г. Тюмень |
|
3 июня 2024 г. |
Дело N А75-10083/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Забоева К.И.,
судей Мальцева С.Д.,
Хлебникова А.В.
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.10.2023 (судья Горобчук Н.А.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2024 (судьи Тетерина Н.В., Рожков Д.Г., Солодкевич Ю.М.), принятые по делу N А75-10083/2023 по иску акционерного общества "Урайтеплоэнергия" (628285, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Урай, улица Пионеров, дом 4, ИНН 8606012954, ОГРН 1088606000559) к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе (625000, Тюменская область, город Тюмень, улица Володарского, дом 10, офис 210) о взыскании задолженности по оплате потребленной тепловой энергии.
В помещении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа в судебном заседании приняла участие представитель Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе Волокитина Э.Д., действующая на основании доверенности от 13.02.2024.
Суд установил:
акционерное общество "Урайтеплоэнергия" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе (далее - управление) о взыскании 10 778 руб. 20 коп. задолженности по оплате тепловой энергии, потребленной в период с октября по декабрь 2022 года.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.10.2023, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2024, иск удовлетворен.
Управление обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в иске.
Управление полагает, что суды пришли к ошибочному выводу о наличии между сторонами договорных отношений, тогда как договор теплоснабжения в виде единого документа не заключался. Кроме того, управление указывает, что в связи с недоведением до него бюджетного финансирования для оплаты тепловой энергии, переданной в 2022 году на спорный объект, который поступил в казну Российской Федерации только в мае 2022 года, оплатить тепловую энергию не представляется возможным.
Общество отзыв на кассационную жалобу не представило.
В судебном заседании представитель управления изложенные в кассационной жалобе доводы поддержал.
Общество явку представителей в судебное заседание не обеспечило, что с учетом его надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Проверив в соответствии со статьями 286, 288 АПК РФ законность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Судами установлено, что Российской Федерации на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Урай, микрорайон 3, дом 18, квартира 46.
В период до мая 2022 года названное помещение принадлежало на ограниченном вещном праве оперативного управления федеральному государственному автономному образовательному учреждению высшего образования "Тюменский государственный университет" (далее - университет).
Распоряжением управления от 11.05.2022 право оперативного управления университета на означенный объект прекращено, спорная квартира передана в казну Российской Федерации.
Для цели снабжения указанного объекта тепловой энергией общество направило управлению для подписания договор теплоснабжения N 326, датированный 01.09.2022. Договор со стороны управления остался неподписанным.
В период с октября по декабрь 2022 года общество передало в спорное помещение тепловую энергию на общую сумму 10 778 руб. 20 коп. и претензией от 21.02.2023 потребовало у управления погасить возникшую задолженность.
В ответном письме от 12.04.2023 управление уведомило общество об отсутствии бюджетного финансирования для этих целей.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с настоящим иском.
При принятии решения суд первой инстанции руководствовался статьями 8, 125, 209, 210, 214, 294, 296, 309, 310, 539, 543, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 153, 154, 155, 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), пунктом 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", пунктом 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения".
Удовлетворяя иск, суд исходил из доказанности передачи обществом для отопления объекта управления тепловой энергии в отсутствие доказательств ее оплаты.
Восьмой арбитражный апелляционный суд с выводами суда первой инстанции согласился.
Суд округа не находит оснований для отмены или изменения судебных актов.
В соответствии с правилами гражданского законодательства о форме сделок, договоры юридических лиц между собой должны заключаться в простой письменной форме (подпункт 1 пункта 1 статьи 161, пункт 1 статьи 434 ГК РФ).
Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа (в том числе электронного), подписанного сторонами, или обмена письмами, телеграммами, электронными документами либо иными данными в соответствии с правилами абзаца второго пункта 1 статьи 160 ГК РФ, согласно которым письменная форма сделки считается соблюденной также в случае совершения лицом сделки с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки, при этом требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю. Законом, иными правовыми актами и соглашением сторон может быть предусмотрен специальный способ достоверного определения лица, выразившего волю.
Письменная форма сделки также считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 438 ГК РФ (пункт 3 статьи 434 ГК РФ).
