город Томск |
|
26 октября 2023 г. |
Дело N А67-4909/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Бородулиной И. И., Павлюк Т. В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Легачевой А. М. с использованием средств аудиозаписи рассмотрел апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области (N 07АП-7820/2023) на решение от 25.08.2023 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-4909/2023 (судья Чиндина Е.В.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Томск" (ИНН 7017203428, ОГРН 1087017002533; 634021, Томская область, г. Томск, пр. Фрунзе, дом 170а) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Томской области (ИНН 7019027633, ОГРН 1027000886384; 634009, Томская область, г. Томск, пр. Ленина, дом 111, офис 50) о признании незаконным и отмене постановления от 23.05.2023 о назначении административного наказания по делу N 070/04/9.21-133/2023,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Калашников Сергей Геннадьевич,
В судебном заседании принимают участие:
От заявителя: Шишкина Н. А. по дов. от 13.01.2023, диплом,
От административного органа: Абдурахманов А. Ф. по дов. от 10.01.2023, диплом,
От третьего лица: без участия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Томск" (далее по тексту - ООО "Газпром газораспределение Томск", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Томской области (далее - Управление, Томское УФАС России, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 23.05.2023 о назначении административного наказания по делу N 070/04/9.21-133/2023.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечен Калашников Сергей Геннадьевич (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Томской области от 25.08.2023 требования удовлетворены, суд признал постановление Томского УФАС России от 23.05.2023 о назначении наказания по делу об административном правонарушении N 070/04/9.21-133/2023 незаконным.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, административный орган обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что выбор контрагентов должен осуществляться разумно и добросовестно при планировании деятельности ГРО; ненадлежащее исполнение подрядчиками своих обязательств не свидетельствует об отсутствии нарушения в действиях ООО "Газпром газораспределение Томск"; доказательств принятия обществом всех возможных мер по соблюдению сроков подключения домовладения Калашникова С.Г. представлено не было; вывод суда об отсутствии в действиях общества вины противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Общество в отзыве, представленном в суд в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представитель в судебном заседании, с доводами апелляционной жалобы не согласилось, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В порядке статьи 81 АПК РФ в материалы дела от Управления представлены письменные пояснения по делу.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель общества - доводы отзыва.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, пояснений, заслушав представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, 13.08.2021 Калашниковым С.Г. была подана заявка в адрес ООО "Газпром газораспределение Томск" о заключении договора о подключении в рамках догазификации жилого дома по адресу: г. Томск, с. Тимирязевское, ул. Тенистая, 30, с кадастровым номером 70:14:0123004:1449, находящегося в границах земельного участка с кадастровым номером 70:14:0123004:156.
На основании данной заявки 19.11.2021 подготовлен проект договора N Д15-21/4872 о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации между Калашниковым С.Г., газораспределительной организацией ООО "Газпром газораспределение Томск" (Исполнитель) и ООО "Газпром газификация" ("Единый Оператор газификации").
Копия указанного договора выдана Калашникову С.Г. для подписания 19.11.2021, что подтверждается распиской в получении документов.
Подписанный экземпляр договора возвращен Калашниковым С.Г. в общество только 12.03.2022.
Согласно указанному договору Исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования для использования газа для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, с учетом выполнения мероприятий в рамках такого подключения до границ земельного участка без взимания средств при условии, что по месту нахождения домовладения населенный пункт имеет газораспределительные сети.
Согласно п. 3 договора от 19.11.2021 N Д15-21/4872 срок выполнения мероприятий по подключению домовладения к пуску газа - декабрь 2022 года. 16.01.2023 в Томское УФАС России поступило обращение Калашникова С.Г. в отношении ООО "Газпром газораспределение Томск" с жалобой на нарушение сроков технологического подключения к сетям газораспределения, предусмотренных Правилами подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 N 1547.
