г. Тюмень |
|
11 марта 2024 г. |
Дело N А46-12089/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Демидовой Е.Ю.,
судей Зиновьевой Т.А.,
Щанкиной А.В.
при протоколировании судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Берсенёвой М.С., рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Строительно-монтажный трест "Стройбетон" на определение от 31.10.2023 Арбитражного суда Омской области (судья Колмогорова А.Е.) и постановление от 15.12.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судья Бацман Н.В.) о принятии обеспечительных мер по делу N А46-12089/2020 по иску департамента имущественных отношений администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613) к обществу с ограниченной ответственностью Строительно-монтажный трест "Стройбетон" (ИНН 5517200848, ОГРН 1125543050588) об обязании исполнить обязательства по договору аренды путем строительства объектов.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска (ИНН 5503031117, ОГРН 1025500761142), администрация города Омска (ИНН 5503047244, ОГРН 1025500757259).
Путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Малявина Е.Д.) в судебном заседании участвовали представители: общества с ограниченной ответственностью Строительно-монтажный трест "Стройбетон" - Шахидова Е.А. по доверенности 23.03.2022; департамента имущественных отношений администрации города Омска - Пятков К.В. по доверенности от 28.03.2023; прокуратуры города Омска - Бурлевич А.И. (служебное удостоверение).
Суд установил:
департамент имущественных отношений администрации города Омска (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Омской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью Строительно-монтажный трест "Стройбетон" (далее - ООО СМТ "Стройбетон", общество) об обязании исполнить обязательства по договору аренды от 11.02.2008 N Д-Ц-31-7070 путем строительства объектов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска и администрация города Омска.
Решением от 16.03.2021 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлениями от 28.05.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда и от 14.10.2021 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа, исковые требования удовлетворены.
ООО СМТ "Стройбетон" обратилось 05.04.2023 с заявлением о пересмотре указанного судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам.
19.05.2023 общество обратилось с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда по настоящему делу.
Определением от 04.05.2023 Арбитражного суда Омской области прокуратура Омской области (далее - прокуратура) допущена к участию в рассмотрении заявления о пересмотре судебного акта.
Департамент в порядке статей 90 - 92 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обратился с заявлением о принятии обеспечительных мер до исполнения решения суда в виде запрета управлению государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области (далее - управление Росреестра) совершать регистрационные действия в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:061002:4962, 55:36:061002:3356, 55:36:061002:3365, 55:36:061002:4979, 55:36:061002:4944; а также в виде запрета сторонам осуществлять расторжение договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:061002:4962, 55:36:061002:3356, 55:36:061002:3365, 55:36:061002:4979, 55:36:061002:4944.
Определением от 31.10.2023 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 15.12.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявление департамента удовлетворено, приняты обеспечительные меры в виде запрета управлению Росреестра совершать регистрационные действия в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:061002:4962, 55:36:061002:3356, 55:36:061002:3365, 55:36:061002:4979, 55:36:061002:4944; запрета сторонам спора по делу N А46-12089/2020 расторжение договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:061002:4962, 55:36:061002:3356, 55:36:061002:3365, 55:36:061002:4979, 55:36:061002:4944 до исполнения решения от 16.03.2021 Арбитражного суда Омской области.
Не согласившись с указанными судебными актами, ООО СМТ "Стройбетон" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит определение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении ходатайства о принятии обеспечительных мер.
В кассационной жалобе заявитель указывает, что оснований для принятия обеспечительных мер не имелось, доказательств, подтверждающих необходимость их принятия не представлено, принятые обеспечительные меры не соответствуют принципам разумности и обоснованности, не связаны с предметом спора, не обеспечивают исполнение судебного акта, которым ответчика обязали осуществить строительство объектов. В частности, заявитель обращает внимание, что запрет на совершение любых регистрационных действий в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выходит за предмет исковых требований и нарушает права и интересы неограниченного круга лиц; договоры аренды в отношении спорных земельных участков действуют до марта 2024 года, при этом запрет на осуществление любых регистрационных действий в отношении земельных участков направлен на преодоление установленного законом порядка прекращения договоров, предусматривающего внесение соответствующих записей в Единый государственный реестр недвижимости; оснований для принятия обеспечительных мер в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:061002:4944 не имелось, поскольку решение суда в части исполнения обязанности по возведению на нем объекта исполнено ООО СМТ "Стройбетон", на участке возведено физкультурно-оздоровительное сооружение открытого типа.
