г. Тюмень |
|
14 марта 2024 г. |
Дело N А70-8514/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 марта 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Алексеевой Н.А.
судей Дружининой Ю.Ф.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием аудиозаписи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нефтемаш-2007" на решение от 04.08.2023 Арбитражного суда Тюменской области (судья Минеев О.А.) и постановление от 10.11.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.) по делу N А70-8514/2023 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нефтемаш-2007" (625048, Тюменская область, город Тюмень, улица Республики, 83, ОГРН 1077203049440, ИНН 7202167358) к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Тюмени N 3 (625009, Тюменская область, город Тюмень, улица Товарное шоссе 15, ОГРН 1047200671880, ИНН 7203000979) о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Тюмени N 3 по отказу в принятии и передаче в Федеральную налоговую службу налоговой отчетности общества с ограниченной ответственностью "Нефтемаш-2007" за отчетные периоды 2020-2022 годы, о признании недействительными (незаконными) отказов Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Тюмени N 3 в принятии налоговой отчетности общества с ограниченной ответственностью "Нефтемаш-2007" за отчетные периоды 2020-2022 годы, об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Тюмени N 3 принять и передать в Федеральную налоговую службу сведения о среднесписочной численности работников и налоговую отчетность общества с ограниченной ответственностью "Нефтемаш-2007" за отчетные периоды 2020-2022 годы и признать общество с ограниченной ответственностью "Нефтемаш-2007" субъектом малого предпринимательства, подлежащим включению в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства; к Управлению Федеральной налоговой службы по Тюменской области (625009, Тюменская область, город Тюмень, улица Товарное шоссе, дом 15, ОГРН 1047200667051, ИНН 7204087130) о признании недействительным решения от 20.01.2023 N 0049 об оставлении без рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью "Нефтемаш-2007" на бездействие должностных лиц инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Тюмени N 3.
Другие лица, участвующие в деле: Федеральная налоговая служба (127381, город Москва, улица Неглинная, дом 23, ОГРН 1047707030513, ИНН 7707329152), Гурин Сергей Николаевич (625003, Тюменская область, город Тюмень), Коробейникова Анастасия Ивановна (625048, Тюменская область, город Тюмень), Пелымский Юрий Андреевич (625000, Тюменская область, город Тюмень), Некрасова Валентина Кирилловна (625048, Тюменская область, город Тюмень), Некрасова Татьяна Ивановна (625048, Тюменская область, город Тюмень), Радионова Светлана Ивановна (625048, Тюменская область, город Тюмень), Файль Светлана Александровна (625001, Тюменская область, поселок Московский), Чертин Дмитрий Валерьевич (625016, Тюменская область, город Тюмень), Файль Людмила Александровна (625030, Тюменская область, город Тюмень).
В судебном заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Нефтемаш-2007" - Сошникова В.П. по доверенности от 19.04.2022;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Тюмени N 3 - Глазкова О.С. по доверенности от 21.12.2023, Панфилова Л.В. по доверенности от 10.01.2024;
от Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области - Глазкова О.С. по доверенности от 21.12.2023;
от Федеральной налоговой службы - Дюндюкова И.Л. по доверенности от 06.07.2023;
от Радионовой С.И., Некрасовой Т.И. - Каменев Д.Н. по доверенности от 17.02.2021.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Нефтемаш-2007" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Тюмени N 3 (далее - инспекция) о признании незаконным бездействия инспекции по отказу в принятии и передаче в Федеральную налоговую службу (далее - ФНС России) налоговой отчетности за отчетные периоды 2020-2022 годы; о признании недействительными (незаконными) отказов инспекции в принятии налоговой отчетности за отчетные периоды 2020-2022 годы и об обязании принять и передать в ФНС России сведения о среднесписочной численности работников и налоговую отчетность за отчетные периоды 2020-2022 годы; признать общество субъектом малого предпринимательства, подлежащим включению в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства; к Управлению Федеральной налоговой службы по Тюменской области (далее - управление) о признании недействительным решения управления от 20.01.2023 N 0049 об оставлении без рассмотрения жалобы общества на бездействие должностных лиц инспекции.
Решением от 04.08.2023 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 10.11.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм права, несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению подателя кассационной жалобы, Файль Светлана Александровна является техническим директором общества и осуществляет полномочия руководителя общества на период его отсутствия на основании приказа от 11.04.2008 N 18 и трудового договора от 11.04.2008 N 32; служебные обязанности названного должностного лица подтверждаются приказом о приеме на работу, должностной инструкцией, трудовым договором; приказ от 11.04.2008 N 18 никем не оспорен и является законным, действующим как и трудовой договор; отказами инспекции в принятии налоговой отчетности общества нарушаются права работников общества на социальное обеспечение и пенсии; общество соответствует признакам малого и среднего предпринимательства и подлежит признанию субъектом малого предпринимательства в режиме текущего времени.
