г. Тюмень |
|
27 февраля 2024 г. |
Дело N А03-3676/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Севастьяновой М.А.,
судей Зиновьевой Т.А.,
Щанкиной А.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Шульгинский" на решение Арбитражного суда Алтайского края от 22.08.2023 (судья Гуляев А.С.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2023 (судьи Апциаури Л.Н., Афанасьева Е.В., Киреева О.Ю.) по делу N А03-3676/2021 по иску общества с ограниченной ответственностью "Алтай-ЭкоЗлак" (659551, Алтайский край, Советский район, село Сетовка, улица Советская, дом 48, ОГРН 1202200013070, ИНН 2272004541) к администрации Советского района Алтайского края (659540, Алтайский край, Советский район, село Советское, улица Ленина, дом 76, ОГРН 1022202669851, ИНН 2272001300), сельскохозяйственному производственному кооперативу "Шульгинский", (659554, Алтайский край, Советский район, село Шульгин лог, улица Школьная, дом 61, ОГРН 1022202669686, ИНН 2272000949) о признании недействительным договора аренды земельного участка.
Суд установил:
в рамках объединенного дела N А03-3676/2021 общество с ограниченной ответственностью "Алтай-ЭкоЗлак" (далее - ООО "Алтай-ЭкоЗлак", общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к администрации Советского района Алтайского края (далее - администрация) и сельскохозяйственному производственному кооперативу "Шульгинский" (далее - СПК "Шульгинский", кооператив) о признании недействительными договоров аренды земельного участка от 21.11.2019, от 24.09.2020 N 210.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 05.05.2022, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2022, в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.01.2023 принятые по делу решение и постановление отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Алтайского края.
Отменяя судебные акты, суд округа исходил из того, что, признав договор аренды от 24.09.2020 заключенным в связи с надлежащим образом исполненным предыдущим договором аренды от 21.11.2019, суды обеих инстанций безосновательно оставили без исследования и оценки доводы истца о формальном оформлении краткосрочных арендных отношений. При этом вывод судов об отсутствии у общества оснований для оспаривания договора от 21.11.2019 по причине не нарушения его прав и законных интересов данным договором, противоречит выводу об основании заключения договора от 24.09.2020.
Суд кассационной инстанции указал, что при новом рассмотрении дела суду надлежит по существу рассмотреть требование истца о признании недействительной сделки от 21.11.2019 и в зависимости от результата рассмотрения разрешить вопрос о законности договора от 24.09.2020.
По результату нового рассмотрения дела решением Арбитражного суда Алтайского края от 22.08.2023, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2023, признаны недействительными договор аренды от 24.09.2020 N 210 и договор аренды от 21.11.2019 земельного участка с ориентиром: 6,65 км на запад от с/с с. Шульгин лог, в границах участков с кадастровыми номерами 22:42:100301:696, 22:42:100301:692, площадью 673773 кв. м. С каждого ответчика в пользу ООО "Алтай-ЭкоЗлак" взыскано по 9 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятыми по результату нового рассмотрения дела решением суда первой инстанции и постановлением апелляционного суда, СПК "Шульгинский" обратился с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Кооператив ссылается на отсутствие оснований для признания недействительным договора аренды от 24.09.2020, поскольку он правомерно заключен без торгов в связи с тем, что ранее кооператив арендовал спорный земельный участок и вправе претендовать на заключение договора на новый срок. В обоснование кассационной жалобы заявитель жалобы приводит следующие доводы:
- с 2016 по 2019 год спорный земельный участок арендовался кооперативом у администрации Шульгинлогского сельсовета;
- факт добросовестного исполнения договорных отношений подтверждается платежным поручением от 01.03.2018 N 81;
- на протяжении длительного времени до момента заключения договора аренды от 24.09.2020 N 210 СПК "Шульгинский" являлся участником программы государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности и для получения дотаций от государства предоставлял документацию, в том числе договор аренды спорного земельного участка;
- на момент предоставления кооперативу спорного земельного участка в аренду истец, зарегистрированный в качестве юридического лица в мае 2020 года, не мог являться сельхозтоваропроизводителем и плательщиком единого сельскохозяйственного налога (далее - ЕСХН), который уплачивается при доле дохода от производства сельскохозяйственной продукции за календарный год не менее 70%, однако в представленной истцом выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) отсутствуют сведения о применении ЕСХН;
- для заключения договора аренды спорного земельного участка кооперативом соблюдены все условия пункта 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в связи с чем не требуется опубликования извещения о предоставлении земельного участка;
- позиция судов о том, что в противоречие пункта 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) срок, на который заключен договор от 24.09.2020 N 210 (20 лет) превышает предельный срок аренды (5 лет), а срок договора от 21.11.2019 (11 месяцев) меньше минимального (3 года), на который может быть предоставлен земельный участок сельскохозяйственного назначения, является необоснованной, так как в отсутствие кадастрового учета спорного земельного участка договор не мог быть предоставлен на срок более 11 месяцев, поскольку при большем сроке аренды договор подлежит государственной регистрации, что в отсутствие кадастрового учета невозможно;
- администрация Шульгинлогского сельсовета правомерно заключала с кооперативом договоры аренды от 15.10.2016, 15.09.2017, 15.08.2018, будучи наделенной соответствующими полномочиями постановлением администрации Советского района Алтайского края от 23.08.2016 N 43.