07.02.2023 ведущим специалистом - экспертом отдела контроля монополистической деятельности Томского УФАС России Солодчук Е.О. вынесено определение о возбуждении в отношении ООО "Газпром газораспределение Томск" дела об административном правонарушении N 070/04/9.21-133/2023 по факту нарушения Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 N 1547, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и о проведении административного расследования.
27.03.2023 по результатам проведенного административного расследования ведущим специалистом-экспертом отдела контроля монополистической деятельности Томского УФАС России Солодчук Е.О. в отношении ООО "Газпром газораспределение Томск" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
23.05.2023 врио руководителя Томского УФАС России вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 070/04/9.21-133/2023, которым ООО "Газпром газораспределение Томск" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 100 000 руб.
Заявитель, считая постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 070/04/9.21-133/2023 от 23.05.2023 незаконным, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что наличие в действиях (бездействии) общества состава в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, материалами дела не подтверждено.
Седьмой арбитражный апелляционный суд при рассмотрении дела исходит из фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие события и состава правонарушения.
В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения.
При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с положениями статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Часть 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусматривает привлечение к административной ответственности за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем коммунального хозяйства. Предметом противоправного посягательства в числе прочих выступают правила технологического присоединения или подключения к газораспределительным сетям. Нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям образует состав административного правонарушения вне зависимости от последствий.
Субъектом указанного нарушения являются, в частности, субъекты естественной монополии, собственник или иной законный владелец объекта электросетевого хозяйства, водопроводных и (или) канализационных сетей.
Объективную сторону административного правонарушения составляет нарушение указанными субъектами правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
Отношения, определяющие порядок подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям, регулируются Правилами подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 N 1547 (далее - Правила N 1547).
Подключение газоиспользующего оборудования или объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении (пункт 5 Правил N 1547).
Согласно пункту 121 Правил N 1547 срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) в рамках настоящего раздела определяется программой газификации, содержащей мероприятия по строительству и (или) реконструкции газораспределительных сетей и (или) газотранспортных систем, в том числе для случаев, когда для подключения требуется ликвидация дефицита пропускной способности газораспределительных и (или) газотранспортных систем.
Срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению), указанных в абз. 1 п. 121, определяемый программой газификации, не может выходить за пределы 2022 года, за исключением случаев, когда:
для подключения требуется ликвидация дефицита пропускной способности газораспределительных и (или) газотранспортных систем;
для подключения домовладений, расположенных в населенных пунктах, в которых газораспределительные сети будут проложены после 1 января 2022 г.;
для подключения домовладений требуется осуществление мероприятий по подключению (технологическому присоединению) со сроком, определенным в соответствии с пунктом 122 Правил N 1547, выходящим за пределы 2022 года.
Таким образом, сроки подключения определяются программой газификации и стороны договора о подключении обязаны руководствоваться программой газификации
В соответствии с пунктом 71 Правил N 1547 мероприятия по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя: а) разработку проектной документации согласно обязательствам сторон договора о подключении, за исключением случая, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной; б) выполнение заявителем и исполнителем технических условий; 7 в) мониторинг исполнителем выполнения заявителем технических условий (за исключением случая, если заявка о подключении содержит просьбу заявителя к исполнителю осуществить мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ его земельного участка); г) подписание исполнителем и заявителем акта о готовности; д) осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении).
Согласно подпункту "в" пункта 72 Правил N 1547 Исполнитель обязан осуществить действия по подключению (технологическому присоединению) не позднее установленного договором о подключении дня подключения (технологического присоединения) (но не ранее подписания акта о готовности, указанного в подпункте "г" пункта 71 настоящих Правил).
В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, в котором фиксируется факт правонарушения так, как он установлен уполномоченным на его составление органом или должностным лицом; частью 2 статьи 28.2 КоАП предусмотрены требования, которые в обязательном порядке должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, в том числе место, время совершения и событие административного правонарушения.
Согласно пунктам 4 и 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, а также мотивированное решение по делу.
Статьей 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 АПК РФ).
