г. Тюмень |
|
18 июля 2024 г. |
Дело N А27-8604/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июля 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего ШохиревойС.Т.
судей Дружининой Ю.Ф.
Алексеевой Н.А.
при ведении протокола с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" помощником судьи Ким А.А. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Кузбасса на решение от 18.09.2023 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Ветошкин А.А.) и постановление от 07.12.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Кривошеина С.В., Павлюк Т.В.) по делу N А27-8604/2023 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛУЧ" (654041, Кемеровская область - Кузбасс, город Новокузнецк, улица Кутузова, дом 39, ОГРН 1104217008356, ИНН 4217129624) к Государственной жилищной инспекции Кузбасса (650991, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, проспект Советский, дом 60, квартира 229, ОГРН 1024200719828, ИНН 4207052789) об оспаривании решения от 04.04.2023 N 2598949745.
Путем использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" в заседании участвовала представитель общества с ограниченной ответственностью "ЛУЧ" - Галиулина Н.А. по доверенности от 31.12.2023.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Луч" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Государственной жилищной инспекции Кузбасса (далее - инспекция) от 04.04.2023 N 2598949745 об отказе в продлении срока действия лицензии.
Решением от 18.09.2023 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 07.12.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и отказать в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, суды не учли наличие у общества действующей лицензии (действие которой прекращено в ходе рассмотрения дела на основании заявления общества), что подтверждает недобросовестность поведения общества и отсутствие нарушения его прав оспариваемым решением инспекции; нарушение лицензиатом условий пункта 17 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и об осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110), влечет отказ в предоставлении государственной услуги - продление срока действия лицензии; данная мера не является административно-правовой санкцией, в связи с чем при ее применении не подлежит учету характер выявленных нарушений, их существенность и устранимость.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
В соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по делу произведена замена судьи Черноусовой О.Ю. на судью Алексееву Н.А., кассационная жалоба рассмотрена с самого начала.
Проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении в судебном заседании представителя общества, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, обществу предоставлена лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 15.05.2015 N 266 (далее - лицензия от 15.05.2015).
В целях продления срока действия указанной лицензии общество 24.03.2023 направило в инспекцию заявление; по результатам проверки инспекцией принято решение от 04.04.2023 N 2598949745 об отказе в продлении срока действия лицензии.
Не согласившись с данным решением инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленное требование, пришли к выводу о несоответствии оспариваемого решения действующему законодательству и нарушении прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В силу части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 192 ЖК РФ лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует только на территории субъекта Российской Федерации, органом государственного жилищного надзора которого она предоставлена. Срок действия лицензии продлевается по истечении пяти лет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 17 Положения N 1110 заявление о продлении срока действия лицензии подается в лицензирующий орган не ранее 60 рабочих дней и не позднее 45 рабочих дней до дня истечения срока действия лицензии.
Решение о продлении срока действия лицензии принимается лицензирующим органом при условии, что в результате проверки лицензиата установлено соблюдение срока подачи заявления о продлении срока действия лицензии, его соответствие лицензионным требованиям, предусмотренным пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, а также отсутствие грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований, предусмотренных подпунктами "в" - "д" пункта 4(1) названного Положения, и неисполненных предписаний об устранении грубых нарушений лицензионных требований, срок исполнения которых истек на дату проведения указанной проверки. Срок рассмотрения заявления о продлении срока действия лицензии не может превышать 15 рабочих дней со дня его поступления в лицензирующий орган.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12.05.1998 N 14-П, определениях от 14.12.2000 N 244-О, от 05.07.2001 N 130-О, от 07.02.2002 N 16-О, свобода предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности может быть ограничена федеральным законом лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства; при этом применяемые ограничительные меры должны соответствовать характеру совершенного правонарушения, размеру причиненного вреда, степени вины правонарушителя и не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Поскольку отказ в продлении срока действия лицензии связан с ограничением правоспособности юридического лица, так как препятствует возможности заниматься определенным видом деятельности, применение такой меры должно отвечать требованиям законности, справедливости и соразмерности выявленному нарушению.
Как следует из оспариваемого решения инспекции, основанием для отказа в продлении срока действия лицензии послужил факт несоответствия общества лицензионным требованиям, предусмотренным пунктом 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ (соблюдение лицензиатом требований к размещению информации, установленных частью 10.1 статьи 161 названного Кодекса).
