г. Тюмень |
|
15 августа 2024 г. |
Дело N А45-25017/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 августа 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ткаченко Э.В.,
судей Курындиной А.Н.,
Чинилова А.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тимофеевой Я.Е. рассмотрел с использованием технологии онлайн-заседания информационной системы "Картотека арбитражных дел" в судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью Строительная Компания "Союз военных строителей", публично-правовой компании "Фонд развития территорий" на решение от 15.12.2023 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Гребенюк Д.В.) и на постановление от 31.03.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Подцепилова М.Ю., Сухотина В.М., Марченко Н.В.) по делу N А45-25017/2023 по иску общества с ограниченной ответственностью Строительная Компания "Союз военных строителей" (630017, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. 2 Кирзавод, д. 11, ОГРН 1095401012277, ИНН 5401332387) к Фонду защиты прав граждан - участников долевого строительства Новосибирской области (630099, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Максима Горького, д. 79, офис 401, ОГРН 1195476079149, ИНН 5406802011) об изменении пункта 5.1 договора генерального подряда от 18.04.2022 N 15.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство строительства Новосибирской области (ОГРН 1105476028932, ИНН 5406636117), публично-правовая компания "Фонд развития территорий" (ОГРН 5177746100032, ИНН 7704446429), Министерство финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (ОГРН 1127746554320, ИНН 7707780887); при участии в деле прокурора.
В судебном заседании в онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" приняли участие представители: общества с ограниченной ответственностью Строительная Компания "Союз военных строителей" - Парамонова Д.Н. по доверенности от 29.12.2023 N 03-1 (срок действия до 31.12.2024), паспорт, диплом; Кацуро А.В. по доверенности от 22.12.2023 N 02-1 (срок действия до 31.12.2024), паспорт; Лазарев Д.Н., по доверенности от 09.01.2024 N 08/2 (срок действия до 31.12.2024), паспорт; Фонда защиты прав граждан - участников долевого строительства Новосибирской области - Орлова М.Ю. по доверенности от 18.12.2023 N 25 (срок действия до 31.12.2024), паспорт, диплом; Министерства строительства Новосибирской области - Тилилицин Е.И. по доверенности от 10.01.2024 N 18 (срок действия до 31.12.024), паспорт, диплом.
В судебном заседании в помещении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа принял участие представитель публично-правовой компании "Фонд развития территорий" - Комаров А.М. по доверенности от 10.10.202 N 08-3/190 сроком действия 2 года (паспорт, диплом).
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью Строительная Компания "Союз военных строителей" (далее - ООО СК "СВС", общество, истец) обратилось с исковым заявлением к Фонду защиты прав граждан - участников долевого строительства Новосибирской области (далее - Фонд НСО) об изменении пункта 5.1 договора генерального подряда N 15 на выполнение строительно-монтажных работ на объекте незавершенного строительства "Краснообск, дом 12", идентификатор объекта: р-961 от 18.04.2022, определив, что цена договора составляет 337 112 859 руб. 52 коп., в том числе НДС 20 % - 56 185 476 руб. 50 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство строительства Новосибирской области, публично-правовая компания "Фонд развития территорий" (далее - Фонд развития территорий, фонд, компания), Министерство финансов Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России).
Дело рассмотрено с участием прокурора.
Решением от 15.12.2023 Арбитражного суда Новосибирской области исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением от 31.03.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение от 15.12.2023 Арбитражного суда Новосибирской области изменено в части определения цены договора, изложено в следующей редакции: "Изменить пункт 5.1 договора генерального подряда N 15 на выполнение строительно-монтажных работ на объекте незавершенного строительства "Краснообск, дом 12", идентификатор объекта: р-961 от 18.04.2022, определив, что цена договора составляет 323 867 373 руб. 56 коп., в том числе НДС 20 % - 53 977 895 руб. 59 коп." В остальной части решение от 15.12.2023 Арбитражного суда Новосибирской области оставлено без изменения.