С учетом изложенного, заявитель по делам об оспаривании решений административных органов обязан доказать только те обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих доводов.
Статьей 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела; эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно оспариваемому постановлению от 23.05.2023 по делу об административном правонарушении N 070/04/9.21-133/2023 ООО "Газпром газораспределение Томск" вменяется нарушение порядка подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям, а именно нарушение пунктов 72 и 121 Правил N 1547, регламентирующих обязанности общества по исполнению договора в установленные сроки и непосредственно сроки осуществления подключения к сетям газораспределения в рамках догазификации.
При этом факт нарушения срока заявителем не оспаривается.
Как следует из материалов дела, заявка Калашникова С.Г. о заключении договора о подключении в рамках догазификации жилого дома по адресу: г. Томск, с. Тимирязевское, ул. Тенистая, 30, была подана в адрес ООО "Газпром газораспределение Томск" 13.08.2021.
На основании данной заявки 19.11.2021 подготовлен проект договора N Д15-21/4872 о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации между Калашниковым С.Г., газораспределительной организацией ООО "Газпром газораспределение Томск" (Исполнитель) и ООО "Газпром газификация" ("Единый Оператор газификации").
Согласно указанному договору Исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования для использования газа для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, с учетом выполнения мероприятий в рамках такого подключения до границ земельного участка без взимания средств при условии, что по месту нахождения домовладения населенный пункт имеет газораспределительные сети.
Согласно п. 3 договора от 19.11.2021 N Д15-21/4872 срок выполнения мероприятий по подключению домовладения к пуску газа был установлен как декабрь 2022 года. Установление указанного срока было обусловлено положениями п. 121 Правил N 1547, устанавливающих, что срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению), определяемый программой газификации, не может выходить за пределы 2022 года.
В силу пункта 28 Правил N 1547 при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 11 и 16 настоящих Правил, в полном объеме исполнитель направляет подписанный со своей стороны проект договора о подключении в адрес единого оператора газификации или регионального оператора газификации. Единый оператор газификации или региональный оператор газификации в течение одного рабочего дня после получения проекта договора направляет в адрес исполнителя подписанный со своей стороны проект договора о подключении. После подписания проекта договора о подключении единым оператором газификации или региональным оператором газификации исполнитель направляет заявителю подписанный проект договора о подключении в 3 экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, электронное сообщение на адрес электронной почты заявителя (при наличии), личный кабинет заявителя).
Копия указанного договора выдана Калашникову С.Г. для подписания 19.11.2021, что подтверждается распиской в получении документов.
Согласно пункта 44 Правил N 1547 при заключении договора о подключении в письменной форме заявитель подписывает 3 экземпляра проекта договора о подключении в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного исполнителем проекта договора о подключении и направляет в указанный срок 2 экземпляра исполнителю с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего договор о подключении.
Вместе с тем, подписанный экземпляр договора, полученный 19.11.2022, возвращен Калашниковым С.Г. в общество только 12.03.2022.
Пунктом 49 Правил N 1547 установлено, что если договор о подключении заключается в бумажной форме, он считается заключенным со дня поступления исполнителю подписанного заявителем экземпляра договора о подключении.
В связи с этим, договор N Д15-21/4872 о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации считается заключенным с 12.03.2022.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда о том, что данное обстоятельство привело к значительному сокращению сроков совершения мероприятий, необходимых для подключения к сети газораспределения.
Кроме того, судом установлено, что 08.04.2022 ООО "Газпром газораспределение Томск" определены технические условия (N 1904/ТУВ) для подключения объектов капитального строительства к сетям газораспределения, в том числе объекта Калашникова С.Г. (п. 41 Правил подключения).
Кроме того, в марте-апреле 2022 года ООО "Газпром газораспределение Томск" разработана схема расположения планируемого к строительству газопровода до границы земельного участка Калашникова С.Г. с протяженностью газопровода с целью выполнения инженерно-геодезических изысканий по Объекту ("Газопроводы вводы к жилым домам, расположенным по адресам: г. Томск, с. Тимирязевское, ул. Тенистая").
