город Омск |
|
05 февраля 2024 г. |
Дело N А46-13133/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 февраля 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Котлярова Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13806/2023) Министерства имущественных отношений Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 30.10.2023 по делу N А46-13133/2023 (судья Захарцева С.Г.), принятое по исковому заявлению Министерства имущественных отношений Омской области (ИНН 5503079101, ОГРН 1045504006822, адрес: 644043, город Омск, улица Орджоникидзе, дом 5) к Администрации Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района (ИНН 5517008534, ОГРН 1055531005200, адрес: 646970, Омская область, Кормиловский район, рабочий поселок Кормиловка, улица Ленина, дом 12) о взыскании в областной бюджет 10 697 руб. 39 коп. субсидии на оформление технических планов в отношении бесхозяйных газопроводов, предоставленной по соглашению от 31.08.2022 N 21,
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства имущественных отношений Омской области - Граф Лилия Валериевна по доверенности от 09.01.2024 N ИСХ-24/МИО/02-01/7 сроком действия до 31.12.2024,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Омской области (далее - истец, министерство, Минимущество Омской области) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением о взыскании с Администрации Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района (далее - ответчик, администрация) в областной бюджет 10 697 руб. 39 коп. субсидии на оформление технических планов в отношении бесхозяйных газопроводов, предоставленной по соглашению от 31.08.2022 N 21.
Решением Арбитражного суда Омской области от 30.10.2023 по делу N А46-13133/2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, министерство обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В обоснование жалобы ее податель ссылается на то, что в приложении N 1 к соглашению установлено значение использования результата субсидии - 100 %, таким образом, результат был выражен сторонами не количеством штук, а в 100% доле исполнения; поскольку ответчиком были поданы две заявки совокупно на 45 технических планов (33 и 12), то 100 процентный результат исполнения также должен быть равен 45; дополнительно денежные средства были выделены для оформления технических планов для новых газопроводов; администрация не вправе неограниченное количество раз запрашивать денежные средства на оформление одних и тех же объектов.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу администрация просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель министерства поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе в полном объеме.
Администрация, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, о дате и времени проведения судебного заседания извещена надлежащим образом, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие неявившегося участника процесса.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителя министерства, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) постановлением Правительства Омской области от 26.06.2013 N 146-п утвержден Порядок принятия решений о разработке государственных программ Омской области, их формирования и реализации, на основании пункта 3 которого постановлением Правительства Омской области от 12.10.2016 N 289-п утверждена государственная программа Омской области "Управление общественными финансами и имуществом в Омской области".
Приложением N 4 к государственной программе Омской области "Управление общественными финансами и имуществом в Омской области" является подпрограмма "Управление имуществом и земельными ресурсами в Омской области", в рамках реализации которой выделено, в том числе, следующее мероприятие: предоставление субсидий местным бюджетам на оформление технических планов в отношении бесхозяйных газопроводов.
Разделом 10 Приложения N 4 к государственной программе Омской области "Управление общественными финансами и имуществом в Омской области" определён Порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам на оформление технических планов в отношении бесхозяйных газопроводов (далее - Порядок).
Согласно паспорту подпрограммы государственной программы Омской области "Управление общественными финансами и имуществом в Омской области" (раздел 1 Приложения N 4) Минимущество Омской области является соисполнителем государственной программы Омской области, исполнителем основного мероприятия, исполнителем ведомственной целевой программы, исполнителем мероприятия.
По заявке на участие в отборе на предоставление субсидии местным бюджетам на оформление технических планов в отношении бесхозяйных газопроводов от 02.04.2022 N 317 администрацией был представлен сводный перечень бесхозяйных газопроводов в количестве 33, в отношении которых планируется подготовить технические планы.
Между Минимуществом Омской области и администрацией подписано соглашение о предоставлении субсидии на оформление технических планов в отношении бесхозяйных газопроводов от 31.08.2022 N 21.
