г. Тюмень |
|
28 марта 2024 г. |
Дело N А45-11729/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Дружининой Ю.Ф.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола судебного онлайн-заседания с использованием средств веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" и аудиозаписи помощником судьи Ким А.А. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Качаем Бетон" на постановление от 22.11.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Зайцева О.О., Кривошеина С.В.) по делу N А45-11729/2023 Арбитражного суда Новосибирской области по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Качаем Бетон" (630071, Новосибирская область, город Новосибирск, переулок 1-й Халтурина, дом 11, этаж 1, ОГРН 1175476043720, ИНН 5404057192) к 1 Регистрационному отделению 1 Межрайонного отдела экзаменации технического надзора и регистрации автомототранспортных средств Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области, Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области об оспаривании отказа.
В заседании приняла участие представитель общества ограниченной ответственностью "Качаем Бетон" Дубровская М.В. по доверенности от 10.10.2023.
В онлайн-режиме посредством использования системы веб-конференции в заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Качаем Бетон" - Кислицин В.В. по доверенности от 10.10.2023;
от Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области - Паталаха Т.В. по доверенности от 09.01.2024.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Качаем Бетон" (далее - общество, ООО "Качаем бетон") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к 1 Регистрационному отделению 1 Межрайонного отдела экзаменации технического надзора и регистрации автомототранспортных средств Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области (далее - регистрационное отделение), Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области (далее - управление) о признании недействительным отказа в проведении регистрационного действия по заявлению общества от 20.04.2023 N 94874522 в части отказа в проведении регистрации на основании пункта 4 части 1, пункта 1 части 5 статьи 20 Федерального закона от 03.08.2018 N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 283-ФЗ), пункта 92.4 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 21.12.2019 N 950 (далее - Административный регламент), в связи с несоответствием реальной разрешенной максимальной массы транспортного средства: автобетононасос марки Daewoo (KLT) Novus, идентификационный номер KLICR9CC1FK000119 сведениям, указанным в паспорте транспортного средства 25 УР 141094 от 11.09.2014 (далее - ПТС).
Решением от 07.08.2023 Арбитражного суда Новосибирской области заявленное требование удовлетворено, на управление (регистрационное отделение) возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем снятия запрета на регистрационные действия и проведения регистрационных действий по постановке транспортного средства на регистрационный учет.
Постановлением от 22.11.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит постановление апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению подателя кассационной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к ошибочному выводу о законности оспариваемого отказа; в рассматриваемом случае запрет на совершение регистрационного действия отсутствовал, поскольку регистрационные данные транспортного средства подлежали изменению; материалами дела не подтверждено аннулирование (прекращение) учета транспортного средства; представленными обществом документами подтверждается, что изменения в конструкцию транспортного средства не вносились, а в ПТС Владивостокской таможней допущена техническая ошибка.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, кассационную жалобу общества - без удовлетворения.
Проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции считает, что постановление суда апелляционной инстанции не подлежит отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество по договору купли-продажи от 31.03.2020, заключенному с обществом с ограниченной ответственностью Лизинговая компания "Сименс Финанс" (далее - ООО "Сименс Финанс"), приобрело автобетононасос марки Daewoo (KLT) Novus, 2014 года выпуска, идентификационный номер KLICR9CC1FK000119 (далее - транспортное средство, автобетононасос марки Daewoo).
После приобретения транспортного средства ООО "Качаем бетон" обратилось с заявлением о постановке его на государственный учет, в осуществлении которого было отказано по причине наличия ограничений на регистрационные действия, наложенных 20.09.2016 2 Межрайонным отделом экзаменации технического надзора и регистрации автомототранспортных средств Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области (дислокация Станцтонная 83), - аннулирование регистрации, несоответствие разрешенной массы указанной в ПТС; транспортное средство доставлено в отдел полиции.
Постановлением от 30.12.2019 уголовное дело N 1180150005000247, возбужденное 28.02.2018 по признакам состава преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации, прекращено. Согласно данному постановлению в ходе предварительного следствия установлено, что в ПТС транспортного средства Владивостокской таможней допущена техническая ошибка.
Общество 20.04.2023 повторно обратилось с заявлением о постановке автобетононасоса марки Daewoo на государственный учет.
По результатам рассмотрения указанного заявления принято решение от 20.04.2023 об отказе в проведении регистрационного действия на основании пункта 4 части 1 и пункта 1 части 5 статьи 20 Закона N 283-ФЗ, а также пункта 92.4 Административного регламента.
