г. Тюмень |
|
26 апреля 2024 г. |
Дело N А70-13868/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Щанкиной А.В.,
судей Демидовой Е.Ю.,
Сириной В.В.,
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента лесного комплекса Тюменской области на решение от 18.10.2023 Арбитражного суда Тюменской области (судья Минеев О.А.) и постановление от 16.01.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Иванова Н.Е., Котляров Н.Е., Лотов А.Н.) по делу N А70-13868/2023 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Техком-Сервис" (625002, г Тюмень, ул. Госпаровская, д. 31, помещение 2, ИНН 8903029460, ОГРН 1098903000679) к Департаменту лесного комплекса Тюменской области (625004, г. Тюмень, ул. Первомайская, д. 34/1, ИНН 7202138082. ОГРН 1057200733831) о признании незаконными действий по отмене приказа на использование земельного участка для размещения линейного объекта.
В заседании приняли участие представители:
от Департамента лесного комплекса Тюменской области - Казакеева Тамара Николаевна по доверенности от 01.06.2023 N 72 сроком действия 3 года, паспорт,
от общества с ограниченной ответственностью "Техком-Сервис" - Субарев Антон Иванович по доверенности от 17.01.2023 N 15 сроком действия по 31.01.2024, паспорт.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Техком-Сервис" (далее - заявитель, общество, ООО "Техком-Сервис") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Департаменту лесного комплекса Тюменской области (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании незаконными действий по отмене приказа от 20.03.2023 N 05/128 "О выдаче разрешения общества с ограниченной ответственностью "Техком-Сервис" на использование земельного участка для размещения линейного объекта, расположенного в Армизонском лесничестве Тюменской области"; о признании незаконным приказа от 28.03.2023 N 05/140 "Об отмене разрешения общества с ограниченной ответственностью "Техком-Сервис" на использование земельного участка для размещения линейного объекта, расположенного в Армизонском лесничестве Тюменской области и отказе в его предоставлении".
Решением от 18.10.2023 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 16.01.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Департамент обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав ООО "Техком-Сервис" в заявленных требованиях в полном объеме или направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы приведены следующие доводы: выводы суда о том, что "разрешение на использование земельного участка под размещение линейного объекта может быть подано не только на объекты, планируемые к "размещению", но также и для целей эксплуатации уже "размещенных" линейных объектов", "размещение линейных объектов до получения соответствующего на использование земельного/лесного участка, соответствует нормам действующего законодательства", являются несостоятельными, судом по делу N А70-26322/2022 установлено, что спорный объект (воздушная линия ВЛ-10кВ Плоское отп.на ТП N б/н; КТП-10/0, 4кВ N б/н с. Иваново) возведен ООО "Техком-Сервис" до получения соответствующего разрешения на использование лесного участка, то есть в отсутствие разрешения, предусмотренного пунктом 1.3 Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 03.06.2015 N 238-п, следовательно, спорный объект (воздушная линия ВЛ- ЮкВ Плоское отп.на ТП N б/н; КТП-10/0, 4кВ N б/н с. Иваново) является самовольной постройкой; вывод суда о возможной выдаче разрешения на использование лесного участка на уже фактически размещенные линейные объекты противоречит нормам действующего законодательства Российской Федерации; действия Департамента по отмене приказа от 20.03.2023 N 05/128 "О выдаче разрешения ООО "Техком-Сервис" на использование земельного участка для размещения линейного объекта, расположенного в Армизонском лесничестве Тюменской области" являются законными и обоснованными, приказ Департамента от 28.03.2023 N 05/140 "Об отмене разрешения ООО "Техком-Сервис" на использование земельного участка для размещения линейного объекта, расположенного в Армизонском лесничестве Тюменской области и отказе в его предоставлении" издан в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит в удовлетворении кассационной жалобы Департамента отказать в полном объеме.
В судебном заседании представители сторон поддержали ранее изложенные правовые позиции по делу.
