г. Тюмень |
|
22 июля 2024 г. |
Дело N А45-18681/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июля 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Алексеевой Н.А.
судей Дружининой Ю.Ф.
Шохиревой С.Т.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Болтуновой А.Г., рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции (аудиозаписи) кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области на решение от 15.02.2024 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Суворова О.В.) и постановление от 06.05.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лопатина Ю.М., Афанасьева Е.В., Киреева О.Ю.) по делу N А45-18681/2023 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "МДЦ-М" (630099, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Орджоникидзе, дом 23, этаж цоколь, ОГРН 1205400038216, ИНН 5406807740) к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Новосибирской области (630099, Новосибирская область, город Новосибирск, Красный проспект, дом 42а, ОГРН 1025402475020, ИНН 5406019019) о взыскании 6 380 415,52 руб.
В судебном заседании путем использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (в режиме онлайн) приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "МДЦ-М" - Побединский С.А. по доверенности от 11.06.2024;
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области - Актаева Т.М. по доверенности от 29.12.2023.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "МДЦ-М" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Новосибирской области (далее - фонд) о взыскании задолженности за оказанные с 01.01.2023 по 31.03.2023 медицинские услуги по обязательному медицинскому страхованию (далее - ОМС) в размере 6 380 415,52 руб.
Решением от 15.02.2024 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 06.05.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда, с фонда в пользу общества взыскано 6 380 415,52 руб. задолженности.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, фонд просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм права, несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
По мнению подателя кассационной жалобы, вывод судов о праве общества на представление счетов и реестров счетов на бумажном носителе не соответствует приказу Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 07.04.2011 N 79 "Об утверждении Общих принципов построения и функционирования информационных систем в сфере обязательного медицинского страхования", принятому в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ); общество не указало направившую пациента медицинскую организацию при наличии у него таких сведений; установленное фондом нарушение в виде несоответствия наименования выдавшей направление пациенту на лечение медицинской организации наименованию такой медицинской организации в медкарте пациента не связано с подтверждением или опровержением факта оказания медицинской помощи; качество медицинской помощи не является предметом медико-экономической экспертизы; экспертиза качества оказания медицинской помощи фондом в отношении спорных случаев не проводилась; судами не дана оценка факту просрочки предоставления медицинской документации (не исследованы причины нарушения сроков предоставления документации; в чем заключалась ошибка доставки курьера).
Общество в отзыве на кассационную жалобу ссылается на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, осуществляющее деятельность в сфере ОМС и расположенное на территории Новосибирской области общество заключило с фондом 01.01.2023 договор на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС (далее - договор).
По условиям договора общество обязалось, в том числе обеспечить оказание медицинской помощи по базовой программе в соответствии с установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиями к ее оказанию, в рамках работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности.
На основании заявок на авансирование медицинской помощи от 10.01.2023 N 1, от 01.02.2023 N 2, от 01.03.2023 N 3 фонд перечислил обществу 17.01.2023 - 5 400 000 руб., 07.02.20234 - 850 000 руб., 13.03.2023 - 5 700 000 руб..
Общество направило фонду счета за оказанные медицинские услуги застрахованным вне территории Новосибирской области гражданам: от 07.02.2023 N 1 на сумму 10 035 395,07 руб. (за период с 01.01.2023 по 31.01.2023), от 07.03.2023 N 2 на сумму 10 301 233,35 руб. (за период с 01.02.2023 по 28.02.2023), от 07.04.2023 N 3 на сумму 1 993 787,10 руб. (за период с 01.03.2023 по 31.03.2023).
По результатам медико-экономического контроля по счету от 07.02.2023 N 1 составлен акт от 28.02.2023 N 872 о нарушении (указанная в реестре направившая пациента на лечение медицинская организация не соответствуют направившей пациента медицинской организации, указанной в копии направления на плановое лечение); сумма уменьшения счета составила 10 035 395,07 руб.
