г. Тюмень |
|
3 июня 2024 г. |
Дело N А03-1596/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Дружининой Ю.Ф.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола судебного онлайн-заседания с использованием средств веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" помощником судьи Ким А.А. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Алтайэнергосбыт" на решение от 10.11.2023 Арбитражного суда Алтайского края (судья Куличкова Л.Г.) и постановление от 30.01.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Зайцева О.О., Павлюк Т.В.) по делу N А03-1596/2023 по заявлению акционерного общества "Алтайэнергосбыт" (656038, город Барнаул, бульвар Обской, дом 30, ИНН 2224103849, ОГРН 1062224065166) к Главе муниципального образования Бийского района Алтайского края Артемову Денису Сергеевичу, Бийскому районному совету народных депутатов Алтайского края (659300, город Бийск, улица Валериана Куйбышева, дом 88, ИНН 2204041898, ОГРН 1082204009447) об оспаривании бездействия.
Другие лица, участвующие в деле: Комитет Администрации по финансам, налоговой и кредитной политике Бийского района Алтайского края (659325, город Бийск, улица Куйбышева, дом 88, ИНН 2234003360, ОГРН 1022200567355), муниципальное образование Бийского района в лице Администрации Бийского района Алтайского края (659325, город Бийск, улица Валериана Куйбышева, дом 88, ИНН 2234003346, ОГРН 1022200570853).
В онлайн-режиме посредством использования системы веб-конференции в судебном заседании принял участие представитель акционерного общества "Алтайэнергосбыт" - Красильникова О.А. по доверенности от 31.12.2023.
Суд установил:
акционерное общество "Алтайэнергосбыт" (далее - общество, АО "Алтайэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Главе муниципального образования Бийского района Алтайского края Артемову Денису Сергеевичу (далее - глава МО, Артемов Д.С.), Бийскому районному совету народных депутатов (далее - совет депутатов) о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении исполнения исполнительных листов серии ФС N 020260377 по делу N А03-21683/2015, серии ФС N 030760679 по делу N А03-15508/2018, серии ФС N 030842255 по делу N А03-6558/2019, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "Алтайэнергосбыт".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Бийского района Алтайского края (далее - комитет), муниципальное образование Бийский район в лице Администрации Бийского района (далее - администрация).
Решением от 10.11.2023 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 30.01.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, АО "Алтайэнергосбыт", ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда и удовлетворить заявленные им требования.
По мнению подателя жалобы, указание в резолютивной части судебного акта на взыскание задолженности с муниципального образования не является препятствием для его исполнения органами казначейства за счет средств соответствующего бюджета, который является частью муниципальной казны; предметом настоящего спора является бездействие заинтересованных лиц, а не правильность порядка предъявления исполнительных листов к исполнению, в связи с чем суды при вынесении решения необоснованно уклонились от установления существенных для рассмотрения дела обстоятельств совершения/несовершения заинтересованными лицами необходимых действий, направленных на исполнение вступивших в законную силу судебных актов.
Лица, участвующие в деле, отзывы в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлении присутствующего в заседании представителя общества, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, решением от 18.05.2018 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-21683/2015 с администрации в пользу общества взыскано 5 673 781,32 руб. убытков (стоимость потерь электрической энергии в электрических сетях); решением от 27.09.2019 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-6558/2019 с администрации в пользу общества взыскано 2 983 658, 85 руб. задолженности по оплате электроэнергии, подлежащей покупке в целях компенсации потерь, судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 13 100 руб.; решением от 04.06.2019 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-15508/2018 с администрации в пользу общества взыскано 7 490 912, 99 руб. стоимости потерь электроэнергии, возникших в принадлежащих муниципальному образованию электрических сетях, судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 13 100 руб.
В целях принудительного исполнения вышеуказанных решений арбитражным судом выданы исполнительные листы серии ФС N 020260377, серии ФС N 030842255, серии ФС N 030760679. Данные исполнительные листы направлены в Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю для исполнения.
Поскольку задолженность полностью не погашена, АО "Алтайэнергосбыт" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии в данном случае совокупности условий, предусмотренной статьей 201 АПК РФ, для удовлетворения заявленных требований.
Суд округа, оставляя без изменения принятые по делу судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 239 БК РФ установлено, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с БК РФ средства участников казначейского сопровождения на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 названного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется путем предъявления исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) к исполнению в орган, исполняющий судебные акты в порядке, определенном главой 24.1 названного Кодекса (Министерство финансов Российской Федерации, финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования, органы Федерального казначейства).
В настоящее время БК РФ предусмотрены два самостоятельных порядка обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Первый порядок предназначен для исполнения судебных актов по искам к публично-правовым образованиям (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование) о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления или их должностных лиц, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны публично-правового образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств бюджета (статья 242.2 БК РФ).
Второй порядок установлен для исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам казенных учреждений (статьи 242.3-242.5 БК РФ).
Положения статей 242.1 и 242.2 БК РФ в силу своего буквального содержания регулируют вопросы исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в частности, судебных актов по искам к Российской Федерации, ее субъекту, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов. В свою очередь, статьями 242.3 - 242.5 БК РФ установлен порядок обращения взыскания на средства бюджетов по денежным обязательствам казенных учреждений, а статьей 242.6-1 указанного Кодекса - на средства участников казначейского сопровождения (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.01.2024 N 3-П).
