г. Тюмень |
|
1 августа 2024 г. |
Дело N А81-9132/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 августа 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Щанкиной А.В.,
судей Сириной В.В.,
Хлебникова А.В.,
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи, веб-конференции помощником судьи Гайшун И.А., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз" на постановление от 28.03.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Лотов А.Н., Иванова Н.Е., Шиндлер Н.А.) по делу N А81-9132/2023 по заявлению акционерного общества "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз" (629807, г. Ноябрьск, ул. Ленина, 59/87, ИНН 8905000428, ОГРН 1028900703963) к Департаменту природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа (629008, г. Салехард, ул. Матросова, д. 29, ИНН 8901017195, ОГРН 1058900021861) о признании недействительным пункта 7 заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов от 29.08.2023 N 539, об обязании повторно рассмотреть вопрос о принятии положительного или отрицательного заключения на проект освоения лесов.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Петров А.А.) в лицо, заявившее ходатайство, - акционерное общество "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз", не участвовало.
Путем использования систем веб-конференции в заседании участвовали представители:
от акционерного общества "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз" - Смирнов В.М. по доверенности д214 от 17.08.2022 (срок действия по 15.08.2025), представлен паспорт, диплом,
от Департамента природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа - Галицкая Т.Б. по доверенности 142 от 22.07.2024 (срок действия 1 год), представлен паспорт, диплом.
Суд установил:
акционерное общество "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз" (далее - заявитель, АО "Газпромнефть-ННГ", общество) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Департаменту природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - заинтересованное лицо, Департамент, административный орган) о признании недействительным пункта 7 раздела "Замечания" отрицательного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов от 29.08.2023 N 539, утвержденного приказом Департамента природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа N 2419 от 30.08.2023.
Решением от 14.12.2023 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Кустов А.В.) заявленные требования удовлетворены, пункт 7 раздела "Замечания" заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов от 29.08.2023 N 539, утвержденного приказом Департамента от 30.08.2023 N 2419, в части обязанности по проектированию (обустройству) противопожарных минерализованных полос в болотистой местности (в квартале 2075 выделах 9 и 14 Ноябрьского лесничества) признан недействительным; суд обязал Департамент устранить нарушения прав и законных интересов общества; взыскал с Департамента в пользу общества расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Постановлением от 28.03.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение от 14.12.2023 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа отменено, принят новый судебный акт. В удовлетворении заявления общества отказано.
Не согласившись с принятым постановлением, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа.
В обоснование жалобы приведены следующие доводы: в нарушение части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ) суд апелляционной инстанции в рассматриваемом деле проигнорировал (не принял во внимание) обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по ранее рассмотренному делу N А81-4287/2023; выводы суда апелляционной инстанции, изложенные в постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам (акту осмотра лесного участка от 22.06.2023, акту выполненных работ от 14.08.2023 N 12); судом апелляционной инстанции не дана надлежащая оценка доводам ответчика о том, что обустройство противопожарной минерализованной полосы должно производиться на твердой поверхности почвы (с учетом оценки рельефа местности), а не в болотистой местности (где это технически невозможно) и о том, что болото в силу пункта 4 части 1 статьи 1, пункта 4 части 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации (далее -ВК РФ) является водным объектом (естественным природным противопожарным барьером), создание объектов противопожарного устройства лесов должно осуществляться с учетом местных климатических и лесорастительных условий, рельефа местности (5.3 ГОСТ Р 57972-2017).
В отзыве на кассационную жалобу Департамент приводит доводы о сложившейся судебной практике по вопросу прокладки минерализованных полос по территории, отнесенной к заболоченной местности (дела N N А81-6312/2023, А81-6508/2023, А81-6920/2023, А81-3814/023, А81-6631/2023, А81-6924/2023), просит оставить постановление без изменения.