ФНС России, управление, инспекция, Радионова С.И. и Некрасова Т.И. в отзывах на кассационную жалобу общества ссылаются на законность и обоснованность принятых судебных актов, просят оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе (с учетом письменных пояснений к ней), отзывах на нее, дополнениях управления к отзыву на кассационную жалобу, возражениях инспекции на письменные объяснения общества и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, общество зарегистрировано в качестве юридического лица 17.09.2007, включено в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства как "малое предприятие" 01.08.2016.
В 2020-2022 годах направленная обществом на бумажном носителе и по телекоммуникационным каналам связи налоговая и бухгалтерская отчетность (бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2020 год, за 2021 год; первичный расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма N 6-НДФЛ), за 1 квартал 2021 года, за 9 месяцев 2022 года; первичный расчет по страховым взносам за 1 квартал 2021 года, за полугодие 2021 года, за 2021 год, за 9 месяцев 2022 года; расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за 2021 год) не принята инспекцией в связи с ее представлением неуполномоченным лицом.
Указанная отчетность представлялась Файль С.А. с приложением приказа директора общества от 11.04.2008 N 18, которым на нее как на технического директора возлагалось исполнение обязанностей директора общества во время его отсутствия с правом осуществления всей административно-распорядительной работы по управлению производственно-хозяйственной, финансовой и иными видами деятельности общества.
10.07.2021 общество исключено из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, основание - "непредставление налоговой отчетности".
06.07.2022 общество обратилось к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области и инспекции с требованиями о его включении в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области в ответе от 11.07.2022 N 05-18/027143@ на требование общества указала, что рассмотрение выполнения юридическим лицом условий для включения его в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства относится к компетенции инспекции; кроме того, обратила внимание на то, что сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени общества, являются недостоверными, что подтверждается внесенной 30.01.2017 в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записью о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ.
Инспекция в ответ на требование общества письмом от 19.07.2022 N 11-2-18/019406@ сообщила о невозможности представить запрашиваемую информацию в связи с отсутствием по данным информационных ресурсов доверенности, подтверждающей полномочия Файл С.А. на представление письменного обращения от имени общества.
По результатам рассмотрения обращения общества управление письмом от 16.09.2022 N 18-44/15037 сообщило, что единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства формируется ФНС России автоматически, путем присвоения статуса субъекта малого или среднего предпринимательства хозяйствующим субъектам, сведения о которых уже содержатся в информационных системах, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, без введения административных процедур, связанных с представлением такими лицами дополнительных документов; включение общества в указанный реестр будет произведено автоматически ФНС России 10 числа месяца, следующего за месяцем представления в налоговый орган сведений о полученных доходах и среднесписочной численности сотрудников за 2021 год. Налоговая отчетность за спорные налоговые периоды правомерно не принята инспекцией, поскольку у направившего ее лица отсутствуют полномочия действовать от имени общества.
На требование общества о включении его в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ФНС России письмом от 07.02.2023 N ЗГ-3-14/1634@ сообщила, что 10.07.2021 исключены сведения об обществе из указанного реестра, поскольку общество не представило по состоянию на 01.07.2021 в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год (2020 год), а также налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год (2020 год).
09.01.2023 общество обратилось в управление с жалобой на бездействие должностных лиц инспекции по непринятию спорной налоговой отчетности и требованием об обязании инспекции представить в ФНС России информацию и материалы налоговой отчетности общества.
Решением от 20.01.2023 N 0049 управление жалобу общества на действия (бездействие) должностных лиц инспекции на основании пункта 1 статьи 139.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налогового кодекса) оставило без рассмотрения, поскольку жалоба подписана неуполномоченным лицом (по данным информационных ресурсов подтверждение полномочий Файль С.А. на предоставление жалобы от имени общества по доверенности отсутствует). При этом управление указало, что общество 10.07.2021 исключено из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства по причине отсутствия сведений о среднесписочной численности работников и сведений о доходе в связи с непредставлением налоговой отчетности. В ЕГРЮЛ содержаться сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени общества, - Файле Александре Давидовиче, в отношении которого 30.01.2017 внесена запись о недостоверности сведений (в связи со смертью данного лица). В ЕГРЮЛ отсутствуют сведения об исполняющей обязанности директора общества Файл С.А. как о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица.
