г. Тюмень |
|
13 августа 2024 г. |
Дело N А70-1329/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 августа 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чапаевой Г.В.
судей Черноусовой О.Ю,
Шохиревой С.Т.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Тюменской области на решение от 26.01.2024 Арбитражного суда Тюменской области (судья Безиков О.А.) и постановление от 11.04.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Иванова Н.Е., Котляров Н.Е.) по делу N А70-1329/2023 по заявлению Департамента имущественных отношений Администрации города Тобольска (ОГРН 1027201299377, ИНН 7206001138, 626152, г. Тобольск, ул. Семена Ремезова, дом 27) к Управлению Федерального казначейства по Тюменской области (ОГРН 1027200788559, ИНН 7202065853, 625000, г. Тюмень, ул. Урицкого, дом 36) о признании недействительным представления в части.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Главное управление строительства Тюменской области (ОГРН 1057200732907, ИНН 7202137988, 625000, г. Тюмень, ул. Некрасова, дом 11), публично-правовая компания "Фонд развития территорий" (ОГРН 5177746100032, ИНН 7704446429, 115088, г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Южнопортовый, ул. Шарикоподшипниковская, дом 5), Департамент финансов Тюменской области (ОГРН 1057200722677, ИНН 7202137681, 625002, г. Тюмень, ул. Сакко, дом 17).
В заседании приняли участие представители Управления Федерального казначейства по Тюменской области Суслаева С.П. по доверенности от 09.01.2024, Богданова Е.В. по доверенности от 09.01.2024.
Суд установил:
Департамент имущественных отношений Администрации города Тобольска (далее - Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Тюменской области (далее - Казначейство) о признании недействительным представления от 30.12.2022 N 32 в части пункта 1 (заявленное требование уточнено в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление строительства Тюменской области, публично-правовая компания "Фонд развития территорий", Департамент финансов Тюменской области.
Решением от 26.01.2024 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 11.04.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе Казначейство, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить, вынести новое решение. Департамент возражает против удовлетворения кассационной жалобы согласно отзыву.
Согласно части 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Судами установлено и материалами подтверждено следующее.
Казначейством в отношении Департамента была проведена внеплановая выездная проверка за период с 01.01.2017 по истекший период 2022 года, результаты которой оформлены актом от 06.12.2022 и заявителю выдано представление от 30.12.2022 N 32 с указанием фактов выявленных нарушений.
Согласно пункту 1 представления Департаментом в нарушение подпунктов 3 и 7 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 86, части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), части 3 статьи 16, частей 2 и 13 статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ) допущено неправомерное использование средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) на общую сумму 8 587 518,14 руб., предоставленных для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в связи с приобретением и оплатой жилых помещений (квартир) площадью, превышающей площадь ранее занимаемых жилых помещений, не включенной в аварийный жилищный фонд, на 3 738,80 кв.м.
Департаменту в срок до 01.03.2023 предложено осуществить возврат указанных неправомерно использованных денежных средств Фонда на общую сумму 8 587 518,14 руб., предоставленных главному распорядителю бюджетных средств - Главному управлению строительства по Тюменской области, а также устранить причины и условия возникновения финансового нарушения.
Несогласие Департамента с пунктом 1 представления Казначейства явилось основанием для обращения с заявлением в арбитражный суд.
Суды, руководствуясь положениями статей 157, 269.2 БК РФ, статей 86-89 ЖК РФ, условиями Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Тюменской области на 2019 - 2023 годы (утверждена распоряжением Правительства Тюменской области от 21.03.2019 N 276-рп, далее - Региональная адресная программа), Положения о порядке формирования номенклатуры жилых помещений жилищного фонда Тюменской области для переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда и их предоставления (утверждено постановлением Правительства Тюменской области от 31.10.2007 N 268-п, далее - Положение N 268-п), Соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета от 26.03.2020 N 60 (в редакции дополнительных соглашений от 13.07.2020 N 159, от 28.09.2020 N 235, от 23.11.2020 N 263, от 01.02.2021 N 23, далее - Соглашение N 60), Соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета от 28.04.2021 N 125 (в редакции дополнительного соглашения от 05.08.2021 N 169, далее - Соглашение N 125), пришли к выводам о том, что в рассматриваемом случае имеются основания для удовлетворения заявленного требования о признании недействительным представления в оспариваемой части.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ изучив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей Казначейства, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Судами установлено и из материалов дела следует, что в рамках Региональной адресной программы в Тюменской области предусмотрено расселить все многоквартирные дома, признанные в установленном порядке до 01.01.2017 аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Сроки реализации названной программы предусматривают 6 этапов по соответствующим годам (общий срок 2019 год - 01.09.2025).
Реализация Региональной адресной программы Департаментом осуществлялась в рамках заключенных соглашений между Администрацией города Тобольска и Главным управлением строительства Тюменской области (Соглашения N N 60, 125).
Согласно разделу II "Финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия" пункта 2.1 Соглашения N 60 (в редакции дополнительного соглашения от 01.02.2021 N 23) общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджет муниципального образования на финансовое обеспечение расходных обязательств, в том числе направленных на достижение результатов регионального проекта, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в 2020 году составил 703 406 353,63 руб., из них: - за счет средств Фонда - 33 233 133,66 руб., за счет средств областного бюджета - 670 173 219,97 руб.