В судебном заседании представители сторон поддержали ранее изложенные правовые позиции по делу.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемого судебного акта, кассационная инстанция не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Департаментом и обществом с ограниченной ответственностью "Заполярнефть" заключен договор аренды лесного участка в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых от 17.08.2017 N 197/Л-17 (далее - договор аренды).
Дополнительным соглашением N 1 от 31.10.2019 к договору аренды наименование арендатора было изменено на АО "Газпромнефть-ННГ".
В соответствии с договором аренды, арендодатель обязуется представить, а арендатор принять во временное пользование лесной участок площадью 43,0781 га, в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, расположенный на территории: Ямало-Ненецкого автономного округа, Пуровского района, Ноябрьского лесничества, Вынгапуровского участкового лесничества в квартале N 1954 в выделах N N 48, 49, 54, 56, 57, 65, 70, 94, 96; в квартале N 1955 в выделах N N 11, 14, 15, 16, 18, 23, 24, 25, 27; в квартале N 2076 в выделах N N 11, 24, 24 (ч), 31, 32 (ч); Ноябрьского участкового лесничества в квартале N 2075 в выделах N N 9, 14, 42, 44, 44 (ч).
В силу пункта 23 раздела VI договора аренды срок действия установлен с даты государственной регистрации права аренды лесного участка, и составляет 49 лет до 13.09.2066.
Подпунктом "з" пункта 12 договора аренды на арендатора возложена обязанность осуществлять меры по предупреждению лесных пожаров в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов.
Обществом в 2017 году был разработан и утвержден проект освоения лесов по договору аренды лесного участка N 197/Л-17, который содержал условия по обустройству противопожарных минерализованных полос (обваловки) вдоль площадных объектов.
Разработанный обществом проект освоения лесов получил положительное заключение экспертизы N 472 от 20.10.2017.
Как указывает заявитель, в связи с тем, что границы арендованного участка проходят в болотистой (непроходимой) местности, и у общества не получилось произвести обустройство противопожарных минерализованных полос в указанном месте, им была разработана новая редакция проекта освоения лесов, в которой скорректирована (актуализирована) протяженность противопожарных минерализованных полос и места их обустройства, в соответствии с рельефом местности, на котором реально (объективно) возможно провести обустройство противопожарных минерализованных полос.
В новой редакции проекта освоения лесов указано, что устройство минерализованной полосы проектируется вдоль периметра кустов скважин по участкам суходолов; устройство минерализованной полосы по периметру арендованного лесного участка, проходящего по болотистой местности - не проектируется (стр. 11, 12 проекта).
21.08.2023 АО "Газпромнефть-ННГ" обратилось в Департамент с новым проектом освоения лесов для проведения государственной экспертизы.
По итогам рассмотрения экспертной комиссией Департамента проекта освоения лесов, приказом департамента от 30.08.2023 N 2419 утверждено заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов от 29.08.2023 N 539.
В заключении государственной экспертизы от 29.08.2023 N 539 к проекту освоения лесов по договору аренды N 197/Л-17 изложены замечания, на основании которых утверждено отрицательное заключение экспертизы: в пункте 7 раздела "Замечания" заключения государственной экспертизы от 29.08.2023 N 539 указано: "Запроектировать устройство минерализованных полос и ежегодный двукратный уход за ней в соответствии с требованиями подпункта б) пункта 43 раздела IX Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 года N 1614. Переработать текстовую информацию подраздела "Обоснование и характеристика проектируемых видов, объемов и сроков выполнения мероприятий по противопожарному обустройству лесов с учетом объектов, созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества, и их территориальное размещение", таблицу 13 и тематическую лесную карту приложения 7. Обращаем ваше внимание, что ранее было получено положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов, которое действует в настоящее время. В соответствии с вышеуказанным проектом освоения лесов Арендатор проектировал создание минерализованных полос и обваловок по границам территорий, отведенных под буровые скважины, что соответствует требованиям Правил. Изменение объемов противопожарных мероприятий в сторону их уменьшения недопустимо".
