город Омск |
|
28 мая 2021 г. |
Дело N А46-12089/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Грязниковой А.С.
судей Воронова Т.А., Краецкой Е.Б.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Зинченко Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4706/2021) общества с ограниченной ответственностью Строительно-монтажный трест "Стройбетон" на решение Арбитражного суда Омской области от 16.03.2021 по делу N А46-12089/2020 (судья Ярковой С.В.), по исковому заявлению Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613) к обществу с ограниченной ответственностью Строительно-монтажный трест "Стройбетон" (ИНН 5517200848, ОГРН 1125543050588) об обязании исполнить обязательства,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, Администрации города Омска,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью Строительно-монтажный трест "Стройбетон" - Шашкова А.П. (паспорт, по доверенности от 10.03.2021 сроком, диплом), Золотова О.Б. (паспорт, по доверенности от 20.05.2021, приказ от 20.05.2021), Морозовой Ю.В. (паспорт, по доверенности от 05.04.2021, диплом от 12.07.2014), Аркушенко Е.М. (паспорт, по доверенности от 05.10.2020, диплом),
от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Ермолаевой Е.В. (по доверенности от 28.01.201, удостоверение, диплом),
от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска - Бруевой Е.А. (по доверенности от 16.02.2021, удостоверение от 23.10.2020, диплом),
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных отношений Администрации города Омска (далее - истец, Департамент имущественных отношений) обратился в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью Строительно-монтажный трест "Стройбетон" (далее - ответчик, ООО СМТ "Стройбетон", Общество), в котором просило суд обязать ответчика исполнить принятые обязательства в рамках договоров аренды земельных участков N N Д-Ц-31-7070 от 11.02.2008, Д-Ц-31-11726 от 12.04.2019, Д-Ц-31-11727 от 12.04.2019, Д-Ц-31- 11725 от 12.04.2019, Д-Ц-31- 11728 от 12.04.2019, Д-Ц-31-11502 от 12.04.2019, путем строительства следующих объектов:
- на земельном участке с кадастровым номером 55:36:061002:4962, площадью 20 151 кв.м, объекта дошкольного образования, на 140 мест, общеобразовательной школы, на 900 мест, в соответствии с проектом межевания элемента планировочной структуры N 4 планировочного района I проекта планировки территории, расположенной в границах: Пушкинский тракт - лесополоса - граница городской черты - дорога в поселок Степной - проектируемая дорога - граница полосы отвода железной дороги на станцию Комбинатская в Центральном административном округе города Омска, утвержденным постановлением Администрации города Омска от 20.06.2017 N 593-п, проектом планировки территории, утвержденным постановлением Администрации города Омска от 30.12.2009 N 1000-п;
- на земельном участке с кадастровым номером 55:36:061002:3356, площадью 29 446 кв.м, общеобразовательной школы, на 900 мест, в соответствии с проектом межевания элемента планировочной структуры N 1 планировочного района I проекта планировки территории, расположенной в границах: Пушкинский тракт - лесополоса - граница городской черты - дорога в поселок Степной - проектируемая дорога - граница полосы отвода железной дороги на станцию Комбинатская в Центральном административном округе города Омска, утвержденным постановлением Администрации города Омска от 21.07.2016 N 908-п, проектом планировки территории, утвержденным постановлением Администрации города Омска от 30.12.2009 N 1000-п;
- на земельном участке с кадастровым номером 55:36:061002:3365, площадью 11 279 кв.м, объекта дошкольного образования, на 140 мест, в соответствии с проектом межевания элемента планировочной структуры N 1 планировочного района I проекта планировки территории, расположенной в границах: Пушкинский тракт - лесополоса - граница городской черты - дорога в поселок Степной - проектируемая дорога - граница полосы отвода железной дороги на станцию Комбинатская в Центральном административном округе города Омска, утвержденным постановлением Администрации города Омска от 21.07.2016 N 908-п, проектом планировки территории, утвержденным постановлением Администрации города Омска от 30.12.2009 N 1000-п;
- на земельном участке с кадастровым номером 55:36:061002:4979, площадью 42 014 кв.м, сквера площадью 7,3 га, в соответствии с планировочной структурой N 7 планировочного района I проекта планировки территории, утвержденного постановлением Администрации города Омска от 30.12.2009 N 1000-п;
- на земельном участке с кадастровым номером 55:36:061002:4944, площадью 2415 кв.м, физкультурно-оздоровительного сооружения открытого типа в соответствии с проектом межевания элемента планировочной структуры N 4 планировочного района I проекта планировки территории, расположенной в границах: Пушкинский тракт - лесополоса - граница городской черты - дорога в поселок Степной - проектируемая дорога - граница полосы отвода железной дороги на станцию Комбинатская в Центральном административном округе города Омска, утвержденным постановлением Администрации города Омска от 20.06.2017 N 593-п, проектом планировки территории, утвержденным постановлением Администрации города Омска от 30.12.2009 N 1000-п;
- обустройства территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры в соответствии с проектной документацией.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, Администрация города Омска (далее - Департамент архитектуры, Администрация города, третьи лица соответственно).
