г. Тюмень |
|
17 июня 2024 г. |
Дело N А46-14458/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Зиновьевой Т.А.,
судей Полосина А.Л.,
Рахматуллина И.И.,
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу департамента имущественных отношений администрации города Омска на решение от 07.12.2023 Арбитражного суда Омской области (судья Малявина Е.Д.) и постановление от 11.03.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Горобец Н.А., Веревкин А.В., Еникеева Л.И.) по делу N А46-14458/2023 по исковому заявлению департамента имущественных отношений администрации города Омска (644024, Омская область, г. Омск, ул. Краснофлотская, д. 8, ОГРН 1025500748613, ИНН 5508001003) к обществу с ограниченной ответственностью "Кинопрокат Омск Плюс" (644065, Омская область, г. Омск, ул. Заводская, д. 11, офис 402А, ОГРН 1155543028310, ИНН 5501133610) об обязании заключить дополнительное соглашение.
В судебном заседании в помещении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа принял участие директор общества с ограниченной ответственностью "Кинопрокат Омск Плюс" - Савельев Д.А. на основании решения от 22.07.2015.
Суд установил:
департамент имущественных отношений Администрации города Омска (далее - департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Кинопрокат Омск Плюс" (далее - ООО "Кинопрокат Омск Плюс", общество, ответчик) об обязании заключить дополнительное соглашение к концессионному соглашению от 22.11.2013 N 41982 (далее - соглашение) на условиях, предусматривающих внесение изменений в части увеличения размера концессионной платы в связи с изменением общей площади объекта.
Решением от 07.12.2023 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 11.03.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, департамент обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований департамента.
В обоснование доводов кассационной жалобы департамент ссылается на то, что ответчику следовало ознакомиться с порядком образования платы по концессионному соглашению; при расчете платы по концессионному соглашению надлежит учитывать не только само соглашение, но и конкурсную документацию.
В своем отзыве ООО "Кинопрокат Омск Плюс" выразило несогласие с доводами кассационной жалобы, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании директор общества поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Учитывая надлежащее извещение истца о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие его представителей в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, выслушав директора общества, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке, предусмотренном статьей 286 АПК РФ, законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании распоряжения департамента от 31.07.2013 N 3424-р проведен открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении нежилого одноэтажного строения - штаба, общей площадью 881,5 кв.м, литера Ф, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Партизанская, д. 5А (далее - штаб).
По итогам проведенного конкурса 22.11.2013 между администрацией города Омска, выступающей от имени муниципального образования, представляемого департаментом (концедент) и закрытым акционерным обществом "Вентсервис" (концессионер; далее - ЗАО "Вентсервис") заключено соглашение, по условиям которого концессионер обязуется за свой счет реконструировать в соответствии с разделом 3 соглашения недвижимое имущество, принадлежащее на праве собственности концеденту, состав и описание которого приведены в разделе 2 соглашения (далее - объект соглашения), и осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, указанную в пунктах 1.2, 1.3 соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.
Соглашение зарегистрировано управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области 27.12.2013 за номером в реестре 55-55-01/289/2013-870.
В соответствии с пунктом 2.1 соглашения объектом соглашения является штаб.
Объект соглашения концессионер использует (эксплуатирует) для осуществления услуг общественного питания (пункт 1.2 соглашения). В дополнение к услугам общественного питания концессионер своими силами и (или) с привлечением других лиц может оказывать сопутствующие услуги, в том числе организацию развлекательных мероприятий (пункт 1.3 соглашения).
В силу пункта 1.4 соглашения концессионная плата вносится концессионером в твердой денежной сумме ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным, путем безналичного перечисления на расчетный счет в бюджет города Омска на период реконструкции в размере 27 326 руб. 50 коп. в месяц, после завершения реконструкции в размере 50 069 руб. 20 коп. в месяц.
Пунктом 3.2 соглашения предусмотрено, что в целях исполнения концессионного соглашения к реконструкции объекта относятся мероприятия по его переустройству, модернизации и замене морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения.