В соответствии с пунктом 1 соглашения предметом является предоставление в 2022 году субсидии бюджету Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района из областного бюджета на оформление технических планов в отношении бесхозяйных газопроводов в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными главному распорядителю средств областного бюджета по кодам классификации расходов бюджета Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 соглашения и постановлением Правительства Омской области от 11.08.2022 N 421-п "О распределении субсидий местным бюджетам из областного бюджета на оформление технических планов в отношении бесхозяйных газопроводов в 2022 году" общий объем бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств с учетом размера субсидии составляет 237 891 руб. 89 коп. (размер субсидии, предоставляемой из областного бюджета - 235 370 руб. 24 коп.; объем средств бюджета Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района на исполнения обязательства - 2521 руб. 65 коп.).
С учетом наличия нераспределенных денежных средств, согласно распоряжению Минимущества Омской области от 10.10.2022 N 1501-р, на основании заявки на участие в отборе на предоставление субсидии администрации от 02.09.2022 N 1213 Кормиловскому городскому поселению Кормиловского муниципального района было дополнительно выделена субсидия на оформление технических планов в отношении 12 бесхозяйных газопроводов в размере 160 829 руб. 32 коп.
На основании постановления Правительства Омской области от 26.10.2022 N 587-п "О внесении изменений в постановление Правительства Омской области от 11.08.2022 N421-п" заключено дополнительное соглашение от 16.11.2022 N 1, которым в соглашение вносится изменение в общий объем бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств, составивиший 400 444 руб. 27 коп. (пункт 1 дополнительного соглашения). Размер выделяемой субсидии на 2022 год, предоставляемой из областного бюджета, составил 396 199 руб. 56 коп., объем средств бюджета Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района, направленный на исполнение обязательства - 4244 руб. 71 коп.
Администрацией заключены договоры N 167-22 и N167/3-22 на подготовку технических планов сооружений (газопроводов) на сумму 400 444 руб. 27 коп.
Согласно договорам от 03.06.2022 N 167-22, от 01.12.2022 N167/3-22 подрядчику необходимо подготовить технические планы на 21 и 12 газопроводов, соответственно. Всего были проведены работы по подготовке технических планов в отношении 33 бесхозяйных газопроводов.
С учетом того обстоятельства, что ответчиком были поданы две отдельные заявки на предоставление субсидии по оформлению документов на 33 и 12 газопровода, общим количеством 45 единиц, результатом использования субсидии 2022 года, по мнению истца, должно было явиться оформление технических планов на 45 газопроводов. Фактически же администрацией было подготовлено 33 технических плана, что было расценено министерством как освоение 73 % предоставленной субсидии.
Согласно приложению N 1 к соглашению значение результата использования субсидии должно составлять 100 %.
В соответствии с пунктом 13 раздела 10 Порядка в случае, если муниципальным образованием Омской области по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств по достижению результата использования субсидии, предусмотренных соглашением, на муниципальное образование возлагается обязанность по возврату из бюджета муниципального образования Омской области в областной бюджет в срок до 20 мая года, следующего за годом предоставления субсидии, объёма средств, определяемого по указанной в данной пункте формуле.
Минимуществом Омской области в адрес администрации было направлено уведомление о возвращении субсидии от 02.03.2023 N ИСХ-23/МИО/03-01/2814 с реквизитами платежа.
В своем ответе 03.03.2023 N 303 администрация отказалась возвратить денежные средства.
Неосуществление администрацией выплаты субсидии послужило основанием для обращения Минимущества Омской области в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением.
30.10.2023 Арбитражным судом Омской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
На основании части 1 статьи 1 БК РФ отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Согласно статье 6 БК РФ под межбюджетным трансфертом понимаются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1 статьи 139 БК РФ).
Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями БК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Как указано выше, в соответствии со статьей 179 БК РФ, а также пунктом 3 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 26.06.2013 N 146-п, постановлением Правительства Омской области от 12.10.2016 N 289-п утверждена государственная программа Омской области "Управление общественными финансами и имуществом в Омской области".