Решением от 16.03.2021 Арбитражный суд Омской области удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО СМТ "Стройбетон" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 16.03.2021 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы ООО СМТ "Стройбетон" указывает на ошибочность вывода суда первой инстанции о доказанности исковых требований, при этом ссылается на следующее: договоры аренды от 11.02.2008 N Д-Ц-31-7070, от 12.04.2019 NN Д-Ц-31-11726, Д-Ц-31-11725, Д-Ц-31-11727, Д-Ц-31-11728, Д-Ц-31-11502 не содержат условий о строительстве объектов социального назначения за счет арендатора земельного участка, а также сроков их строительства; сведения, указанные в извещении о проведении аукциона, не соответствуют требованиям законодательства; нормы земельного и градостроительного законодательства (действующие в период заключения договора и в настоящее время) не возлагают на арендатора земельного участка, предоставленного для комплексного освоения в целях жилищного строительства, обязанность по строительству всех социальных объектов, предусмотренных документацией по планировке территории; истец пропустил срок исковой давности для обращения с исковым требованием, поскольку условиями договора предусмотрено исполнение обязательств до 2017 года.
Департамент имущественных отношений, Департамент архитектуры и Администрация города в представленных суду апелляционной инстанции письменных отзывах на апелляционную жалобу не согласились с доводами жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация города, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечила, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя третьего лица.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ООО "Стройбетон" поддержали доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт; представители Департамента имущественных отношений и Департамента архитектуры поддержали возражения, изложенные в отзывах на апелляционную жалобу, просили оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением мэра города Омска от 26.12.2007 N 510-р "О проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства" (далее - распоряжение мэра N 510-р), официально опубликованным в газете "Третья столица" от 27.12.2007 N 88 (420), департаменту поручено провести аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Данным распоряжением определены: перечень земельных участков, начальная цена предмета аукциона, размер арендной платы, а также максимальный срок осуществления жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешённого использования земельного участка до 2017 года с разделением на этапы.
По результатам проведённого 28.01.2008 аукциона Департамент имущественных отношений и ООО "ДСК "Стройбетон" заключили договор аренды от 28.01.2008 N Д-Ц-31-7070 девяти земельных участков общей площадью 1 638 464 кв.м сроком на 10 лет.
В преамбуле данного договора аренды указано, что договор заключён на основании результатов торгов, состоявшихся 28.01.2008 (протокол об итогах аукциона), и договора купли-продажи права.
В силу пункта 1.1 договора аренды N Д-Ц-31-7070 арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду сроком на 10 лет находящиеся в муниципальной собственности земельные участки из состава земель населённых пунктов в границах города Омска:
- земельный участок с кадастровым номером 55:36:06 10 02:0300 площадью 65244 кв.м, местоположение установлено в северо-восточной части кадастрового квартала 55:36:06 10 02: в Центральном административном округе города Омска;
- земельный участок с кадастровым номером 55:36:06 10 02:0302 площадью 147767 кв.м, местоположение установлено в северо-западной части кадастрового квартала 55:36:06 10 02 : в Центральном административном округе города Омска;
- земельный участок с кадастровым номером 55:36:06 10 02:0298 площадью 218938 кв.м, местоположение установлено в юго-западной части кадастрового квартал 55:36:06 10 02: в Центральном административном округе города Омска;
- земельный участок с кадастровым номером 55:36:06 10 02:0299 площадью 66454 кв.м, местоположение установлено в северной части кадастрового квартала 55:36:06 10 02: в Центральном административном округе города Омска;
- земельный участок с кадастровым номером 55:36:06 10 02:0301 площадью 325674 кв.м, местоположение установлено в восточной части кадастрового квартала 55:36:06 10 02: в Центральном административном округе города Омска;
- земельный участок с кадастровым номером 55:36:06 10 02:0303 площадью 396124 кв.м, местоположение установлено в юго-восточной части кадастрового квартала 55:36:06 10 02: в Центральном административном округе города Омска;
- земельный участок с кадастровым номером 55:36:06 10 02:0304 площадью 193480 кв.м, местоположение установлено в центральной части кадастрового квартала 55:36:06 10 02: в Центральном административном округе города Омска;
- земельный участок с кадастровым номером 55:36:06 10 02:0305 площадью 179131 кв. м, местоположение установлено в южной части кадастрового квартала 55:36:06 10 02: в Центральном административном округе города Омска;
- земельный участок с кадастровым номером 55:36:06 10 02:0306 площадью 455652 кв.м, местоположение установлено в западной части кадастрового квартала 5555:36:06 10 02: в Центральном административном округе города Омска. Общая площадь земельных участков составляет 1 638 464 кв.м.