В отзыве на кассационную жалобу общество, ссылаясь на законность обжалуемых судебных актов, просит оставить их без изменения.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба согласно части 3 статьи АПК РФ рассмотрена в отсутствие их представителей.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, изучив доводы кассационной жалобы, суд округа приходит к выводу об отсутствии оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 24.09.2020 между администрацией (арендодатель) и СПК "Шульгинский" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 210, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 22:42:100301:771 общей площадью 673 773 кв. м, из земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным видом использования: для сельскохозяйственного использования, выращивания зерновых и иных сельскохозяйственных культур, расположенный по адресу: Алтайский край, Советский район, в 6,65 км на запад от с/с села Шульгин Лог.
Пунктом 1.2 договора предусмотрено, что арендатор имеет право на предоставление земельного участка без проведения торгов в соответствии со статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Срок действия договора предусмотрен пунктом 2.1 и составляет 20 лет, с 24.09.2020 по 23.09.2040.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) земельный участок с кадастровым номером 22:42:100301:771 поставлен на кадастровый учет 16.03.2020.
09.12.2020 ООО "Алтай-ЭкоЗлак", зарегистрированное в качестве юридического лица 07.05.2020, обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 22:42:100301:771 для сельскохозяйственного использования сроком на 49 лет.
Администрация письмом от 29.12.2020 N 241/г/2376 отказала в предоставлении земельного участка в связи с неверно выбранным основанием предоставления земельного участка в аренду (пункт 5 статьи 39.11 ЗК РФ), и тем, что испрашиваемый земельный участок предоставлен на праве аренды иному заинтересованному лицу.
Ссылаясь на то, что земельный участок с кадастровым номером 22:42:100301:771 предоставлен СПК "Шульгинский" с нарушением порядка, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 ЗК РФ, - без опубликования извещения о предоставлении земельного участка и с нарушением предельного срока аренды, тем самым кооперативу созданы преимущественные условия получения земельного участка и препятствия к его получению иными лицами, имевшими намерение приобрести земельный участок, что нарушает часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", права и законные интересы ООО "Алтай-ЭкоЗлак", истец обратился в арбитражный суд с иском о признании договора аренды от 24.09.2020 N 210 ничтожной сделкой.
Возражая по иску, в отзыве администрация указала, что предоставление земельного участка кооперативу осуществлено на основании положений подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, как сельскохозяйственной организации, пользующейся мерами государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства; представила заключенное между СПК "Шульгинский" и Министерством сельского хозяйства Алтайского края соглашение от 05.02.2020 N СС-55 о предоставлении сельскохозяйственным производителям в рамках реализации мероприятия Государственной программы Алтайского края "Развитие сельского хозяйства Алтайского края" субсидий на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развития малых форм хозяйствования.