Департаментом и прокуратурой представлены отзывы на кассационную жалобу, в которых приведенные доводы сочтены необоснованными.
В судебном заседании представители общества, департамента и прокуратуры выраженные в представленных ими документах позиции поддержали.
Учитывая надлежащее извещение иных участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 АПК РФ.
Проверив законность обжалуемых судебных актов на основании статей 284, 286, 290 АПК РФ, исходя из доводов кассационной жалобы с учетом отзывов на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые определение и постановление отмене не подлежат.
Из материалов дела следует, что в обоснование заявления о принятии обеспечительных мер департаментом указано на следующие обстоятельства.
Между департаментом и ООО "СМТ Стройбетон" на основании договора купли-продажи права на заключение договора аренды земельных участков, протокола о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельных участков от 28.11.2008 (далее - аукцион), договоров купли-продажи прав и обязанностей, зарегистрированных в Управлении Росреестра 09.01.2013 и 18.02.2014, заключен договор аренды от 11.02.2008 N Д-Ц-31-7070 сроком на 10 лет для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Предметом договора аренды являлись земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:061002:300, 55:36:061002:302, 55:36:061002:298, 55:36:061002:299, 55:36:061002:520, 55:36:061002:522, 55:36:061002:304, 55:36:061002:523, 55:36:061002:306, 55:36:061002:521, 55:36:061002:524.
На основании проекта межевания от 20.06.2017 N 593-п, утвержденного постановлением администрации города Омска от 21.07.2016 N 908-п, ООО СМТ "Стройбетон" произведено межевание земельных участков с кадастровыми номерами: 55:36:061002:520, 55:36:061002:521, 55:36:061002:522, 55:36:061002:299, 55:36:061002:300, 55:36:061002:304, в результате образовано 96 земельных участков.
Земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:061002:520, 55:36:061002:521, 55:36:061002:522, 55:36:061002:299, 55:36:061002:300, 55:36:061002:304 сняты с кадастрового учета.
Между департаментом и ООО СМТ "Стройбетон" также заключены договоры аренды, предметами которых являлись образованные земельные участки, на срок 4 года 11 месяцев 30 дней для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
В управлении Росреестра 12.04.2019 обеспечена государственная регистрация названных договоров.
Аукционной документацией предусмотрен максимальный срок осуществления жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков до 2017 года (включительно, нарастающим итогом) по этапам. Третий этап (до 2017) предусматривал строительство, в том числе, объектов социального назначения, строящихся, согласно этапам строительства жилья, за счет средств арендатора (победителя аукциона) в соответствии с нормами обеспеченности, подлежащих в случае обращения арендатора, безвозмездной передаче в муниципальную собственность на условиях действующего на момент осуществления действий по такой передаче законодательства.
Максимальные сроки выполнения работ по благоустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, подлежащих по окончании строительства передаче в муниципальную собственность на условиях действующего законодательства на момент осуществления действий по передаче, - до 2014 года.
Таким образом, ООО СМТ "Стройбетон", заключив договоры аренды, приняло на себя обязательства по комплексному освоению территории, в том числе по строительству объектов дошкольного образования, транспортной и коммунальной инфраструктур за счет собственных средств.
Часть из договоров аренды прекращена в связи с вводом в эксплуатацию многоквартирных жилых домов, часть договоров аренды земельных участков с видом разрешенного использования "Многоквартирные жилые дома средней этажности" продлена в соответствии с пунктами 6-8 статьи 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" путем заключения дополнительного соглашения о продлении срока действия.
Возведение объектов социальной инфраструктуры в объеме, утвержденном аукционной документацией, обществом СМТ "Стройбетон" не осуществлено, передача объектов инженерной инфраструктуры в муниципальную собственность не произведена.