Фонд развития территорий, не согласившись с принятыми судебными актами, обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами неправильно применены нормы материального права, не установлены все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что судами не учтены нормативные положения, регулирующие порядок принятия и реализации решения о финансировании мероприятий по завершению строительства объекта незавершенного строительства; объем финансирования за счет имущества компании не может быть выше предельного уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета; объем финансовой помощи может изменяться только путем заключения между компанией и Фондом НСО дополнительных соглашений к соглашению о финансировании; изменение условий договора влечет дополнительную нагрузку на бюджеты обоих уровней; судами неправильно применены положения статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), факт существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, не доказан, судами не учтены реальные экономические процессы, происходившие с момента проведения закупочных процедур и до момента фактического исполнения обязательств подрядчиком по договору; ссылается на неосмотрительность подрядчика, которому при заключении договора 18.04.2022 были известны условия как договора, так и проектной документации, следовательно, как профессиональный участник рынка строительных услуг, подрядчик мог и должен был предвидеть рост цен на строительные материалы, учитывая, что рынок строительных материалов уже подвергся значительному удорожанию; авансирование подрядчика, предусмотренное условиями договора, предоставляло возможность закупки строительных материалов сразу после заключения договора; судами не дана оценка нарушению подрядчиком сроков завершения работ; обращает внимание на то, что постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2022 N 680 "Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия" (далее - Постановление N 680), от 09.08.2021 N 1315 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1315), Методика составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23.12.2019 N 841/пр (далее - Методика), носят рекомендательный характер, а не обязательный, при этом изменение существенных условий контракта осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателя средств; лимит бюджетных обязательств на завершение строительства объекта в рассматриваемом случае установлен в размере 321 321 817 руб. и не подлежит увеличению; апелляционным судом необоснованно применены положения Методики; судами не учтена степень готовности объекта, коэффициент удорожания применен к большей части выполненных работ, закупленных материалов; подрядчиком не приведены доказательства реального удорожания строительных материалов и невозможности завершения строительства без изменения условий договора, требования общества основаны исключительно на положительном заключении повторной государственной экспертизы.
ООО СК "СВС" также обратилось с кассационной жалобой, в которой просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В обоснование кассационной жалобы указывает на неверное определение судом апелляционной инстанции даты представления расчета (02.06.2023), указывая, что датой представления расчета и обосновывающих документов является 20.03.2023; считает необоснованным исключение из расчета новой цены договора стоимости работ, выполненных подрядчиком и оплаченных заказчиком, с 01.01.2023 до даты представления расчета; судом апелляционной инстанции ошибочно истолкованы разъяснения Минстроя России о порядке применения Методики; ссылается на судебные акты по делу N А45-30212/2013, считая, что при схожих обстоятельствах судами принято иное решение по вопросу применения Методики; суд апелляционной инстанции в нарушение процессуальных норм не перешел к рассмотрению дела по правилам рассмотрения в арбитражном суде первой инстанции, необоснованно приобщены дополнительные доказательства (письма Минстроя России), которые положены в основу отмены решения суда.
ООО "ООО СК "СВС" представило отзыв на кассационную жалобу Фонда развития территорий, в котором указало на необоснованность кассационной жалобы Фонда развития территорий, с учетом кассационной жалобы общества, просило постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Фонд НСО представил отзыв на кассационные жалобы, поддержав позицию Фонда развития территорий, указав на отсутствие полномочий у Фонда НСО на заключение соглашения об изменении существенных условий договора в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы, в связи с получением ограниченного (предельного) размера финансовой помощи от Фонда развития территорий; сообщив, что судом апелляционной инстанции расчет новой цены договора установлен достоверно, при правильном применении Методики.
Судом кассационной инстанции судебное разбирательство по делу на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) было отложено на 16 час. 25 мин. 06.08.2024.
