г. Тюмень |
|
31 июля 2024 г. |
Дело N А75-10449/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Алексеевой Н.А.
Дружининой Ю.Ф.
при ведении протокола судебного онлайн-заседания с использованием средств веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" помощником судьи Крымовской А.М. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Югра-Экология" на решение от 03.10.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Чешкова О.Г.) и постановление от 23.01.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Воронов Т.А., Бацман Н.В., Краецкая Е.Б.) по делу N А75-10449/2022 по исковому заявлению акционерного общества "Югра-Экология" (628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Привольная, здание 15, ОГРН 1178617020262, ИНН 8601065381) к муниципальному образованию сельское поселение Угут Сургутского муниципального района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в лице Администрации сельского поселения Угут (628458, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, село Угут, улица Львовская, дом 4, ОГРН 1058603874009, ИНН 8617021975) о взыскании убытков.
Другие лица, участвующие в деле: Администрация Сургутского района (628408, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Сургут, улица Энгельса, дом 10, ОГРН 1028600615207, ИНН 8617011350), Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (628006, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 5, офис 325, ОГРН 1028600516053, ИНН 8601009620), Департамент промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Рознина, дом 64, ОГРН 1168617075439, ИНН 8601063930), Региональная служба по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 104, ОГРН 1068601010884, ИНН 8601028608).
Путем использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) в заседании участвовали представители:
от акционерного общества "Югра-Экология" - Сукалина В.Е. по доверенности от 16.11.2023,
от Администрации сельского поселения Угут - Мочалов С.В. по доверенности от 30.01.2024.
Суд установил:
акционерное общество "Югра-Экология" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском о взыскании c муниципального образования сельское поселение Угут Сургутского района в лице Администрации сельского поселения Угут (далее - администрация) убытков в размере 127 989,45 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация Сургутского района (далее - администрация района), Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - департамент финансов), Департамент промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - департамент промышленности), Региональная служба по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - служба по тарифам).
Решением от 03.10.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 23.01.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда, иск удовлетворен частично, с администрации в пользу общества взысканы убытки в размере 12 969,35 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 490,45 руб., в удовлетворении остальной части требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и удовлетворить иск в полном объеме.
По мнению подателя кассационной жалобы, убытки должны быть рассчитаны на основании показателей нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), утвержденных постановлением администрации от 26.02.2018 N 11-нпа (далее - постановление N 11-нпа); оснований для определения объема ТКО исходя из нормативов, установленных постановлением администрации от 10.09.2021 N 85 (далее - постановление N 85), не имеется.
В отзывах на кассационную жалобу администрация и администрация района просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Служба по тарифам в отзыве на кассационную жалобу оставляет принятие судебного акта на усмотрение суда.
Департамент финансов и департамент промышленности отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующих в заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании соглашений об организации деятельности по обращению с ТКО от 31.01.2019 N 1, от 24.07.2019 N 35, заключенных между департаментом промышленности и обществом, последнее выполняет функции регионального оператора по обращению с ТКО на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в том числе Сургутского района.
Постановлением администрации от 28.01.2019 N 13-нпа "О внесении изменений в постановление администрации сельского поселения Угут от 26.02.2018 N 11-нпа "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Угут" (далее - постановление N 13-нпа) в постановление N 11-нпа были внесены изменения, в соответствии с которыми нормативы накопления ТКО на территории сельского поселения Угут были уменьшены, в том числе для административных, офисных учреждений с 2,555 м3/год до 0,5 м3/год; дошкольных образовательных учреждений с 1,825 м3/год до 0,17 м3/год; общеобразовательных учреждений с 1,095 м3/год до 0,31 м3/год; клубов, кинотеатров, концертных залов, театров, цирков, библиотек, архивов с 0,73 м3/год до 0,5 м3/год.
Решением от 04.02.2021 Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу 2а-214/2021 удовлетворено заявление общества о признании недействующим постановления N 13-нпа в части определения нормативов накопления ТКО по спорным объектам образования ТКО. Суд пришел к выводу, что оспариваемое постановление администрации не соответствует постановлению Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" (далее - Постановление N 269).
Общество, ссылаясь на вынужденное применение на территории сельского поселения Угут (Сургутский район) в период с 01.01.2021 по 31.05.2020 при расчетах с потребителями за услуги по обращению с ТКО незаконно установленного администрацией норматива накопления ТКО и возникновение у него убытков в размере 127 989,45 руб., обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленное требование частично, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии правовых оснований для возмещения вреда за счет казны муниципального образования в размере 12 969,35 руб., причиненного обществу в результате издания не соответствующего законодательству акта органа местного самоуправления.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16 ГК РФ).