Решением от 16.03.2021 Арбитражного суда Омской области, вступившим в законную силу, на ООО СМТ "Стройбетон" возложена обязанность исполнить принятые обязательства в рамках договоров аренды вновь образованных земельных участков путем строительства: на земельном участке с кадастровым номером 55:36:061002:4962 объекта дошкольного образования на 140 мест, общеобразовательной школы на 900 мест; на земельном участке с кадастровым номером 55:36:061002:3356 общеобразовательной школы на 900 мест; на земельном участке с кадастровым номером 55:36:061002:3365 объекта дошкольного образования на 140 мест; на земельном участке с кадастровым номером 55:36:061002:4979 сквера площадью 7,3 га; на земельном участке с кадастровым номером 55:36:061002:4944 физкультурно-оздоровительного сооружения открытого типа; - обустройства территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры в соответствии с проектной документацией.
Во исполнение указанного решения, обществом СМТ "Стройбетон" осуществило строительство объекта дошкольного образования на 140 мест (введен в эксплуатацию) на земельном участке с кадастровым номером 55:36:061002:4962 и уведомило департамент (письмо от 30.08.2023) об окончании создания физкультурно-оздоровительного сооружения открытого типа на земельном участке с кадастровым номером 55:36:061002:4944.
В настоящее время в реестре договоров пользования имуществом департамента числится 20 договоров аренды, заключенных с ООО СМТ "Стройбетон", срок действия которых истекает в 2024 году, в том числе и договоры аренды земельных участков, на которых должно быть осуществлено строительство социальных объектов в соответствии решением от 16.03.2021 Арбитражного суда Омской области по настоящему делу.
Таким образом, необходимость наложения обеспечительных мер мотивировано департаментом тем, что по состоянию на 30.10.2023 решение суда не исполнено.
Удовлетворяя ходатайство департамента и принимая обеспечительные меры в виде запрета управлению Росреестра совершать регистрационные действия в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:061002:4962, 55:36:061002:3356, 55:36:061002:3365, 55:36:061002:4979, 55:36:061002:4944; запрета сторонам спора расторжения договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:061002:4962, 55:36:061002:3356, 55:36:061002:3365, 55:36:061002:4979, 55:36:061002:4944 до исполнения решения от 16.03.2021 Арбитражного суда Омской области по настоящему делу, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 90, 91, 92 АПК РФ, разъяснениями, данными в пунктах 1, 14, 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.06.2023 N 15 "О некоторых вопросах принятия судами мер по обеспечению иска, обеспечительных мер и мер предварительной защиты" (далее - Постановление N 15), пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 11) и исходил того, что принятие мер по обеспечению иска представляется обоснованным и разумным.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют нормам законодательства и фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 1, 2 статьи 90 АПК РФ арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных названным Кодексом, и иного лица может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры).
Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе, если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю. Перечень обеспечительных мер предусмотрен частью 1 статьи 91 АПК РФ.
Согласно пункту 1 Постановления N 15, меры по обеспечению иска, обеспечительные меры, меры предварительной защиты принимаются судом в целях предотвращения нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя или неопределенного круга лиц, снижения негативного воздействия допущенных нарушений, создания условий для надлежащего исполнения судебного акта (глава 8 АПК РФ).
При решении вопроса о применении обеспечительных мер суд должен иметь в виду разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер; вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон; предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.
Согласно пункту 10 Постановления N 11 при рассмотрении заявления о применении обеспечительных мер, суд оценивает, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер.
Перечисленные в части 2 статьи 90 и части 2 статьи 91 АПК РФ фактические обстоятельства носят оценочный характер, поэтому их установление происходит путем определения высокой степени вероятности их существования.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 06.11.2003 N 390-О, целью обеспечительных мер в арбитражном процессе, применяемых арбитражным судом по заявлению лица, участвующего в деле, и являющихся срочными, временными мерами, направленными на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя, является недопущение затруднения или невозможности исполнения судебного акта, а также предотвращение причинения значительного ущерба заявителю.
Оценка обоснованности применения обеспечительных мер производится судом по своему внутреннему убеждению, основанному на исследовании конкретных обстоятельств дела (статья 71 АПК РФ).
Исследовав материалы дела в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, оценив приведенные доводы, учитывая, что доказательств исполнения ООО СМТ "Стройбетон" решения суда по настоящему делу не имелось, исходя из того, что нарушение ответчиком принятых на себя обязательств по возведению объектов социальной инфраструктуры сопряжено с нарушением публичных интересов, принимая во внимание, что в случае прекращения действия договоров аренды либо отчуждения земельных участков исполнение решения (строительство и ввод в эксплуатацию объектов) суда с соблюдением предусмотренных действующим законодательством условий не представляется возможным, суды пришли к выводу, что обеспечительные меры в виде запрета управлению Росреестра совершать регистрационные действия в отношении спорных земельных участков, запрета прекращать заключенные в отношении указанных участков договоры аренды, являются обоснованными, связаны с предметом заявленных требований и соразмерны им, направлены на обеспечение баланса интересов, сохранение существующего состояния отношений между сторонами.
