г. Тюмень |
|
22 мая 2024 г. |
Дело N А46-13133/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чапаевой Г.В.
судей Алексеевой Н.А.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи при протоколировании помощником судьи Шимпф Е.В. кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Омской области на решение от 30.10.2023 Арбитражного суда Омской области (судья Захарцева С.Г.) и постановление от 05.02.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Котляров Н.Е., Лотов А.Н.) по делу N А46-13133/2023 по заявлению Министерства имущественных отношений Омской области (ИНН 5503079101, ОГРН 1045504006822, 644043, г. Омск, ул. Орджоникидзе, дом 5) к Администрации Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района (ИНН 5517008534, ОГРН 1055531005200, 646970, Омская область, Кормиловский район, р.п. Кормиловка, ул. Ленина, дом 12) о взыскании субсидии.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Губина М.А.) в заседании участвовали представители:
от Министерства имущественных отношений Омской области - Бондаренко Ю.П. по доверенности от 09.01.2024,
от Администрации Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района - Солодовникова И.В. по доверенности от 23.01.2024.
Суд установил:
Министерство имущественных отношений Омской области (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Администрации Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района (далее - Администрация, ответчик) о взыскании в областной бюджет 10 697,39 руб. субсидии на оформление технических планов в отношении бесхозяйных газопроводов, предоставленной по соглашению от 31.08.2022 N 21.
Решением от 30.10.2023 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 05.02.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить, вынести новое решение.
Администрация возражает против удовлетворения кассационной жалобы согласно отзыву.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Судами установлено и материалами дела подтверждено следующее.
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) постановлением Правительства Омской области от 26.06.2013 N 146-п утвержден Порядок принятия решений о разработке государственных программ Омской области, их формирования и реализации, на основании пункта 3 которого постановлением Правительства Омской области от 12.10.2016 N 289-п утверждена государственная программа Омской области "Управление общественными финансами и имуществом в Омской области" (далее - Государственная программа).
Разделом 10 приложения N 4 к Государственной программе определен Порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам на оформление технических планов в отношении бесхозяйных газопроводов (далее - Порядок).
Министерство является соисполнителем Государственной программы, исполнителем основного мероприятия и ведомственной целевой программы.
По заявке от 01.04.2022 N 317 на участие в отборе на предоставление субсидии местным бюджетам на оформление технических планов в отношении бесхозяйных газопроводов Администрацией представлен сводный перечень бесхозяйных газопроводов в количестве 33 штук, в отношении которых планируется подготовить технические планы (л.д. 22-24).
Между Министерством и Администрацией подписано соглашение о предоставлении субсидии на оформление технических планов в отношении бесхозяйных газопроводов от 31.08.2022 N 21 (далее - Соглашение).
В соответствии с пунктом 3 Соглашения и постановлением Правительства Омской области от 11.08.2022 N 421-п "О распределении субсидий местным бюджетам из областного бюджета на оформление технических планов в отношении бесхозяйных газопроводов в 2022 году" общий объем бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств с учетом размера субсидии составляет 237 891,89 руб. (размер субсидии, предоставляемой из областного бюджета - 235 370,24 руб., объем средств бюджета Кормиловского городского поселения на исполнение обязательства - 2 521,65 руб.).
С учетом наличия нераспределенных денежных средств согласно распоряжению Министерства от 10.10.2022 N 1501-р на основании заявки от 02.09.2022 N 1213 на участие в отборе на предоставление субсидии Администрации была дополнительно выделена субсидия на оформление технических планов в отношении 12 бесхозяйных газопроводов в размере 160 829,32 руб. (л.д. 27).
Дополнительным соглашением от 16.11.2022 N 1 в Соглашение внесено изменение в общий объем бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств, составивший 400 444,27 руб. Размер выделяемой субсидии на 2022 год, предоставляемой из областного бюджета, составил 396 199,56 руб., объем средств бюджета Кормиловского городского поселения, направленный на исполнение обязательства - 4 244,71 руб.
Администрацией заключены договоры от 03.06.2022 N 167-22 и N 167/3-22 на подготовку технических планов сооружений (газопроводов) на сумму 400 444,27 руб., в соответствии с которыми подрядчику необходимо подготовить технические планы на 21 и 12 газопроводов, соответственно. Всего были проведены работы по подготовке технических планов в отношении 33 бесхозяйных газопроводов.
Согласно приложению N 1 к Соглашению значение результата использования субсидии должно составлять 100%.
В соответствии с пунктом 13 раздела 10 Порядка в случае, если муниципальным образованием Омской области по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств по достижению результата использования субсидии, предусмотренных соглашением, на муниципальное образование возлагается обязанность по возврату из бюджета муниципального образования Омской области в областной бюджет в срок до 20 мая года, следующего за годом предоставления субсидии, объема средств, определяемого по указанной в данном пункте формуле.
С учетом того обстоятельства, что ответчиком были поданы две отдельные заявки на предоставление субсидии по оформлению документов на 33 и 12 газопроводов, общим количеством, как полагал истец, 45 единиц, результатом использования субсидии 2022 года должно было явиться оформление технических планов на 45 газопроводов.
