г. Тюмень |
|
10 июня 2024 г. |
Дело N А02-1394/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Алексеевой Н.А.
судей Дружининой Ю.Ф.
Чапаевой Г.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Болтуновой А.Г., рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи (аудиозаписи) кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1 отдела Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Алтай" на решение от 20.10.2023 Арбитражного суда Республики Алтай (судья Окунева И.В.) и постановление от 22.01.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Павлюк Т.В., Хайкина С.Н.) по делу N А02-1394/2023 по заявлению Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1 отдела Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Алтай" (649100, Республика Алтай, село Майма, улица Энергетиков, дом 31В, корпус 10, ИНН 0408006785, ОГРН 1020400665625) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Алтай (649000, Республика Алтай, город Горно-Алтайск, проспект Коммунистический, дом 15/1, помещение 4, ИНН 0400000291, ОГРН 1020400726631) о признании недействительным решения.
В судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Алтай (судья Наймушина Л.А.) приняла участие представитель Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1 отдела Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Алтай" - Русакова Н.А. по доверенности от 02.04.2024.
Суд установил:
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 1 отдела Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Алтай" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением о признании недействительным решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Алтай (далее - фонд) от 30.06.2023 N 04002380000305 (далее - решение фонда).
Решением от 20.10.2023 Арбитражного суда Республики Алтай, оставленным без изменения постановлением от 22.01.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, учреждение просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм права, несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, фонд нарушил порядок принятия оспариваемого решения по результатам выездной проверки; законодательство Российской Федерации не регламентирует максимальную продолжительность неполного рабочего времени, при которой сохраняется право на ежемесячное пособие, в связи с чем работник, чье рабочее время меньше нормы, имеет право на пособие по уходу за ребенком в полном размере; учреждение уведомило фонд о прекращении права Гусейновой Р.И. на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком по электронной почте, а также путем устного сообщения сотруднику фонда; в отношении Чиркова М.В. учреждением были направлены сведения о неполном рабочем времени и размере пособия - 9 218,36 руб.
Фонд отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представил.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлении присутствующего в судебном заседании представителя учреждения, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, фондом в период с 01.02.2023 по 24.03.2023 проведена выездная проверка полноты и достоверности представляемых учреждением сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, а также для возмещения расходов страхователя на выплату социального пособия на погребение, за период с 01.01.2020 по 31.12.2022.
По результатам проверки фондом составлены 24.03.2023 справка, 24.05.2023 акт выездной проверки N 04002380000303 и 30.06.2023 вынесено решение о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения N 04002380000305, которым предложено учреждению возместить расходы, излишне понесенные фондом в связи представлением страхователем недостоверных сведений и (или) документов либо сокрытия сведений и документов, влияющих на получение застрахованным лицом страхового обеспечения, на исчисление размера страхового обеспечения или на возмещение расходов страхователя на выплату социального пособия на погребение, в сумме 180 245,83 руб.
Основанием для принятия указанного решения послужили выводы фонда о сокрытии учреждением сведений, влияющих на право получения застрахованными лицами ежемесячного пособия по уходу за ребенком (ненаправление учреждением уведомлений в фонд о прекращении права застрахованных лиц (Ивановой Ю.А., Жулаевой А.Н., Гусейновой Р.И.) на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет); представление недостоверных сведений в отношении Чиркова М.В. для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности (указан размер ставки равный 1, что соответствует полному рабочему времени, тогда как застрахованное лицо работало неполный рабочий день).
Не согласившись с решением фонда, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о соответствии оспариваемого решения фонда законодательству и отсутствии нарушений прав и законных интересов учреждения.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Страховое обеспечение в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется, согласно Федеральному закону от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", в связи с таким социальным страховым риском, как утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода при наступлении страхового случая, а именно при осуществлении ухода за ребенком в возрасте до полутора лет.
Условия, размеры и порядок обеспечения этим пособием определяются Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) и Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", закрепляющими право на получение матерью ребенка либо его отцом, другим родственником, опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, предоставленном на основании статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
При этом в целях защиты интересов лиц, совмещающих уход за ребенком с работой в режиме неполного рабочего времени, частью 2 статьи 11.1 Закона N 255-ФЗ предусмотрена возможность сохранения за ними права на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком при условии, что они находятся в отпуске по уходу за ребенком, работают на условиях неполного рабочего времени и продолжают осуществлять уход за ребенком.
Таким образом, предусмотренное частью 2 статьи 11.1 Закона N 255-ФЗ право указанных лиц на получение пособия по уходу за ребенком компенсирует заработок, утраченный из-за неполного рабочего времени, сокращение которого вызвано необходимостью в оставшееся рабочее время продолжать осуществлять уход за ребенком.
