г. Тюмень |
|
4 июня 2024 г. |
Дело N А70-11980/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Дружининой Ю.Ф.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инвестстройком" на решение от 30.10.2023 Арбитражного суда Тюменской области (судья Безиков О.А.) и постановление от 23.01.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Котляров Н.Е., Лотов А.Н.) по делу N А70-11980/2023 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Инвестстройком" (625032, город Тюмень, улица Слободская, дом 54, ИНН 7203460574, ОГРН 1187232025595) к Департаменту имущественных отношений и градостроительства Администрации Тюменского муниципального района (625049, город Тюмень, улица Московский тракт, дом 115, ИНН 7203343736, ОГРН 1157232018624) об оспаривании уведомления.
В заседании приняла участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Инвестстройком" - Шабелянская А.А. по доверенности от 02.10.2023.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Инвестстройком" (далее - общество, ООО "ИСК") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным уведомления Департамента имущественных отношений и градостроительства Администрации Тюменского муниципального района (далее - департамент) от 15.05.2023 N 16/02/05/2023/001431/ЕПГУ.
Решением от 30.10.2023 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 23.01.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ООО "ИСК" просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить заявленное им требование.
По мнению подателя жалобы, судами неверно применены положения статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ); оспариваемое уведомление не содержит законных оснований для отказа в предоставлении государственной услуги по проверке соответствия построенного объекта индивидуального жилищного строительства; вывод судов о том, что оспариваемое уведомление не нарушает каких-либо прав и законных интересов общества, является ошибочным.
В отзыве на кассационную жалобу департамент просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего в заседании представителя общества, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "ИСК" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 72:17:1101005:545, расположенный по адресу: Российская Федерация, Тюменская область, Тюменский район, село Кулаково, улица Кленовая.
02.07.2021 общество направило в Администрацию Тюменского муниципального района уведомление о планируемом строительстве на принадлежащем ему земельном участке объекта индивидуального жилищного строительства - одноэтажного жилого дома площадью застройки 182 кв.м, высотой 6,8 м; отступы от границ земельного участка - по 3 м с каждой стороны.
Письмом от 13.07.2021 N 72-516-1098-2021 департамент уведомил общество о соответствии планируемого к строительству объекта установленным параметрам допустимого размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
После завершения строительства общество направило в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области заявление о государственной регистрации права собственности на объект индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером 72:17:1101005:559 с адресным описанием: Российская Федерация, Тюменская область, Тюменский муниципальный район, Кулаковское муниципальное образование, село Кулаково, улица Кленовая, дом 19. Право собственности зарегистрировано за обществом 08.09.2021, о чем в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись за номером 72:17:1101005:559-72/ 041/2021-1.
03.05.2023 общество направило в адрес департамента заявление о выдаче уведомления о соответствии указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенного объекта индивидуального жилищного строительства (количество надземных этажей - 1; высота 6,8 м; сведения об отступах от границ земельного участка: спереди - 5 м, слева - 9 м, сзади - 6 м, справа - 3 м; площадь застройки - 169 кв.м), по результатам рассмотрения которого 15.05.2023 департаментом выдано уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности N 16/02/05/2023/001431/ЕПГУ; при этом департаментом указано, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 01.02.2023 в границах земельного участка расположен индивидуальный жилой дом с кадастровым номером 72:17:1101005:559 (дата присвоения кадастрового номера 08.09.2021), однако на момент рассмотрения уведомления о планируемом строительстве, направленном заявителем в отношении земельного участка от 05.07.2021 N16/02/05/2021/009108/МФЦ, на земельном участке вышеуказанный объект индивидуального жилищного строительства отсутствовал; оснований, перечисленных в пунктах 1-3 части 20 статьи 55 ГрК РФ, не имеется.
Не согласившись с уведомлением департамента, ООО "ИСК" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии в данном случае совокупности условий, предусмотренной статьей 201 АПК РФ, для удовлетворения заявленного требования.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Предъявление требования в арбитражный суд должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица (часть 1 статьи 4 АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, части 4 статьи 200, частям 2, 3 статьи 201 АПК РФ, пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления без удовлетворения.
В силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
На основании пункта 1.1 части 17 статьи 51 ГрК РФ не требуется выдача разрешения на строительство в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.
В соответствии со статьей 51.1 ГрК РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Частью 15 статьи 55 ГрК РФ предусмотрено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 данного Кодекса для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство.
Согласно части 16 статьи 55 ГрК РФ в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Рассмотрение уведомления об окончании строительства осуществляется по правилам, предусмотренным частями 18 - 21 статьи 55 ГрК РФ.
Согласно пункту 5 части 19 статьи 55 ГрК РФ уполномоченные на выдачу решений на строительство орган в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства направляет застройщику способом, указанным в уведомлении об окончании строительства, уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления.
Случаи, при которых направляется уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности указаны в части 20 статьи 55 ГрК РФ.
Частью 1.2 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) установлено, что орган местного самоуправления, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, в срок не позднее семи рабочих дней с даты поступления от застройщика уведомления об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства при отсутствии предусмотренных ГрК РФ оснований для направления застройщику уведомления о несоответствии построенных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляет в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства и прилагаемые к нему документы, в том числе уведомление об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства и представленный застройщиком технический план.
Частью 12 статьи 70 Закона N 218-ФЗ (в редакции, действующей в 2021 году) было предусмотрено, что до 01.03.2026 допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, и соответствующий параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 ГрК РФ, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости. В этом случае сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации, указанной в части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона. При этом наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не требуется.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды двух инстанции установили, что объект индивидуального жилищного строительства был построен обществом в 2021 году; на данный объект 08.09.2021 за обществом зарегистрировано право собственности, о чем в Едином государственном реестре недвижимости имеется запись за номером 72:17:1101005:559-72/041/2021-1; общество 03.05.2023 обратилось в департамент с заявлением о выдаче уведомления о соответствии указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенного объекта индивидуального жилищного строительства, на который право собственности уже зарегистрировано; цель получения обществом указанного уведомления, учитывая, что согласно части 1.2 статьи 19 Закона N 218-ФЗ оно служит основанием для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства, не мотивирована; убедительного правового и фактического обоснования действительного нарушения своих прав и законных интересов не приведено.
Предусмотренный пунктом 2 части 19 статьи 55 ГрК РФ осмотр объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на предмет соответствия их внешнего облика описанию, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, осуществляется только в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах исторического поселения федерального или регионального значения, что в рассматриваемом случае отсутствует.
При таких обстоятельствах арбитражные суды пришли к верному выводу об отсутствии в рассматриваемом случае совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленного ООО "ИСК" требования.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка им обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 30.10.2023 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 23.01.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-11980/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отклонил требование о признании недействительным уведомления о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства, указав на отсутствие оснований для удовлетворения и нарушение прав заявителя. Суд установил, что заявитель не доказал наличие законных интересов и прав, нарушенных оспариваемым актом, что стало основанием для оставления судебных актов без изменения.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 июня 2024 г. N Ф04-1635/24 по делу N А70-11980/2023