г. Тюмень |
|
13 мая 2024 г. |
Дело N А75-15567/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 мая 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Черноусовой О.Ю.
Шохиревой С.Т.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение от 15.10.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Чешкова О.Г.) и постановление от 17.01.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Иванова Н.Е., Котляров Н.Е.) по делу N А75-15567/2023 по заявлению Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628011, город Ханты-Мансийск, улица Студенческая, дом 5А, ОГРН 1048600008951, ИНН 8601024177) в лице Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Нижневартовскому району (628624, город Нижневартовск, улица Интернациональная, дом 63) к обществу с ограниченной ответственностью "Уральская пожарно-спасательная компания" (628602, город Нижневартовск, улица Чапаева, дом 13, квартира 89 ОГРН 1168617063097, ИНН 8603223080) о привлечении к административной ответственности.
В заседании приняли участие представители:
от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - Кривощеков Д.В. по доверенности от 22.12.2022 N 357, Сухинин А.Д. по доверенности от 22.01.2024 N 28;
от общества с ограниченной ответственностью "Уральская пожарно-спасательная компания" - Перевозкин З.И. (директор) на основании паспорта гражданина Российской Федерации, Перевозкин А.И. по доверенности от 09.01.2024.
Суд установил:
Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по Нижневартовскому району Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - отдел, административный орган) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Уральская пожарно-спасательная компания" (далее - ООО "УПСК", общество) к административной ответственности по частям 3 и 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - управление).
Решением от 15.10.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 17.01.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда, ООО "УПСК" привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление просит изменить мотивировочную часть принятых по делу судебных актов и исключить из них вывод судов об отсутствии в действиях (бездействии) общества нарушения подпункта "а" пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1131 (далее - Положение о лицензировании).
По мнению подателя жалобы, судами сделан ошибочный вывод о том, что здания и помещения по адресу места осуществления ООО "УПСК" лицензируемого вида деятельности (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Нижневартовский район, Тагринское месторождение нефти) полностью соответствуют лицензионным требованиям.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве нее, суд округа не усматривает оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела, ООО "УПСК" имеет лицензию на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры от 08.11.2016 N 86-07-2022-005079.
В ходе проверки административным органом установлено, что в нарушение части 1, пункта 1 части 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" обществом не приняты меры по внесению изменений в реестр лицензий в связи с изменением места осуществления лицензируемого вида деятельности; в нарушение абзаца 1 статьи 24.3 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" по месту осуществления лицензируемого вида деятельности обществом не зарегистрирован филиал; в нарушении подпункта "а" пункта 3 Положения о лицензировании здание каркасный дом модульный (КДМ) инв. N отсутствует, здание под стоянку техники инв. N 38722, переданные ООО "УПСК" на основании договора на оказание услуг по обеспечению пожарной безопасности на производственных объектах, эксплуатируемых публичным акционерным обществом Нефтянная компания "РуссНефть" (далее - ПАО НК "РуссНефть") от 30.01.2023 N 33960-00/23-323/НФ и используемые обществом при осуществлении лицензируемого вида деятельности, не соответствуют требованиям статей 33, 97 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) (не являются пожарным депо); в нарушение подпункта "ж" пункта 3 Положения о лицензировании обществом не выполняются положения нормативных правовых актов и нормативных документов по пожарной безопасности в части организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, в том числе с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения в непригодной для дыхания среде, организации и несения караульной службы, а именно: отсутствуют приказы (распоряжения) для допуска личного состава к использованию средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения; на момент проверки не представлены: платы и карточки тушения пожаров на пожароопасные объекты; план-карта района выезда с нанесенными водоисточниками, пожароопасными предприятиями; справочник и планшет водоисточников, находящихся в районе выезда подразделения пожарной охраны (акт проверки от 18.07.2023 N 59).
Данные обстоятельства послужили основанием для составления протоколов об административных правонарушениях от 04.08.2023 N 94 и N 95 и обращения в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частями 3 и 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суды первой и апелляционной инстанций частично удовлетворили заявленное требование, сочтя доказанным наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, не усмотрев в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Положения о лицензировании одним из лицензионных требований при осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) зданий, помещений и сооружений установленного в соответствии со статьей 33 Закона N 123-ФЗ типа и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, размещенных на территории поселений и городских округов с учетом требований статьи 76 названного Закона, а в случае размещения на территории производственных объектов - в соответствии со статьей 97 Закона N 123-ФЗ.
Пожарное депо - объект пожарной охраны, в котором расположены помещения для хранения пожарной техники и ее технического обслуживания, служебные помещения для размещения личного состава, помещение для приема извещений о пожаре, технические и вспомогательные помещения, необходимые для выполнения задач, возложенных на пожарную охрану (пункт 24 статьи 2 Закона N 123-ФЗ).
В силу статьи 33 Закона N 123-ФЗ здания пожарных депо в зависимости от назначения, количества автомобилей, состава помещений и их площадей подразделяются на следующие типы: I - пожарные депо на 6, 8, 10 и 12 автомобилей для охраны городских населенных пунктов; II - пожарные депо на 2, 4 и 6 автомобилей для охраны городских населенных пунктов; III - пожарные депо на 6, 8, 10 и 12 автомобилей для охраны организаций; IV - пожарные депо на 2, 4 и 6 автомобилей для охраны организаций; V - пожарные депо на 1, 2, 3 и 4 автомобиля для охраны сельских населенных пунктов.