В силу статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Лицо, требующее применения гражданско-правовой ответственности к публично-правовому образованию в виде взыскания убытков (вред), в соответствии со статьей 65 АПК РФ должно доказать факты противоправного поведения государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц указанных органов, наличия у него убытков, их размер и причинно-следственную связь между этими фактами.
В рассматриваемом случае требование общества обосновано возникновением у него убытков (неполученных доходов) при осуществлении деятельности по оказанию услуг по обращению с ТКО на территории муниципального образования в результате применения не соответствующего законодательству акта администрации об установлении норматива накопления ТКО.
В силу пункта 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Исходя из положений пунктов 1, 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Согласно пункту 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, установлено, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 названных Правил (расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО).
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Как установлено судами, услуги по обращению с ТКО на территории сельского поселения Угут в спорный период (с 01.01.2021 по 31.05.2020) оказывались обществом в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, утвержденной распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа -Югры от 21.10.2016 N 559-рп (далее - Территориальная схема), в которую распоряжением правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.12.2018 N 647-рп внесены сведения об объемах образования ТКО на территории сельского поселения исходя из нормативов накопления ТКО, установленных постановлением N 11.
В соответствии с таблицей 2 Территориальной схемы, масса (объем образования ТКО) на территории Сургутского района составляет 49 384,60 тонн/год (446 597,20 м3/год). Данный объем учтен при расчете предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО (приказы службы по тарифам от 21.06.2019 N 48-нп, от 19.12.2019 N 166-нп, экспертные заключения на 2019 год и 2020-2022 годы).
Вместе с тем постановлением N 13-нпа нормативы накопления ТКО по спорным объектам образования ТКО уменьшены по сравнению с установленными постановлением N 11-нпа; незаконность постановления N 13-нпа подтверждена вступившим в законную силу решением от 04.02.2021 суда общей юрисдикции в связи с допущенным при его принятии нарушением предусмотренного порядка установления нормативов накопления ТКО.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 06.07.2018 N 29-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Альбатрос", последствием признания судом нормативного правового акта недействующим является его исключение из системы правового регулирования, в связи с чем арбитражный суд должен исходить из того, что нормативный правовой акт в части, признанной не соответствующей иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не может применяться в деле вне зависимости от того, с какого момента он признан недействующим.
В случае признания судом акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным нарушенное право в силу абзаца второго статьи 13 ГК РФ подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 данного Кодекса, в числе которых возмещение убытков.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что общество, являясь региональным оператором по обращению с ТКО, в период 01.01.2021 по 31.05.2021 в соответствии с Территориальной схемой оказывало услуги по обращению с ТКО организациям на территории муниципального образования сельское поселение Угут (договоры оказания услуг по транспортировке ТКО, счета-фактуры, платежные документы); начисление и взимание с потребителей соответствующей платы общество производило исходя из норматива накопления ТКО, утвержденного постановлением N 13-нпа, незаконность которого подтверждена вступившим в законную силу решением суда общей юрисдикции; при этом суд указал на наличие у общества убытков в результате применения указанного норматива, размер которого значительно меньше размера первоначально утвержденного администрацией норматива ТКО (постановление N 11-нпа), учтенного при утверждении единого тарифа на услуги регионального оператора.
Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. Суд не может отказать в удовлетворении требования кредитора о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, только на том основании, что размер убытков не может быть установлен с разумной степенью достоверности. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков, включая упущенную выгоду, определяется судом с учетом всех обстоятельств дела исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению обязательства (пункт 5 статьи 393 ГК РФ, пункт 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств").
По расчетам общества размер его убытков в виде неполученных доходов составляет 127 989,45 руб. - разница между суммой фактически начисленной потребителям платы за оказанные услуги по обращению с ТКО на территории сельского поселения Угут в спорный период и суммой платы, подлежащей начислению указанным потребителям за этот же период на основании ранее принятого постановления N 11-нпа.
Возражая относительно применения в расчете убытков в целях определения объема ТКО постановления N 11-нпа, администрация сослалась на его несоответствие Закону N 89-ФЗ и Постановлению N 269 и, в связи с этим, принятие постановления от 10.09.2021 N 86-нпа "О признании нормативного правового акта утратившим силу" и утверждение постановлением N 85 новых нормативов накопления ТКО, в том числе в отношении спорных категорий объектов образования ТКО.
