город Тюмень |
|
20 июня 2024 г. |
Дело N А75-1276/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июня 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Крюковой Л.А.,
судей Мальцева С.Д.,
Хлебникова А.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Ханты-Мансийского района на решение от 27.11.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Заболотин А.Н.) и постановление от 21.02.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Котляров Н.Е., Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.) по делу N А75-1276/2023 по иску Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (625000, Тюменская область, город Тюмень, улица Республики, дом 55, офис 403, ОГРН 1047200624789, ИНН 7202128616) к администрации Ханты-Мансийского района (628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Гагарина, дом 214, ОГРН 1028600511500, ИНН 8618002968) о понуждении организовать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Ханты-Мансийская межрайонная прокуратура.
Суд установил:
Северо-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением о возложении на администрацию Ханты-Мансийского района (далее - администрация, ответчик) обязанности в шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу организовать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории поселка Кедровый Ханты-Мансийского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Ханты-Мансийская межрайонная прокуратура.
Решением от 27.11.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 21.02.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением и постановлением, администрация обратилась в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Заявитель в кассационной жалобе указывает на затруднительность исполнения судебного акта, не содержащего координаты расположения предполагаемого места (площадки) накопления ТКО на территории поселка Кедровый Ханты-Мансийского района, полагает что судами не учтено фактическое наличие полигона ТКО для поселка Кедровый, который является действующим, эксплуатируется муниципальным предприятием "ЖЭК-3" Ханты-Мансийского района (далее - предприятие), дело рассмотрено без привлечения администрации сельского поселения Кедровый.
Отзывы на кассационную жалобу в суд округа не представлены.
Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в отсутствие их представителей в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Судами установлено, что Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры рассмотрено дело N А75-12106/2022 по исковому заявлению управления к предприятию о прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, причинением вреда окружающей среды, обязании обеспечить разработку проекта рекультивации полигона (земельного участка).
При рассмотрении указанного дела установлено, что на территории поселка Кедровый Ханты-Мансийского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры расположен полигон ТКО, введенный в эксплуатацию в 2007 году и поставленный на кадастровый учет (далее - полигон ТКО в поселке Кедровый), который является муниципальной собственностью Ханты-Мансийского муниципального района, включен в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду с присвоением N 71-0186-002043-П (III категория), передан в эксплуатацию на праве хозяйственного ведения предприятию, осуществляющему соответствующую деятельность на основании лицензии от 28.07.2016 серии 066 N 00297.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.10.2016 N 559-рп утверждена Территориальная схема обращения с отходами в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - Территориальная схема), согласно таблице 23 которой отходы, собранные на территории поселка Кедровый, направляются для захоронения на полигон ТКО в поселке Кедровый, который, при этом, отнесен к объектам размещения отходов, в которых имеется потребность для функционирования Территориальной схемы, но не имеют документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации для размещения ТКО (таблица 20 Территориальной схемы).
В 2021 году в рамках проведения плановой выездной проверки в отношении предприятия управлением установлены многочисленные факты осуществления деятельности полигона с нарушением природоохранного законодательства.
Распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.10.2022 N 627-рп в Территориальную схему внесены изменения, схема потоков ТКО поселка Кедровый перенаправлена на полигон в поселке Луговской (ГРОРО N 86-00685-Х-00168-070416).
Вступившим в законную силу решением от 08.02.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N А75-12106/2022 в удовлетворении иска отказано, поскольку установлено, что вывоз отходов из поселка Кедровый на иные полигоны - в поселке Луговской, городе Лянтор, селах Елизарово, Кышик, Нялинское возможен исключительно в зимний период, когда имеется ледовая переправа, в связи с чем в иные периоды ТКО поселка Кедровый должны складироваться в селе на площадке временного накопления отходов, образованной в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), которой в поселении не имеется, в связи с чем их временное размещение где-либо, кроме полигона ТКО в поселке Кедровый, не отвечающем установленным требованиям, на момент рассмотрения спора невозможно.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения управления в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная коллегия, руководствовался статьями 1, 8, 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), исходил из отсутствия на территории поселка Кедровый, расположенного в труднодоступном месте, надлежащего полигона ТКО и соответствующих площадок временного накопления отходов, позволяющих складировать ТКО в весенне-летний период до их перемещения на полигон в поселке Луговской, объективной необходимости наличия площадки временного накопления отходов.
Таким выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и примененным нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
Отношения между сторонами спора правильно квалифицированы судами как подпадающие под правовое регулирование Закона N 89-ФЗ.
Требования действующего законодательства в области обращения с отходами распространяются не только на региональных операторов, но и иных участников процесса обращения ТКО, осуществляющих деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Под накоплением отходов понимается их складирование на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения (абзац девятнадцатый пункта 1 статьи 1 Закона N 89-ФЗ).
Размещение отходов - это их хранение (складирование в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения - абзацы пятый, шестой пункта 1 статьи 1 Закона N 89-ФЗ) и захоронение (изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду - абзац седьмой пункта 1 статьи 1 Закона N 89-ФЗ)
Пунктом 1 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ).