Таким образом, закон предусматривает три способа соблюдения письменной формы договора (как в документарном, так и бездокументарном, то есть электронном виде): составление одного подписанного сторонами документа, обмен письменными волеизъявлениями и акцепт оферты на заключение договора путем совершения акцептантом конклюдентных действий (пункты 1, 9, 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора").
Фактическое потребление коммунального ресурса является формой осуществления конклюдентных действий, свидетельствующей о наличии договорных отношений.
В соответствии со статьями 539, 542, 544 ГК РФ обязательственное правоотношение по договору энергоснабжения состоит из двух основных встречных обязательств, определяющих тип этого договора: обязательства энергоснабжающей организации передавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию надлежащего качества, а также обязательства абонента оплачивать такую энергию, соблюдая установленный режим ее потребления и безопасности используемых приборов (пункт 1 статьи 328 ГК РФ).
Из буквального толкования статей 214, 215 ГК РФ следует, что права публичного образования как собственника имущества осуществляются органами, определяемыми согласно статье 125 ГК РФ, а состав имущества, находящегося в собственности публичного образования, включает в себя имущество, закрепленное за отдельными видами юридических лиц на основании ограниченных вещных прав (статьи 294, 296 ГК РФ), и казну публичного образования, состоящую из средств бюджета и иного имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями.
Действующее законодательство допускает участие публичных образований в гражданском обороте в качестве потребителей энергетических ресурсов посредством задействования в энергетических правоотношениях имущества, входящего в казну соответствующего публичного образования, в том числе в случае отсутствия договора энергоснабжения между публичным образованием и ресурсоснабжающей организацией (определения Верховного Суда Российской Федерации от 14.04.2015 N 304-ЭС14-5668, от 04.09.2015 N 309-ЭС15-8875).
В таком случае суд кассационной инстанции отклоняет довод управления об отсутствии обязанности по оплате потребленной тепловой энергии ввиду неподписания сторонами договора в виде единого документа.
Не является состоятельным также аргумент ответчика об отсутствии оснований для удовлетворения иска по причине недоведения до управления бюджетного финансирования для оплаты тепловой энергии, переданной в 2022 году, ввиду поступления спорной квартиры в казну Российской Федерации в мае 2022 года.
Экономическим результатом поставки ресурса должен быть эквивалентный обмен ценностями, то есть извлечение потребителем из энергетического ресурса полезных свойств и его полная оплата ресурсоснабжающей организации в установленные сроки, нарушение которых влечет применение к потребителю предусмотренных договором и законом мер ответственности.
Учитывая, что в исковой период истец осуществил отпуск тепловой энергии в помещение, находящееся в собственности Российской Федерации, не получив встречного предоставления по синаллагматическому договору энергоснабжения, суды пришли к обоснованному выводу о наличии у истца права на взыскание стоимости переданного энергоресурса (пункты 1, 3 статьи 328, пункт 1 статьи 539, статья 544 ГК РФ).
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав с достаточной полнотой и оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, а также доводы и возражения участвующих в деле лиц, руководствуясь положениями действующего законодательства, правильно определили спорные правоотношения и установили имеющие существенное значение для дела обстоятельства.
Аргументированная оценка судами относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, позволила судам прийти к выводу об обоснованности заявленных исковых требований.
Таким образом, поскольку суд округа не усмотрел нарушения судами норм материального и (или) процессуального права, а также несоответствия выводов, изложенных в судебных актах, фактическим обстоятельствам дела, кассационная жалоба признается полностью необоснованной, а решение и постановление по настоящему делу подлежат оставлению без изменения (пункт 1 части 1 статьи 287 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции также не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.10.2023 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2024 по делу N А75-10083/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
К.И. Забоев |
Судьи |
С.Д. Мальцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил правомерность взыскания задолженности за потребленную тепловую энергию, несмотря на отсутствие подписанного договора. Суд установил, что фактическое потребление ресурса свидетельствует о наличии обязательств сторон. Доводы ответчика о недостаточности бюджетного финансирования и неподписании договора были отклонены, так как закон допускает участие публичных образований в гражданском обороте без формального договора.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 июня 2024 г. N Ф04-1725/24 по делу N А75-10083/2023