Кооператив, в своем отзыве на исковое заявление указал на то, что договор аренды от 24.09.2020 N 210 заключен с ним без торгов в порядке подпункта 31 пункта 2 статьи 6 39.6 ЗК РФ, как с лицом, ранее арендовавшим земельный участок при наличии совокупности условий, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.6 ЗК РФ. С отзывом кооператив представил договор аренды земельного участка от 21.11.2019 между администрацией и МПК "Шульгинский", предметом которого является земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства для выращивания зерновых и иных сельскохозяйственных культур, имеющий следующий ориентир: 6,65 км на запад от с/с Шульгин Лог в границах земельных участков с кадастровыми номерами 22:42:100301:696 и 22:42:100301:692, площадью 673 773 кв. м, срок аренды составляет 11 месяцев.
Ссылаясь на то, что договор аренды земельного участка от 21.11.2019 заключен с нарушением подпункта 1 пункта 1 статьи 39.18 ЗК РФ об опубликовании извещения о предоставлении земельного участка, что воспрепятствовало выявлению иных лиц, заинтересованных в аренде данного земельного участка, истец также заявил требование о признании ничтожным договора от 21.11.2019.
По результату повторного рассмотрения дела, удовлетворяя исковые требования и признавая недействительными договоры аренды, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок был предоставлен СПК "Шульгинский" неправомерно, в обход законодательно установленной процедуры предоставления земельных участков по результатам проведения торгов.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Выводы судов соответствуют представленным в дело доказательствам, установленным по результату полного и всестороннего их исследования фактическим обстоятельствам дела и примененному к таким обстоятельствам правовому регулированию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
За исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 1 статьи 168 ГК РФ).
Согласно второму абзацу пункта 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", исходя из системного толкования пункта 1 статьи 1, пункта 3 статьи 166 и пункта 2 статьи 168 ГК РФ, иск лица, не являющегося стороной ничтожной сделки, о применении последствий ее недействительности может также быть удовлетворен, если гражданским законодательством не установлен иной способ защиты права этого лица и его защита возможна лишь путем применения последствий недействительности ничтожной сделки.
В исковом заявлении такого лица должно быть указано право (законный интерес), защита которого будет обеспечена в результате возврата каждой из сторон всего полученного по сделке.
При рассмотрении настоящего дела судами обеих инстанций установлено наличие у истца законного интереса в оспаривании рассматриваемых договоров аренды и оснований для признания сделок недействительными в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным и иным законодательством, а также специальными федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
На основании пункта 6 статьи 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом N 101-ФЗ.
Образование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения регулируется ЗК РФ и Законом N 101-ФЗ.
Так, согласно пункту 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном ЗК РФ.
По правилу пункта 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Одно из таких исключений, когда договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, предусмотрено подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ для случаев предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
Аналогичное правило закреплено и в пункте 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, согласно которому гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 ЗК РФ, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести этот земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены ЗК РФ.
Исходя из буквального толкования норм подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, пункта 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, и из разъяснений, данных в пункте 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020 (далее - Обзор от 23.12.2020), следует, что предусмотренный данными положениями способ предоставления земельного участка без торгов обусловлен наличием ранее заключенного договора аренды этого земельного участка; такое право законодатель предоставил арендаторам, надлежащим образом использующим земельный участок для ведения сельскохозяйственного производства; заявление о заключении нового договора аренды должно быть подано арендатором в уполномоченный орган до дня истечения срока действия ранее заключенного договора; возможность заключения договора аренды на новый срок распространяется не только на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, но и на все земельные участки, предназначенные для ведения сельскохозяйственного производства независимо от категории земель в соответствии с установленными видами разрешенного использования; в случае если при использовании земельного участка были выявлены в рамках государственного земельного надзора нарушения, они должны быть устранены к моменту обращения заявителя за заключением договора аренды земельного участка, соответствующая информация должна иметься у уполномоченных органов.
Кроме приведенного порядка заключения без торгов договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов предусмотрено положениями подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Законом N 101-ФЗ.
Так, согласно абзацу первому пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, без проведения торгов. При этом в случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 ЗК РФ (абзац второй пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
Статьей 39.18 ЗК РФ установлен специальный порядок предоставления земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.18 ЗК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 39.18 ЗК РФ граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении участка (подпункт 1 пункта 7 статьи 39.18 ЗК РФ).