Согласно актам медико-экономического контроля за оказанную медицинскую помощь по счетам N N 2 и 3 нарушений не выявлено.
Между обществом и фондом составлен акт от 02.03.2023 N 872/2 сверки расчетов по договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования фондом с медицинской организацией в части межтерриториальных расчетов на 01.03.2023. В графе 4 указанного акта отсутствуют суммы средств, сформированных за нарушения, выявленные по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи и оказания диагностических услуг, а в графе 3 принята сумма по счету от 07.02.2023 N 1 - 10 035 395,07 руб.
05.04.2023 между обществом и фондом составлен акт N 872/3 сверки расчетов по договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования фондом с медицинской организацией в части межтерриториальных расчетов на 01.04.2023. В графе 4 названного акта отсутствуют суммы средств, сформированных за нарушения, выявленные по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи и оказания диагностических услуг, а в графе 3 принята сумма по счету от 07.03.2023 N 2 - 10 301 233,35 руб.
Общество предъявило 20.04.2023 фонду претензию об оплате задолженности по счету от 07.02.2023 N 1; фонд оставил требования без удовлетворения в связи с выявлением нарушений на сумму 9 902 475,93 руб., что свидетельствует, по мнению фонда, об отсутствии задолженности.
Фонд 02.05.2023 направил обществу заключения по результатам медико-экономической экспертиз: от 26.04.2023 N 242 (нарушений не выявлено); от 26.04.2023 N 243 (выявлено 44 случая нарушений; пункт 2.12 Перечня оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи), утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2021 N 231н (далее - Перечень санкций), - не представлены истории болезни без объективных причин); от 26.02.2023 N 244 (выявлено 105 случаев нарушения; пункт 2.16.3 Перечня санкций - в предъявленном реестре счетов медицинской организацией, направившей пациентов на лечение, указана другая медицинская организация).
23.05.2023 общество направило фонду протоколы разногласий на заключения от 26.04.2023 N 243 и от 26.02.2023 N 244; уведомлением фонд сообщил обществу об отклонении доводов общества.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии оснований для взыскания с фонда в пользу общества 6 380 415,52 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона N 326-ФЗ обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных названным Законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинская организация имеет право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных данным Законом.
Частью 8 статьи 34 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что территориальный фонд по месту оказания медицинской помощи осуществляет расчеты за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования, не позднее 25 дней с даты представления счета (реестра счетов) медицинской организацией с учетом результатов проведенного контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
В силу положений части 6 статьи 39 Закона N 326-ФЗ и пункта 14 договора оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу по договору, осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи, установленным в соответствии с частью 2 статьи 30 Закон N 326-ФЗ, по результатам контроля сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования, на основании представленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи.
Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены программами обязательного медицинского страхования, договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и договором на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, проводится в соответствии с порядком проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, устанавливающим в том числе формы его проведения, его продолжительность, периодичность, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 40 Закона N 326-ФЗ).
Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи осуществляется путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи (часть 2 статьи 40 Закона N 326-ФЗ).
Порядок проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2021 N 231н (далее - Порядок N 231н).
Медико-экономическая экспертиза - установление соответствия фактических сроков оказания медицинской помощи, объемов медицинской помощи, предъявленных к оплате, записям в первичной медицинской документации и учетно-отчетной документации медицинской организации (часть 4 статьи 40 Закона N 326-ФЗ, пункт 14 Порядка N 231н).
Пункт 17 Порядка N 231н раскрывает те действия, которые совершаются при проведении экспертизы, на предмет такой экспертизы, то есть установления соответствия фактических сроков и объемов медицинской помощи, и не может применяться или толковаться вне взаимосвязи с целями медико-экономической экспертизы, установленными законом.
Таким образом, правовое значение имеет, установлено ли в результате оценки по критериям, предусмотренным пунктом 17 Порядка N 231н, нарушение объема или сроков медицинской помощи.