С целью выполнения инженерно-геодезических изысканий по объекту "Газопроводы вводы к жилым домам, расположенным по адресам: г. Томск, с. Тимирязевское, ул. Теннистая" ООО "Газпром газораспределение Томск" 18.04.2022 оформило и передало подрядчику ООО "ВЭСТ" заявку на выполнение комплексных инженерных изысканий в рамках заключенного договора подряда N 14-21/3113 от 13.10.2021 со сроком выполнения работ до 01.06.2022.
Однако в установленный в заявке N 86 срок (до 01.06.2022) работы не были сданы подрядчиком (ООО "ВЭСТ").
По факту невыполнения подрядчиком комплекса изыскательных работ в установленный срок, в том числе по объекту ("Газопроводы вводы к жилым домам, расположенным по адресам: г. Томск, с. Тимирязевское, ул. Теннистая"), ООО "Газпром газораспределение Томск" с ООО "ВЭСТ" велась претензионная переписка.
Фактически выполнение работ завершено в октябре 2022 года, акт N 10 о приёмке выполненных работ был подписан с подрядчиком 10.10.2022.
По результатам инженерных изысканий ООО "ВЭСТ" подготовлен Технический отчёт по объекту ("Газопроводы вводы к жилым домам, расположенным по адресам: г. Томск, с. Тимирязевское, ул. Теннистая"). Из п. 8 отчёта "материалы согласований" следует, что документы по изысканиям согласовывались не только с ООО "Газпром газораспределение Томск", но и с владельцами смежных коммуникаций (АО "Томск РТС", ООО "Томскводоканал". ПАО "Ростелеком". ПАО "ТРК"). Все согласования были завершены только 06.10.2022.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, учитывая ведение ООО "Газпром газораспределение Томск" претензионной переписки с ООО "ВЭСТ" по объекту для подключения Калашникова С.Г. в рабочем порядке, общество контролировало ход работ подрядчика и реагировало на просрочку, то есть не бездействовало и не относилось к своим обязанностям по подключению безразлично.
При этом доводы Управления о том, что выбор контрагентов должен осуществляться разумно и добросовестно при планировании деятельности ГРО, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку привлечение подрядчика для выполнения инженерных изысканий, равно как и выполнения иных работ/услуг, ООО "Газпром газораспределение Томск" обязано проводить на основании положений Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Данный подрядчик соответствовал всем требованиям, установленным документацией о закупке (имеет опыт, допуск СРО и т.д.), стал победителем закупки (стал лучшим среди 4-х участников закупки), основания отказаться от заключения договора с ООО "ВЭСТ" после проведения закупки и подведения ее итогов у ООО "Газпром газораспределение Томск" отсутствовали.
Судом установлено, что после завершения изыскательских работ в период с 10.10.2022 по 12.12.2022 ООО "Газпром газораспределение Томск" собственными силами выполняло проектные работы, подготовило проектную документацию по объекту "Газопроводы вводы к жилым домам, расположенным по адресам: г. Томск, с. Тимирязевское, ул. Теннистая".
09.12.2022 ООО "Газпром газораспределение Томск" обратилось в ООО "Томскводоканал" с письмом (исх. N 4558) о согласовании проектной документации, поскольку проектируемые газопроводы пересекают инженерные коммуникации, принадлежащие ООО "Томскводоканал". В ответ обществом получен отказ в согласовании от 16.12.2022 (исх. N 07-4874).
12.12.2022 в целях размещения необходимого для подключения домовладения Калашникова С.Г. ООО "Газпром газораспределение Томск" обратилось с заявлением о принятии Департаментом архитектуры и градостроительства администрации города Томска решение на использование земель (земельных участков): а) местоположение которых: Томская область, г. Томск, с. Тимирязевское, ул. Тенистая, площадью 2206 кв.м.; б) части земельного участка с кадастровым номером 70:14:0000000:2452, местоположение 11 которого: Томская область, г. Томск, с. Тимирязевское, ул. Октябрьская, 65г, площадью 82 кв.м.