В обязательном порядке в срок 23 месяца со дня подписания сторонами соглашения должна быть проведена реконструкция объекта концессионного соглашения, включающая следующие виды работ:
- ремонт, восстановление либо замена конструктивных элементов объекта концессионного соглашения с условием обеспечения дальнейшей безопасности эксплуатации данного объекта на период не менее 40 лет с момента заключения концессионного соглашения;
- укрепление фундамента;
- внутренняя перепланировка;
- ремонт, восстановление фасадов;
- замена (восстановление, строительство) системы водопровода и канализации, центрального электроснабжения, теплоснабжения;
- благоустройство прилегающей территории.
Реконструкция объекта соглашения не включает в себя строительство пристройки или надстройки к объекту соглашения.
Пунктом 3.4 соглашения установлено, что реконструкция объекта соглашения осуществляется концессионером в соответствии с проектной, сметной документацией, разработанной за счет концессионера, согласованной, в том числе с концедентом, и утвержденной в порядке, установленном законодательством.
Разделом 11 соглашения предусмотрено, что соглашение может быть изменено:
- по соглашению сторон в письменной форме за исключением условий настоящего соглашения, определенных на основании решения о заключении концессионного соглашения и конкурсного предложения, и за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации (пункт 11.1),
- в случае, если в течение срока действия настоящего соглашения законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами устанавливаются нормы, ухудшающие положение концессионера таким образом, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении концессионного соглашения, стороны концессионного соглашения изменяют условия концессионного соглашения в целях обеспечения имущественных интересов концессионера, существовавших на день подписания концессионного соглашения (пункт 11.2),
- по требованию одной из сторон решением суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (пункт 11.4).
Объект соглашения передан ЗАО "Вентсервис" на основании акта приема-передачи от 28.11.2013.
На основании дополнительного соглашения от 15.12.2015 произведена замена концессионера по соглашению на ООО "Кинопрокат Омск Плюс".
Обществом произведена реконструкция объекта соглашения, объект введен в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 27.03.2017 N 55ru55301000-2066-2017, выданного департаментом строительства администрации города Омска.
В результате произведенной реконструкции общая площадь объекта соглашения увеличена с 881,5 кв.м, до 2 130 кв.м.
Полагая, что в настоящем случае имеются основания для внесения изменений в заключенное между сторонами соглашение в части размера общей площади объекта соглашения и размера концессионной платы, департамент направил в адрес ООО "Кинопрокат Омск Плюс" письмо от 14.06.2023 N Ис-ДИО/8052 с требованием о заключении дополнительного соглашения, к которому приложил проект дополнительного соглашения.
Общество направило в адрес истца письмо от 26.06.2023 N 8123 о несогласии с заявленными департаментом требованиями и об отказе от заключения дополнительного соглашения.
Отказ ответчика в подписании дополнительного соглашения, предполагающего внесение изменений в соглашение, послужил основанием для обращения департамента в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Руководствуясь статьями 421, 422, 432, 450, 452 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), статьями 3, 7, 8, 10, 13, 36 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон N 115-ФЗ), Федеральным законом от 21.07.2014 N 265-ФЗ ("О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 265-ФЗ), разъяснениями, изложенными в пункте 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах" (далее - Постановление N 16), в пунктах 44, 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений ГК РФ о заключении и толковании договора" (далее - Постановление N 49), суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных департаментом требований.
По существу спор судами разрешен правильно.
Отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений, устанавливают гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения, регулируются Законом N 115-ФЗ.
В силу части 1 статьи 3 Закона N 115-ФЗ по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Частью 1 статьи 10 Закона N 115-ФЗ определены существенные условия концессионного соглашения, к которым, в том числе отнесены обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции; обязательства концессионера по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением; срок действия концессионного соглашения; описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения; цели и срок использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения.
Частью 3 статьи 13 Закона N 115-ФЗ предусмотрено, что концессионное соглашение может быть изменено по соглашению сторон. Условия концессионного соглашения, определенные на основании решения о заключении концессионного соглашения и конкурсного предложения концессионера по критериям конкурса, могут быть изменены по соглашению сторон концессионного соглашения на основании решения Правительства Российской Федерации (для концессионного соглашения, концедентом в котором является Российская Федерация), органа государственной власти субъекта Российской Федерации (для концессионного соглашения, концедентом в котором является субъект Российской Федерации) либо органа местного самоуправления (для концессионного соглашения, концедентом в котором является муниципальное образование), а также в случаях, предусмотренных частью 3.1 названной статьи, частью 7 статьи 5, частями 1, 3 и 4 статьи 20 и статьей 54 указанного Федерального закона.