Суд округа соглашается с данными выводами и считает, что обжалуемое определение принято в соответствии с порядком, установленным арбитражным процессуальным законодательством для принятия обеспечительных мер, с учетом предмета рассматриваемого спора и особенности возникших между сторонами правоотношений.
Суд апелляционной инстанции обоснованно отклонил доводы подателей апелляционных жалоб, поскольку в данном случае непринятие обеспечительных мер в виде запрещения регистрирующему органу совершать регистрационные действия со спорными земельными участками (сохранение возможности реализации спорного имущества лицами) напрямую способно повлечь последствия, указанные в части 2 статьи 90 АПК РФ, а именно невозможность либо затруднительность исполнения судебного акта. Испрашиваемые в настоящем случае обеспечительные меры, направлены на сохранение существующего состояния отношений (статус-кво) между сторонами и соответствуют предмету настоящего спора, последствия принятия испрашиваемых обеспечительных мер для подателя жалобы менее негативны, чем те, которые могли бы наступить для департамента, учитывая общественную значимость объектов, обязанность по возведению которых возложена на ООО СМТ "Стройбетон" в случае непринятия испрашиваемых мер.
При таких обстоятельствах удовлетворение заявления департамента не нарушает баланс частных и публичных интересов.
Апелляционным судом в отношении доводов ООО СМТ "Стройбетон" о необоснованности принятия обеспечительных мер в отношении земельных участков на которых строительство объектов завершено, верно отмечено, что документов о вводе в эксплуатацию соответствующих объектов не имеется, а потому обязательство на момент принятия обеспечительных мер не может быть признано исполненным в полном объеме, а также верно указано на наличие у заявителя права обратиться с заявлением об отмене обеспечительных мер в данной части.
При рассмотрении указанного заявления имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами первой и апелляционной инстанций по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 АПК РФ, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 АПК РФ.
Изложенные в кассационной жалобе аргументы свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными судами основаниями для принятия обеспечительных мер и оценкой судом доказательств. При этом переоценка доказательств и установленных судом фактических обстоятельств в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 290 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение от 31.10.2023 Арбитражного суда Омской области и постановление от 15.12.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-12089/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Ю. Демидова |
Судьи |
Т.А. Зиновьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя ходатайство департамента и принимая обеспечительные меры в виде запрета управлению Росреестра совершать регистрационные действия в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:061002:4962, 55:36:061002:3356, 55:36:061002:3365, 55:36:061002:4979, 55:36:061002:4944; запрета сторонам спора расторжения договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:061002:4962, 55:36:061002:3356, 55:36:061002:3365, 55:36:061002:4979, 55:36:061002:4944 до исполнения решения от 16.03.2021 Арбитражного суда Омской области по настоящему делу, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 90, 91, 92 АПК РФ, разъяснениями, данными в пунктах 1, 14, 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.06.2023 N 15 "О некоторых вопросах принятия судами мер по обеспечению иска, обеспечительных мер и мер предварительной защиты" (далее - Постановление N 15), пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 11) и исходил того, что принятие мер по обеспечению иска представляется обоснованным и разумным.
...
Согласно пункту 10 Постановления N 11 при рассмотрении заявления о применении обеспечительных мер, суд оценивает, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер.
...
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 06.11.2003 N 390-О, целью обеспечительных мер в арбитражном процессе, применяемых арбитражным судом по заявлению лица, участвующего в деле, и являющихся срочными, временными мерами, направленными на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя, является недопущение затруднения или невозможности исполнения судебного акта, а также предотвращение причинения значительного ущерба заявителю."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 марта 2024 г. N Ф04-5080/21 по делу N А46-12089/2020
Хронология рассмотрения дела:
28.03.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5080/2021
11.03.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5080/2021
19.01.2024 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-14236/2023
19.01.2024 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-14069/2023
15.12.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-13627/2023
14.10.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5080/2021
28.05.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4706/2021
16.03.2021 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-12089/20