г. Тюмень |
|
19 марта 2024 г. |
Дело N А45-13158/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Курындиной А.Н.,
судей Бедериной М.Ю.,
Лукьяненко М.Ф.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного учреждения города Новосибирска "Управление дорожного строительства" на решение от 30.08.2023 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Богер А.А.) и постановление от 27.11.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Ваганова Р.А., Подцепилова М.Ю., Сухотина В.М.) по делу N А45-13158/2023 по иску муниципального казенного учреждения города Новосибирска "Управление дорожного строительства" (ОГРН 1065406101265, ИНН 5406346070; 630005, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Фрунзе, д. 96) к государственному бюджетному учреждению Новосибирской области "Государственная вневедомственная экспертиза Новосибирской Области" (ОГРН 1075406003298, ИНН 5406383258; 630091, Новосибирская область, г. Новосибирск, просп. Красный, д. 82, оф. 201) о взыскании 148 283 руб. 50 коп.
Суд установил:
муниципальное казенное учреждение города Новосибирска "Управление дорожного строительства" (далее - МКУ "УДС", управление, истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к государственному бюджетному учреждению Новосибирской области "Государственная вневедомственная экспертиза Новосибирской области" (далее - ГБУ "ГВЭ НСО", ответчик) о взыскании 148 283 руб. 50 коп. предварительной оплаты по контракту от 14.05.2021 N КЭ00241.
Решением от 30.08.2023 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 27.11.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, управление обратилось в суд с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель приводит следующие доводы: услуги по контракту оказаны не были, поскольку документация для оценки соответствия вносимых изменений не передавалась на экспертизу, заключение, которое является результатом по договору и основанием для оплаты услуг, исполнителем не подготовлено; оплате подлежат только фактически оказанные услуги, вместе с тем, доказательств оказания услуг ответчиком не представлено; вопреки выводам судов, ответчик не привлекал дополнительные трудовые или материальные ресурсы для оказания услуг, в связи с чем у него не имеется оснований для удержания денежных средств; к спорному контракту не подлежат применению положения законодательства об абонентском договоре; приведена судебная практика.
В отзыве на кассационную жалобу ответчик просит оставить без удовлетворения кассационную жалобу как необоснованную, решение и постановление - без изменения.
Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в отсутствие их представителей в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив законность обжалуемых судебных актов на основании статей 284, 286 АПК РФ, исходя из доводов кассационной жалобы, отзыва на кассационную жалобу, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые решение и постановление не подлежат отмене.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между МКУ "УДС" (заказчик) и ГБУ "ГВЭ НСО" (исполнитель) заключен муниципальный контракт от 14.05.2021 N КЭ00241 в редакции протокола разногласий от 18.05.2021 N 1 (далее - контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 контракта исполнитель обязуется оказать заказчику услугу по проведению экспертного сопровождения по оценке соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы (далее - экспертное сопровождение) по объекту: "Реконструкция автомобильной дороги общего пользования по ул. 2-я Станционная (участок от дома N 29 до ул. Большая) и по ул. Большая (участок от ул. 2-я Станционная до Колыванского кольца) в Ленинском районе" (далее - услуги), а заказчик обязуется принять и оплатить данные услуги.
В силу пункта 1.2 контракта экспертное сопровождение подлежит проведению в порядке, предусмотренном частями 3.9, 3.10 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), Положением "О порядке организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145 (далее - постановление N 145) и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 2.1.2 контракта установлена обязанность исполнителя провести экспертное сопровождение и при необходимости подготовить соответствующие заключения.
В соответствии с условиями пункта 3.1 контракта экспертное сопровождение начинается после получения исполнителем настоящего контракта, подписанного заказчиком, и поступления на расчетный счет исполнителя предоплаты, указанной в пункте 4.5 контракта (либо предоставления исполнителю документов, подтверждающих внесение предоплаты).
Стоимость экспертного сопровождения по настоящему контракту рассчитывается в соответствии с пунктом 58(2) постановления N 145 и составляет 494 278 руб. 32 коп.. в том числе НДС 20 % - 82 379 руб. 72 коп. (пункт 4.3 контракта)
Пунктом 4.6 контракта установлено, что заказчик обязуется провести предоплату в размере 30 % от стоимости услуг в течение 15 рабочих дней со дня подписания настоящего контракта.