В письменных пояснениях по доводам кассационной жалобы Фонд развития территорий дополнительно привел аргументацию относительно нормативного регулирования деятельности фонда, установленного порядка восстановления прав граждан-участников строительства; указал, что средства из федерального бюджета на 2024 год на программу по восстановлению прав граждан - участников долевого строительства фонду не выделены, а финансирование из средств регионального бюджета спланировано с учетом законодательства Новосибирской области и не подлежит увеличению; полагает, что увеличение цены договора в судебном порядке после проведения закупочных процедур спустя два года нарушает принципы равноправия и справедливости при проведении конкурса.
В дополнительных пояснениях к отзыву на кассационные жалобы Фонд НСО привел дополнительную аргументацию в обоснование довода об отсутствии полномочий на заключение с подрядчиком соглашения об изменении условий по цене договора.
Прокуратурой Новосибирской области представлены возражения на кассационную жалобу Фонда развития территорий, письменные пояснения.
ООО "ООО СК "СВС" представило дополнение к отзыву на кассационную жалобу Фонда развития территорий, указав на то, что одной из целей создания данного фонда является финансирование мероприятий по завершению строительства многоквартирных домов, которая и подлежит реализации в рассматриваемом случае.
Министерство строительства Новосибирской области в отзыве на кассационную жалобу ООО СК "СВС" указывает на законность и обоснованность постановления суда апелляционной инстанции, правомерность произведенного расчета новой цены договора.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали свои правовые позиции.
Проверив в соответствии со статьями 286, 288 АПК РФ законность принятых по делу судебных актов в пределах доводов кассационных жалоб и отзывов на них, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 20.03.2020 между Фондом развития территорий и Правительством Новосибирской области заключено соглашение о предоставлении субсидии в виде имущественного взноса в имущество публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства" из бюджета субъекта Российской Федерации N ФЗП-28/109-20.
03.11.2020 Наблюдательным советом Фонда развития территорий принято решение о завершении строительства объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, р.п. Краснообск, д. 12, общий объем финансовой помощи для завершения строительства объекта составляет 218 691 486 руб. 36 коп.
16.12.2020 между Фондом НСО и Фондом развития территорий заключено соглашение о финансировании мероприятий по завершению строительства объектов общества с ограниченной ответственностью "Дирекция Заказчика" N ФЗП-28/1235-20 в отношении объекта.
В последующем, между Фондом НСО и Фондом развития территорий заключено дополнительное соглашение N 6 к соглашению о финансировании мероприятий по завершению строительства объектов, уточненный размер финансовой помощи по объекту составил 321 321 817 руб.
Софинансирование расходных обязательств на осуществление мероприятий по завершению строительства объекта осуществляется на уровне федерального и регионального бюджетов (78 % - из федерального бюджета, 22 % - из регионального бюджета).
15.04.2022 между Фондом НСО (застройщик) и ООО СК "СВК" (генеральный подрядчик) заключен договор генерального подряда N 15 на выполнение строительно-монтажных работ на объекте незавершенного строительства "Краснообск, дом 12".
Предметом договора является выполнение комплекса работ по завершению строительства объекта - жилой дом 12 (по генплану) с хозяйственными кладовыми третьей очереди малоэтажной застройки в р.п. Краснообск НСО Новосибирского района, расположенный по адресу: Новосибирская область, район Новосибирский, МО р.п. Краснообск.
В соответствии с пунктом 5.1 договора цена договора составляет 283 645 653 руб. 78 коп., в том числе НДС 20 % - 47 274 275 руб. 63 коп.
Договор заключен по итогам проведения конкурса в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ от 18.07.2011 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
В связи с удорожанием стоимости подрядных работ по договору, в том числе строительных материалов, в целях завершения строительства объекта возникла потребность в определении размера такого удорожания для цели последующего согласования изменения цены договора, что обусловило обращение ООО СК "СВК" в Фонд НСО с соответствующим заявлением.
При обращении в суд истцом также указано на то, что, несмотря на то, что уровень роста цен на строительные материалы пошел на спад, договор посчитан в ценах 2021 года, в то время, как рост цен за период с 2019 года по начало 2023 года является обстоятельством, не зависящим от сторон договора, данное увеличение стоимости материалов влечет невозможность исполнения договора без изменения его цены в сторону увеличения.