23.12.2022 Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска было отказано в выдаче разрешения в связи с пересечением земельного участка, который должен использоваться для подключения Калашникова С.Г., с границами земельных участков, принадлежащих физическим лицам.
09.01.2023 ООО "Газпром газораспределение Томск" повторно подало заявление на выдачу разрешения.
01.02.2023 принято распоряжение Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Томска N 33 "О выдаче ООО "Газпром газораспределение Томск" разрешения на использование земель, местоположение которых: Томская область, г. Томск, с. Тимирязевское, ул. Тенистая, и части земельного участка с кадастровым номером 70:14:0000000:2452" в целях размещения объекта: "Газопроводы вводы к жилым домам, расположенным по адресам: г. Томск, с. Тимирязевское, ул. Тенистая" (давление газа в точке подключения: максимальное (0,0003 Мпа), фактическое (расчетное) 0,0016 Мпа) на 36 месяцев (с 01.02.2023 по 01.02.2025).
Согласно ответу Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Томска (от 01.03.2023 N 02-19/1959), Департамент рассмотрел заявления ООО "Газпром газораспределение Томск" с нарушением сроков.
14.02.2023 ООО "Газпром газораспределение Томск" повторно обратилось в ООО "Томскводоканал" для согласования проектной документации на предмет соответствия нормативным требованиям исх. N 547 от 14.02.2023).
13.03.2023 в адрес ГРО от ООО "Томскводоканал" поступило письмо (исх. N 07- 0906) о согласовании проектной документации.
Кроме того, 28.02.2023 ООО "Газпром газораспределение Томск" в рамках заключенного договора строительного подряда от 07.12.2022 N 13-22/7891 направило в адрес подрядчика - ООО "ПСК "Газспецстрой" заявку N 7 на выполнение работ по строительству газопроводов.
ООО "ПСК "Газспецстрой" указало, что проектом предусмотрен способ прокладки газопровода открытым способом, однако в зимний период с 15.11.2022 по 15.04.2023 ордер на производство земляных работ открытым способом на территории муниципального образования "Город Томск" не выдается; ориентировочный срок получения ордера 25.04.2023. В связи с этим, строительно-монтажные работы по объекту будут выполнены до 31.05.2023.
19.05.2023 в адрес ООО "Газпром газораспределение Томск" поступило письмо от ООО "ПСК "ГазСпецСтрой" с просьбой направить представителя Заказчика для выполнения контрольно-исполнительной съемки построенного объекта: "Газопроводы вводы к жилым домам, расположенным по адресам: г. Томск, с. Тимирязевское, ул. Тенистая" в связи с окончанием строительно-монтажных работ.
Объект Калашникова С.Г. подключен к газораспределительным сетям 31.05.2023, что подтверждается актом о подключении (технологическом присоединении) N 1 от 31.05.2023.
Отклоняя доводы Управления о позднем обращении ООО "Газпром газораспределение Томск" в Департамент архитектуры и градостроительства для получения разрешения на использование земель под строительство, а также позднем обращении в ООО "Томскводоканал" с целью получения согласования пересечения инженерных коммуникаций, суд первой инстанции обоснованно указал, что общество объективно не могло обратиться с указанными заявлениями в Департамент и в ООО "Томскводоканал" ранее завершения инженерно-геодезических изысканий (которые ООО "ВЭСТ" выполнило с нарушением на срок более 4 месяцев), а также ранее окончания разработки проектной документации на газопровод. Следовательно, общество не затягивало сроки с обращением в ООО "Томскводоканал" за необходимыми согласованиями и в Департамент за получением разрешения. Томское УФАС России не привело обоснования того, что общество могло обратиться в ООО "Томскводоканал" и в Департамент до того, как будет разработан проект будущего газопровода.