В пункте 1 Обзора от 23.12.2020 разъяснено, что предоставление земельного участка для сельскохозяйственного производства на основании пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ без проведения торгов допускается только в отсутствие заявлений о предоставлении этого участка от других крестьянских (фермерских) хозяйств или сельскохозяйственных организаций, имеющих право на предоставление участка по данному основанию.
В целях установления названных лиц уполномоченный орган публикует извещение о предоставлении земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 39.18 ЗК РФ.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статей 67, 68, 71 АПК РФ, установив, что предметом договора аренды земельного участка от 21.11.2019 предусмотрен несформированный земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, пришел к выводу об отсутствии оснований для вывода о том, что спорный земельный участок до предоставления его в аренду без торгов на основании договора аренды от 24.09.2020 N 210 ранее предоставлялся в аренду кооперативу, в том числе как указывает заявитель жалобы, в составе с иными несформированными земельными участками сельскохозяйственного назначения.
Указанное обстоятельство в совокупности с предусмотренным в пункте 3.1 договора аренды от 21.11.2019 условием о размере арендной платы за земельный участок в сумме 13 756 руб. 09 коп. из расчета, произведенного согласно постановлению Администрации Алтайского края от 24.12.2007 N 603, то есть от кадастровой стоимости, тогда как таковая не определена в связи с отсутствием кадастрового учета земельного участка, а также в совокупности с предусмотренным в указанном договоре срока аренды - 11 месяцев, что нарушает требование части 1 статьи 9 Закона N 101-ФЗ о минимальном сроке аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения - 3 года, послужило суду основанием для вывода о формальном заключении данного договора аренды исключительно в целях формирования предусмотренного законом основания предоставления земельного участка без проведения торгов, в отсутствие конкурентных процедур.
Кроме того, оценивая доводы кооператива, ссылающегося на наличие договоров аренды земельного участка в предыдущих периодах за 2016-2018 годы, предшествующих арендным периодам по спорным договорам, суд первой инстанции указал на их несостоятельность, учитывая отсутствие кадастрового учета участка, который осуществлен только 16.03.2020, а также то обстоятельство, что представленные договоры аренды от 15.10.2016, 15.09.2017, 15.08.2018 от имени арендодателя заключены администрацией Шульгинлогского сельсовета Советского района Алтайского края, которая не вправе распоряжаться земельными участками, находящимися за пределами населенного пункта, поскольку с 01.03.2015 право на распоряжение земельными участками на территории Советского района Алтайского края имеет администрация Советского района Алтайского края.
В связи с изложенным суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для предоставления кооперативу в аренду спорного земельного участка без проведения торгов, поскольку отсутствуют условия, предусмотренные пунктом 4 статьи 39.6 ЗК РФ
Заключение спорных договоров аренды с кооперативом без проведения торгов на основании подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ является неправомерным, так как уполномоченный орган не обеспечил по обоим договорам опубликование извещения о предоставлении спорного участка для указанных целей в порядке, установленном в подпункте 1 пункта 1 статьи 39.18 ЗК РФ.
Вместе с тем предоставление спорного земельного участка без публичного информирования привело к ограничению возможности предоставления земельного участка иным лицам. Администрацией района не обеспечена возможность приобретения права аренды земельного участка неопределенным кругом лиц.
Судами обеих инстанций при новом рассмотрении дела установлено, что в данном случае стороны договора аренды от 21.11.2019 намеренно заключили и расторгли его, преследуя цель совершить и закрепить долгосрочную сделку по аренде земельного участка без проведения торгов, тем самым обойдя запрет, установленный законом, что свидетельствует о злоупотреблении правом со стороны ответчиков и нарушает публичный порядок.