Истолковав вышеуказанные нормы права применительно к рассматриваемому спору, оценив и исследовав в порядке статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, приняв во внимание обстоятельства, имеющие преюдициальное значение, установленные в рамках дела N А75-12106/2022, при рассмотрении которого администрация принимала участие в качестве третьего лица: наличия на территории сельского поселения Кедровый единственного полигона для размещения ТКО, являющегося объектом муниципальной собственностью Ханты-Мансийского муниципального район и переданного в эксплуатацию на праве хозяйственного ведения предприятию, на который в соответствии с Территориальной схемой направлялись отходы для захоронения, собранные с территории поселка Кедровый; изменение в 2022 году схемы движения отходов, собранных с территории поселка Кедровый, с перенаправлением потоков на полигон в поселке Луговское Ханты-Мансийского муниципального район, использование которого с учетом расположения сельского поселения Кедровый в труднодоступном месте возможно исключительно в зимний период по ледовой переправе (с января по март), суды первой и апелляционной инстанций пришли к аргументированному выводу о необходимости обеспечения на территории поселка Кедровый площадок временного накопления ТКО для их использования в период с апреля по декабрь каждого года.
Верно констатировав, что Правилами N 1039 предусмотрен определенный порядок создания мест накопления ТКО, по которому такие места должны соответствовать правилам благоустройства соответствующего муниципального образования и требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, создание места накоплению, отвечающего данным требованиям, обуславливает его включение в соответствующий реестр мест (площадок) накопления ТКО, установив, что таковое в реестре муниципального образования не значится, суды правомерно возложили на ответчика обязанность по его созданию на территории поселка Кедровый.
Установление фактических обстоятельств дела является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций в рамках конкретного дела, которые в силу присущих им дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешают дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств.
В силу пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), пункта 2 статьи 8 Закона N 89-ФЗ, пункта 3 Правил N 1039 к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с ТКО относится создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с ТКО, предусмотренные пунктом 1 данной статьи, в частности создают и содержат места (площадки) накопления ТКО на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (пункт 14 части 1 статьи 15 Закона N 131-ФЗ, пункты 1, 3 статьи 8 Закона N 89-ФЗ, пункты 29, 30 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023).
По общему правилу, в силу положений части 3 статьи 14 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО не относятся, однако законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами муниципального района и сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 6 Устава Ханты-Мансийского района, принятого решением Думы Ханты-Мансийского района от 25.05.2005 N 372, к вопросам местного значения Ханты-Мансийского района относит участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО на территории Ханты-Мансийского района.
Из решений Думы Ханты-Мансийского района от 29.12.2022 N 246 "Об одобрении проектов соглашений о передаче администрацией Ханты-Мансийского района осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения администрациям сельских поселений на 2023 год", от 23.04.2024 N 465 "Об одобрении проекта соглашения N 2 о передаче администрацией Ханты-Мансийского района осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения администрации сельского поселения Кедровый на 2024 год" не следует, что вопросы создания и содержания мест (площадок) накопления ТКО отнесены к полномочиям сельского поселения.
Таким образом, суды пришли к верному выводу, что в рассматриваемом случае вопрос о создании и содержании мест (площадок) накопления ТКО на территории сельского поселения Кедровый Ханты-Мансийского района относится к полномочиям муниципального района. В связи с изложенным отсутствие в деле в качестве участвующего лица администрации сельского поселения Кедровый не привило к принятию неправосудного решения, не свидетельствует о допущенных судами нарушениях норм процессуального права.
Отклоняя доводы заявителя о затруднительности исполнения судебного акта, не содержащего точных координат места размещения объекта, суд округа отмечает, что в соответствии с нормами действующего законодательства конкретное место расположения площадки для временного накопления ТКО на территории муниципального образования выбирается именно ответчиком, исходя из правил благоустройства соответствующего населенного пункта и требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Ошибочное отождествление ответчиком места накопления отходов с полигоном ТКО в поселке Кедровый, который в соответствии с Законом N 89-ФЗ изначально является объектом размещения отходов, а не их накопления, основано на неправильно понимании норм действующего законодательства в области оборота с отходами и не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Суждения заявителя, приведенные в кассационной жалобе, сопряжены с обращением к суду округа с требованием об иной оценке доказательств и установлении обстоятельств, отличных от установленных судами первой и апелляционной инстанций. Между тем суд кассационной инстанции не вправе отвергать обстоятельства, которые суды сочли доказанными, и принимать решение на основе иной оценки представленных доказательств, поскольку иное свидетельствует о выходе за пределы полномочий, предусмотренных статьей 287 АПК РФ, о существенном нарушении норм процессуального права и о нарушении прав и законных интересов лиц, участвующих в деле (определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.09.2016 N 305-ЭС16-7224).
Суд кассационной инстанции считает, что при принятии решения и постановления судами обеспечены сторонам равные условия для реализации ими своих процессуальных прав, в том числе на представление доказательств, в состязательном процессе;
не допущено нарушений норм материального и процессуального права, все обстоятельства дела исследованы полно и всесторонне, имеющиеся в деле доказательства оценены в их совокупности и взаимосвязи, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Основания для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ отсутствуют. Кассационная жалоба по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Поскольку заявитель имеет льготу по уплате государственной пошлины при обращении в арбитражный суд, вопрос о ее распределении судом кассационной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.11.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 21.02.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-1276/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Крюкова |
Судьи |
С.Д. Мальцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил правомерность требований о создании площадки для накопления твердых коммунальных отходов на территории поселка, указав на отсутствие надлежащих мест для временного накопления. Администрация района обязана выполнить решение суда, несмотря на наличие действующего полигона, так как его использование ограничено. Кассационная жалоба администрации отклонена.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 июня 2024 г. N Ф04-2329/24 по делу N А75-1276/2023