Контракт согласно пункту 6.1 вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует в течение одного календарного года со дня поступления на расчетный счет исполнителя предоплаты (пункты 3.1, 4.3, 4.6 контракта).
15.06.2021 истцом произведена предоплата в размере 148 283 руб. 50 коп.
Письмом от 24.06.2022 N 2580 истец потребовал вернуть предоплату, мотивируя это тем, что срок действия контракта истек, экспертное заключение по результатам исполнения контракта ответчиком подготовлено не было.
Поскольку предоплата не была возвращена, истец обратился в суд с настоящим требованием.
Суд первой инстанции, отказывая в иске, исходил из абонентского характера контракта, исполнение которого не всегда подразумевает результат, пришел к выводу о получении ответчиком спорных денежных средств на законном основании, отметив, что отсутствие результата по контракту в виде заключения в рассматриваемом случае не свидетельствует об отсутствии у истца обязанности по оплате услуг, обусловленной контрактом.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Поддерживая в рассматриваемом случае выводы судов, суд округа находит их соответствующими представленным в дело доказательствам, установленным на их основе обстоятельствам спора и примененному законодательству.
Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
По смыслу главы 60 ГК РФ помимо общей для всех охранительных правоотношений функции охраны, обязательства из неосновательного обогащения также выполняют восстановительную (компенсационную) функцию, которая выражается в устранении отрицательных имущественных последствий на стороне потерпевшего (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.08.2015 N 306-ЭС15-3927).
Судебной практикой выработаны позиции относительно предмета доказывания по кондикционным искам, то есть круга юридически значимых обстоятельств, и бремени распределения между сторонами их подтверждения или опровержения.
Так, в предмет доказывания по требованию о взыскании неосновательного обогащения входят обстоятельства приобретения или сбережения ответчиком денежных средств за счет истца в отсутствие правовых оснований такого приобретения или сбережения, а также размер неосновательного обогащения, при этом бремя доказывания указанных обстоятельств возлагается на истца, ответчик же в случае непризнания требований обязан доказать наличие законных оснований для приобретения или сбережения имущества либо наличие обстоятельств, при которых неосновательное обогащение в силу закона не подлежит возврату (пункт 7 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 17.07.2019, определения Верховного Суда Российской Федерации от 03.04.2017 N 304-ЭС16-16267, от 23.05.2018 N 310-ЭС17-21530).
Само по себе наличие между приобретателем и потерпевшим обязательственной договорной связи не препятствует применению кондикционных норм, поскольку исполнение может производиться в связи с договором, но не на основании него, то есть осуществляться ошибочно в размере, превышающем условия обязательства без каких-либо разумных причин (пункт 4 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении").
При этом следует учитывать экономический характер кондикционных правоотношений, которые направлены на восстановление имущественной сферы потерпевшего, уменьшившейся с нарушением принципа эквивалентности обмена ценностями без какой-либо встречной компенсации со стороны приобретателя, что по общему правилу (за исключением случаев, приведенных в статье 1109 ГК РФ) делает иррелевантной волю участников данного правоотношения для целей правильного рассмотрения кондикционного иска (пункт 2 статьи 1102 ГК РФ).
В пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" (далее - постановление N 49) разъяснено, что условия договора подлежат толкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 ГК РФ, другими положениями ГК РФ, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статьи 3, 422 ГК РФ).
При толковании условий договора в силу пункта 1 статьи 431 ГК РФ судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений (буквальное толкование). Такое значение определяется с учетом их общепринятого употребления любым участником гражданского оборота, действующим разумно и добросовестно (пункт 5 статьи 10, пункт 3 статьи 307 ГК РФ), если иное значение не следует из деловой практики сторон и иных обстоятельств дела.
Условия договора подлежат толкованию таким образом, чтобы не позволить какой-либо стороне договора извлекать преимущество из ее незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ). Толкование договора не должно приводить к такому пониманию условия ГК РФ договора, которое стороны с очевидностью не могли иметь в виду.