Проверив судебные акты в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, истец, являясь подрядчиком по договору от 13.11.2020 N 16/2020/76 (далее - Договор), заключенным с АО "Россети Тюмень" (далее - Заказчик, Сетевая организация), выполняет работы по строительству PC 0,4-10 кВ Южного TQO филиала АО "Россети Тюмень" Тюменские электрические сети для технологического присоединения (200 группа) от 15 до 150 кВт включительно под "ключ".
В рамках Договора заявитель осуществляет строительство ряда объектов электросетевого хозяйства, в том числе воздушную линию ВЛ-10кВ Плоское отп.на ТП N б/н; КТП-10/0,4кВ N б/н с. Иваново, по адресу: Тюменская область, Армизонский район, в 0,9 км западнее с. Иваново, кадастровый номер земельного участка 72:02:0702001:408. Строительство объекта производится в целях осуществления процедуры технологического присоединения к электрическим сетям заявителя Заказчика - гражданина Самойлова Сергея Михайловича.
АО "Россети Тюмень" является сетевой организацией, владеющей объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Приказом Департамента от 20.03.2023 N 05/128 заявителю ООО "Техком-Сервис" выдано разрешение на использование земельного участка для размещения линейного объекта, расположенного в Армизонском лесничестве Тюменской области (линейный объект - ВЛ-10кВ Плоское отп.на ТП N б/н; КТП-10/0,4Кв N б/н с. Иваново, по адресу: Тюменская область, Армизонский район, в 0,9 км западнее с. Иваново, кадастровый номер земельного участка 72:02:0702001:408).
Департаментом издан приказ от 28.03.2023 N 05/140 "Об отмене разрешения ООО "Техком-Сервис" на использование земельного участка для размещения линейного объекта, расположенного в Армизонском лесничестве Тюменской области и отказе в его предоставлении" (далее - Приказ N 05/140).
Считая указанный приказ N 05/140 незаконным и не основанным на нормах действующего законодательства, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 9, 45 Лесного кодекса Российской Федерации (далее ЛК РФ), статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, пунктами 1, 5, 6, 11 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, Правилами использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (далее - Правила использования лесов), Перечнем случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесных участков (далее - Перечень случаев), установленными приказом Минприроды России от 10.07.2020 N 434, определением Верховного суда Российской Федерации от 21.07.2021 N 306-ЭС21-10841, исходя из того, что разрешение на использование земельного участка под размещение линейного объекта может быть подано не только на объекты, планируемые к "размещению", но также и для целей эксплуатации уже "размещенных" линейных объектов, размещение линейных объектов до получения соответствующего разрешения на использование земельного/лесного участка, соответствует нормам действующего законодательства и правоприменительной практике, суды признали требования общества подлежащими удовлетворению.
При рассмотрении дела судами также учтено, что в рамках дела N А70-26322/2022 установлено, что трансформаторная подстанция и подведенные ЛЭП на площади 0,0026 га (координаты 56° 04' 58,6" 067° 44' 25,1") входят в перечень объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство и в перечень объектов, размещение которых может осуществляться на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (касс напряжения - менее 35 кВт); на спорном лесном участке, который относится к такой категории защитных лесов как ценные леса разрешено не только строительство линейных объектов в качестве капитальных сооружений (статьи 21, 21.1, 115 ЛК РФ), но и размещение некапитальных строений и сооружений, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (распоряжение от 23.04.2022 N 999-р); при строительстве спорных объектов рубка лесных насаждений не осуществлялась (леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях); изначально приказом Департамента от 20.03.2023 N 05/128 ООО "ТехкомСервис" было выдано разрешение на использование земельного участка для размещения спорного объекта, что указывает на отсутствие каких-либо препятствий для его размещения на лесном участке, а последующая отмена данного приказа 28.03.2023 обусловлена лишь фактом того, что спорные объекты уже были возведены; отсутствуют доказательства того, что расположение трансформаторной подстанции и спорной ЛЭП создают необходимость вырубки каких-либо лесных насаждений (район расположения) и какую-либо угрозу жизни и здоровью неопределённого круга лиц, в связи с чем отсутствие разрешения, предусмотренного пунктом 1.3 Постановления N 238-п, является незначительным нарушением, не препятствующим возможности сохранения спорной постройки.