Полагая, что указанный пункт 7 заключения государственной экспертизы является незаконным и необоснованным, общество обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с настоящим заявлением о признании недействительным пункта 7 раздела "Замечания" отрицательного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов от 29.08.2023 N 539, утвержденного приказом Департамента природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа N 2419 от 30.08.2023.
Суд первой инстанции при рассмотрении заявления, руководствуясь статьями 53, 53.1, 88, 89 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), пунктом 2 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденном Приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 513, приняв во внимание, что решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10.10.2023 по делу N А81-4287/2023 установлено, что обустройство минерализованной полосы на территории Ноябрьского лесничества Ноябрьского участкового лесничества в квартале N2075 выделах NN 9, 14 протяженностью 2,73 км вдоль периметра, переданного в аренду лесного участка по договору аренды в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых от 17.08.2017 N 197/Л-17 технически невозможно, пришел к выводу о том, что оспариваемое заявителем замечание, изложенное в пункте 7, является необоснованным, так как возлагает на заявителя обязанность по проектированию (обустройству) противопожарных минерализованных полос в болотистой местности, которые не будут соответствовать требованиям исполнимости (планирование обустройства противопожарных минерализованных полос в болотистой местности является заведомо неисполнимыми мероприятиями).
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 198, 200 АПК РФ, частью 1 статьи 71, статьями 51, 53.1, 60, 88, 89 ЛК РФ, статьей 37 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пунктом 2 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденном Приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 513 (далее - Порядок), пунктом 5 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановление Правительства РФ от 07.10.2020 N 1614 (далее - Правила N 1614), приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.11.2021 N 864 (далее - Приказ N 864), положениями пунктов 4.1, 5.13 ГОСТ Р 57972-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Объекты противопожарного обустройства лесов. Общие требования" (далее - ГОСТ Р 57972-2017), исходя из того, что включение в текст заключения пункта 7 обусловлено правомерно установленной и не выполненной заявителем обязанности по созданию в целях противопожарной безопасности не только минерализованных полос по участкам суходолов, но и обваловки на участках вдоль площадных объектов (кустовых площадок), учитывая, что длительное невыполнение предусмотренных договором аренды и проектом освоения лесов мероприятий по устройству минерализованных полос (обваловки), создает угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации и наступления негативных последствий, при этом доказательств, неоспоримо свидетельствующих об отсутствии технической возможности выполнения указанных мероприятий, обществом не представлено, признал требования общества необоснованными и в удовлетворении заявления отказал.
Кассационная инстанция, проверив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, считает выводы суда апелляционной инстанции соответствующими фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального и процессуального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 71 ЛК РФ предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим кодексом. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим кодексом.
Статьей 64 ЛК РФ предусмотрено, что уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов. Правила ухода за лесами устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу положений подпункта 3 пункта 2 статьи 53.1 ЛК РФ, части 3 статьи 53.1 ЛК РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос. Указанные меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16.04.2011 N 281 "О мерах противопожарного обустройства лесов" к мерам противопожарного обустройства лесов, помимо мер, указанных в части 2 статьи 53.1 ЛК РФ, относятся: прочистка просек, прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление; установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах.
Таким образом, осуществление санитарно-оздоровительных, противопожарных мероприятий, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке является публично-правовой обязанностью лесопользователя.
Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений, требования к формату проекта освоения лесов в форме электронного документа утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.11.2021 N 864 (далее - Приказ N 864).