10.03.2023 ООО СК "СВК", со ссылкой на Методику Приказа N 500/пр от 21.07.2021, направило в Фонд НСО письмо N10/03/23-04 о перерасчете сметной стоимости объекта строительства, представив расчет, с применением недействующих коэффициентов.
02.06.2023 ООО СК "СВК" обратилось с заявкой в ГБУ НСО "Государственная вневедомственная экспертиза Новосибирской области", представив документы после устранения всех замечаний к комплектности с расчетом коэффициента удорожания (корректирующего) в размере 1,1885.
В связи с невозможностью исполнения контракта, связанной с существенным ростом стоимости строительных ресурсов в 2021 - 2022 годах, подрядчик выполнил пересчет цены договора, получил положительное заключение государственной экспертизы ГБУ НСО "Государственная вневедомственная экспертиза Новосибирской области" от 26.07.2023 N 54-1-1-2-043332-2023 в части проведения оценки соответствия проектной документации установленным требованиям и определения достоверности сметной стоимости, связанных с изменением предусмотренного договора объема работ (увеличение объема работ).
Положительными заключениями повторной государственной экспертизы от 26.07.2023 N 54-1-1-2-043332-2023 и от 16.08.2023 N 54-1-1-2-047998-2023 подтвержден коэффициент удорожания (корректировочный) в размере 1,1885.
01.08.2023 ООО СК "СВК" обратилось в Фонд с претензией об увеличении цены договора до 337 112 859 руб. 52 коп., применив корректировочный коэффициент, подтвержденный экспертизой.
В добровольном порядке требования общества удовлетворены не были.
Полагая, что названные обстоятельства являются основанием для изменения условий договора в части цены, общество обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования в полном объеме, руководствовался статьями 450, 451, 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Постановлениями N 680 и N 1315, исходил из доказанности обществом наличия совокупности условий (юридического состава), необходимых для применения предусмотренного Постановлением N 1315 механизма изменения (увеличения) цены контракта в связи с увеличением цен на строительные ресурсы, наличия оснований для изменения пункта 5.1 договора в части цены договора, признанной достоверной положительным заключением повторной государственной экспертизы.
Суд апелляционной инстанции, изменяя решение суда первой инстанции, поддержал выводы суда первой инстанции относительно доказанности оснований для изменения условия договора о цене, между тем пришел к выводу о необходимости корректировки расчета новой цены договора с учетом положений Методики, не предусматривающей изменение стоимости работ с 01.01.2023 до даты представления расчета (если расчет предоставлен в 2023 году), определив дату представления такого расчета с момента представления всех расчетных и обосновывающих документов (02.06.2023), признав произведенный Фондом НСО расчет новой цены договора в размере 323 867 373 руб. 56 коп. обоснованным.
Суд округа не находит оснований для отмены или изменения постановления суда апелляционной инстанции.
Суды первой и апелляционной инстанций, разрешая спор, верно указали, что правоотношения сторон, возникшие в связи с заключением договора, регулируются положениями главы 37 ГК РФ о подряде во взаимосвязи со специальными положениями Закона о закупках.
В соответствии со статьями 702, 708, 709 и 720 ГК РФ обязательственное правоотношение по договору подряда состоит из двух основных встречных обязательств, определяющих тип этого договора: обязательства подрядчика выполнить в натуре работы надлежащего качества в согласованный срок и обязательства заказчика уплатить обусловленную договором цену (статья 328 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 746 ГК РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой.
Статьей 450 ГК РФ установлено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, в иных случаях, предусмотренных названным кодексом, другими законами или договором.
Из содержания пункта 2 статьи 451 ГК РФ следует, что для изменения договора в связи с существенным изменением обстоятельств необходимо одновременное наличие следующих условий: 1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; 2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; 3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; 4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
При этом доктрина существенного изменения обстоятельств подлежит применению в исключительных случаях, когда в ходе рассмотрения конкретного дела будут выявлены непредвидимые обстоятельства, которые сторона не могла преодолеть при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2022 N 308-ЭС21-20570).