В соответствии с частью 4 статьи 13 Закона N 115-ФЗ концессионное соглашение по требованию стороны концессионного соглашения может быть изменено решением суда по основаниям, предусмотренным ГК РФ.
В силу статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
На основании статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Обращаясь в суд с требованиями о заключении дополнительного соглашения к концессионному соглашению, истец сослался на обстоятельства, предполагающие внесение изменений в пункт 1.4 раздела 1 соглашения в редакции: "Концессионная плата вносится концессионером в твердой денежной сумме ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным путем безналичного перечисления на расчетный счет в бюджет города Омска на период реконструкции в размере 27 326 руб. 5 коп. в месяц, с 27.03.2017 в размере 120 984 руб. в месяц", в пункт 2.1 раздела 2 соглашения в редакции: "Объектом соглашения является административное здание, общей площадью 2130 кв.м, расположенное по адресу: г. Омск, ул. Партизанская, д. 5А/8", иные условия концессионного соглашения остаются неизменными.
Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, учитывая, что между сторонами не согласованно положение о порядке изменения размера концессионной платы с учетом изменения общей площади объекта соглашения и также, что негативные последствия невключения истцом в соглашение условий о порядке изменения размера платы не могут быть возложены на ответчика, выступающего в рассматриваемых правоотношениях слабой стороной, суды пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований истца.
Суд апелляционной инстанции не согласился с доводами департамента, ссылающегося на необходимость осведомления ответчика с порядком образования платы по концессионному соглашению, а также на необходимость при расчете платы по концессионному соглашению учета не только самого соглашения, но и конкурсной документации, в силу следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, департаментом на основании распоряжения от 31.07.2013 N 3424-р проведен открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении нежилого штаба.
Пунктом 2 распоряжения от 31.07.2013 N 3424-р утверждено, что условия концессионного соглашения устанавливаются согласно приложению N 1 к настоящему распоряжению.
Согласно конкурсной документации (приложение N 1 к указанному распоряжению): раздел 2 предусматривает состав и описание, в том числе технико-экономические показатели объекта концессионного соглашения; в разделе 4 указано, что размер концессионной платы на момент реконструкции составляет - 30,4 руб./кв.м в месяц, после завершения реконструкции - 56,68 руб./кв.м; концессионная плата согласно разделу 13 вносится концессионером в твердой денежной сумме ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным, путем безналичного перечисления на расчетный счет в бюджет города Омска в размерах, которые будут указаны в конкурсном предложении.
Концессионная плата вносится с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором в соответствии с конкурсным предложением должна быть завершена реконструкция.
Сумма, внесенная в качестве задатка, зачисляется в счет оплаты концессионной платы.
В соответствии с протоколом N 4 рассмотрения и оценки конкурсного предложения, результатов проведения конкурса о заключении концессионного соглашения от 05.11.2013 конкурсное предложение ЗАО "Вентсервис" рассмотрено и принято комиссией, в адрес указанного лица направлен проект соглашения.
Конкурсной комиссией рассмотрена проектная документация ЗАО "Вентсервис" по реконструкции объекта концессионного соглашения и принято решение о ее согласовании, оформленное протоколом от 26.06.2014 N 6.
Соглашение заключено по итогам указанного открытого конкурса.
Во исполнение предусмотренных соглашением обязанностей по производству реконструкции объекта соглашения (пункт 3.2) ЗАО "Вентрсервис" 21.08.2014 получено разрешение N RU55301000-2252 на реконструкцию объекта, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Партизанская, д. 5А, литер Ф.
В названном разрешении указаны проектные характеристики реконструированного объекта: площадь земельного участка - 1 215 кв.м, общая площадь здания - 2 130 кв.м, строительный объем здания 9 795,7 куб.м, в том числе ниже 0.000 - 3 727,3 куб.м, количество этажей - 3, вместимость кафе (два зала) - 40 и 16 человек.