Поскольку фактически Администрацией было подготовлено 33 технических плана, данное обстоятельство расценено Министерством как освоение 73% предоставленной субсидии, что явилось основанием для направления в адрес ответчика уведомления о возвращении субсидии от 02.03.2023 N ИСХ-23/МИО/03-01/2814.
Администрация в ответе от 03.03.2023 N 303 отказалась возвратить денежные средства, что явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 1, 6, 28, 38, 139, 158, 179, 306.1 БК РФ, Порядком, условиями Соглашения, пришли к выводу о том, что в рассматриваемом случае Министерством не доказаны основания для возврата заявленной части субсидии, в связи с чем отказали в удовлетворении требования.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что дополнительное субсидирование, вопреки доводам Министерства, было предоставлено не в отношении дополнительных ("новых") 12 газопроводов, а в отношении газопроводов, входящих в первоначальный перечень из 33 газопроводов, что прямо следует из соответствующих заявок и сводного перечня бесхозяйных газопроводов с указанием их местоположения (л.д. 23-24, 26 (оборот).
Судами установлено, что при заключении Соглашения Администрацией была подана заявка на субсидирование изготовления технических планов 33 бесхозяйных газопроводов, но предоставленной субсидии оказалось достаточно только для изготовления 21 технического плана.
В связи с необходимостью в постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества оставшихся 12 газопроводов, которые были включены в перечень по первой заявке, Администрацией было принято решение участвовать в дополнительном отборе, объявленном в сентябре 2022 года.
Таким образом, как верно указано судами, фактически заявка на участие в отборе на предоставление субсидии местным бюджетам на оформление технических планов в отношении бесхозяйных газопроводов Администрацией подана на 33 сооружения.
Из материалов дела, в частности, договоров на выполнение работ по изготовлению технических планов, технических заданий во исполнение договоров, актов выполненных работ также следует, что подрядчиком было запланировано и исполнено технических планов в отношении 33 газопроводов на сумму 400 444,27 руб.
Учитывая установленные обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что доля бесхозяйных газопроводов, в отношении которых подготовлены технические планы, в общем количестве бесхозяйных газопроводов, в отношении которых планировалось изготовление технических планов, составляет 100%, то есть получателем субсидии обеспечено достижение значений результатов ее использования в полном объеме.
Суды отметили, что Министерством не оспаривается факт того, что вся сумма субсидии была израсходована Администрацией на оформление технических планов в отношении бесхозяйных газопроводов; доказательств того, что первоначально предоставленной суммы субсидии было достаточно для оформления технических планов на все первоначально заявленные 33 газопровода, не представлено, равно как и доказательств того, что стоимость изготовленных технических планов была завышена или не соответствовала рыночной стоимости.
Доводы Министерства о том, что Администрацией неправомерно повторно подана заявка в отношении одних и тех же газопроводов, получили правовую оценку судов и были отклонены как нормативно необоснованные.
Таким образом, в отсутствие доказательств нецелевого расходования средств субсидии и недостижения результата в соответствии с Соглашением, у судов не имелось оснований для возложения на Администрацию негативных последствий в виде возвращения средств израсходованной субсидии.
Несогласие подателя кассационной жалобы с оценкой, данной судами представленным доказательствам, и сделанными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам, их иная оценка с его стороны не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Судом кассационной инстанции не установлено нарушений норм процессуального законодательства, которые могли привести к принятию судами неправильного решения (постановления).
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 30.10.2023 Арбитражного суда Омской области и постановление от 05.02.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-13133/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Чапаева |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"рассмотрел в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи при протоколировании помощником судьи Шимпф Е.В. кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Омской области на решение от 30.10.2023 Арбитражного суда Омской области (судья Захарцева С.Г.) и постановление от 05.02.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Котляров Н.Е., Лотов А.Н.) по делу N А46-13133/2023 по заявлению Министерства имущественных отношений Омской области (ИНН 5503079101, ОГРН 1045504006822, 644043, г. Омск, ул. Орджоникидзе, дом 5) к Администрации Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района (ИНН 5517008534, ОГРН 1055531005200, 646970, Омская область, Кормиловский район, р.п. Кормиловка, ул. Ленина, дом 12) о взыскании субсидии.
...
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) постановлением Правительства Омской области от 26.06.2013 N 146-п утвержден Порядок принятия решений о разработке государственных программ Омской области, их формирования и реализации, на основании пункта 3 которого постановлением Правительства Омской области от 12.10.2016 N 289-п утверждена государственная программа Омской области "Управление общественными финансами и имуществом в Омской области" (далее - Государственная программа).
...
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 1, 6, 28, 38, 139, 158, 179, 306.1 БК РФ, Порядком, условиями Соглашения, пришли к выводу о том, что в рассматриваемом случае Министерством не доказаны основания для возврата заявленной части субсидии, в связи с чем отказали в удовлетворении требования."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 мая 2024 г. N Ф04-1199/24 по делу N А46-13133/2023