Не согласившись с решением управления, ООО "Качаем бетон" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из несоответствия оспариваемого отказа положениям статьи 20 Закона N 283-ФЗ, поскольку представленные обществом документы (сертификат соответствия C-KR.MT47.A.30969 ТР1766540, экспертное заключение от 20.12.2021 N 3546/2, ответ таможенного органа от 21.06.2022 N 17-34/25186, ответ Росстандарта от 26.12.2022 N 3321-ОГ/05, постановление от 30.12.2019 о прекращении уголовного дела) подтверждают отсутствие несоответствия регистрационных данных или конструкции транспортного средства сведениям, указанным в документах, идентифицирующих транспортное средство.
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд апелляционной инстанции пришел к выводам о соответствии оспариваемого решения требованиям действующего законодательства и отсутствии нарушений прав и законных интересов ООО "Качаем бетон".
Суд округа, оставляя постановление суда апелляционной инстанции без изменения, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходима совокупность двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, отнесение транспортных средств к источникам повышенной опасности обуславливает необходимость установления для них особого правового режима в целом и специальных правил их допуска к эксплуатации в частности; государственная регистрация как обязательное условие для осуществления собственниками принадлежащих им имущественных прав на автомобили, а именно для использования автомобилей в дорожном движении, в определенной степени ограничивает субъективное право собственности, однако такое ограничение нельзя рассматривать как недопустимое, поскольку оно имеет целью защиту здоровья, прав и законных интересов как самих собственников, так и других лиц, обеспечение эффективного противодействия преступлениям и другим правонарушениям, связанным с использованием транспортных средств, а сами по себе регистрационные действия, осуществляемые регистрационными подразделениями, являются формой административного контроля с целью соблюдения конституционных прав граждан и гарантирования их имущественных интересов (постановление от 12.05.2011 N 7-П; определения от 01.10.2008 N 670-О-О, от 26.01.2010 N 124-О-О, от 17.01.2012 N 9-О-О, от 11.05.2012 N 836-О, от 21.03.2013 N 384-О, от 16.07.2013 N 1181-О, от 20.03.2014 N 607-О и др.).
Положениями пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Порядок государственной регистрации транспортных средств определен Законом N 283-ФЗ, Правилами государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 N 1764 (далее -Правила N 1764), Административным регламентом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона N 283-ФЗ под государственной регистрацией транспортного средства понимается совокупность регистрационных действий и иных действий в соответствии с названным Законом.
К регистрационным действиям относится, в том числе постановка транспортного средства на государственный учет - включение в государственный реестр транспортных средств записи, содержащей регистрационные данные транспортного средства и иные данные (пункт 1 части 4 статьи 10 Закона N 283-ФЗ).
Одним из оснований для отказа в совершении регистрационных действий является запрет на совершение регистрационных действий в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 20 Закона N 283-ФЗ (пункт 1 части 5 статьи 283-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона N 283-ФЗ запрещается совершение регистрационных действий в случае несоответствия регистрационных данных или конструкции транспортного средства сведениям, указанным в документах, идентифицирующих транспортное средство, за исключением регистрационных и иных данных транспортного средства, подлежащих изменению (внесению в документ, идентифицирующий транспортное средство) на основании представленных документов (пункт 4); наличие запретов и (или) ограничений, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 7).
Пунктами 92.4, 92.11 Административного регламента также предусмотрено, что основаниями для отказа в совершении регистрационных действий в соответствии со статьей 20 Закона N 283-ФЗ является несоответствие регистрационных данных или конструкции транспортного средства сведениям, указанным в документах, идентифицирующих транспортное средство, за исключением регистрационных и иных данных транспортного средства, подлежащих изменению (внесению в документ, идентифицирующий транспортное средство) на основании представленных документов; наличие запретов и (или) ограничений, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В рассматриваемом случае основанием для отказа в проведении постановки транспортного средства на государственный учет послужило несоответствие регистрационных данных транспортного средства сведениям, указанным в документах, идентифицирующих транспортное средство, а именно: несоответствие реальной разрешенной максимальной массы транспортного средства сведениям, указанным в ПТС, и наличие ограничений на проведение регистрационных действий от 20.09.2016. Кроме того, указано на отсутствие документов, предусмотренных статьей 15 Закона N 283-ФЗ, для проведения регистрационного действия - полиса обязательного страхования гражданской ответственности, диагностической карты.
Согласно статье 11 Закона N 283-ФЗ регистрационные данные транспортного средства - данные транспортного средства, подлежащие государственному учету и вносимые в регистрационные документы.
К регистрационным данным транспортного средства среди прочих относятся масса в снаряженном состоянии (масса без нагрузки) и технически допустимая максимальная масса (полная масса) (пункт 7 части 2 статьи 11 N 283-ФЗ).