При этом в соответствии со статьей 97 Закона N 123-ФЗ подразделения пожарной охраны и здания пожарных депо размещаются на производственных объектах: 1) с суммарным объемом зданий категорий А и Б по пожарной и взрывопожарной опасности и помещений категорий А и Б по пожарной и взрывопожарной опасности в составе зданий категории В по пожарной и взрывопожарной опасности более 100 тысяч кубических метров и (или) с единовременно обращающимися в наружных технологических установках пожароопасными, пожаровзрывоопасными и взрывоопасными технологическими средами массой более 100 тысяч тонн. Объемы зданий, помещений и масса технологических сред суммируются, при этом подразделения пожарной охраны создаются на производственных объектах с суммарным числовым значением более 100 тысяч; 2) с суммарным объемом зданий категории В по пожарной и взрывопожарной опасности более 2 миллионов кубических метров; 3) атомных электростанций вне зависимости от мощности, тепловых электростанций мощностью 1000 мегаватт и более, гидроэлектростанций мощностью 1500 мегаватт и более.
Статьей 77 Закона N 123-ФЗ установлены требования пожарной безопасности к пожарным депо. Согласно части 4 указанной статьи состав зданий и сооружений, размещаемых на территории пожарного депо, площади зданий и сооружений определяются техническим заданием на проектирование.
В соответствии со статьями 76 и 97 Закона N 123-ФЗ разработан и утвержден приказом МЧС России от 25.03.2009 N 181 Свод правил. СП 11.13130.2009 "Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения" (далее - СП 11.13130.2009). Данный свод правил является нормативным документом по пожарной безопасности добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к определению числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны на территории поселений, городских округов и производственных объектов. Им следует руководствоваться при определении числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны, независимо от вида пожарной охраны (пункты 1.2 и 1.3 СП 11.13130.2009).
В соответствии с пунктами 2.1, 2.3, 2.4 СП 11.13130.2009 оперативное подразделение пожарной охраны - это подразделение, созданное для тушения пожаров и проведения связанных с ними аварийно-спасательных работ, размещаемое в здании пожарного депо. Место дислокации подразделения пожарной охраны считается место на территории населенного пункта или производственного объекта, на котором следует расположить (расположено) пожарное депо. Под пожарным депо понимается специальное здание (сооружение), в котором размещаются личный состав и пожарная техника оперативного подразделения пожарной охраны.
Согласно пункту 3.2.1 СП 11.13130.2009 исходные данные для определения числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны представляются для производственных объектов - собственником(ми) объекта или лицом(ми), уполномоченным(ми) владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями (сооружениями) производственного объекта.
Для каждого объекта предполагаемого пожара рассчитывается максимально допустимое расстояние от него до ближайшего пожарного депо в зависимости от цели выезда дежурного караула на пожар и выбранной схемы его развития (пункт 4.3 СП 11.13130.2009).
Из материалов дела следует, что обществу вменяется нарушение подпункта "а" пункта 3 Положения о лицензировании, выразившееся в том, что здания под размещение персонала и под стоянку техники, переданные ему на основании договора от 30.01.2023 N 33960-00/23-323/НФ на оказание услуг по обеспечению пожарной безопасности на производственных объектах, эксплуатируемых ПАО НК "РуссНефть", не соответствуют требованиям статей 33, 97 Закона N 123-ФЗ (не являются пожарным депо).
Исследовав в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды двух инстанций установили, что на Тагринском месторождении Нижневартовского филиала ПАО НК "РуссНефть" отсутствует суммарный объем 100 тысяч кубических метров зданий категорий А и Б по пожарной и взрывопожарной опасности и помещений категорий А и Б по пожарной и взрывопожарной опасности в составе зданий категорий "В" по пожарной и взрывопожарной опасности и (или) с единовременными обращающимися в наружных технологических установках пожароопасными, пожаровзрывоопасными и взрывоопасными технологическими средами массой более 100 тысяч тонн, а также наличие зданий категорий "В" по пожарной и взрывопожарной опасности с суммарным объемом более 2 миллионов кубических метров (письмо ПАО НК "РуссНефть" от 11.05.2023 N 50-1687); в протоколе об административном правонарушении отсутствуют ссылки на несоответствие зданий, используемых обществом для размещения автомобиля и персонала на производственном объекте, требованиям пожарной безопасности, предъявляемым к пожарным депо.
С учетом изложенного оснований для изменения мотивировочной части судебных актов и исключения из них выводов судов об отсутствии в действиях (бездействии) ООО "УПСК" нарушения подпункта "а" пункта 3 Положения о лицензировании не имеется.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.10.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 17.01.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-15567/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность привлечения общества к административной ответственности за несоответствие условий лицензии на тушение пожаров, установив, что используемые здания не соответствуют требованиям пожарной безопасности. Суд кассационной инстанции оставил без изменения решения нижестоящих судов, не усмотрев оснований для отмены.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 мая 2024 г. N Ф04-738/24 по делу N А75-15567/2023