Кассационная инстанция, проверив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, считает выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствующими фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 45 ЛК РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.
На основании подпункта "д" пункта 3 Перечня случаев использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации, в том числе при капитальных и текущих ремонтах линейных объектов, осуществляется без предоставления лесных участков, установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения линейных объектов, предусмотренных пунктами 1, 5, 6, 11 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300.
Согласно пункта 5 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в данный перечень входят линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Абзац 2 пункта 3.1 Правил использования лесов устанавливает, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" пункта 3 Перечня случаев, использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение части 3 статьи 39.36 ЗК РФ постановлением Правительства Тюменской области от 03.06.2015 N 238-п утверждено Положение о порядке и условиях размещения объектов на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участком и установления сервитута (далее - Положение).
Пунктом 1.3 Положения закреплено, что размещение вышеуказанных объектов осуществляется на основании разрешения на использование земель и земельного участка.
В силу пункта 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению.
Оценив все представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 АПК РФ, принимая во внимание обстоятельства, установленные в деле N А70-26322/2022, учитывая, что: АО "Россети Тюмень" является сетевой организацией, владеющей объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям; строительство спорной линии электропередачи осуществляется в целях исполнения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, императивно обязательного к заключению и исполнению для сетевой организации; трансформаторная подстанция и подведенные ЛЭП на площади 0,0026 га (координаты 56° 04' 58,6" 067° 44' 25,1") входят в перечень объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство и в перечень объектов, размещение которых может осуществляться на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (касс напряжения - менее 35 кВт) (определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2022 N 308-ЭС22-9622 по делу N А32-16282/2019); на спорном лесном участке, который относится к такой категории защитных лесов как ценные леса разрешено не только строительство линейных объектов в качестве капитальных сооружений (статьи 21, 21.1, 115 ЛК РФ), но и размещение некапитальных строений и сооружений, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (распоряжение от 23.04.2022 N 999-р); при строительстве спорных объектов рубка лесных насаждений не осуществлялась (леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях); изначально приказом Департамента от 20.03.2023 N 05/128 ООО "ТехкомСервис" было выдано разрешение на использование земельного участка для размещения спорного объекта, что указывает на отсутствие каких-либо препятствий для его размещения на лесном участке, а последующая отмена данного приказа 28.03.2023 обусловлена лишь фактом того, что спорные объекты уже были возведены; отсутствуют доказательства того, что расположение трансформаторной подстанции и спорной ЛЭП создают необходимость вырубки лесных насаждений (район расположения) и какую-либо угрозу жизни и здоровью неопределённого круга лиц, в связи с чем отсутствие разрешения, предусмотренного пунктом 1.3 Постановления N 238-п, является незначительным нарушением, не препятствующим возможности сохранения спорной постройки, суды первой и апелляционной инстанций пришли к законным и обоснованным выводам о том, что в настоящем случае размещение спорного линейного объекта до получения соответствующего разрешения на использование земельного/лесного участка, в конкретном случае является незначительным нарушением и соответствует нормам действующего законодательства.
Выводы судов соответствуют обстоятельствам рассматриваемого дела и применённым нормам материального права, в связи с чем оснований для иных выводов у суда округа не имеется.
Действия Департамента по изначальной выдаче и последующей отмене (через несколько дней) приказа (спустя 8 дней) правомерно признаны судами непоследовательным поведением государственного органа.
Судами при рассмотрении настоящего дела верно учтено, что отсутствие разрешения, предусмотренного пунктом 1.3 постановления Правительства Тюменской области от 03.06.2015 N 238-п, со ссылкой на разъяснения, изложенные в пункте 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации от 16.11.2022, признано незначительным нарушением и не препятствующим возможности сохранения объекта, поскольку с учетом конкретных обстоятельств дела, допущенное при возведении ЛЭП нарушение не создает угрозу жизни и здоровью граждан и не нарушает права и интересы третьих лиц.