В рассматриваемом случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в период с 21.07.2020 по 07.03.2021 Жулаевой А.Н. рабочие дни фактически были сокращены на 1 час; в период с 23.05.2022 по 09.08.2022 Ивановой Ю.А. фактически был сокращен только один рабочий день (понедельник) на 1 час.
Такое сокращение рабочего времени, как обоснованно указали суды, не может расцениваться как мера, необходимая для продолжения указанными застрахованными лицами осуществления ухода за ребенком, повлекшая утрату заработка. В рассматриваемой ситуации, пособие по уходу за ребенком уже не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника.
Выводы судов соответствуют правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 18.07.2017 N 307-КГ17-1728.
Пунктом 4(2) Положения об особенностях назначения и выплаты в 2012-2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 (далее - Положение N 294), установлена обязанность страхователя в 3-дневный срок направить в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации уведомление о прекращении права застрахованного лица на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком в случае прекращения с ним трудовых отношений, начала (возобновления) его работы на условиях полного рабочего дня, смерти его ребенка и в иных случаях прекращения обстоятельств, наличие которых явилось основанием для назначения и выплаты соответствующего пособия. Форма такого уведомления утверждается Фондом социального страхования Российской Федерации.
Аналогичная обязанность страхователя предусмотрена пунктом 6 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2021 году застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 N 2375 (далее - Положение N 2375), пунктом 43 Правил получения Фондом социального страхования Российской Федерации сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2021 N 2010.
За непредставление (несвоевременное представление) документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера, страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации; расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 16 Положения N 294, пункт 19 Положения N 2375).
При установлении несоблюдения условий, необходимых для сохранения за Ивановой Ю.А. и Жулаевой А.Н. права на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, суды обоснованно сочли, что возникли обстоятельства, влекущие прекращение права застрахованных лиц на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а у учреждения в соответствии с вышеуказанными нормативными актами возникла обязанность направить в фонд уведомление о прекращении права застрахованного лица на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Вместе с тем данная обязанность учреждением не исполнена, в связи с чем фондом излишне понесены расходы (Жулаевой А.Н. выплачено 123 021,43 руб., Ивановой Ю.А. - 157 519,22 руб.).
Судами также установлено, что находящаяся в отпуске по уходу за ребенком и получающая в связи с этим ежемесячное пособие Гусейнова Р.И. была уволена из учреждения 17.01.2022, а 18.01.2022 учреждение заключило с Гусейновой Р.И. контракт о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации на условиях полного служебного времени; в связи с неисполнением учреждением обязанности по уведомлению фонда в установленном порядке о прекращении с 18.01.2022 права Гусейновой Р.И. на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком фондом излишне понесены расходы в размере 70 773,49 руб.
В отношении Чиркова М.В. судами установлено, что 15.06.2021 учреждение предоставило в фонд недостоверные сведения для назначения и выплаты ему пособия по временной нетрудоспособности, указав размер ставки равный 1; на основании представленных учреждением сведений Чиркову М.В. выплачено пособие по временной нетрудоспособности в сумме 14 18436,55 руб. из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации; вместе с тем на момент наступления страхового случая Чирков М.В. работал на условиях неполного рабочего времени - 4 часа в день (на 0,5 ставки); с учетом положений части 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ фондом излишне понесены расходы в размере 9 218,36 руб.
В нарушение статьи 65 АПК РФ учреждение не представило надлежащих доказательств, опровергающих выводы судов.
Принимая во внимание положения части 1 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ, статьи 26.19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", суды первой и апелляционной инстанций не усмотрели нарушений фондом порядка оформления результатов выездной проверки.
С учетом изложенного суды обоснованно признали оспариваемое решение фонда соответствующим действующему законодательству и правомерно отказали учреждению в удовлетворении заявленного требования.
В целом доводы кассационной жалобы тождественны доводам учреждения, заявляемым в судах первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка.
Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ, абзац второй пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены (изменения) обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов (часть 4 статьи 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.10.2023 Арбитражного суда Республики Алтай и постановление от 22.01.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А02-1394/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А. Алексеева |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отклонил кассационную жалобу учреждения, признав законным решение фонда о возмещении излишне понесенных расходов на выплату пособий. Суд установил, что учреждение не уведомило фонд о прекращении права застрахованных лиц на пособие, что привело к финансовым потерям. Судебные акты первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 июня 2024 г. N Ф04-1568/24 по делу N А02-1394/2023