Общество, не согласившись с действиями (бездействием) и решениями налоговых органов, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из правомерности действий (бездействия) инспекции, законности оспариваемого решения управления, поскольку в отношении лица, имеющего право без доверенности действовать от имени общества, внесена в ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ в связи со смертью руководителя, иные сведения об уполномоченных лицах, в том числе о Файл С.А., действовать от имени данного юридического лица в ЕГРЮЛ не вносились; статус субъекта малого предпринимательства в силу действующего законодательства присваивается автоматически в рамках представления налоговой отчетности.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции, кроме того, пришел к выводу о пропуске обществом срока на обжалование отказов инспекции в принятии отчетности общества за 2020-2021 годы.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 1 статьи 198 АПК РФ, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходима совокупность двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.
Пунктом 1 статьи 26 Налогового кодекса предусмотрено, что налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.
Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов (пункт 1 статьи 27 Налогового кодекса).
На основании статьи 29 Налогового кодекса уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое ил юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (пункт 1).
Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено названным Кодексом (пункт 3).
Согласно подпункту "л" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в ЕГРЮЛ в числе сведений о юридическом лице указывается фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.
Единоличный исполнительный орган общества с ограниченной ответственностью без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки; выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия (подпункты 1 и 2 пункта 3 статьи 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"; далее - Закон N 14-ФЗ).
В качестве единоличного исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью может выступать только физическое лицо, за исключением случая, предусмотренного статьей 42 Закона N 14-ФЗ, в которой речь идет о заключении договора о передаче функций единоличного исполнительного органа управляющему (пункт 2 статьи 40 Закона N 14-ФЗ).
Образование исполнительных органов общества с ограниченной ответственностью и досрочное прекращение их полномочий относится к компетенции общего собрания участников общества (подпункт 4 пункта 2 статьи 33 Закона N 14-ФЗ).
На период, когда лицо, исполняющее функции единоличного исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью, не может действовать по каким-либо причинам (болезнь, отпуск, командировка и т.д.), допускается назначение лица, временно исполняющего обязанности руководителя, обладающего тем же объемом полномочий.
Порядок назначения временно исполняющего обязанности директора общества с ограниченной ответственностью законодательно не определен. Вместе с тем директор общества в силу прямого указания пункта 3 статьи 40 Закона N 14-ФЗ имеет право назначать работников на должности и наделять их полномочиями на представление интересов общества.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что общество представляло в адрес инспекции отчетность за подписью Файл С.А., прилагая приказ директора общества от 11.04.2008 N 18, согласно которому исполнение обязанностей директора общества во время отсутствия последнего возложено на технического директора Файль С.А. с правом осуществления всей административно-распорядительной работы по управлению производственно-хозяйственной, финансовой и иными видами деятельности общества; директор общества Файль А.Д. 05.01.2013 умер, в ЕГРЮЛ 30.01.2017 внесена запись о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ о директоре общества Файль А.Д. в связи со смертью данного лица; обществу неоднократно предлагалось внести актуальные сведения в ЕГРЮЛ о лице, исполняющем обязанности руководителя юридического лица; Файл С.А. не имеет доверенности на представление интересов общества в отношениях с налоговыми органами.
Поскольку имеет место корпоративный спор о полномочиях Файл С.А., суды первой и апелляционной инстанций обоснованно сочли, что приказ директора общества от 11.04.2008 N 18 не может наделять Файль С.А. правом исполнения обязанностей директора общества; образование исполнительных органов общества в силу вышеуказанных норм права относится к компетенции общего собрания участников общества.
При таких обстоятельствах у судов отсутствовали основания для признания неправомерным отказа инспекции в принятии спорной отчетности за 2020-2022 годы, недействительным оспариваемого решения управления.
Внесение сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляется уполномоченным органом (ФНС России) в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 названного Закона (за исключением сведений о вновь созданных юридических лицах и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным частью 3 статьи 4 названного Закона), вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 10-го числа каждого месяца на основании указанных в частях 4 и 4.1 данной статьи сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1-е число месяца внесения сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Частью 4 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ предусмотрено, что внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом с 10 июля по 10 декабря текущего календарного года в порядке, установленном частью 5 названной статьи, на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частями 5 - 6.4 и 7.1 названной статьи.
Согласно части 4.1 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ внесение сведений о юридических лицах в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом с 10 января по 10 июня текущего календарного года в порядке, установленном частью 5 названной статьи, на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за календарный год, предшествующий предыдущему календарному году, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за календарный год, предшествующий предыдущему календарному году, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году.