В установленном законом порядке 11.02.2008 осуществлена государственная регистрация договора аренды земельных участков.
По акту приема-передачи от 11.02.2008 земельные участки были переданы в арендное пользование ООО ДСК "Стройбетон".
Согласно пункту 1.1 договора аренды, а также конкурсной документации земельные участки предоставлены для комплексного освоения в целях жилищного строительства
Пунктом 1.2 договора определена цель предоставления земельных участков: для комплексного освоения территории в целях жилищного строительства.
Из указанных земельных участков на основании распоряжения Департамента от 30.09.2010 N 7449-10-р путем перераспределения были образованы земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:061002:520, 55:36:061002:521, 55:36:061002:522, 55:36:061002:523, 55:36:061002:524.
Договорами купли-продажи прав и обязанностей, зарегистрированными в Управлении Росреестра по Омской области 09.01.2013 и 18.02.2014, а также дополнительными соглашениями права и обязанности по Договору аренды переданы ООО СМТ "Стройбетон".
03.06.2020 Департаментом имущественных отношений была направлена претензия N Исх-ДИО/5209 в адрес ООО СМТ "Стройбетон" по факту неисполнения обязательств, связанных со строительством объектов социального назначения.
Письмом от 30.06.2020 ООО СМТ "Стройбетон" в ответ на вышеуказанную претензию выразило несогласие с претензией.
Указывая на ненадлежащее исполнение принятых ответчиком обязательств, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ предоставленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 8, 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 11.8, 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пришел к выводу о правомерности исковых требований, не установив оснований для вывода о пропуске срока исковой давности, исковые требования удовлетворил в полном объеме.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В силу пункта 1 статьи 308.3 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства.
Как разъяснено в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление N 7), при предъявлении кредитором иска об исполнении должником обязательства в натуре, суд, исходя из конкретных обстоятельств дела, определяет, является ли такое исполнение объективно возможным.
Разрешая вопрос о допустимости понуждения должника исполнить обязанность в натуре, суд учитывает не только положения ГК РФ, иного закона или договора, но и существо соответствующего обязательства.
Не может быть отказано в удовлетворении иска об исполнении обязательства в натуре в случае, когда надлежащая защита нарушенного гражданского права истца возможна только путем понуждения ответчика к исполнению в натуре и не будет обеспечена взысканием с ответчика убытков за неисполнение обязательства, например, обязанностей по представлению информации, которая имеется только у ответчика, либо по изготовлению документации, которую правомочен составить только ответчик.
В то же время кредитор не вправе требовать по суду от должника исполнения обязательства в натуре, если осуществление такого исполнения объективно невозможно, в частности, в случае гибели индивидуально-определенной вещи, которую должник был обязан передать кредитору (пункт 23 постановления N 7).
В рассматриваемом случае в обоснование заявленных требований Департамент имущественных отношений указал на неисполнение ООО СМТ "Стройбетон" принятых на себя обязательств по договору аренды земельного участка, заключенному по результатам торгов, состоявшихся 28.01.2008.
Частью 14 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ) предусмотрено, что отношения, связанные с реализацией положений заключённых до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или после дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с частью 2 настоящей статьи договоров аренды земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства, и договоров аренды земельных участков, образованных из таких земельных участков, регулируются ЗК РФ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Договор аренды от 11.02.2008 N Д-Ц-31-7070 для комплексного освоения в целях жилищного строительства заключён до вступления в силу Закона N 171-ФЗ, в связи с чем, к спорным правоотношениям необходимо применять положения ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015.