Предметом медико-экономической экспертизы является проверка соответствия сроков и объемов оказания медицинской помощи.
В соответствии с частью 11 статьи 40 Закона N 326-ФЗ, пунктом 45 Порядка N 231н территориальный фонд обязательного медицинского страхования в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, вправе осуществлять контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями. Территориальный фонд по месту оказания медицинской помощи проводит медико-экономический контроль, медико-экономическую экспертизу, экспертизу качества медицинской помощи в случае, если медицинская помощь оказана застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования.
В части 2 статьи 41 Закона N 326-ФЗ закреплено, что взаимные обязательства медицинских организаций, страховых медицинских организаций и Федерального фонда, следствием которых является возможность неоплаты или неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, а также уплаты медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества, предусматриваются заключенным между ними договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, договором на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования и порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, включающим в себя методику исчисления размеров неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, указанных штрафов и установленным правилами обязательного медицинского страхования. Размеры неоплаты, неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и штрафов, исчисленных и установленных в соответствии с названной частью, указываются в тарифном соглашении, заключаемом в соответствии с частью 2 статьи 30 названного Закона.
Из приведенных положений Закона N 326-ФЗ следует, что допущенные медицинской организацией нарушения не могут носить формальный характер, а должны быть связаны с неоказанием, несвоевременным оказанием либо оказанием медицинской помощи ненадлежащего качества.
В рассматриваемом случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что общество включено в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования; медицинские услуги оказаны обществом в рамках выполнения территориальной программы обязательного медицинского страхования пациентам, проживающим за пределами Новосибирской области; в целях осуществлении расчетов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории страхования, общество в соответствии с пунктом 167 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н, представило в фонд документы (счета на оплату и реестр счетов) на бумажном носителе; общество оказывало спорную медицинскую помощь пациентам по направлению их лечащих врачей медицинских организаций, принявших заявление застрахованного лица.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами в материалы дела доказательства (в том числе медицинскую документацию), суды пришли к выводу, что по случаям, в отношении которых фондом установлены вменяемые обществу нарушения, не имели в действительности место факты неоказания, несвоевременного оказания либо оказания медицинской помощи ненадлежащего качества.
Фонд о фальсификации представленных обществом документов в установленном АПК РФ порядке не заявлял.
В соответствии с положениями статьи 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации, а также статей 8, 9, части 1 статьи 65 и части 1 статьи 66 АПК РФ фонд не лишен был права опровергать позицию общества, в том числе обоснованную доказательствами, впервые представленными в суд.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворил исковые требования общества о взыскании с фонда 6 380 415,52 руб.
В целом доводы кассационной жалобы сводятся к изложению обстоятельств дела, которые получили надлежащую правовую оценку судов и мотивированно отклонены, не подтверждают нарушений судами норм материального и (или) процессуального права, фактически направлены на переоценку выводов судов и не являются достаточным основанием для отмены (изменения) обжалуемых судебных актов.
Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ, абзац второй пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены (изменения) обжалуемых судебных актов применительно к установленным судами первой и апелляционной инстанций обстоятельствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов (часть 4 статьи 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.02.2024 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 06.05.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-18681/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения от 15.02.2024 Арбитражного суда Новосибирской области и постановления от 06.05.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-18681/2023, принятое определением от 14.06.2024 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А. Алексеева |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рассматриваемом случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что общество включено в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования; медицинские услуги оказаны обществом в рамках выполнения территориальной программы обязательного медицинского страхования пациентам, проживающим за пределами Новосибирской области; в целях осуществлении расчетов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории страхования, общество в соответствии с пунктом 167 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н, представило в фонд документы (счета на оплату и реестр счетов) на бумажном носителе; общество оказывало спорную медицинскую помощь пациентам по направлению их лечащих врачей медицинских организаций, принявших заявление застрахованного лица.
...
Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ, абзац второй пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 июля 2024 г. N Ф04-3076/24 по делу N А45-18681/2023