В соответствии со статьей 14 Закона N 283-ФЗ документами, идентифицирующими транспортное средство, являются паспорт транспортного средства (паспорт шасси транспортного средства) и регистрационный документ (пункты 1, 2 части 1).
Как установлено судом апелляционной инстанции, 25.07.2015 транспортное средство было зарегистрировано за обществом с ограниченной ответственностью "Регионавтобетононасос" (лизингополучатель по договору финансовой аренды от 13.07.2015, заключенному с ООО "Сименс Финанс"); 20.09.2016 государственный учет данного транспортного средства был аннулирован на основании пункта 51 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 N 1001, и выставлено ограничение на совершение регистрационных действий.
Частью 2 статьи 18 Закона N 283-ФЗ установлено, что возобновление государственного учета транспортного средства осуществляется по заявлению его владельца при наличии для этого установленных законодательством Российской Федерации оснований.
Согласно пункту 65 Правил N 1764 возобновление государственного учета транспортного средства, прекращенного в соответствии с пунктом 59 названных Правил, осуществляется после устранения причин, явившихся основанием для прекращения регистрации, за владельцем транспортного средства, сведения о котором содержатся в государственном реестре транспортных средств, в порядке, предусмотренном абзацем первым пункта 63 данных Правил, с проведением осмотра транспортного средства.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции установил, что общество обратилось 20.04.2023 в регистрационное отделение с заявлением о постановке транспортного средства на государственный учет; при рассмотрении заявления установлено, что на указанном транспортном средстве с 20.09.2016 стоит ограничение на проведение регистрационных действий, реальная масса транспортного средства не соответствует сведениям, указанным в ПТС (разрешенная максимальная масса 29 230 кг, масса без нагрузки 29 100 кг), отсутствуют документы, предусмотренные статьей 15 Закона N 283-ФЗ, для совершения регистрационных действий (диагностическая карта, страховой полис).
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции обоснованно не согласился с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 20 Закона N 283-ФЗ, для отказа в проведении регистрационного действия - постановки на государственный учет транспортного средства.
Вопреки доводам общества судом апелляционной инстанции со ссылкой на пункт 51 Правил N 1764 обоснованно указано, что внесение изменений в регистрационные данные транспортного средства осуществляется при изменении содержания или состава регистрационных данных транспортного средства, содержащихся в соответствующей записи государственного реестра транспортных средств, и внесении соответствующих изменений в документы, идентифицирующие транспортное средство.
В рассматриваемом случае общество обратилось с заявлением о постановке транспортного средства на государственный учет (пункт 1 части 4 статьи 10 Закона N 283-ФЗ), а не с заявлением о внесении изменений в регистрационные данные транспортного средства (пункт 2 части 4 статьи 10 Закона N283-ФЗ) или о возобновлении государственного учета транспортного средства (пункт 4 части 4 статьи 10 Закона N283-ФЗ).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции, учитывая вышеприведенные положения Закона N 283-ФЗ, Правил N 1764 и Административного регламента, руководствуясь положениями части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ, пришел к правильному выводу о наличии у управления (регистрационного отделения) правовых оснований для вынесения оспариваемого отказа от 20.04.2023 на основании пункта 4 части 1, пункта 1 части 5 статьи 20 Закона N 283-ФЗ, пункта 92.4 Административного регламента, связи с чем отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении заявленного обществом требования.
Доводы подателя кассационной жалобы об отсутствии правовых оснований для вынесения оспариваемого отказа управлением основаны на неправильном толковании норм материального права и существа сложившихся отношений.
Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 22.11.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-11729/2023 Арбитражного суда Новосибирской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рассматриваемом случае общество обратилось с заявлением о постановке транспортного средства на государственный учет (пункт 1 части 4 статьи 10 Закона N 283-ФЗ), а не с заявлением о внесении изменений в регистрационные данные транспортного средства (пункт 2 части 4 статьи 10 Закона N283-ФЗ) или о возобновлении государственного учета транспортного средства (пункт 4 части 4 статьи 10 Закона N283-ФЗ).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции, учитывая вышеприведенные положения Закона N 283-ФЗ, Правил N 1764 и Административного регламента, руководствуясь положениями части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ, пришел к правильному выводу о наличии у управления (регистрационного отделения) правовых оснований для вынесения оспариваемого отказа от 20.04.2023 на основании пункта 4 части 1, пункта 1 части 5 статьи 20 Закона N 283-ФЗ, пункта 92.4 Административного регламента, связи с чем отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении заявленного обществом требования."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 марта 2024 г. N Ф04-7911/24 по делу N А45-11729/2023