По результату оценки представленных в материалы дела доказательств в их совокупности и взаимосвязи в порядке статьи 71 АПК РФ, принимая во внимание, что земельный участок был предоставлен СПК "Шульгинский" неправомерно, в обход законодательно установленной процедуры предоставления земельных участков по результатам проведения торгов, указанные договоры имеют взаимную связь, поскольку основанием для заключения договора аренды земельного участка N 210 от 24.09.2020 являлся договор аренды земельного участка от 21.11.2019, суды обеих инстанций сделали правомерный вывод о недействительности обоих договоров.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов по установленным ими фактическим обстоятельствам дела, а направлены на их переоценку, при этом без приведения аргументов, указывающих на иные обстоятельства, чем те, при которых, как установили суды, стороны договоров исходили при их заключении
Вопреки доводу кассационной жалобы, заинтересованность истца в оспаривании договоров аренды судами установлена с учетом содержащихся в выписке из ЕГРЮЛ сведений об основном виде осуществляемой им деятельности - выращивание зерновых культур. При этом указанное обстоятельство не создает препятствий при проведении торгов на право аренды земельным участком для самостоятельной оценки уполномоченными органами критериев допуска участников и определения победителя исходя из установленных требований на дату проведения соответствующих мероприятий по торгам.
На основании изложенного не имеется оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
В порядке статьи 110 АПК РФ по результату рассмотрения кассационной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя, излишне уплаченная заявителем при подаче кассационной жалобы сумма государственной пошлины подлежит возврату кооперативу из федерального бюджета.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 22.08.2023 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2023 по делу N А03-3676/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить сельскохозяйственному производственному кооперативу "Шульгинский" из федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 01.12.2023 N 1310.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Севастьянова |
Судьи |
Т.А. Зиновьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статей 67, 68, 71 АПК РФ, установив, что предметом договора аренды земельного участка от 21.11.2019 предусмотрен несформированный земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, пришел к выводу об отсутствии оснований для вывода о том, что спорный земельный участок до предоставления его в аренду без торгов на основании договора аренды от 24.09.2020 N 210 ранее предоставлялся в аренду кооперативу, в том числе как указывает заявитель жалобы, в составе с иными несформированными земельными участками сельскохозяйственного назначения.
Указанное обстоятельство в совокупности с предусмотренным в пункте 3.1 договора аренды от 21.11.2019 условием о размере арендной платы за земельный участок в сумме 13 756 руб. 09 коп. из расчета, произведенного согласно постановлению Администрации Алтайского края от 24.12.2007 N 603, то есть от кадастровой стоимости, тогда как таковая не определена в связи с отсутствием кадастрового учета земельного участка, а также в совокупности с предусмотренным в указанном договоре срока аренды - 11 месяцев, что нарушает требование части 1 статьи 9 Закона N 101-ФЗ о минимальном сроке аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения - 3 года, послужило суду основанием для вывода о формальном заключении данного договора аренды исключительно в целях формирования предусмотренного законом основания предоставления земельного участка без проведения торгов, в отсутствие конкурентных процедур.
Кроме того, оценивая доводы кооператива, ссылающегося на наличие договоров аренды земельного участка в предыдущих периодах за 2016-2018 годы, предшествующих арендным периодам по спорным договорам, суд первой инстанции указал на их несостоятельность, учитывая отсутствие кадастрового учета участка, который осуществлен только 16.03.2020, а также то обстоятельство, что представленные договоры аренды от 15.10.2016, 15.09.2017, 15.08.2018 от имени арендодателя заключены администрацией Шульгинлогского сельсовета Советского района Алтайского края, которая не вправе распоряжаться земельными участками, находящимися за пределами населенного пункта, поскольку с 01.03.2015 право на распоряжение земельными участками на территории Советского района Алтайского края имеет администрация Советского района Алтайского края.
В связи с изложенным суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для предоставления кооперативу в аренду спорного земельного участка без проведения торгов, поскольку отсутствуют условия, предусмотренные пунктом 4 статьи 39.6 ЗК РФ
Заключение спорных договоров аренды с кооперативом без проведения торгов на основании подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ является неправомерным, так как уполномоченный орган не обеспечил по обоим договорам опубликование извещения о предоставлении спорного участка для указанных целей в порядке, установленном в подпункте 1 пункта 1 статьи 39.18 ЗК РФ."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 февраля 2024 г. N Ф04-7700/22 по делу N А03-3676/2021
Хронология рассмотрения дела:
27.02.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7700/2022
30.10.2023 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5671/2022
22.08.2023 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-3676/2021
17.01.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7700/2022
26.09.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5671/2022
05.05.2022 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-3676/2021