В соответствии с пунктом 2.1 Соглашения N 125 (в редакции дополнительного соглашения от 05.08.2021 N 169) общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджет муниципального образования на финансовое обеспечение расходных обязательств, в том числе направленных на достижение результатов регионального проекта, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в 2021 году составил 2 963 539,55 руб.
Из пункта 1 оспариваемого представления следует, что заявителю вменено нарушение, которое выразилось в неправомерном использовании средств Фонда на общую сумму 8 587 518,14 руб., предоставленных для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в связи с приобретением и оплатой жилых помещений (квартир) площадью, превышающей площадь ранее занимаемых жилых помещений, не включенной в аварийный жилищный фонд, на 3 738,80 кв.м.
Судами установлено, что Тюменской областью на региональном уровне в рамках реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда предусмотрено право приобретения жилых помещений большей площади взамен ранее занимаемых жилых помещений (Положение N 268-п), что соответствует положениям статьи 89 ЖК РФ, правовой позиции, изложенной в пункте 59 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018.
Утверждая о том, что Департаментом неправомерно использованы средства Фонда на общую сумму 8 587 518,14 руб., Казначейство ссылалось на то, что денежные средства на приобретение жилья перечислялись не из бюджета Тюменской области, а из средств Фонда, что следует из назначения платежей в платежных поручениях от 12.10.2020 N 653809, от 29.10.2020 N 699809, от 11.11.2020 N 734735.
Полно и всесторонне оценив представленные в материалы дела доказательства, в частности, данные отчета муниципального образования о расходовании средств Фонда, бюджета субъекта Российской Федерации (или) местных бюджетов на реализацию региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, по состоянию на 01.01.2021, суды пришли к выводу, что Казначейством не представлено доказательств того, что Департаментом использованы для приобретения сверх расселяемой площади жилых помещений (квартир) именно средства Фонда.
Судами установлено и Казначейством не оспаривается, что Департаментом в 2020 году в полном объеме выполнены условия Региональной адресной программы на общую сумму 703 406 353,63 руб. (701 639 643,63 руб. + 1 766 710 руб.), что соответствует финансовому обеспечению расходных обязательств по Соглашению N 60. Из материалов проверки не следует, что Фонд предоставлял какие-либо дополнительные денежные средства.
Как указал апелляционный суд, из расчета долевого финансирования расходных обязательств в г. Тобольске, приводимого Казначейством, усматривается, что выводы о превышении объема финансирования со стороны Фонда фактически основаны на расчете объема финансирования исходя из разницы стоимости за 1 кв.м площади помещений, а не на обстоятельствах того, что средства Фонда были истрачены в большем объеме, нежели предусмотрено, в связи с чем указание в платежных поручениях на денежные средства Фонда безусловно не свидетельствует о том, что дополнительная площадь была оплачена именно за счет средств Фонда.
Отклоняя довод Казначейства, изложенный в кассационной жалобе, о том, что Департаментом не соблюдено соотношение в процентах от общего объема средств, выделяемых на реализацию Региональной адресной программы, суд округа также отмечает следующее.
Правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, установлены Законом N 185-ФЗ.
Частью 1 статьи 23.1 Закона N 185-ФЗ перечислены случаи, при которых финансовая поддержка, предоставленная за счет средств Фонда, подлежит возврату в Фонд субъектом Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 23.1 Закона N 185-ФЗ принятие решений о возврате средств Фонда по основаниям, не предусмотренным частью 1 настоящей статьи, частью 5 статьи 19 Закона N 185-ФЗ, не допускается.
Кассационная инстанция соглашается с выводами судов, что рассматриваемые в настоящем деле обстоятельства не могут быть отнесены к случаям возврата финансовой поддержки, предусмотренным указанными нормами Закона N 185-ФЗ.
Законом N 185-ФЗ не устанавливается в качестве условия предоставления субъектам Российской Федерации финансовой поддержки за счет средств Фонда на реализацию региональных адресных программ по переселению из аварийного жилищного фонда установление в региональной адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда определенной доли софинансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов на реализацию мероприятий такой программы.
Пунктом 3 части 2 статьи 16 Закона N 185-ФЗ предусмотрено, что региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств переселения граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы и в разбивке по этапам этой программы.
Следовательно, в указанной норме говорится лишь об объеме, то есть о суммах финансирования программы и ее этапов за счет различных источников, включая средства Фонда, а не о процентном соотношении долей софинансирования.
Требование о необходимости соблюдения пропорциональности финансирования по каждому объекту или муниципальному образованию ни Региональная адресная программа, ни Соглашения N N 60, 125 не содержат; объем средств Фонда определяется как величина в твердом размере в целом на программу; Законом N 185-ФЗ не установлено требование о необходимости использования средств Фонда в рамках одного этапа по муниципальному образованию пропорционально расселяемой площади по жилым помещениям.
С учетом вышеизложенного представление Казначейства в оспариваемой части (пункт 1) обоснованно признано незаконным и нарушающим права и законные интересы Департамента.
Нарушений при рассмотрении дела судами норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые решение и постановление судов подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.01.2024 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 11.04.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-1329/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Чапаева |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал недействительным представление о неправомерном использовании средств Фонда, указав, что Департамент соблюдал условия Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а доказательства Казначейства о превышении объема финансирования не подтвердились. Решения судов первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 августа 2024 г. N Ф04-2622/24 по делу N А70-1329/2023