Кроме того, судом первой инстанции принято во внимание, что в области строительства действующее нормативно-правовое регулирование основывается на разделении календарного года на зимний и летний периоды, а территория Российской Федерации поделена на температурные зоны, в зависимости от которых определяется начало и окончание зимнего периода.
Несмотря на зимний период ООО "Газпром газораспределение Томск" не приостановило мероприятия по объекту для подключения Калашникова С.Г., продолжило разработку проекта, получение согласований, оформление земельных участков под строительство, более того, заранее 28.02.2023 направило в адрес подрядчика ООО "ПСК "Газспецстрой" заявку на выполнение строительных работ. Указанные мероприятия позволили подрядчику ООО "ПСК "Газспецстрой" приступить к выполнению работ по окончании зимнего периода и 31.05.2023 произвести подключение объекта Калашникова С.Г. к системе газоснабжения.
Применительно к вмененному нарушению ООО "Газпром газораспределение Томск" положений пункта 121 Правил N 1547 судом установлено следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2016 N 903 утверждены Правила разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций (далее также - Правила N 903).
Согласно пункту 3 Правил N 903 разработку программ газификации осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации (органы публичной власти федеральной территории) совместно с единым оператором газификации (региональным оператором газификации). В силу пункта 4 Правил N 903 программы газификации содержат, в том числе, сводный план-график догазификации по форме согласно приложению N 1 и пообъектный план-график догазифнкации по форме согласно приложению N 2.
Следовательно, сводный и пообъектный планы-графики догазификации являются составной частью программы газификации.
Согласно пункта 7 Правил N 903 при необходимости в программы газификации вносятся изменения в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.
ООО "Газпром газораспределение Томск" является газораспределительной организацией и согласно пункту 6(6) Правил N 903 вправе вносить предложения при формировании сводного плана-графика догазификации и пообъектного плана-графика догазификации, а также обязано обеспечивать реализацию утвержденной программы газификации согласно пункту 3(1) Правил N 903.
Возможность внесения изменений в программу газификации (вне зависимости от инициатора изменений) прямо предусмотрена Правилами N 903. Запрет на изменения в 14 программе газификации (в том числе изменение сроков подключения) в указанных Правилах N 903 не установлен. Отсутствует такой запрет и в Правилах N1547.
ООО "Газпром газораспределение Томск" 26.08.2022 (исх. N 2961) направлена информация о проведении верификации пообъектного плана-графика догазификацни Томской области, по результатам рассмотрения которой на заседании Регионального штаба - рабочей группы по развитию газоснабжения и газификации Томской области от 28.09.2022 принято решение о согласовании внесения изменений в планы-графики догазификации. В том числе, по объекту Калашникова С.Г. согласованы сроки осуществления мероприятий по технологическому подключению в мае 2023 года.
В силу пункта 7 Правил N 903 программы газификации формируются на 10 лет и утверждаются руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (руководителями исполнительно-распорядительного органа федеральной территории). При необходимости в программы газификации вносятся изменения в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.
Из пунктов 6(2), 6(5), 6(6) Правил N 903 следует, что формирование сводного планаграфика догазификации и пообъектного плана-графика догазификации осуществляется, в том числе, на основании предложений газораспределительной организации; сводный план-график догазификации и пообъектный план-график догазификации формируются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе с учетом предложений об изменении программы газификации, направляемых газораспределительными организациями.
Департаментом промышленности и энергетики Администрации Томской области размещён пообъектный план-график догазификации по состоянию на 25.10.2022 (https://depenerg.tomsk.gov.ru/sotsialnaia-uaziflkatsija), согласно которому объект капитального строительства Калашникова С.Г. с указанием мероприятий, включен в Региональную программу газификации.
Согласно пообъектному плану-графику догазификации в указанной редакции мероприятия, необходимые для создания технической возможности подключения домовладения Калашникова С.Г. подлежат выполнению в мае 2023 г.