В рамках заключенного соглашения произведена замена концессионера на общество.
Из акта приемки законченного строительством объекта от 20.02.2017 следует, что реконструкция объекта соглашения завершена в феврале 2017 года, общая площадь объекта составила 2 130 кв.м.
Департаментом строительства администрации города Омска 27.03.2017 выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 55-ru5530100-2066-2017 со следующими характеристиками: общая площадь капитального строительства - 2 130 кв.м, строительный объем здания (фактический) 9 969 куб.м, в том числе надземный - 6 241,7 куб.м, количество этажей - 3, в том числе 1 подземный, вместимость (двух залов кафе) - 56 человек.
По мнению департамента, увеличение площади объекта соглашения с 881,5 кв.м до 2 130 кв.м является основанием для изменения условий соглашения, поскольку по условиям конкурсной документации концессионная плата должна устанавливаться за квадратный метр, соответственно, в связи с увеличением площади до 2 130 кв.м, размер концессионной платы должен составлять 120 984 руб. (2 130 кв.м * 56 руб. 80 коп.).
Возражая против доводов истца, ответчик указывал на то обстоятельство, что между сторонами соглашения выражена общая воля в установлении концессионной платы в твердой сумме, не подлежащей изменению, полагал невозможным применение порядка расчета, предусмотренного конкурсной документацией, в рассматриваемом случае.
Руководствуясь статьями 9, 18, 421, 422 ГК РФ, статьей 7 Закона N 115-ФЗ, а также условиями соглашения, учитывая, что на момент заключения с ЗАО "Вентсервис" соглашения департамент должен был предполагать (предполагал) возможность изменения характеристик объекта, в том числе его общей площади; исходя из того, что департамент как лицо, подготовившее проект соглашения, включило в него положения о том, что концессионная плата вносится в твердой денежной сумме; установив, что из акта приемки законченного строительством объекта от 20.02.2017 следует, что проектная общая площадь объекта (2 130 кв.м) соответствует фактической (2 130 кв.м), что обосновывается подтверждением от 20.02.2017 соответствия параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации; принимая во внимание, что установленный в соглашении размер концессионной платы после реконструкции объекта превышает размер концессионной платы до проведения реконструкции объекта, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что сразу устанавливая в соглашении плату в увеличенном размере, концедентом уже учтено планируемое увеличение площади объекта, вследствие чего заключил, что конкурсная документация, на положения которой ссылается истец, не устанавливает условий, позволяющих сделать однозначный вывод о том, что размер концессионной платы подлежит перерасчету после производства реконструкции объекта соглашения.
Оснований для иных выводов у суда округа не имеется.
Отклоняя соответствующие доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции учитывает, что увеличение площади объекта недвижимости произошло не за счет пристроек или надстроек к зданию, а посредством переоборудования технических помещений в нежилые, то есть фактического увеличения общей площади объекта не произошло.
В ситуации, когда, по не опровергнутому истцом утверждению ответчика, последним внесено более 100 млн. руб. в реконструкцию объекта, с учетом того, что как такового увеличения площадей здания не произошло, а условиями концессионного соглашения предусмотрено увеличение платы в твердой сумме после реконструкции, отказ в удовлетворении заявленных требований отвечает критериям законности, обоснованности и соблюдения баланса публичных и частных интересов.
Доводы департамента сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств. Между тем суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций в силу своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 АПК РФ.
Суд округа полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом округа не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 07.12.2023 Арбитражного суда Омской области и постановление от 11.03.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-14458/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.А. Зиновьева |
Судьи |
А.Л. Полосин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отклонил требования о внесении изменений в концессионное соглашение, основанные на увеличении площади объекта, поскольку условия соглашения уже предусматривали фиксированную концессионную плату. Суд установил, что фактическое увеличение площади не произошло за счет пристроек или надстроек, а изменения в соглашении не были согласованы сторонами.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 июня 2024 г. N Ф04-1575/24 по делу N А46-14458/2023