В силу части 10.1 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Состав информации, подлежащей размещению в указанной системе, установлен разделом 10 приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.02.2016 N 74 и N 114/пр (далее - Приказ N 74 и N 114/пр).
В рассматриваемом случае инспекция в ходе проверки соответствия общества лицензионным требованиям выявила и зафиксировала в оценочном листе от 04.04.2023 факты не размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ) информации, предусмотренной пунктом 3 раздела 10 Приказа N 74 и N 114/пр (информация о перечне оказываемых услуг, выполняемых работ по управлению многоквартирным домом, выполняемых работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, об их объеме, о качестве и периодичности (сроках) их предоставления, оказания, выполнения и стоимости указанных услуг, работ, а также соответствующие договоры на предоставление или оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ).
Заявляя о незаконности решения инспекции, общество ссылалось на формальный подход уполномоченного органа к оценке соответствия/несоответствия лицензиата лицензионным требованиям (из актов инспекции не усматривается в отношении каких из 30-ти многоквартирных домов, находящихся в управлении общества, не размещена необходимая информация и в каком объеме, учитывая, что пункт 3 раздела 10 Приказа N 74 и N 114/пр, включает в себя множество подпунктов; выявленные нарушения являются устранимыми; какие-либо жалобы собственников помещений не поступали), отсутствие достаточных оснований для отказа в продлении лицензии и чрезмерное ограничение его права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что общество своевременно обратилось с заявлением о продлении срока действия лицензии от 22.05.2015 (с учетом положений статьи 2 Федерального закона от 21.11.2022 N 463-ФЗ "О внесении изменений в статью 201 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"); в ходе оценки соблюдения обществом лицензионных требований инспекцией не выявлены факты наличия грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований, предусмотренных подпунктами "в" - "д" пункта 4(1) Положения N 1110, и неисполненных предписанийоб устранении грубых нарушений лицензионных требований; допущенные обществом нарушения требований части 10.1 статьи 161 ЖК РФ, раздела 10 Приказа N 74 и N 114/пр при размещении информации являются незначительными, не повлекли нарушения прав граждан, проживающих в многоквартирных домах, и носят устранимый характер.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно согласились с позицией общества о том, что в рассматриваемом случае наличие формальных признаков нарушения не может служить достаточным основанием для вывода о его несоответствии лицензионным требованиям и отказа в продлении срока действия лицензии; оспариваемое решение влечет за собой чрезмерное ограничение правоспособности общества, не отвечает требованиям законности, справедливости и соразмерности примененной меры ответственности.
Вопреки позиции подателя жалобы суды верно указали, что выданная инспекцией лицензия от 23.06.2023 N 042000623, действие которой прекращено на основании приказа инспекции от 25.08.2023 N 2969152308, не относится к предмету спора по настоящему делу, в рамках которого рассматривается правомерность решения инспекции от 04.04.2023 N 2598949745 об отказе в продлении срока действия лицензии от 15.05.2015. Доводы инспекции о злоупотреблении обществом правом не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили заявленное требование, признав недействительным оспариваемое решение инспекции.
Несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам, а также неправильного применения норм материального права судом кассационной инстанции не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судами не допущено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18.09.2023 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 07.12.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-8604/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что общество своевременно обратилось с заявлением о продлении срока действия лицензии от 22.05.2015 (с учетом положений статьи 2 Федерального закона от 21.11.2022 N 463-ФЗ "О внесении изменений в статью 201 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"); в ходе оценки соблюдения обществом лицензионных требований инспекцией не выявлены факты наличия грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований, предусмотренных подпунктами "в" - "д" пункта 4(1) Положения N 1110, и неисполненных предписанийоб устранении грубых нарушений лицензионных требований; допущенные обществом нарушения требований части 10.1 статьи 161 ЖК РФ, раздела 10 Приказа N 74 и N 114/пр при размещении информации являются незначительными, не повлекли нарушения прав граждан, проживающих в многоквартирных домах, и носят устранимый характер."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 июля 2024 г. N Ф04-7798/24 по делу N А27-8604/2023
Хронология рассмотрения дела:
26.03.2025 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9103/2023
18.07.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7798/2024
07.12.2023 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9103/2023
18.09.2023 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-8604/2023