Значение условия договора устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом (абзац первый статьи 431 ГК РФ). Условия договора толкуются и рассматриваются судом в их системной связи и с учетом того, что они являются согласованными частями одного договора (системное толкование).
Толкование условий договора осуществляется с учетом цели договора и существа законодательного регулирования соответствующего вида обязательств.
В силу пункта 1 статьи 429.4 ГК РФ договором с исполнением по требованию (абонентским договором) признается договор, предусматривающий внесение одной из сторон (абонентом) определенных, в том числе периодических, платежей или иного предоставления за право требовать от другой стороны (исполнителя) предоставления предусмотренного договором исполнения в затребованных количестве или объеме либо на иных условиях, определяемых абонентом.
Абонент обязан вносить платежи или предоставлять иное исполнение по абонентскому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, если иное не предусмотрено законом или договором (пункт 2 статьи 429.4 ГК РФ).
Отличительной особенностью абонентского договора является то, что плата заказчиком осуществляется не за фактическое оказание услуг или выполнение работ, а за предоставление ему возможности (права) в любой момент в течение определенного периода воспользоваться согласованными услугами (работами). Подобная плата является фиксированной и может осуществляться как единовременно, так и периодическими платежами. Поэтому условие об обязанности абонента вносить платежи или предоставлять иное исполнение по такому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, является существенным условием абонентского договора.
При этом отсутствие доказательств фактического оказания услуг исполнителем не является препятствием к удовлетворению иска о взыскании абонентской платы, если заказчик в этот период не требовал исполнения. Равным образом, невозможен возврат уплаченной абонентской платы в случае не востребования исполнения в соответствующий период, так как данная плата вносится не за услуги непосредственно, а за право их затребовать в необходимом абоненту объеме (пункт 2 статьи 429.4 ГК РФ, пункт 33 постановления N 49).
Несовершение абонентом действий по получению исполнения (ненаправление требования исполнителю, неиспользование предоставленной возможности непосредственного получения исполнения и т.д.) или направление требования исполнения в объеме меньшем, чем это предусмотрено абонентским договором, по общему правилу, не освобождает абонента от обязанности осуществлять платежи по абонентскому договору.
Проанализировав условия контракта с учетом статьи 431 ГК РФ, разъяснений, данных в постановлении N 49, положений частей 3.9 - 3.11 статьи 49 ГрК РФ, пунктов 45(4), 45(9), 58(2) постановления N 145, принимая во внимание буквальное содержание пунктов 1.2, 2.1.2, 3.1, 4.5.3 контракта суды установили, что контракт имеет характер абонентского, поскольку предусматривает экспертное сопровождение проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы в течение года, представляющее собой по сути право затребовать по своему усмотрению услугу по экспертному сопровождению документации в любое время и вне зависимости объемов необходимых изменений в документацию, пришли к выводу о том, что обязанность заказчика по оплате не обусловлена именно фактическим предоставлением услуги по оценке соответствия изменений, внесенных в проектную документацию (выдача заключения), что исключает взыскание денежных средств с исполнителя, который не является в данном случае лицом, неосновательно обогатившимся за счет заказчика.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что рассматриваемый контракт не является абонентским, оплате подлежит результат в виде заключения проектной документации, были предметом подробного исследования судов, им дана надлежащая оценка.
Положениями частей 3.9, 3.10 статьи 49 ГрК РФ установлено, что оценка соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации (в том числе изменений, не предусмотренных частью 3.8 настоящей статьи), требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий, а также оценка соответствия изменений, внесенных в результаты инженерных изысканий, требованиям технических регламентов по решению застройщика или технического заказчика может осуществляться в форме экспертного сопровождения органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу проектной документации и (или) экспертизу результатов инженерных изысканий, которые подтверждают соответствие указанным в настоящей части требованиям изменений, внесенных в проектную документацию, результаты инженерных изысканий.