На основании государственной программы между Минимуществом Омской области и администрацией заключено соглашение о предоставлении субсидии на оформление технических планов в отношении бесхозяйных газопроводов от 31.08.2022 N 21 и дополнение к нему от 16.11.2022 N 1 на сумму 400 444 руб. 27 коп.: размер выделяемой субсидии на 2022 год, предоставляемой из областного бюджета, составил 396 199 руб. 56 коп., объем средств бюджета Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района, направленный на исполнение обязательства - 4244 руб. 71 коп.
Согласно подпункту 4 пункта 14 соглашения получатель субсидии обязуется обеспечивать достижение значений результатов использования субсидии, предусмотренных приложением N 1 к настоящему соглашению.
Приложением N 1 к соглашению установлены значения результатов использования субсидии, согласно которым наименование результата использования субсидии "доля бесхозяйных газопроводов, в отношении которых подготовлены технические планы, в общем количестве бесхозяйных газопроводов, в отношении которых планировалось изготовление технических планов", единица измерения "процент", значение - "100".
Доводы искового заявления и апелляционной жалобы Минимущества Омской области мотивированы тем, что 100 % показатель эффективности использования субсидии администрацией не достигнут, поскольку фактически администрацией подготовлено 33 технических плана из 45 запланированных, что было расценено министерством как 73 % результата использования субсидии.
Правовым последствием указанного, по мнению истца, является возврат суммы субсидии в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в сумме 10 697 руб. 39 коп., рассчитанной по формуле: CBi = (Ci x Ki x m / n) х 0,1, за недостижение результатов использования субсидии на оформление технических планов.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что каких-либо доказательств в обоснование запланированного количества 45 газопроводов не представлено.
Как следует из материалов дела и не опровергнуто подателем жалобы, при заключении соглашения администрацией была подана заявка на субсидирование изготовления технических планов 33 бесхозяйных газопроводов.
Между тем предоставленной субсидии хватило на изготовление только 21 технического плана.
В связи с необходимостью в постановке на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей оставшихся 12 газопроводов, которые были включены в перечень к первой заявке, администрацией было принято решение участвовать в дополнительном отборе, который был объявлен в сентябре 2022 г.
Таким образом, дополнительное субсидирование предоставлено не в отношении дополнительных 12 газопроводов, а в отношении газопроводов, входящих в перечень первоначальных 33 газопроводов.
Таким образом, фактически заявка на участие в отборе на предоставление субсидии местным бюджетам на оформление технических планов в отношении бесхозяйных газопроводов администрацией подана одна на 33 сооружения.
Как следует из материалов дела, договоров на выполнение работ по изготовлению технических планов, технических заданий во исполнение договоров, актов выполненных работ, подрядчиком было запланировано и исполнено фактически работ в отношении 33 газопроводов на сумму 400 444 руб. 27 коп.
Изложенное свидетельствует о том, что доля бесхозяйных газопроводов, в отношении которых подготовлены технические планы, в общем количестве бесхозяйных газопроводов, в отношении которых планировалось изготовление технических планов, составляет 100 %.
Доводы министерства о том, что администрацией необоснованно повторно подана заявка в отношении одних и тех же газопроводов, отклоняется апелляционным судом, поскольку какого-либо нормативного обоснования данного утверждения подателем жалобы не приводится.
Министерством не оспаривается факт того, что вся сумма субсидии была израсходована на оформление технических планов в отношении бесхозяйных газопроводов, при этом подателем жалобы не приведено доказательств того, что первоначально предоставленной суммы субсидии было достаточно для оформления технических планов на все первоначально заявленные 33 газопровода, а также доказательств того, что стоимость изготовленных технических планов была завышена или не соответствовала рыночной стоимости.
В данной связи, в отсутствие доказательств нецелевого расходования средств субсидии, а также доказательств недостижения результата в соответствии с соглашением, у суда первой инстанции не имелось оснований для возложения на администрацию негативных последствий в виде возвращения средств израсходованной субсидии.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы не рассматривался, поскольку истец освобожден от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 30.10.2023 по делу N А46- 13133/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
Н.Е. Котляров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-13133/2023
Истец: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ КОРМИЛОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ КОРМИЛОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА