г. Тюмень |
|
25 марта 2024 г. |
Дело N А67-4909/2023 |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
судьи Шохиревой С.Т.
рассмотрел кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области на решение от 25.08.2023 Арбитражного суда Томской области (судья Чиндина Е.В.) и постановление от 26.10.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Бородулина И.И., Павлюк Т.В.) по делу N А67-4909/2023 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Томск" (634021, Томская область, город Томск, проспект Фрунзе, дом 170а, ОГРН 1087017002533, ИНН 7017203428) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Томской области (634009, Томская область, город Томск, проспект Ленина, дом 111, офис 50, ОГРН 1027000886384, ИНН 7019027633) об оспаривании постановления от 23.05.2023 N 070/04/9.21-133/2023.
Другое лицо, участвующее в деле: Калашников Сергей Геннадьевич (Томская область, город Томск).
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Томск" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области (далее - управление, административный орган) от 23.05.2023 N 070/04/9.21-133/2023 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной в части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 100 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечен Калашников Сергей Геннадьевич (далее - Калашников С.Г., заявитель).
Решением от 25.08.2023 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 26.10.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами не учтено, что в соответствии с Правилами подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 N 1547 (далее - Правила N 1547), подключение к сети газораспределения осуществляется на основании договора; у судов отсутствовали основания для удовлетворения заявления, поскольку обществом не выполнены мероприятия по подключению (технологическому присоединению) объекта Калашников С.Г. к сети газораспределения в установленный договором и пунктом 121 Правил N 1547 срок; выводы судов об отсутствии вины общества во вмененном правонарушении не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Калашников С.Г. отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представил.
В силу части 5.1 статьи 211 АПК РФ кассационная жалоба рассмотрена судом округа по правилам, предусмотренным главой 35 названного Кодекса, с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 АПК РФ.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286, 288.2 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд округа не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, основанием для составления 27.03.2023 протокола об административном правонарушении и вынесения оспариваемого постановления о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ послужило нарушение им пунктов 72, 121 Правил N 1547, выразившееся в несоблюдении срока подключения (технологического присоединения) жилого дома (адрес: город Томск, село Тимирязевское, улица Тенистая, дом 30), расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 70:14:0123004:156 (далее - домовладение) к сети газораспределения в соответствии с договором N Д15-21/4872 о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации, заключенным между обществом как исполнителем, Калашниковым С.Г. как заявителем и обществом с ограниченной ответственностью "Газпром газификация как единым оператором газификации (далее - договор).
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, магистральным газопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Отношения, определяющие порядок подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям, регулируются Правилами N 1547.
В соответствии с пунктом 71 Правил N 1547 мероприятия по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя:
а) разработку проектной документации согласно обязательствам сторон договора о подключении, за исключением случая, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной; б) выполнение заявителем и исполнителем технических условий; в) мониторинг исполнителем выполнения заявителем технических условий (за исключением случая, если заявка о подключении содержит просьбу заявителя к исполнителю осуществить мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ его земельного участка); г) подписание исполнителем и заявителем акта о готовности; д) осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении).
В силу подпункта "в" пункта 72 Правил N 1547 Исполнитель обязан осуществить действия по подключению (технологическому присоединению) не позднее установленного договором о подключении дня подключения (технологического присоединения) (но не ранее подписания акта о готовности, указанного в подпункте "г" пункта 71 данных Правил).
Согласно пункту 121 Правил N 1547 (в редакции, действовавшей на дату заключения договора) срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) в рамках догазификации определяется программой газификации, содержащей мероприятия по строительству и (или) реконструкции газораспределительных сетей и (или) газотранспортных систем, в том числе для случаев, когда для подключения требуется ликвидация дефицита пропускной способности газораспределительных и (или) газотранспортных систем.
Срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению), указанных в абзаце 1 пункта 121, определяемый программой газификации, не может выходить за пределы 2022 года, за исключением случаев, когда:
для подключения требуется ликвидация дефицита пропускной способности газораспределительных и (или) газотранспортных систем;
для подключения домовладений, расположенных в населенных пунктах, в которых газораспределительные сети будут проложены после 1 января 2022 года;
для подключения домовладений требуется осуществление мероприятий по подключению (технологическому присоединению) со сроком, определенным в соответствии с пунктом 122 Правил N 1547, выходящим за пределы 2022 года.
Как следует из оспариваемого постановления управления, обществом нарушен порядок подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям, установленный пунктами 72 и 121 Правил N 1547, регламентирующими обязанности общества по исполнению договора в установленные сроки и непосредственно сроки осуществления подключения к сетям газораспределения в рамках догазификации.
В соответствии с пунктами 3, 5, 10 Правил N 1547 подключение газоиспользующего оборудования или объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении, заключаемого на основании заявки заявителя о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сети газораспределения по типовой форме.
В силу пункта 28 Правил N 1547 при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 11 и 16 названных Правил, в полном объеме исполнитель направляет подписанный со своей стороны проект договора о подключении в адрес единого оператора газификации или регионального оператора газификации. Единый оператор газификации или региональный оператор газификации в течение одного рабочего дня после получения проекта договора направляет в адрес исполнителя подписанный со своей стороны проект договора о подключении. После подписания проекта договора о подключении единым оператором газификации или региональным оператором газификации исполнитель направляет заявителю подписанный проект договора о подключении в 3-х экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, электронное сообщение на адрес электронной почты заявителя (при наличии), личный кабинет заявителя).