В силу пункта 3 Приказа N 864 проект освоения лесов должен содержать сведения о разрешенных лесохозяйственным регламентом лесничества видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию и эксплуатации объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а также в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 21 ЛК РФ, сведения о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию и выводе из эксплуатации, сносе, ликвидации и консервации объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сведения о возведении и эксплуатации некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
В разделе "Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов" проект освоения лесов содержатся, в том числе, следующие сведения: характеристика территории лесного участка по классам пожарной опасности, тематическая лесная карта (отдельным приложением); обоснование и характеристика проектируемых видов, объемов и сроков выполнения мероприятий по противопожарному обустройству лесов с учетом объектов, созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества, и их территориальное размещение, тематическая лесная карта; о наличии и потребности пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря на лесных участках (в соответствии с действующими нормативами), с указанием мест размещения техники, оборудования, инвентаря, тематическая лесная карта (отдельным приложением); обоснование и характеристика видов и объемов планируемых профилактических мероприятий по защите лесов, с указанием мест проведения профилактических мероприятий, тематическая лесная карта (пункт 8 Приказа N 864).
В силу части 1 статьи 89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В пункте 2 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденном Приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 513 (далее - Порядок), предусмотрено, что государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с принятыми административными регламентами предоставления государственной и муниципальной услуг на основании заявления, указанного в пункте 5 Порядка, в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ.
Целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации (пункт 3 Порядка).
Согласно пункту 9 Порядка результат экспертизы оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ. Заключение экспертизы может быть положительным либо отрицательным.
Отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки (пункт 10.1 Порядка).
Согласно пункту 4 статьи 51 ЛК РФ охрана лесов от пожаров включает в себя лесопожарное зонирование, выполнение мер пожарной безопасности в лесах, тушение лесных пожаров, а также выполнение мер экстренного реагирования.
Частью 1 статьи 53.1 ЛК РФ определено, что предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов, приобретение и содержание средств предупреждения и тушения лесных пожаров, противопожарную пропаганду и обучение населения мерам пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с часть 2 статьей 53.1 ЛК РФ противопожарное обустройство лесов представляет собой комплекс мер, направленных на недопущение распространения лесных пожаров.
Согласно части 4 статьи 53.1 ЛК РФ меры противопожарного обустройства лесов включают в себя в том числе прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос.
Согласно пункту 5 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановление Правительства РФ от 07.10.2020 N 1614 (далее - Правила N 1614) предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров) на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Таким образом, осуществление противопожарных мероприятий и уход за лесом на лесном участке является публично-правовой обязанностью лесопользователя.
Согласно подпункту "б" пункта 43 Правил N 1614 при проведении работ по геологическому изучению недр, разведке и добыче полезных ископаемых в период пожароопасного сезона в лесах требуется проложить по границам территорий, отведенных под буровые скважины и другие сооружения противопожарную минерализованную полосу шириной не менее 1,4 метра и содержать ее в очищенном от горючих материалов состоянии.
В силу статьи 37 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - закон N 123-ФЗ) противопожарные минерализованные полосы являются противопожарными преградами и предназначены для предотвращения распространения опасных факторов пожара.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16.04.2011 N 281 "О мерах противопожарного обустройства лесов" (далее - Постановление N 281) к мерам противопожарного обустройства лесов, помимо мер, указанных в части 2 статьи 53.1 ЛК РФ, относятся: прочистка просек, прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление; установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах.
Согласно пункту 4.1 ГОСТ Р 57972-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Объекты противопожарного обустройства лесов. Общие требования" (далее - ГОСТ Р 57972-2017) противопожарное обустройство лесов представляет собой комплекс мероприятий по созданию инфраструктуры, обеспечивающей пожарную безопасность в лесах.
К объектам противопожарного обустройства лесов относятся, в том числе, искусственные и естественные противопожарные барьеры, в том числе противопожарные разрывы, заслоны, минерализованные полосы, канавы, просеки и пожароустойчивые опушки, полосы, очищенные от пожароопасных сухой травяной растительности, валежа, хвороста, кустарниковой растительности (пункт 4.1 ГОСТ Р 57972-2017).