Как указано выше, целью проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельных участков и, соответственно, целью заключения самого договора являлось комплексное освоение в целях жилищного строительства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 30.2 ЗК РФ (в редакции от 08.11.2007), предоставление в аренду земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства осуществляется на аукционе.
Особенности проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства определены статьями 38.1, 38.2 Земельного кодекса.
Пунктом 3 статьи 30.2 ЗК РФ указанной статьи предусмотрено, что арендатор земельного участка, предоставленного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, обязан выполнять требования, предусмотренные подпунктами 6 - 8 пункта 3 статьи 38.2 настоящего Кодекса, а именно:
- в максимальные сроки подготовить проект планировки территории и проекта межевания территории в границах земельного участка, предназначенного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства;
- выполнить работы по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, подлежащих по окончании строительства передаче в государственную или муниципальную собственность, а также условия такой передачи;
- осуществить жилищное строительство и иное строительство в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков.
При этом пунктом 4 статьи 38.2 ЗК РФ установлено право на включение других требований касающихся комплексного освоения земельного участка.
Распоряжением мэра от 26.12.2007 N 510-р установлены следующие условия:
1) подготовить проект планировки территории и проект межевания территории в границах земельных участок, предназначенных для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, - не более 12 месяцев с даты заключения договора аренды земельных участков;
2) осуществить жилищное строительство и иное строительство в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков до 2017 года (нарастающим итогом) по этапам:
- 1-й этап: до 2010 года - не менее 390 000 кв.м, жилья;
- 2-й этап: до 2013 года - не менее 780 000 кв.м, жилья;
- 3-й этап: до 2017 года - не менее 1 170 000 жилья, в том числе объектов социального назначения, строящихся согласно этапам строительства жилья за счет средств арендатора (победителя аукциона) в соответствии с нормами безопасности (согласно СНиП), подлежащих, в случае обращения арендатора, безвозмездной передачи в муниципальную собственность на условиях действующего на момент осуществления действий по такой передаче законодательства.
Кроме того, определен максимальный срок выполнения работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, подлежащих по окончанию строительства в муниципальную собственность на условиях действующего законодательства на момент осуществления действий по передаче - до 2014 года.
С учетом положений пункта 1 статьи 447 ГК РФ, пункта 3 статьи 30.2 ЗК РФ проведение аукционов и заключение договора аренды земельного участка для комплексного освоения в целях жилищного строительства представляют собой действия, неразрывно связанные между собой и имеющие одну цель - использование земельных участков в целях жилищного строительства в сроки, предусмотренных извещением об аукционе.
Соответственно, арендатор земельного участка, предоставленного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, обязан выполнять изложенные в извещении об аукционе требования, касающиеся выполнения работ, сроков выполнения работ, передачи объектов инфраструктуры.
При этом, по условиям договора от 28.01.2008 N Д-Ц-31-7070 арендатор принял на себя обязательство использовать участок в соответствии с целями и условиями его предоставления (пункт 3.2.1). То есть, на условиях осуществления в три этапа строительства: до 2010 года - не менее 390 000 кв.м, жилья; до 2013 года - не менее 780 000 кв.м, жилья; до 2017 года - не менее 1 170 000 жилья, в том числе объектов социального назначения, строящихся согласно этапам строительства жилья за счет средств арендатора (победителя аукциона) в соответствии с нормами безопасности (согласно СНиП), подлежащих, в случае обращения арендатора, безвозмездной передачи в муниципальную собственность на условиях действующего на момент осуществления действий по такой передаче законодательства; строительства объектов инженерной инфраструктуры - до 2014 года.
С учетом изложенного, доводы об отсутствии в договоре сроков осуществления строительства, отклоняются судом апелляционной инстанции.
То обстоятельство, что извещение об аукционе содержало требования, не предусмотренные подпунктами 6 - 8 пункта 3 статьи 38.2 ЗК РФ, в том числе строительство объектов социального назначения за счет арендатора, не свидетельствует о недействительности условий, поскольку как указывалось выше, указанный перечень не является закрытым.
Согласно части 4 статьи 38.2 ЗК РФ дополнительно к указанным в подпунктах 6 - 8 пункта 3 настоящей статьи требованиям могут быть установлены другие требования, касающиеся комплексного освоения земельного участка. При этом не могут устанавливаться требования к выполнению каких-либо работ или оказанию услуг, влекущих за собой дополнительные расходы победителя аукциона, кроме установленных настоящей статьей.