В силу частей 3, 4 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ нормативы накопления ТКО могут устанавливаться дифференцированно в отношении различных территорий субъекта Российской Федерации и различных категорий потребителей услуги по обращению с ТКО, а также с учетом других критериев, установленных Правительством Российской Федерации. Порядок определения нормативов накопления ТКО устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением N 269 установлен порядок определения нормативов накопления ТКО (включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений) (пункт 1); в целях определения нормативов проводятся замеры отходов (пункт 7); замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов (пункт 11); полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта каждой категории суммируются по дням недели (пункт 12); норматив определяется исходя из данных о массе и объеме отходов и выражается соответственно в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу (пункт 13).
Судами двух инстанций установлено, что администрацией после проведения соответствующих замеров в порядке самоконтроля отменено постановление N 11-нпа и все постановления, которыми в него вносились изменения в части утверждения нормативов накопления ТКО на территории сельского поселения Угут, и принято постановление N 85 об утверждении новых нормативов накопления ТКО.
Вопреки доводам подателя жалобы, по верному утверждению судов, отмена несоответствующего закону нормативного правового акта (в рассматриваемом случае принятого без проведения соответствующих замеров) в порядке самоконтроля также является основанием для исключения отмененного нормативного правового акта из системы правового регулирования нормативов накопления ТКО.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно согласились с позицией администрации об отсутствии оснований считать достоверным представленный обществом расчет убытков с использованием постановления N 11-нпа.
В нарушение статьи 65 АПК РФ общество иных доказательств, подтверждающих заявленный им в расчете объем ТКО, не представило, ходатайство о назначении судебной экспертизы не поддержало. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
В свою очередь, администрация полагает возможным при определении объема оказанных обществом услуг по обращению с ТКО организациям на территории сельского поселения Угут в спорный период применить постановление N 85, которым установлены нормативы накопления ТКО для административных, офисных учреждений в размере 1,1624 м3/год, дошкольных образовательных учреждений - 0,8098, общеобразовательных учреждений - 0,5992 м3/год, клубов, кинотеатров, концертных залов, домов и дворцов культуры (искусств), театров, цирков - 0,4956 м3/год, библиотек, архивов - 0,4246 м3/год.
Принимая во внимание отсутствие доказательств, свидетельствующих о незаконности названного нормативного правового акта, о существенном изменении экономической составляющей расчета норматива накопления ТКО в поселении Угут в период с 2019 года по 2021 год (количество зданий, сотрудников, учащихся, посетителей, объемы и массы ТКО), суды сочли допустимым использование постановления N 85 в целях определения объема оказанных обществом услуг по обращению с ТКО в спорный период.
По расчетам суда первой инстанции размер неполученных обществом доходов от оказанных услуг составляет 12 969,35 руб. Указанный расчет проверен апелляционным судом и признан верным; доказательств, опровергающих достоверность данного расчета, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах, признав, что в результате издания администрацией поселения не соответствующего законодательству нормативного акта обществу причинены убытки (упущенная выгода), суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о наличии правовых оснований для применения к муниципальному образованию сельское поселение Угут мер гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков (вреда).
С учетом изложенного, принимая во внимание разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в пунктах 14, 16 постановления от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", суды обоснованно удовлетворили исковое требование частично, взыскав в пользу общества с муниципального образования сельское поселение Тундрино в лице администрации поселения за счет казны муниципального образования убытки в размере 12 969,35 руб.
Доводы подателя кассационной жалобы о необходимости применения постановления N 11-нпа в расчете убытков были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и получили надлежащую правовую оценку. Правильно распределив бремя доказывания по делу, принимая во внимание непредставление истцом надлежащих доказательств, подтверждающих возникновение у него убытков в заявленном им размере, суды обоснованно, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению, сочли возможным принять предложенный ответчиком способ определения убытков (с использованием постановления N 85). Суд округа отмечает, что в рассматриваемой ситуации, учитывая пассивное поведение общества при установлении факта наличия и размера понесенных им убытков, непринятие предложенного администрацией способа их определения могло повлечь полный отказ в удовлетворении исковых требований.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.10.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 23.01.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-10449/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По расчетам суда первой инстанции размер неполученных обществом доходов от оказанных услуг составляет 12 969,35 руб. Указанный расчет проверен апелляционным судом и признан верным; доказательств, опровергающих достоверность данного расчета, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах, признав, что в результате издания администрацией поселения не соответствующего законодательству нормативного акта обществу причинены убытки (упущенная выгода), суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о наличии правовых оснований для применения к муниципальному образованию сельское поселение Угут мер гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков (вреда).
С учетом изложенного, принимая во внимание разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в пунктах 14, 16 постановления от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", суды обоснованно удовлетворили исковое требование частично, взыскав в пользу общества с муниципального образования сельское поселение Тундрино в лице администрации поселения за счет казны муниципального образования убытки в размере 12 969,35 руб."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31 июля 2024 г. N Ф04-1764/24 по делу N А75-10449/2022