В силу пункта 5.12 ГОСТ Р 57972-2017 целью создания системы противопожарных барьеров должно быть разделение пожароопасных лесных массивов на изолированные друг от друга блоки разного размера. Противопожарные барьеры служат преградой для распространения верховых и низовых лесных (природных) пожаров, а также опорными линиями при работах по локализации загораний и отдельных участков пожаров. Количество и виды противопожарных барьеров в лесах определяют, исходя из местных особенностей, типов почв, лесов и напочвенного покрова, высоты древостоя, группы и категории защитности лесов, степени пожароопасности участков и фактической горимости лесов.
К искусственным противопожарным барьерам, специально создаваемым в лесах, в целях ограничения лесных (природных) пожаров относятся минерализованные полосы, противопожарные разрывы, противопожарные заслоны, пожароустойчивые опушки, противопожарные канавы. Противопожарные барьеры следует систематически очищать от сухостоя, пожароопасного подроста, подлеска и валежника, а противопожарные минерализованные полосы в пределах барьеров - ежегодно подновлять до наступления пожароопасного периода в течение пожароопасного сезона.
Пунктом 5.13 ГОСТ Р 57972-2017 установлено, что минерализованные полосы, линейные участки территории, очищенные от растительных горючих материалов до минерального слоя почвы или обработанные почвообрабатывающими орудиями или иным способом, могут быть самостоятельным противопожарным барьером или входить в состав более сложного противопожарного барьера в качестве его элемента. Ширина противопожарных минерализованных полос составляет 0,3-9 м в зависимости от способа их создания с учетом возможного характера и интенсивности распространения пожаров, почвенных и лесорастительных условий, степени природной и фактической пожарной опасности участка леса.
Основными показателями качества противопожарных минерализованных полос являются минерализация (по допустимым размерам необработанных участков поверхности почвы) и степень заделки грунтом.
В соответствии со статьей 60 ЛК РФ отчет об охране и о защите лесов представляется гражданами, юридическими лицами в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 поименованного кодекса.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимной связи с учетом требований статьи 71 АПК РФ, установив, что устройство минерализованной полосы не было произведено в полном объеме (в соответствии с проектом освоения лесов) в связи с заболоченностью территории, вокруг кустовой площадки сформирована минерализованная полоса (обваловка) около 500 м; согласно разделу 2 "Организация использования лесов" проекта освоения лесов, разработанного в 2023 году, предоставленный в аренду лесной участок используется, в том числе, для строительства и эксплуатации объектов (Кусты скважин); согласно разработанному АО "Газпромнефть-ННГ" в 2017 году проекту освоения лесов, получившему положительное заключение государственной экспертизы N 472 от 20.10.2017, в качестве одного из видов мероприятий по противопожарному обустройству лесов предусмотрено устройство минерализованной полосы (обваловки) вдоль площадных объектов в кварталах NN 1955, 2075, 2076 в объеме 3,649 км (стр. 26 таблица 5.2.1 проекта); в новом проекте освоения лесов обществом обваловка исключена из перечня противопожарных мероприятий, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о том, что Департамент, включая в текст отрицательного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов от 29.08.2023 N 539 спорный пункт 7, руководствовался правомерно установленной и не выполненной заявителем обязанностью по созданию в целях противопожарной безопасности не только минерализованных полос по участкам суходолов, но и обваловки на участках вдоль площадных объектов (кустовых площадок).
Отклоняя доводы заявителя, связанные с невозможностью исполнения спорной обязанности, в том числе, исходя из характеристик (рельефа) местности, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что доказательств, неоспоримо свидетельствующих об отсутствии технической возможности выполнения указанных выше мероприятий, обществом не представлено, доводов о невозможности проведения противопожарных мероприятий в отношении не всего арендуемого участка, а площадных объектов, не приведено.
Иного из материалов настоящего дела не следует и кассатором не доказано.
Апелляционный суд обоснованно указал, что, исходя из видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов согласно проекту освоения лесов, получившему положительное заключение государственной экспертизы от 20.10.2017, противопожарные мероприятия в виде работ по созданию минерализованных полос, обваловки вдоль площадных объектов, необходимо выполнять не по периметру арендуемого участка, площадь которого составляет 43,0781 га, а при отсыпке площадки песчаным грунтом вдоль площадных объектов (кустовых площадок), суммарная площадь которых составляет 13,426 га.