Судебная практика исходит из того, что по общему правилу изменение договора, заключенного по правилам Закона о закупках, которое повлияет на его условия по сравнению с условиями документации о закупке, имевшими существенное значение для формирования заявок, определения победителя, определения цены договора, не допускается (пункт 16 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением 7 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018).
Вместе с тем, с целью поддержки заказчиков и подрядных организаций в сложившихся экономических условиях в связи с ростом стоимости строительных ресурсов в 2021 - 2022 годах Правительством Российской Федерации принят ряд антикризисных мер, в том числе Постановления N 680 и N 1315.
Пунктом 1 постановления N 680 установлено, что при возникновении в ходе исполнения государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, в 2022 - 2023 годах допускаются изменения следующих существенных условий контракта, в том числе:
изменение (увеличение) цены контракта без изменения объема и (или) видов выполняемых работ в связи с увеличением цен на строительные ресурсы в порядке, установленном Постановлением N 1315.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 1315 изменение существенных условий контракта осуществляется путем заключения заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) соглашения об изменении условий контракта на основании поступившего заказчику в письменной форме предложения поставщика (подрядчика, исполнителя) об изменении существенных условий контракта в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении такого контракта, с приложением информации и документов, обосновывающих такое предложение; контракт заключен до 31.12.2022 и обязательства по нему на дату заключения соглашения об изменении условий контракта не исполнены.
Размер изменения (увеличения) цены контракта определяется в порядке, установленном приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, а цены контракта, размер которой составляет или превышает 100 млн. рублей, - по результатам повторной государственной экспертизы проектной документации, проводимой в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объекта капитального строительства, проведения работ по сохранению объектов культурного наследия в соответствии с пунктом 45(14) Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" (в редакции настоящего постановления).
Порядок изменения (увеличения) цены контракта на основании Постановления N 1315 установлен пунктами 14, 14.1 - 14.6 Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23.12.2019 N 841/пр (далее - Методика).
Согласно пункту 14 Методики в связи с существенным увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы поставки подрядчика (далее - существенное возрастание стоимости строительных ресурсов поставки подрядчика) внесение изменений в смету контракта осуществляется в порядке, предусмотренном абзацем вторым настоящего пункта и пунктами 14.1 - 14.6 Методики, при условии, если контракт заключен до 31.12.2022 и обязательства по нему на дату заключения соглашения об изменении условий контракта не исполнены, существенное возрастание стоимости строительных ресурсов поставки подрядчика не приводит к увеличению цены контракта более чем на 30 процентов, физические объемы работ, конструктивные, организационно-технологические и другие решения не изменяются.
Из приведенного правового регулирования следует, что действующие законы и подзаконные нормативные акты допускают изменение цены контракта в связи с существенным удорожанием строительных материалов, в том числе в судебном порядке. При этом определен механизм расчета новой цены, который отвечает как цели предотвращения значительных убытков на стороне подрядчиков (и как следствие, банкротства последних и неисполнение договоров), так и цели максимально рационального расходования бюджетных средств.
Доводы Фонда развития территорий относительно рекомендательного характера предписания пунктов 5 Постановления N 680 и пункта 4 Постановления N 1315 о применении механизма изменения (увеличения) цены контракта в связи с увеличением цен на строительные ресурсы в отношении внесения таких изменений в договор, заключенный по результатам закупки в соответствии с Законом о закупках, а также Методики обоснованно отклонены судами.
Как неоднократно указывалось Верховным Судом Российской Федерации (определения Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2021 N 305-ЭС20-24221, от 11.07.2018 N 305-ЭС17-7240), часть 1 статьи 2 Закона о закупках, а также регламентируемые нормами ГК РФ организационно-правовые формы и правовой статус лиц, являющихся субъектами отношений закупки, регулируемой Законом о закупках, и определенных нормами частей 2, 5 статьи 1 названного закона, свидетельствуют о воле законодателя на регулирование спорных отношений в целом как гражданско-правовых, то есть основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников (пункт 1 статьи 2 ГК РФ).