Подпунктом 5 части 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ установлено, что содержащиеся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях исключаются из указанного реестра 10 июля текущего календарного года в случае, если такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не представили в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, либо такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не соответствуют условиям, установленным статьей 4 названного Закона.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что общество 10.07.2021 исключено из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства; общество в установленные действующим законодательством сроки не оспорило в судебном порядке исключение его из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства; обществом не представлено относимых и допустимых доказательств, свидетельствующих о представлении обществом в инспекцию надлежащим образом сведений о среднесписочной численности работников за 2020 год и (или) налоговой отчетности, позволяющей определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за 2020 год, либо соответствующих сведений, необходимых для принятия решения о включении в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что по смыслу статьи 2 АПК РФ арбитражный суд не вправе подменять функции уполномоченного органа (ФНС России), в компетенции которого в силу закона находится внесение сведений о юридических лицах в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, в противном случае это будет противоречить принципу разделения полномочий исполнительной и судебной ветвей власти, установленному статьей 10 Конституции Российской Федерации.
По общему правилу на основании части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Ходатайство о восстановлении пропущенного срока рассматривается арбитражным судом по правилам, установленным статьей 117 АПК РФ.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными, а также момента начала их исчисления относится к дискреционным полномочиям федерального законодателя, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений. Вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, Вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, и заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока; если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (определения от 20.12.2016 N 2599-О, от 28.02.2017 N 360-О, от 27.09.2018 N 2489-О, от 27.10.2022 N 2693-О, от 28.09.2023 N 2186-О и др.).
Таким образом, часть 4 статьи 198 АПК РФ в системной связи со статьей 117 АПК РФ, предусматривающая право граждан и организаций на восстановление пропущенного по уважительной причине срока подачи заявления, направлена на защиту прав участников судопроизводства в арбитражных судах, не допуская рассмотрения арбитражным судом отнесенных к его компетенции вопросов за пределами установленных процессуальных сроков (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2019 N 1707-О, от 29.10.2020 N 2448-О, от 30.03.2023 N 679-О и др.).
С учетом изложенного арбитражный суд вправе восстановить процессуальный срок на обжалование ненормативного акта, решений и действий (бездействия) налогового органа лишь при установлении уважительных причин его пропуска.
Наличие уважительных причин, послуживших основанием для пропуска процессуального срока, доказывает заявитель.
В рассматриваемом случае общество оспаривает бездействие инспекции по отказу в принятии и передаче в ФНС России налоговой отчетности за отчетные периоды 2020-2022 годы.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 5 постановления от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснил, что к бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Бездействием, в частности, признается нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом или несообщение о принятом решении, уклонение от принятия решения при наступлении определенных законодательством событий, например событий, являющихся основанием для предоставления государственных или муниципальных услуг в упреждающем режиме.
В данном конкретном случае судами установлено, что инспекцией 10.07.2021, 24.03.2021, 23.04.2021, 27.04.2021, 03.08.2021, 02.02.2022, 15.02.2022, 25.03.2022 вынесены уведомления о непринятии отчетности и расчетов, признанные обоснованными решением управления от 16.09.2022 N 18-44/15037.
Данное обстоятельство обществом не оспаривается.
Общество, по сути, оспаривая указанные отказы в принятии отчетности, обратилось в арбитражный суд 20.04.2023 с настоящим заявлением, то есть за пределами установленного законом срока.
Апелляционный суд не установил обстоятельства, которые бы препятствовали обществу обратиться в арбитражный суд с соответствующим заявлением в установленный законом срок.
В суд кассационной инстанции общество также не представило доказательства наличия уважительных причин пропуска процессуального срока.
Установив пропуск срока на обращение в арбитражный суд и отсутствие уважительных причин для его восстановления, суд апелляционной инстанции обоснованно счел, что данное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.
В целом доводы кассационной жалобы сводятся к изложению обстоятельств дела, которые получили надлежащую правовую оценку судов и мотивированно отклонены, не подтверждают нарушений судами норм материального и (или) процессуального права, фактически направлены на переоценку выводов судов.
Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ, абзац второй пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены (изменения) обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов (часть 4 статьи 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
При подаче кассационной жалобы обществом излишне уплачена государственная пошлина в размере 1 500 руб., которая подлежит возврату из федерального бюджета в соответствии со статьей 333.40 Налогового кодекса, статьей 104 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 04.08.2023 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 10.11.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-8514/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Нефтемаш-2007" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 28.12.2023 N 155 государственную пошлину в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А. Алексеева |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 5 постановления от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснил, что к бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Бездействием, в частности, признается нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом или несообщение о принятом решении, уклонение от принятия решения при наступлении определенных законодательством событий, например событий, являющихся основанием для предоставления государственных или муниципальных услуг в упреждающем режиме.
...
Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ, абзац второй пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 марта 2024 г. N Ф04-134/24 по делу N А70-8514/2023