При заключении договора о подключении в письменной форме заявитель подписывает 3 экземпляра проекта договора о подключении в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного исполнителем проекта договора о подключении и направляет в указанный срок 2 экземпляра исполнителю с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего договор о подключении. Договор считается заключенным со дня поступления исполнителю подписанного заявителем экземпляра договора о подключении (пункты 44, 49 Правил N 1547).
Как следует из материалов дела, 13.08.2021 в адрес общества поступила заявка Калашникова С.Г. о заключении договора о подключении, на основании которой 19.11.2021 подготовлен проект договора и выдан Калашникову С.Г. (согласно расписке в получении документов) для подписания. Подписанный экземпляр договора возвращен заявителем обществу 12.03.2022.
На основании изложенного суды пришли к правильному выводу, что договор считается заключенным с 12.03.2022.
Согласно пункту 3 договора срок выполнения мероприятий по подключению домовладения к пуску газа - декабрь 2022 года.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Судами двух инстанций установлено, что в ходе осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) домовладения к газораспределительным сетям обществом в марте-апреле 2022 года разработана схема расположения планируемого к строительству газопровода до границы земельного участка заявителя с целью выполнения инженерно-геодезических изысканий; 08.04.2022 обществом определены технические условия (N 1904/ТУВ) для подключения объектов капитального строительства, в том числе спорного домовладения, к сетям газораспределения; выполнены инженерно-геодезические изыскания (договор подряда от 13.10.2021 N 14-21/3113, заключенный с обществом с ограниченной ответственностью "ВЭСТ"); после завершения изыскательских работ (акт от 10.10.2022 N 10) в период с 10.10.2022 по 12.12.2022 общество подготовило проектную документацию по объекту "Газопроводы вводы к жилым домам, расположенным по адресам: г. Томск, с. Тимирязевское, ул. Тенистая"; в связи с пересечением проектируемых газопроводов с инженерными коммуникациями, принадлежащими обществу с ограниченной ответственностью "Томскводоканал", велась работа по согласованию проектной документации (письма 09.12.2022, 12.12.2022, 09.01.2023, 14.02.2023); проектная документация согласована 13.03.2023, что подтверждается письмом исх. N 07-0906; оформлены земельные участки под строительство; выполнены работы по строительству сети газораспределения до границы земельного участка заявителя (договор строительного подряда от 07.12.2022 N 13-22/7891), произведена врезка газопровода заявителя; осуществлен пуск газа 31.05.2023.
При этом судами обоснованно принято во внимание, что в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", пунктом 121 Правил N 1547 сроки осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) в рамках догазификации определяются программой газификации.
В соответствии с пунктом 3 Правил разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2016 N 903 (далее - Правила N 903), разработку программ газификации осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации (органы публичной власти федеральной территории) совместно с единым оператором газификации (региональным оператором газификации).
В силу пункта 4 Правил N 903 программы газификации содержат, в том числе: сводный план-график догазификации, пообъектный план-график догазификации (приложения NN 1 и 2).
Судами установлено, что на основании письма общества от 26.08.2022 (исх. N 2961) на заседании Регионального штаба - рабочей группы по развитию газоснабжения и газификации Томской области 28.09.2022 принято решение о согласовании внесения изменений в планы-графики догазификации, в том числе по домовладению заявителя; согласованы сроки осуществления мероприятий по технологическому подключению в мае 2023 года.
Фактически домовладение подключено к газораспределительным сетям 31.05.2023, что подтверждается актом о подключении (технологическом присоединении) от 31.05.2023 N 1.
Таким образом, исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что общество приняло все зависящие от него меры по осуществлению подключения (технологического присоединения) домовладения заявителя к газораспределительным сетям в установленный договором срок. При этом, окончание работ по подключению в 2023 году, в частности, было обусловлено долгим подписанием заявителем переданного ему проекта договора, нарушением подрядчиком срока осуществления изыскательных работ, длительностью процедуры согласования проектной документации и получения разрешений на земельные участки, установленным законодательством запретом производства земляных работ открытым способом в зимний период.
Учитывая, что общество контролировало ход работ подрядчика и реагировало на просрочку выполнения работ, суды пришли к выводам, что общество не бездействовало и не относилось к своим обязанностям по подключению безразлично.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание отсутствие вины во вменяемом административным органом обществу правонарушении, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ и отменили оспариваемое постановление управления.
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу сводятся к переоценке установленных судами фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств, что в силу положений статей 286, 287 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Иное толкование подателем кассационной жалобы норм действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебных актов, арбитражными судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 частью 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.08.2023 Арбитражного суда Томской области и постановление от 26.10.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-4909/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
С.Т. Шохирева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3 Правил разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2016 N 903 (далее - Правила N 903), разработку программ газификации осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации (органы публичной власти федеральной территории) совместно с единым оператором газификации (региональным оператором газификации).
В силу пункта 4 Правил N 903 программы газификации содержат, в том числе: сводный план-график догазификации, пообъектный план-график догазификации (приложения NN 1 и 2).
...
Учитывая, что общество контролировало ход работ подрядчика и реагировало на просрочку выполнения работ, суды пришли к выводам, что общество не бездействовало и не относилось к своим обязанностям по подключению безразлично.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание отсутствие вины во вменяемом административным органом обществу правонарушении, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ и отменили оспариваемое постановление управления."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 марта 2024 г. N Ф04-7831/24 по делу N А67-4909/2023