Положения статей 38.2 ЗК РФ не регулируют вопрос о том, за чей счет осуществляется строительство, не устанавливая, при этом и запрета на возложение на арендатора расходов по строительству объектов социального назначения.
Из разъяснений, приведенных в пунктах 1 и 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах" следует, что в соответствии с пунктом 2 статьи 1 и статьей 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Если норма не содержит явно выраженного запрета на установление соглашением сторон условия договора, отличие условий договора от содержания данной нормы само по себе не может служить основанием для признания этого договора или отдельных его условий недействительными по статье 168 ГК РФ.
В данном случае такого запрета в законодательстве не установлено.
В связи с изложенным, доводы апелляционной жалобы о несоответствии сведений, отраженных в извещении, об отсутствии у Общества обязанности по возведению социальных объектов за свой счет, отклоняются судом апелляционной инстанции.
22.01.2008 ООО СМТ "Стройбетон" в лице генерального директора Гейдериха В.П. была подана заявка на участие в аукционе, в соответствии с которой заявитель обязался соблюдать все условия аукциона, содержащиеся в извещении о проведении аукциона, опубликованном в газете "Третья столица" от 27.12.2007 N 88 (420).
По результатам проведённого 28.01.2008 аукциона Департамент имущественных отношений и ООО "ДСК "Стройбетон" заключили договор аренды от 28.01.2008
Положения о необходимости подготовки проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах земельных участков, предназначенных для их комплексного освоения в целях жилищного строительства в течении 12 месяцев с даты заключения договора аренды земельных участков, также были закреплены в договоре.
Таким образом, заключив договор N Д-Ц-31-7070, арендатор принял на себя обязательства предусмотренные условиями договора и аукционной документацией, в том числе в части сроков строительства и строительства объектов социального назначения, подлежащих возведению за счет средств арендатора.
В целях исполнения принятых обязательств, ответчиком были подготовлены:
- проект планировки территории, расположенной в границах: Пушкинский тракт - лесополоса - граница городской черты - дорога в поселок Степной - проектируемая дорога - граница полосы отвода железной дороги на станцию Комбинатская в городе Омске, утвержденный постановлением Администрации города Омска от 30.12.2009 N 1000-п (далее - проект планировки территории),
- проект межевания от 20.06.2017 N 593-п, утвержденный постановлением Администрации города Омска от 21.07.2016 N 908-п "Об утверждении проекта межевания элемента планировочной структуры N 4 панировочного района N1".
Указанные проекты явились основой для архитектурно-строительного проектирования и строительства объектов капитального строительства на арендуемой территории.
В соответствии с утвержденными проектами межевания элементов планировочной структуры N N 1, 4, 5 1-го планировочного района проекта планировки территории было запланировано размещение в границах арендуемых земельных участков многоквартирных жилых домов, объектов дошкольного, начального, общего и среднего образования, магазинов товаров первой необходимости, физкультурно-оздоровительных сооружений, скверов (парков) и городских садов, а именно:
- на земельном участке с кадастровым номером 55:36:061002:4962, площадью 20 151 кв.м, объекта дошкольного образования, на 140 мест, общеобразовательной школы, на 900 мест, в соответствии с проектом межевания элемента планировочной структуры N 4 планировочного района I проекта планировки территории, расположенной в границах: Пушкинский тракт -лесополоса - граница городской черты - дорога в поселок Степной - проектируемая дорога - граница полосы отвода железной дороги на станцию Комбинатская в Центральном административном округе города Омска,
- на земельном участке с кадастровым номером 55:36:061002:3356, площадью 29 446 кв.м, общеобразовательной школы, на 900 мест, в соответствии с проектом межевания элемента планировочной структуры N 1 планировочного района I проекта планировки территории, расположенной в границах: Пушкинский тракт - лесополоса - граница городской черты - дорога в поселок Степной -проектируемая дорога - граница полосы отвода железной дороги на станцию Комбинатская в Центральном административном округе города Омска;
- на земельном участке с кадастровым номером 55:36:061002:3365, площадью 11 279 кв.м, объекта дошкольного образования, на 140 мест, в соответствии с проектом межевания элемента планировочной структуры N 1 планировочного района I проекта планировки территории, расположенной в границах: Пушкинский тракт - лесополоса - граница городской черты - дорога в поселок Степной - проектируемая дорога - граница полосы отвода железной дороги на станцию Комбинатская в Центральном административном округе города Омска;
- на земельном участке с кадастровым номером 55:36:061002:4979, площадью 42 014 кв.м, сквера площадью 7,3 га, в соответствии с планировочной структурой N 7 планировочного района I проекта планировки территории;
- на земельном участке с кадастровым номером 55:36:061002:4944, площадью 2415 кв.м, физкультурно-оздоровительного сооружения открытого типа в соответствии с проектом межевания элемента планировочной структуры N 4 планировочного района I проекта планировки территории, расположенной в границах: Пушкинский тракт - лесополоса - граница городской черты - дорога в поселок Степной - проектируемая дорога - граница полосы отвода железной дороги на станцию Комбинатская в Центральном административном округе города Омска.