Цели правового регулирования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и Закона о закупках, в силу прямого на то в них указания, нельзя назвать аналогичными, в случае осуществления закупок для государственных или муниципальных нужд основополагающим является эффективное, зачастую экономное расходование бюджетных средств, а при закупках отдельными видами юридических лиц - эффективное удовлетворение потребностей самого заказчика, который самостоятельно устанавливает правила осуществления им закупок, утверждая соответствующее положение о закупках, определяя виды конкурентных процедур, критерии отбора.
Учитывая, что в настоящем случае исполнение договора на выполнение комплекса работ по завершению строительства объекта осуществляется за счет бюджетных средств, принятые Правительством Российской Федерации в рамках предоставленных полномочий нормативные правовые акты, устанавливающие возможность и механизм изменения (увеличения) цены контракта в связи с увеличением цен на строительные ресурсы, при рекомендации уполномоченного органа применять данный механизм юридическим лицам, осуществляющим закупки в соответствии с Законом о закупках, правомерно применены судами.
Доводы кассационной жалобы о неверном применении судами статьи 451 ГК РФ, недоказанности факта существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора и невозможности завершения строительства без изменения условий договора, о неосмотрительности подрядчика при заключении договора, который, являясь профессиональным участником рынка строительных услуг мог и должен был предвидеть рост цен на строительные материалы, учитывая, что рынок строительных материалов уже подвергся значительному удорожанию, возможности закупки материалов на произведенное по договору авансирование, подлежат отклонению.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе договор, положительные заключения государственной экспертизы ГБУ НСО "Государственная вневедомственная экспертиза Новосибирской области" от 26.07.2023 N 54-1-1-2-043332-2023 и от 16.08.2023 N 54-1-1-2-047998-2023, установив, что заключенный в 2022 году договор, цена которого превышает 100 млн. руб., не исполнен в полном объеме на момент рассмотрения спора, констатировав, что в 2021-2022 годах имел место существенный рост стоимости строительных ресурсов, данные обстоятельства подрядчик объективно не мог предвидеть при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру договора и условиям оборота, а цена договора определена на основании сметной документации, подготовленной в 2021 году, рассчитанный обществом коэффициент удорожания (корректировочный) в размере 1,1885 подтвержден положительными заключениями повторной государственной экспертизы, при этом существенное возрастание стоимости строительных ресурсов поставки подрядчика не приводит к увеличению цены договора более чем на 30 процентов, физические объемы работ, конструктивные, организационно-технологические и другие решения не изменяются, признав, что сохранение условий договора (в части цены) нарушает соотношение имущественных интересов сторон и создает риск возникновения неблагоприятных последствий для сторон договора и непосредственных выгодоприобретателей - граждан - инвесторов строительства, суды пришли к обоснованному выводу о доказанности истцом наличия совокупности условий, необходимых для применения предусмотренного Постановлением N 1315 механизма изменения (увеличения) цены контракта в связи с увеличением цен на строительные ресурсы.
Доводы ООО СК "СВК" и Фонда развития территорий о необоснованности произведенного судом апелляционной инстанции расчета новой цены договора судом округа отклоняются.
Согласно пункту 14.2 Методики осуществляется расчет коэффициента корректировки цены контракта (Ккор), учитывающий рост стоимости работ, вызванный существенным возрастанием стоимости строительных ресурсов, который невозможно было предвидеть при заключении контракта. Коэффициент корректировки цены контракта (Ккор) распространяется на остатки работ, подлежащих выполнению в рамках исполнения контракта. Стоимость работ, выполненных подрядчиком и оплаченных заказчиком в 2021 - 2022 годах до даты выполнения расчета, а также стоимость работ, выполненных подрядчиком и оплаченных заказчиком от даты выполнения расчета до даты заключения дополнительного соглашения об изменении цены контракта, подлежит корректировке.