Суды обоснованно констатировали, что с учетом вступившего в законную силу решения суда об отказе в сносе линейного объекта (А70-26322/2022) в настоящем случае выдача разрешения на использование земельного участка для размещения данного линейного объекта соответствует публичным и экономическим интересам государства.
С учетом конкретных обстоятельств дела суды обоснованно учли, что позиция Департамента носит формальный характер, поскольку какие-либо доказательства, свидетельствующие о невозможности размещения спорного объекта в указанных координатах лесного участка, как и доказательства того, что размещение спорного объекта повлекло или может повлечь изменение разрешенного использования данному лесному участку истцом не представлены (статьи 9, 65 АПК РФ).
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений сторон, а окончательные выводы соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов на основании доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 АПК РФ, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570, от 16.02.2017 N 307-ЭС16-8149. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены решения и постановления в любом случае, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18.10.2023 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 16.01.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-13868/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Щанкина |
Судьи |
Е.Ю. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив все представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 АПК РФ, принимая во внимание обстоятельства, установленные в деле N А70-26322/2022, учитывая, что: АО "Россети Тюмень" является сетевой организацией, владеющей объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям; строительство спорной линии электропередачи осуществляется в целях исполнения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, императивно обязательного к заключению и исполнению для сетевой организации; трансформаторная подстанция и подведенные ЛЭП на площади 0,0026 га (координаты 56° 04' 58,6" 067° 44' 25,1") входят в перечень объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство и в перечень объектов, размещение которых может осуществляться на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (касс напряжения - менее 35 кВт) (определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2022 N 308-ЭС22-9622 по делу N А32-16282/2019); на спорном лесном участке, который относится к такой категории защитных лесов как ценные леса разрешено не только строительство линейных объектов в качестве капитальных сооружений (статьи 21, 21.1, 115 ЛК РФ), но и размещение некапитальных строений и сооружений, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (распоряжение от 23.04.2022 N 999-р); при строительстве спорных объектов рубка лесных насаждений не осуществлялась (леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях); изначально приказом Департамента от 20.03.2023 N 05/128 ООО "ТехкомСервис" было выдано разрешение на использование земельного участка для размещения спорного объекта, что указывает на отсутствие каких-либо препятствий для его размещения на лесном участке, а последующая отмена данного приказа 28.03.2023 обусловлена лишь фактом того, что спорные объекты уже были возведены; отсутствуют доказательства того, что расположение трансформаторной подстанции и спорной ЛЭП создают необходимость вырубки лесных насаждений (район расположения) и какую-либо угрозу жизни и здоровью неопределённого круга лиц, в связи с чем отсутствие разрешения, предусмотренного пунктом 1.3 Постановления N 238-п, является незначительным нарушением, не препятствующим возможности сохранения спорной постройки, суды первой и апелляционной инстанций пришли к законным и обоснованным выводам о том, что в настоящем случае размещение спорного линейного объекта до получения соответствующего разрешения на использование земельного/лесного участка, в конкретном случае является незначительным нарушением и соответствует нормам действующего законодательства.
...
Судами при рассмотрении настоящего дела верно учтено, что отсутствие разрешения, предусмотренного пунктом 1.3 постановления Правительства Тюменской области от 03.06.2015 N 238-п, со ссылкой на разъяснения, изложенные в пункте 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации от 16.11.2022, признано незначительным нарушением и не препятствующим возможности сохранения объекта, поскольку с учетом конкретных обстоятельств дела, допущенное при возведении ЛЭП нарушение не создает угрозу жизни и здоровью граждан и не нарушает права и интересы третьих лиц."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 апреля 2024 г. N Ф04-1108/24 по делу N А70-13868/2023