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - постановление N 13), положения главы 24.1 БК РФ разграничивают полномочия органов, исполняющих судебные акты об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и устанавливают различный порядок их исполнения.
Органы Федерального казначейства наделены полномочиями по организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих взыскание денежных средств с казенных учреждений, имеющих лицевые счета в органах Федерального казначейства, и с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся указанные юридические лица, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенным учреждениям для исполнения их денежных обязательств (пункт 7 статьи 161 БК РФ) - за счет средств соответствующего бюджета (статьи 242.3 - 242.6 БК РФ). Имущественные требования подлежат удовлетворению с выступающих самостоятельно в суде в качестве ответчиков казенных учреждений, осуществляющих свою деятельность за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и обеспечивающих исполнение денежных обязательств (пункты 2, 8, 9 статьи 161 БК РФ), а также с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся эти учреждения, поэтому в резолютивной части судебных актов не содержится указания о взыскании денежных сумм за счет казны публично-правового образования.
В рассматриваемом случае Арбитражным судом Алтайского края выданы исполнительные листы от 26.01.2021 ФС N 033541989, от 12.09.2022 серии ФС N 040011994, от 25.11.2022 серии ФС N 040873774, от 15.12.2022 серии ФС N 040873169 на взыскание с администрации стоимости потерь электроэнергии, возникших в принадлежащих муниципальному образованию электрических сетях, судебных расходов.
К числу денежных обязательств казенных учреждений, исполнение которых осуществляется в порядке, установленном статьями 242.3 - 242.6 БК РФ, относятся в том числе их обязанности уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения. В связи с этим в указанном порядке, в частности, производится исполнение судебных актов о взыскании с казенного учреждения денежных средств по государственным (муниципальным) контрактам, неосновательного обогащения, о возврате излишне уплаченных платежей по сделкам или в силу закона. Заключение государственного (муниципального) контракта или иной гражданско-правовой сделки казенным учреждением не влечет взыскания образовавшейся задолженности за счет казны публично-правового образования, поскольку казенные учреждения, являясь юридическими лицами и выступая в суде в качестве истца и ответчика, отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами и обеспечивают исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с БК РФ (пункт 19 постановления N 13).
Таким образом, спорные исполнительные документы, предусматривающие обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения (администрации), подлежали исполнению по правилам статьи 242.5 БК РФ и вопреки ошибочному выводу судов правильно предъявлены обществом к исполнению в соответствии с пунктом 1 указанной статьи в казначейство.
Между тем ошибочный вывод судов о необходимости предъявления спорных исполнительных листов для исполнения в порядке пункта 4 статьи 242.2 БК РФ в финансовый орган муниципального образования - Комитет по финансам, не привел к принятию неправильного судебного акта исходя из следующего.
Так, по мнению общества, бездействие главы района и совета депутатов выразилось в том, что бюджетные ассигнования на исполнение решений суда не учитывались в необходимом объеме при составлении и утверждении бюджетов на очередной финансовый год, в том числе на 2020-2023 годы.
Согласно пункту 2 статьи 242.5 БК РФ орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
В силу пункта 3 статьи 242.5 БК РФ должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом данного пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, распоряжение на сумму полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 242.5 БК РФ при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений.
Орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием (пункт 5 статьи 242.5 БК РФ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 242.5 БК РФ должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, распоряжение на сумму полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 данной статьи.
При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника и в течение 10 дней информирует об этом взыскателя (пункт 7 статьи 245.5 БК РФ).
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу об отсутствии бездействия главы и собрания депутатов.
При этом суды обоснованно приняли во внимание, что доказательств бездействия главы и совета депутатов по не выделению дополнительных ассигнований на расходные обязательства муниципального бюджета в порядке статьи 83 БК РФ не представлено; в бюджете Бийского района на 2023 год заложены средства на погашение кредиторской задолженности в сумме 5 815 900 руб., в том числе на погашение задолженности за уголь, полученный из резервного запаса Алтайского края, в размере 4 300 000 руб., а также на погашение иной задолженности, в том числе задолженности перед АО "Алтайэнергосбыт" в бюджете района предусмотрено 1 515 900 руб.; согласно Приложению N 5 по расходам 2023 - 2025 на мероприятия в области коммунального хозяйства заложена сумма 5 815,9 тыс. руб., на мероприятия по закупке товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд заложена сумма 4 300 тыс. руб., на мероприятия по исполнению судебных актов заложена сумма 1 515,9 тыс. руб.; в 2023 году задолженность перед АО "Алтайэнергосбыт" погашена на сумму 1 350 000 руб.; главой приняты меры, направленные на обеспечение исполнения судебных актов путем включения в районный бюджет соответствующей расходной статьи.
С учетом изложенного арбитражные суды пришли к верному выводу об отсутствии в рассматриваемом случае совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных обществом требований.
Иное толкование подателем кассационной жалобы норм действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебных актов, арбитражными судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.11.2023 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 30.01.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-1596/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отклонил требования о признании бездействия органов местного самоуправления незаконным, указав на отсутствие доказательств бездействия и соблюдение бюджетного законодательства. Суд установил, что в бюджете предусмотрены средства для погашения задолженности, и приняты меры для исполнения судебных актов. Кассационная жалоба не нашла поддержки, решение судов первой и апелляционной инстанций оставлено без изменения.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 июня 2024 г. N Ф04-1694/24 по делу N А03-1596/2023