в связи с чем констатировал обоснованность начисления неустойки за период превышения нормативного срока ремонта по вагону N 56764772 за 227 часов, по вагону N 29256898 за 8 часов, по вагону N 62310420 за 607 часов, по вагону N55827323 за 251 час, по вагону N 52454188 за 168 часов, произведя расчет неустойки за допущенное ответчиком нарушение срока ремонта вагонов в отсутствие обстоятельств, исключающих возможность проведения ремонта и не зависящих от него, признал наличие оснований для взыскания с ответчика неустойки, предусмотренной пунктом 6.3 договора, в сумме 64 193 руб. 93 коп.
Таким образом, апелляционный суд, исходя из того, что неустойка, начисленная истцом по вагонам N N 52207909, 52315603, 53049474, 54103411, 55394324, 55394837, 55827323, 56764772, 56973316, 29256898, 52106986, 52454188, 54611538, 62310420, составила 119 112 руб. 55 коп., а основания для взыскания с ответчика установлены только в отношении неустойки в сумме 64 193 руб.93 коп., признал подлежащими удовлетворению исковые требования ПАО "ПГК" в сумме 449 608 руб. 98 коп., оснований для применения положений статьи 333 ГК РФ не усмотрел.
Как обоснованно указал суд апелляционной инстанции, возражая относительно направления подрядчиком уведомлений о потребности в запасных частях, истец не опроверг направление заказчиком указанных уведомлений, не представил доказательства получения сообщений иного содержания взамен указанных ответчиком либо учетных данных программного средства, с использованием которого сторонами осуществлялось оперативное взаимодействие, об отсутствии сообщений, направленных в указанные ответчиком даты. С учетом этого, возражения заявителя кассационной жалобы не опровергают доказательственного значения представленных ответчиком уведомлений о потребности в необходимых для ремонта вагонов запасных частях, содержание которых согласуется с условиями заключенного сторонами договора.
Оснований для иных выводов у суда округа не имеется.
По существу доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств и исследованных доказательств.
Между тем из полномочий суда кассационной инстанции исключены действия по установлению обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами, по предрешению вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также по переоценке доказательств, которым уже была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций (статьи 286, 287 АПК РФ, пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Иное толкование заявителем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм права.
В обжалуемом судебном акте суд апелляционной инстанции в полной мере исполнили процессуальные требования, изложенные в части 1 статьи 168, пункте 2 части 4 статьи 170 и пункте 12 части 2 статьи 271 АПК РФ, указав выводы, на основании которых суд частично удовлетворил заявленные требования, а также мотивы, по которым отверг те или иные доказательства.
Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, арбитражными судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено. Постановление отмене не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы относятся на заявителя в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 31.10.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-5107/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Э.В. Ткаченко |
Судьи |
М.Ф. Лукьяненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 февраля 2024 г. N Ф04-6896/23 по делу N А45-5107/2023