Следовательно, программой газификации выполнение работ по подключению объекта Калашникова С.Г. к газораспределительным сетям установлено периодом - май 2023 года.
Как верно указано судом первой инстанции, указанные изменения в программу внесены уполномоченным лицом после рассмотрения соответствующих документов, а не самостоятельно ООО "Газпром газораспределение Томск". После внесения в программу газификации изменений ООО "Газпром газораспределение Томск" обязано при реализации мероприятий по подключению руководствоваться сроками, определенными программой газификации.
Рассмотрев доводы антимонопольного органа о том, исходя из пункта 6(2) Правил N 903 и пункта 121 Правил N 1547 продление сроков возможно только при внесении изменений в программу газификации при наличии соответствующих оснований, предусмотренных пунктом 121 Правил N 1547, которые в данном случае отсутствуют, суд первой инстанции их обоснованно отклонил, так как Томское УФАС России выборочно применяет Правила N903, не учитывая пункты 7 и 6(6) Правил N 903, которые закрепляют возможность внесения изменений в программу газификации, а также право газораспределительной организации вносить предложения по таким изменениям.
Коллегия суда соглашается с выводами суда первой инстанции, что антимонопольный орган недостаточно исследовал вопрос о составе правонарушения, в частности виновности ООО "Газпром газораспределение Томск" в ходе осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта Калашникова С.Г. к газораспределительным сетям, при этом вина является обязательным условием привлечения лица к административной ответственности.
В частности, в ходе осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта Калашникова С.Г. к газораспределительным сетям со стороны общества согласно п. 72 Правил N 1547 выполнены: инженерные изыскания; работы по проектированию сети газораспределения; оформлены земельные участки под строительство; выполнены работы по строительству сети газораспределения до границы земельного участка заявителя, произведена врезка газопровода заявителя; осуществлен пуск газа (в сроки установленные программой газификации - май 2023 г.). При этом, окончание работ по подключению в 2023 г., в частности, было обусловлено долгим неподписанием Калашниковым С.Г. переданного ему проекта договора, нарушением подрядчиком срока осуществления изыскательных работ, длительностью процедуры согласования проектной документации и получения разрешений на земельные участки, установленным законодательством запретом осуществлять земляные работы открытым способом в зимний период.
В части 2 статьи 2.1 КоАП РФ указано, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Суть данного подхода заключается в определении реальной возможности или невозможности для юридического лица соблюсти те нормы и правила, за нарушение которых и установлена административная ответственность.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 21 апреля 2005 г. N 119-0 указал, что положения части 2 статьи 2.1 КоАП, предусматривающие основания, при обязательном наличии которых юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (статья 1.5 КоАП) и имеют целью исключить возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности при отсутствии их вины.
Между тем, доказательства вины в совершении правонарушения являются необходимым условием для привлечения лица к административной ответственности, поэтому в отсутствие таких доказательств привлечение лица к административной ответственности является необоснованным.
Суд первой инстанции правомерно установил, что оспариваемое постановление вынесено без учета указанных норм права, в связи с чем, обоснованно признал, что административным органом не доказано наличие состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Частями 1 и 2 статьи 24.5 КоАП РФ определено, что отсутствие события и состава административного правонарушения являются обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении.
Судом установлены основания для вывода об отсутствии состава административного правонарушения, поскольку имеют место неустранимые сомнения в наличии вины общества в допущенных нарушениях.
В соответствии со статьей 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному и правомерному выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению, поскольку отсутствовали правовые основания для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в силу недоказанности виды в действиях общества.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешается, поскольку исходя из части 4 статьи 208 АПК РФ, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, следовательно, по данной категории дел не облагаются государственной пошлиной также апелляционные жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.08.2023 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-4909/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
И. И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-4909/2023
Истец: ООО "Газпром газораспределение Томск"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области
Третье лицо: Калашников Сергей Геннадьевич