Поскольку подготовка проекта планировки территории и проекта межевания являлась обязательным условием, то разработанные положения (в части строительства объектов социального назначения) возложили на арендатора обязанность по возведению объектов дошкольного, начального, общего и среднего образования, магазинов товаров первой необходимости, физкультурно-оздоровительных сооружений, скверов (парков) и городских садов с техническими характеристиками в установленный срок (до 31.12.2017).
В последующем, между истцом и ответчиком были заключены договоры:
- договор аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, расположенного в г. Омске, предоставляемого для строительства без проведения торгов от 12.04.2019 N Д-Ц-31-11726, согласно условиям которого Департамент имущественных отношений (арендодатель) предоставляет, а ООО "Стройбетон" (арендатор) принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 55:36:061002:4962 (образованного из земельного участка с кадастровым номером 55:36:061002:299) с разрешенным использованием - для размещения объектов дошкольного, начального, общего и среднего (полного) общего образования. Срок договора на 4 года 11 месяцев 30 дней;
- договор аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, расположенного в г. Омске, предоставляемого для строительства без проведения торгов от 12.04.2019 N Д-Ц-31-11725, согласно условиям которого Департамент имущественных отношений (арендодатель) предоставляет, а ООО "Стройбетон" (арендатор) принимает в аренду земелдьнгый участок с кадастровым номером 55:36:061002:43365 (образованного из земельного участка с кадастровым номером 55:36:061002:251) с разрешенным использованием - для размещения объектов дошкольного, начального, общего и среднего (полного) общего образования. Срок договора на 4 года 11 месяцев 30 дней;
- договор аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, расположенного в г. Омске, предоставляемого для строительства без проведения торгов от 12.04.2019 N Д-Ц-31-11727, согласно условиям которого Департамент имущественных отношений (арендодатель) предоставляет, а ООО "Стройбетон" (арендатор) принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 55:36:061002:3356 (образованного из земельного участка с кадастровым номером 55:36:061002:521) с разрешенным использованием - для размещения объектов дошкольного, начального, общего и среднего (полного) общего образования. Срок договора на 4 года 11 месяцев 30 дней;
- договор аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, расположенного в г. Омске, предоставляемого для строительства без проведения торгов от 12.04.2019 N Д-Ц-31-11728, согласно условиям которого Департамент имущественных отношений (арендодатель) предоставляет, а ООО "Стройбетон" (арендатор) принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 55:36:061002:4979 (образованного из земельного участка с кадастровым номером 55:36:061002:522, 55:36:061002:300) с разрешенным использованием - для размещения скверов, парков, городских садов. Срок договора на 4 года 11 месяцев 30 дней;
- договор аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, расположенного в г. Омске, предоставляемого для строительства без проведения торгов от 12.04.2019 N Д-Ц-31-11502, согласно условиям которого Департамент имущественных отношений (арендодатель) предоставляет, а ООО "Стройбетон" (арендатор) принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 55:36:061002:4944 (образованного из земельного участка с кадастровым номером 55:36:061002:2992, 55:36:061002:300) с разрешенным использованием - физкультурно-оздоровительные сооружения открытого типа. Срок договора на 4 года 11 месяцев 30 дней.
В соответствии с пунктом 4 статьи 11.8 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения указанных договоров (от 25.12.2018) в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного пользования, осуществляющее такое использование лицо в отношении измененных земельных участков сохраняет право аренды или безвозмездного пользования и (или) имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
В силу пункта 8 статьи 46.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом N 171-ФЗ, прекращение существования земельного участка, в отношении которого заключен договор о комплексном освоении территории, в связи с его разделом или возникновение у третьих лиц прав на земельные участки, образованные из такого земельного участка, не является основанием для прекращения прав и обязанностей, определенных договором.