В случае внесения в ходе экспертного сопровождения изменений в проектную документацию, требующих проведения экспертизы проектной документации, орган исполнительной власти или организация, проводившие экспертизу проектной документации, по итогам внесения этих изменений в данную проектную документацию в целях получения застройщиком или техническим заказчиком указанного в пункте 9 части 3 статьи 55 настоящего Кодекса заключения выдает с учетом всех этих изменений заключение экспертизы проектной документации, сведения о котором подлежат включению в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства в соответствии с частью 7.1 настоящей статьи. При этом дополнительное направление проектной документации на проведение экспертизы проектной документации не требуется.
Согласно абзацу первому пункта 45(4) постановления N 145 экспертное сопровождение начинается после заключения договора об экспертном сопровождении и представления заявителем документов, подтверждающих внесение платы в соответствии с договором об экспертном сопровождении.
В соответствии с пунктом 58(2) постановления N 145 за проведение экспертного сопровождения взимается плата за год в размере 30 процентов размера платы за проведение первичной государственной экспертизы, рассчитанной на дату заключения договора об экспертном сопровождении. При продлении договора об экспертном сопровождении размер платы составляет 30 процентов размера платы за проведение первичной государственной экспертизы, рассчитанной на дату, с которой продлевается договор об экспертном сопровождении.
Проанализировав вышеприведенные положения закона и подзаконного нормативного акта, суды пришли к выводу, что сутью экспертного сопровождения является право заказчика в период действия контракта предоставлять в государственное экспертное учреждение для оценки любые изменения, внесенные в проектную документацию, ранее получившую положительное заключение государственной экспертизы; в отличие от другого способа внесения изменений в проектную документацию (повторная экспертиза, часть 3.9 статьи 49 ГрК РФ), заключение по результатам экспертного сопровождения выполняется в более короткий срок, а оплата экспертного сопровождения не зависит от количества обращений заказчика в экспертную организацию; при этом результат в виде заключения выдается только в случае передачи документации для проведения экспертизы по необходимости, наличие которой определяется заказчиком и, соответственно, не зависит от действий исполнителя.
Оснований для иных выводов у суда округа не имеется.
Ссылка заявителя жалобы на иную судебную практику не может быть принята во внимание, поскольку при рассмотрении спора суды учитывают конкретные обстоятельства каждого дела и доказательства, представленные сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимается судебный акт.
Доводы жалобы о несогласии с выводами судов по существу направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и фактических обстоятельств дела, аналогичны доводам, ранее заявлявшимися в судах, которым дана соответствующая правовая оценка.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 32 постановления от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" разъяснил: с учетом того, что наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, устанавливается судом на основании доказательств по делу (часть 1 статьи 64 АПК РФ), переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 АПК РФ), не допускается.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями части 7 статьи 71 АПК РФ.
Несогласие заявителя с выводами судов не свидетельствует о неправильном применении ими норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела, а потому не может служить основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке (статьи 286, 287 АПК РФ).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
При названных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы относятся на заявителя в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 30.08.2023 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 27.11.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-13158/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Курындина |
Судьи |
М.Ю. Бедерина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 58(2) постановления N 145 за проведение экспертного сопровождения взимается плата за год в размере 30 процентов размера платы за проведение первичной государственной экспертизы, рассчитанной на дату заключения договора об экспертном сопровождении. При продлении договора об экспертном сопровождении размер платы составляет 30 процентов размера платы за проведение первичной государственной экспертизы, рассчитанной на дату, с которой продлевается договор об экспертном сопровождении.
Проанализировав вышеприведенные положения закона и подзаконного нормативного акта, суды пришли к выводу, что сутью экспертного сопровождения является право заказчика в период действия контракта предоставлять в государственное экспертное учреждение для оценки любые изменения, внесенные в проектную документацию, ранее получившую положительное заключение государственной экспертизы; в отличие от другого способа внесения изменений в проектную документацию (повторная экспертиза, часть 3.9 статьи 49 ГрК РФ), заключение по результатам экспертного сопровождения выполняется в более короткий срок, а оплата экспертного сопровождения не зависит от количества обращений заказчика в экспертную организацию; при этом результат в виде заключения выдается только в случае передачи документации для проведения экспертизы по необходимости, наличие которой определяется заказчиком и, соответственно, не зависит от действий исполнителя."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 марта 2024 г. N Ф04-557/24 по делу N А45-13158/2023