Суд апелляционной инстанции обоснованно согласился с позицией Фонда НСО о необходимости корректировки расчета новой цены договора с учетом положений Методики, не предусматривающей изменение стоимости работ с 01.01.2023 до даты представления расчета (если расчет предоставлен в 2023 году), в том числе исходя из разъяснений уполномоченного в сфере строительства государственного органа исполнительной власти - Минстроя России, данных в письмах от 18.10.2023 N 64206-АВ/09, от 13.12.2023 N 33841-ОГ/09.
Судом апелляционной инстанции верно определена дата предоставления расчета как 02.06.2023, исходя из прямого указания в пункте 14.1 Методики, что под датой предоставления расчета понимается дата предоставления расчетных и обосновывающих документов подрядчиком заказчику, перечень которых приведен в Методике, и включает: а) в уровне цен на дату заключения контракта: коммерческие предложения, прайс-листы, данные торговых площадок, договоры поставки идентичных строительных материалов и (или) оборудования, заключенные для исполнения иных контрактов (при условии соответствия даты, указанной в таких документах, дате заключения контракта с возможным отклонением не более 30 календарных дней), использованные в том числе при определении начальной (максимальной) цены контракта и формировании проекта сметы контракта, а также договоры поставки, заключенные до существенного возрастания стоимости идентичных строительных материалов и (или) оборудования, данные бухгалтерской отчетности и иные документы; б) в уровне цен на дату проведения расчета: коммерческие предложения, прайс-листы, договоры поставки идентичных строительных материалов и (или) оборудования, заключенные для исполнения иных контрактов, данные торговых площадок и иные документы. При расчете показателя Цнов, необходимого для дальнейшего расчета коэффициента корректировки цены контракта (Ккор), используется информация о фактической цене приобретения строительных материалов и (или) оборудования, принятых в сметной документации по фактической стоимости на основании договоров поставки, прейскурантов, коммерческих предложений, прайс-листов, в случае, если такое решение принято заказчиком.
Таким образом, расчет должен производится в соответствии с Методикой N 841/пр и корректировочный коэффициент устанавливаться в соответствии с указанным в ней алгоритмом.
Поскольку ООО СК "СВК" с сопроводительным письмом от 10.03.2023 представило в Фонд НСО расчет, не основанный на положениях Методики, с применением иного коэффициента удорожания (1.1715), а также без полного комплекта обосновывающих документов, которые требуются в соответствии с Методикой, суд апелляционной инстанции обоснованно определил дату предоставления расчета с момента представления всех расчетных и обосновывающих документов (02.06.2023), признав произведенный Фондом НСО расчет новой цены договора в размере 323 867 373 руб. 56 коп. верным.
При этом позиция Фонда развития территорий относительно не подтверждения обществом реального удорожания строительных материалов не соответствует вышеприведенному регулированию, учитывая, что проектно-сметная документация с измененной ценой получила положительное заключение повторной государственной экспертизы.
В этой связи, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, у судов имелись основания для вывода о возможности изменения условий договора о цене по требованию общества, с учетом корректировки судом апелляционной инстанции новой цены договора.
Несогласие заявителей жалоб с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование применительно к обстоятельствам дела положений закона не свидетельствуют о нарушениях судами норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы Фонда развития территорий о том, что судами не учтены нормативные положения, регулирующие порядок принятия и реализации решения о финансировании мероприятий по завершению строительства объекта незавершенного строительства, который предусматривает изменение объема финансовой помощи только путем заключения между компанией и Фондом НСО дополнительных соглашений к соглашению о финансировании, об установленном окончательном лимите бюджетных обязательств на завершение строительства объекта, о том, что денежные средства из федерального бюджета на 2024 год на программу по восстановлению прав граждан - участников долевого строительства Фонду защиты территорий не выделены, о возложении дополнительной нагрузки на бюджеты федерального и регионального уровней в связи с изменением условия договора о цене, являлись предметом исследования судов и мотивированно отклонены.
Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы кассационной жалобы, исходит из того, что целью передачи специализированному фонду объекта незавершенного строительства является, прежде всего, защита права граждан, вступивших в правоотношение для удовлетворения своих личных потребностей, то есть для строительства жилых помещений.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях от 21.07.2022 N 34-П, от 22.06.2017 N 16-П, с жилым помещением связаны не только конституционно значимые имущественные интересы гражданина, но и гарантии права на жилище, закрепленные статьей 40 Конституции Российской Федерации.
При этом гарантированность права на жилище при участии в долевом строительстве, в силу значимости жилища для граждан, является важным фактором доверия к действиям публичной власти, так как, несмотря на частноправовой характер соответствующих отношений, возникновение тяжелой жизненной ситуации вследствие неисполнения застройщиком обязательств дает основания для упрека в недостаточном принятии государством мер для защиты интересов граждан.
Федеральный закон от 26.10.2022 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" предусматривает возможность приобретения Фондом развития территорий или соответствующими фондами субъектов Российской Федерации прав застройщика-банкрота на земельный участок с находящимися на нем объектами незавершенного строительства для завершения строительства этих проблемных объектов, что в целом направлено на защиту прав граждан применительно к жилищному строительству.
В свою очередь, Федеральный закон от 29.07.2017 N 218-ФЗ "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определяет порядок создания, правовое положение, цели деятельности, функции, полномочия и порядок управления деятельностью Фонда, который представляет собой унитарную некоммерческую организацию, созданную для осуществления функций и полномочий публично-правового характера, предусмотренных данным Федеральным законом. Учредителем Фонда является Российская Федерация, а к целям его деятельности относится в том числе содействие реализации государственной жилищной политики, направленной на повышение гарантий защиты прав и законных интересов граждан - участников строительства (статьи 2 и 3 данного Федерального закона). Имущество Фонда формируется за счет имущественных взносов Российской Федерации, имущества юридических лиц, правопреемником которых он является, компенсационного фонда, а также имущества, приобретенного за счет имущественных взносов Российской Федерации, инвестирования временно свободных средств, добровольных имущественных взносов, в том числе публично-правовых образований, доходов, полученных Фондом от своей деятельности, и иных не запрещенных законом поступлений (статья 4 данного Федерального закона).
Соответствующие региональные фонды создаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации исходя из тех же целей деятельности и принципов формирования. По существу, эти фонды выступают организационно-правовой формой использования публичных финансовых ресурсов для содействия в разрешении ситуаций, возникающих при банкротстве застройщиков и характеризуемых рисками нарушения прежде всего прав граждан - участников долевого строительства, приобретающих жилые помещения.
Учитывая социальное предназначение такого рода фондов, состоящее прежде всего в удовлетворении потребности граждан в жилье, именно завершение строительства новым застройщиком и передача этим новым застройщиком участникам долевого строительства помещений в доме является приоритетной целью, для достижения которой, в условиях доказанности существенного роста стоимости строительных ресурсов в 2021-2022 годах, государством и предусмотрен механизм изменения (увеличения) цены контрактов (договоров).
Ссылки заявителя кассационной жалобы на судебную практику судом округа отклоняются, поскольку обстоятельства приведенных им дел не аналогичны обстоятельствам по рассматриваемому делу.
Таким образом, поскольку суд округа не усмотрел нарушения судами норм материального и (или) процессуального права, а также несоответствия выводов, изложенных в судебных актах, фактическим обстоятельствам дела, кассационные жалобы признаются полностью необоснованными. Поскольку апелляционным судом изменено решение суда первой инстанции, а Фондом развития территорий обжалуются решение и постановление, с учетом положений пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ оставлению в силе подлежит постановление суда апелляционной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационных жалоб относятся на их заявителей.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 31.03.2024 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-25017/2023 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Э.В. Ткаченко |
Судьи |
А.Н. Курындина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал обоснованным изменение цены договора на выполнение строительно-монтажных работ в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы. Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, а апелляционный суд скорректировал расчет новой цены, подтвердив необходимость применения механизма изменения условий контракта согласно действующему законодательству и методическим рекомендациям.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 августа 2024 г. N Ф04-2306/24 по делу N А45-25017/2023