Таким образом, несмотря на заключение в 2019 году договоров аренды земельных участков, образованных из земельных участков, предоставленных по договору аренды в целях комплексного освоения для жилищного строительства N Д-Ц-31-7070, обязанности арендатора, предусмотренные этим договором с учетом аукционной документации, сохранились. Соответственно, указанные договоры не изменили и срок исполнения обязательств, установленный аукционной документацией и договором N Д-Ц-31-7070.
Указанное выше, позволяет суду апелляционной инстанции прийти к выводу о наличии на стороне ООО СМТ "Стройбетон" обязанности по возведению объектов дошкольного, начального, общего и среднего образования, физкультурно-оздоровительных сооружений, скверов (парков) и городских садов с техническими характеристиками, указанными выше.
Относительно срока исполнения обязательства, суд апелляционной инстанции, отмечает следующее.
Согласно статье 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон.
Как указано выше, аукционная документация предусматривает 3 этапа строительства: 1-й этап строительства - до 2010 года, 2-й этап строительства - до 2013 года, 3 этап строительства - до 2017 года.
Договор аренды земельных участков N Д-Ц-31-7070 зарегистрирован уполномоченным органом 11.02.2008, сроком на 10 лет, то есть срок его действия изначально определен до 11.02.2018.
Соответственно, и третий этап строительства должен быть осуществлен до конца 2017 года, то есть до 31.12.2017.
Как верно указывает истец, в случае толкования положений договора иным образом (до начала 2017 года, то есть до 31.12.2016), при надлежащем исполнении обязательств арендатором договор продолжает действовать, при том, что строительство всех объектов завершено.
Кроме того, пункт 3.2.3 договора содержит условие, что максимальный срок выполнения проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах земельных участков, предназначенных для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, - не более 12 месяцев с даты заключения договора.
Таким образом, с учетом положений пункта 3.2.3 договора и даты его государственной регистрации (11.02.2008), проект планировки территории и проект межевания территории должны быть подготовлены в срок - 11.02.2009 года.
Принимая толкование условий, предложенное ответчиком, первый этап строительства - 390 000 кв.м жилья сроком до 2010 года должен быть реализован за 10 месяцев, что не является реально возможным к исполнению.
Принимая во внимание изложенное выше, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наступлении исполнении обязательств по возведению социальных объектов - 31.12.2017.
В соответствии со статьей 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года (статья 196 ГК РФ).
С учетом срока наступления обязательства - 31.12.2017, на дату обращения истца в суд с иском - 08.07.2020 срок исковой давности не истек.
При предъявлении кредитором иска об исполнении должником обязательства в натуре суд, исходя из конкретных обстоятельств дела, определяет, является ли такое исполнение объективно возможным.
Как указано выше, договорами от 12.04.2019 N N Д-Ц-31-11726, Д-Ц-31-11725, Д-Ц-31-11727, Д-Ц-31-11728, Д-Ц-31-11502 ответчику предоставлены в аренду земельные участки для размещения соответствующих объектов (объектов дошкольного, начального, общего и среднего (полного) общего образования; скверов, парков, городских садов; физкультурно-оздоровительные сооружения открытого типа) сроком на 4 года 11 месяцев 30 дней (то есть до марта 2023 года).
Принимая во внимание изложенное выше, а также наличие у ответчика права аренды на земельные участки, проекта планировки территории, проекта межевания, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о правомерности исковых требований Департамента имущественных отношений.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 16.03.2021 по делу N А46-12089/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.С. Грязникова |
Судьи |
Т.А. Воронов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-12089/2020
Истец: Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска
Ответчик: ООО строительно-монтажный трест "СТРОЙБЕТОН"
Третье лицо: Департамент архитекуры и градостроительства Администрации города Омска, Администрация города Омска, Управление Федеральной слжбы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области
Хронология рассмотрения дела:
16.05.2024 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3912/2024
28.03.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5080/2021
11.03.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5080/2021
19.01.2024 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-14236/2023
19.01.2024 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-14069/2023
15.12.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-13627/2023
14.10.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5080/2021
28.05.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4706/2021
16.03.2021 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-12089/20