Кроме того, апелляционная коллегия правомерно исходила из того, что при разработке проекта освоения лесов общество не могло быть не осведомлено о рельефе местности и возлагаемых на заявителя в связи с использованием указанной местности обязанностей, при этом общество обязано в силу указанных норм законодательства и условий договора аренды осуществлять мероприятия по устройству минерализованных полос (обваловки), неисполнение которых создает угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации и наступления негативных последствий, на что правомерно указано заинтересованным лицом в экспертном заключении на проект освоения лесов от 29.08.2023 N 539, утвержденного приказом Департамента от 30.08.2023 N 2419 в части замечаний, изложенных в пункте 7 заключения.
В связи с изложенным, указание обществом в направленном проекте на невыполнение предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по устройству обваловки связано не с заведомой неисполнимостью указанной обязанности, а с позицией общества о нецелесообразности проведения противопожарного обустройства арендованного участка, что является неверной трактовкой приведенных выше законоположений и положений договора.
Выводы суда апелляционной инстанции о том, что решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10.10.2023 по делу N А81-4287/2023 не имеют преюдициального значения для настоящего спора, правомерны, поскольку, во-первых, в рамках указанного дела предметом требования являлось обустройство минерализованной полосы на территории Ноябрьского лесничества Ноябрьского участкового лесничества в квартале N 2075 выделах NN 9, 14 протяженностью 2,73 км в связи с несоответствием отчетных объемов работ фактически выполненным, во-вторых, требование было заявлено относительно необходимости обустройства минерализованной полосы вдоль периметра переданного в аренду лесного участка, а не вдоль площадных объектов.
Таким образом, основания для признания недействительным пункта 7 раздела "Замечания" отрицательного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов от 29.08.2023 N 539, утвержденного приказом Департамента N 2419 от 30.08.2023, судом округа по материалам дела не установлены.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд не установил обстоятельства объективной невозможности исполнения судебного акта, которые обществом не доказаны, констатировав, что фактически невыполнение предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по устройству минерализованных полос связано не с заведомой неисполнимостью указанной обязанности, а с позицией общества о нецелесообразности проведения противопожарного обустройства всего арендованного участка при его частичном задействовании.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции на законном основании отказал в удовлетворении заявления общества.
Отклоняя доводы кассационной жалобы, суд округа считает необходимым отметить, что они фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных на стадии рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, что нашло свое отражение в обжалуемом судебном акте, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с выводами суда апелляционной инстанции, что само себе основанием отмены состоявшихся по делу судебных актов служить не может.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 АПК РФ, судом апелляционной инстанций не допущено, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Излишне уплаченная сумма в размере 1 500 руб. государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета в соответствии со статьей 104 АПК РФ, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 28.03.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-9132/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 18.03.2024 N 4221. Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Щанкина |
Судьи |
В.В. Сирина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 60 ЛК РФ отчет об охране и о защите лесов представляется гражданами, юридическими лицами в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 поименованного кодекса.
...
Выводы суда апелляционной инстанции о том, что решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10.10.2023 по делу N А81-4287/2023 не имеют преюдициального значения для настоящего спора, правомерны, поскольку, во-первых, в рамках указанного дела предметом требования являлось обустройство минерализованной полосы на территории Ноябрьского лесничества Ноябрьского участкового лесничества в квартале N 2075 выделах NN 9, 14 протяженностью 2,73 км в связи с несоответствием отчетных объемов работ фактически выполненным, во-вторых, требование было заявлено относительно необходимости обустройства минерализованной полосы вдоль периметра переданного в аренду лесного участка, а не вдоль площадных объектов."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 августа 2024 г. N Ф04-2898/24 по делу N А81-9132/2023